Лондонская фондовая биржа: история, современное состояние и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:32, реферат

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение истории, современного состояния и перспектив развития Лондонской фондовой биржи. В работе были поставлены задачи:
изучение рынка ценных бумаг Великобритании;
изучение истории Лондонской фондовой биржи;
изучение современного состояния Лондонской фондовой биржи;
изучение различных взаимосвязанных и взаимодополняющих информационно-технологических систем ведения торгов и заключения сделок.

Содержание

Введение 3
Глава 1: Рынок ценных бумаг Великобритании. 3
1.1 Структура рынка 3
1.2. Обращение ценных бумаг 3
1.3. Биржевой фондовый рынок 3
Глава 2: Лондонская фондовая биржа 3
2.1 Шкура неубитого медведя и закон о мыльных пузырях 3
2.2 Новый Джонатан и железнодорожная мания 3
2.3 Большой взрыв и торги без шума 3
2.4 Интересы глобализации и достояние нации 3
2.5. Лондонская биржа: сегодняшний день. 3
Заключение 3
Список литературы 3

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

 

 

Глава 2: Лондонская фондовая биржа

2.1 Шкура неубитого медведя и закон о мыльных пузырях

 

В XVI веке общепризнанным центром торговли и кредита стал Амстердам, который сконцентрировал в своем порту 60% всех мировых грузовых перевозок. Первая амстердамская товарно-сырьевая биржа была образована в 1530 году, несколько десятилетий спустя на ней была зарегистрирована первая в мире сделка с акциями промышленной компании, в 1602 году в голландской столице открылся первый самостоятельный фондовый рынок, на котором в конце того же XVII века начали продавать не только акции, но и производные ценные бумаги, именуемые сегодня фьючерсами и опционами.      

Великобритания, издавна  считавшая себя самой могущественной и индустриально развитой державой, наблюдала тогда за экономическими успехами и растущим богатством Нидерландов. В 1566 году видный лондонский торговец и придворный финансист Томас Грэшем получил разрешение на строительство в столице первой британской биржи. Биржа была названа Королевской. Сооружалась она по голландскому образцу и была открыта в 1571 году. Англичане чрезвычайно быстро освоили методику фламандской биржевой торговли и очень скоро стали конкурировать с Нидерландами, активно перетягивая на свою сторону значительную часть направлявшихся туда товарных и финансовых потоков.

Основанная как товарно-сырьевая, Королевская биржа в Лондоне продолжала оставаться таковой более ста лет, но с 1695 года на ней начали проводиться сделки с государственными долговыми обязательствами и акциями английских и голландских компаний. Рынок ценных бумаг развивался стремительно, и уже через три года ему стало тесно во внутреннем дворе биржи. Кроме того, громкий шум и назойливость, присущие деятельности брокеров этого рынка, пришлись не по душе чопорному руководству биржи, и в 1698 году по специальному указу всем торговцам ценными бумагами был закрыт доступ на Королевскую биржу за их «недостойное поведение». Лишившись таким образом постоянного места работы, биржевые маклеры стали собираться в помещении Ост-Индской компании, фирмы Hudson Bay, других акционерных обществ, но чаще всего — во всевозможных кофейнях, расположенных на прилегающих к Королевской бирже улицах.

Со временем в качестве основного центра таких собраний была избрана кофейня «У Джонатана», где в определенные дни встречались  до полутора сотен брокеров, чтобы поторговаться, провести взаиморасчеты, подсчитать свои прибыли, убытки и комиссионные. К брокерам присоединялись и представители другой категории маклеров, именовавшиеся джобберами, — их отличие состояло в том, что они не получали комиссионных отчислений, а совершали сделки за свой счет и зарабатывали на разнице между ценой покупки и продажи. Постепенно за процедурами происходящих в кофейне расчетов закрепилось англоязычное название «клиринг», а позднее при Лондонской фондовой бирже была сформирована клиринговая палата. За кофейными столиками «У Джонатана» появилось и множество других специальных терминов. К примеру, именно там агрессивных сторонников повышения рыночных цен впервые окрестили «быками» (очевидно, за их упорство, решительность и безоглядное стремление к наращиванию разнообразных «весовых показателей»), а не менее агрессивных игроков на понижение — «медведями» (видимо, следуя известной пословице «не продавай шкуру неубитого медведя»).

К концу первого десятилетия XVIII века, когда на фондовом рынке  Лондона уже котировались ценные бумаги многих десятков акционерных компаний, некоторые из них стали закладывать в основу своего преуспевания финансово-биржевые спекуляции и аферы. Появилась угроза дальнейшему существованию фондового рынка страны, вследствие чего, британский парламент летом 1720 года вынужден был принять специальный Акт о Королевской бирже и Лондонской страховой корпорации (позднее получивший название «закона о мыльных пузырях»), согласно которому вводилась обязательная государственная регистрация всех акционерных обществ, а деятельность и обращение ценных бумаг незарегистрированных компаний объявлялись противозаконными.

2.2 Новый Джонатан и железнодорожная мания

 

В 1748 году сильнейший пожар уничтожил  большую часть домов вокруг Королевской биржи, включая и все окрестные кофейни во главе со старым «Джонатаном». Только к 1773 году было возведено здание «Нового Джонатана», на первом этаже которого располагался торговый зал, а на втором — ресторан с кофейней. Следует заметить, что именно в отношении этого здания впервые в мировой истории было использовано определение «фондовой биржи» (stock exchange). А продолжавшая функционировать по соседству Королевская товарная биржа просуществовала еще полтораста лет и была упразднена в 1923 году.

Едва открывшись, «Новый Джонатан» сразу же заработал  с максимальной интенсивностью: последняя четверть XVIII столетия ознаменовалась чрезвычайно бурным развитием английской экономики, предвещавшим наступление века XIX — периода расцвета Британской империи. Все это время Лондонская фондовая биржа росла, увеличивая количество торгуемых ценных бумаг и проводимых сделок, расширяя круг зарегистрированных компаний и представляющих их агентов, повышая показатели объема продаж и получаемой прибыли. Одним из результатов этого роста стало вселение финансового учреждения под названием London Stock Exchange (LSE) в новое и поистине громадное для той поры здание на Кейпл-корт, которое было возведено в рекордно короткий срок — всего за несколько месяцев. Открытие этого здания состоялось в 1802 году, а годом ранее произошло еще более важное событие: фондовый рынок был радикальным образом реформирован, и отныне полноправными участниками торгов могли считаться только официально зарегистрированные брокеры и джобберы — иными словами, LSE стала первой в мире регулируемой биржей, которая десять лет спустя обзавелась и собственным систематизированным уставом (Deed of Settlement), получившим статус свода государственных законов о финансово-инвестиционной деятельности. Участники и владельцы биржи обладали рычагами воздействия друг на друга: управляющие устанавливали размер членских взносов, условия и время торгов, а члены биржи определяли, кто может стать новым участником биржи.

В 1845 году началась очередная  биржевая лихорадка, прозванная брокерами «железнодорожной манией»: промышленно-транспортный бум привел к дальнейшему увеличению числа участников торгов, благо достаточно эффективная система управления биржей способствовала этому и позволяла оперативно вводить в действие новые методы торговли. Однако эти нововведения требовали немалых затрат, и собственники Лондонской биржи принялись повышать размер членского взноса. В ответ на это участники торгов потребовали себе большей доли участия в управлении. Итогом конфликта интересов стало реструктурирование собственности биржи, процесс которого завершился к 1876 году. Теперь все новые участники торгов были обязаны быть акционерами биржи. Первая мировая война круто изменила в наихудшую сторону внешнеэкономические условия существования Британской империи, которые до этого только благоприятствовали ей и содействовали ее преуспеванию. На ведущие роли в мировом хозяйстве начинают выходить Соединенные Штаты Америки и Нью-Йоркская фондовая биржа.

В 20–30-е годы прошлого столетия правила Лондонской фондовой биржи, разработанные для стабилизации ситуации на рынке в военное время, стали использоваться ее участниками для снижения конкуренции на торговой площадке и создания для себя более мягких условий. Для этой цели применялись ограничения доступа на биржу, минимальные уровни комиссии и другие средства. Это, безусловно, препятствовало привлечению инвестиций в британскую промышленность. Однако главной причиной непрекращающихся проблем национальной экономики стала потеря Лондоном роли ведущего посредника на мировом фондовом рынке и огромный государственный долг, вынуждавший правительство повышать налоги и тормозить развитие большинства индустриальных отраслей.

После окончания Второй мировой войны и в начале второй половины ХХ века Старый Свет, по праву считающийся родиной биржевой торговли и взрастивший на своей территории десятки инвестиционных центров с долгой и славной историей, утратил все основания гордиться своей ролью на трансконтинентальном рынке капиталов. В тот период один лишь Лондон можно было отнести к ведущим столицам финансового мира, но и он с трудом выдерживал конкуренцию с Нью-Йорком и Токио. А потому неудивительно, что принятый руководством London Stock Exchange стратегический план развития, реконструкции и переоснащения биржи поначалу реализовывался с огромным трудом, и до его полномасштабного осуществления дело дошло только к середине 60-х годов.

Но как бы то ни было, а в 1972 году было завершено строительство  «Биржевой башни»- 26-этажная башня, к переезду в которую был приурочен первый этап автоматизации и электронизации деятельности LSE. Сначала была введена в строй автоматизированная служба информации о рыночных ценах: 22-канальная внутренняя телевизионная система, передающая данные о курсах 700 с лишним различных ценных бумаг и деятельности более чем 200 брокерских и банковских контор. Затем начала функционировать и внутренняя сеть телефонной связи между фирмами — членами биржи. И уже следующим этапом этого процесса стало внедрение электронной документарной системы TALISMAN (Transfer Accounting Lodgement of Investors, Stock Management for principals), позволившей автоматизировать расчеты по всем проходящим на бирже торговым операциям. Только в 2004 году Лондонская фондовая биржа была перемещена из  26-ти этажной «Биржевой башни»  в новый комплекс зданий на Парернрстер-сквер

2.3 Большой взрыв и торги без шума

 

Но все-таки по-настоящему революционное событие в жизни  Лондонской биржи, да и всей глобальной финансовой системы в целом произошло позднее: 27 октября 1986 года были утверждены кардинальные изменения правил биржевой торговли, существенно расширившие ее возможности и многократно повысившие ее эффективность в качестве основного механизма международного рынка капиталов. В летопись мировой экономики это событие не случайно вошло под названием «большого взрыва» (Big Bang). Суть принятых изменений заключалась в принципиальном дерегулировании всей биржевой деятельности. А основные пункты запланированной реформы предусматривали предоставление банкам, страховым обществам и зарубежным компаниям, занимающимся торговлей ценными бумагами, права становиться членами биржи и приобретать участие в ее работе; отмену шкалы комиссионных сборов и разрешение устанавливать комиссионные путем переговоров; отказ от деления членов биржи на брокеров и джобберов (то есть разрешение всем фирмам-участницам покупать и продавать акции от своего имени и выступать в качестве маркет-мейкеров, постоянно котирующих цены продавца и покупателя и вступающих в сделки без посредничества); а также введение электронной системы организации и регистрации сделок, которая должна заменить традиционную систему торгов в операционном зале.

Поскольку одним из ключевых пунктов реформирования LSE стала  полная замена привычной системы  ведения торгов и заключения сделок на электронную, едва ли не основным следствием «большого взрыва» явилась целая череда разработок и внедрений в деятельность биржи различных взаимосвязанных и взаимодополняющих информационно-технологических систем. Функции базового элемента этой многоэтажной информационно- технологической структуры были возложены на SEAQ — автоматизированную систему регистрации цен, зафиксированных в сделках с ценными бумагами. В ноябре 1992 года была сдана в эксплуатацию биржевая система альтернативных сделок SEATS, посредством которой начали проводиться операции с менее ликвидными бумагами. В 1995 году вступила в строй электронная система автоматизированной купли-продажи ценных бумаг SAЕF, позволяющая брокерам оперировать на бирже через разветвленную сеть компьютерных терминалов. А еще через два года была введена в действие самая продуктивная во всей этой серии регистрационная система SETS, на которую были переведены все операции с ценными бумагами самых крупных и значительных корпораций. Одновременно с этим прослужившая без малого 20 лет расчетная система TALISMAN была заменена более современной и производительной системой CREST.

Эффективность тотальной  электронизации и компьютеризации  Лондонской фондовой биржи проявилась на удивление быстро и получила свое подтверждение в абсолютно объективном улучшении всех ее показателей — от повышения скорости выполнения биржевых процедур и упрощения работы брокеров при заключении сделок до расширения круга корпоративных членов London Stock Exchange и увеличения объема происходящих на ней торгов.

Однако любое техническое  решение и любой программно-аппаратный комплекс имеет свойство устаревать, и уже в первой половине текущего десятилетия перед руководством Лондонской биржи встала задача коренной модернизации существующего информационно – технологического хозяйства. Для обеспечения своего дальнейшего развития бирже была необходима новая масштабируемая высокопроизводительная информационная система.

Система Infolect, созданная  и эксплуатируемая при содействии корпораций Microsoft, Hewlett-Packard и Accenture и запущенная в сентябре 2005 года, обеспечила Лондонской бирже беспрецедентную скорость обработки данных, уменьшив задержки в 15 раз и сократив их до 2 миллисекунд. «Система Infolect способна в режиме реального времени поддерживать связь со 100 000 терминалов в 100 странах мира и обрабатывать за день 20 миллионов сообщений», — констатирует ИТ-директор London Stock Exchange Дэвид Лестер. — Архитектура Infolect, в основе которой лежит система iBus, поддерживает конфигурацию со всеми активными узлами, где ключевые компоненты дублируются многими информационными центрами, чтобы обеспечить распространение нужных данных по всему миру». [9, c.28 ]

31 марта 2007 г. London Stock Exchange Group plc завершила 2006 финансовый год с заметным увеличением показателей по всем основным статьям своей экономической деятельности. В частности, именно в этом финансовом году Лондонская фондовая биржа впервые в своей истории вышла на первое место в мире по объему совершенных IPO, который достиг 51,2 млрд. долларов (для сравнения – аналогичный показатель Гонконгской биржи составил 41,3 млрд., а NYSE – только 29,2 млрд. долларов). [9, c.29]

2.4 Интересы глобализации и достояние нации

 

Параллельно с технико-технологическим  переоснащением Лондонской фондовой биржи  шло и ее организационное реформирование. В 1991 году входящая в ее структуру Ассоциация ценных бумаг объединяется с Ассоциацией брокеров и дилеров, образуя Администрацию по операциям с ценными бумагами и фьючерсами (саморегулирующуюся организацию, подотчетную правлению биржи), а существовавший прежде правительственный совет по управлению фондовой биржей уступает место совету директоров биржи, формируемому из представителей руководства London Stock Exchange, ее ведущих акционеров и наиболее влиятельных участников торгов. В 1995 году фондовый рынок LSE подразделяется на две торговые площадки: помимо основного рынка (Main Market) создается альтернативный (Alternative Investment Market, AIM), на котором организуется торговля ценными бумагами наиболее перспективных и быстрорастущих компаний среднего бизнеса. А 24 января 2000 года 13 членов совета директоров Лондонской биржи приняли поистине сенсационное решение: впервые за всю многолетнюю историю существования этой высокочтимой организации ее генеральным директором была назначена женщина — Клара Ферс, имеющая, правда, почти 20-летний опыт руководящей работы в крупных структурах европейского финансового бизнеса, в том числе и в должности заместителя председателя Лондонской международной биржи финансовых фьючерсов и опционов (LIFFE). По ее инициативе и под ее руководством LSE уже в следующем, 2001 году была преобразована в открытое акционерное общество London Stock Exchange Public Limited Company. Однако самым серьезным испытанием, которое г-же Ферс удалось выдержать на посту главы крупнейшей в Европе биржевой корпорации, следует все же считать противоборство иностранным конкурентам, вот уже несколько лет подряд пытающимся приобрести Лондонскую биржу.

Информация о работе Лондонская фондовая биржа: история, современное состояние и перспективы развития