Лизинг в хозяйственной практике Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение организации и управления лизинговыми операциями в РБ и разработка мероприятий повышения их эффективности.
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:
- особенности лизинговой деятельности;

Содержание

одержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты лизинга 5
1.1. Сущность, функции, преимущества лизинга 5
1.2. Объекты и субъекты лизинга, виды лизинговых сделок 7
1.3. Понятие договора лизинга, его условия 12
1.4. Порядок осуществления лизинговой операции в банке 14
2. Развитие лизинговых услуг 16
2.1. Обзор рынка лизинговых услуг Республики Беларусь 16
2.2. Мировая практика применения лизинга 20
3. Проблемы рынка лизинговых услуг и пути их решения 23
3.1. Проблемы на внутреннем рынке лизинга……………………….......23
3.2. Лизинг как источник финансирования инновационной деятельности
промышленных предприятий РБ ……………………………………...….…24
3.3.Создание лизинговой биржи в Беларуси ..……………………………..25
Заключение 28
Список использованных источников 30
Приложение А «Виды лизинга» 31
Приложение Б «Критерии отличия оперативного и финансового лизинга» 32
Приложение В «Договор финансовой аренды (лизинга)» 33
Приложение Г «Объем лизинговых операций в разбивке по операторам рынка» 40
Приложение Д «Структура рынка лизинговых услуг по видам объектов лизинга в 2009 году» 41
Приложение Е «Источники рефинансирования лизинговых компаний» 42

Работа содержит 1 файл

Лизинг.doc

— 388.50 Кб (Скачать)

В 70-е годы финансовый лизинг начинает развиваться на рынках Южной Америки, Азии и Африки. Восьмидесятые годы отмечены принятием концепции финансового лизинга практически во всем мире. За последние 25 лет ежегодный объем лизинговых операций в мире вырос в 10 раз и в 2007 году составил около 540 млрд долларов, при этом на США и Канаду приходится 41%, на Азию – 28%, на Европу – 19% [14].

Всего в Западной Европе через лизинг в настоящее время осуществляется более 20% инвестиций в производственные фонды. При этом до 80% лизингового бизнеса Западной Европы приходится на Великобританию, Германию, Италию и Францию. Переход на рыночное развитие Венгрии, Чехии, Словакии и других стран Восточной Европы, а также стран СНГ открыли новые возможности для лизингового бизнеса.

Рынок лизинговых услуг в США превосходит страны Западной Европы, а тем более Восточной Европы и СНГ как по масштабам, так и по уровню развития. Широкое использование лизинга в США, да и в развитых странах Западной Европы, объясняется более благоприятными экономическими условиями, поскольку в этих странах осуществляется значительная поддержка предпринимательского бизнеса, который в основном и развивается за счет инвестиций через лизинговый механизм.

Некоторые страны Западной Европы (Великобритания, Германия, Дания) не принимали специального законодательства по лизингу, а реализуют его в рамках обычного коммерческого права, в то время как Франция, Португалия, Швеция имеют специальное законодательство, где указаны в основном права лизингодателя и лизингополучателя, их взаимоотношения с производителями имущества, сдаваемого в лизинг.

Лизинг как специфическая форма экономических отношений отражается в юридическом документе, где оговариваются необходимые поручения, право доверительной собственности, договор о купле-продаже и др.

Государственное регулирование лизинговой деятельности в каждой стране имеет свои особенности. Там, где лизинг является специфической функцией банков (Италия, Франция), государственные органы не только регулируют банковскую деятельность, но и осуществляют контроль над лизингом. В Великобритании, Германии банки контролируют лишь за ту часть лизинговых операций, которая проводится подведомственными им структурами. Во Франции вся лизинговая деятельность строго регулируется со стороны государства наравне с банками. В других странах управление лизинговой деятельностью по сравнению с банковскими операциями значительно упрощено.

Законодательствами Италии, США, Франции предусмотрены специальные требования к лизинговому механизму. Лизинговые соглашения подлежат регистрации в судебных органах с целью оповещения определенного круга лиц, предусмотренного законодательством, о собственнике имущества, передаваемого в лизинг, и др.

В Великобритании, Германии, Дании, Нидерландах лизинговая деятельность, как правило, не регулируется и не ограничивается [13].

Как показывает опыт, специфическое законодательство не является определяющим для развития лизинга, доминируют макроэкономические условия страны, государственная поддержка инвестиционной деятельности и лизинга как важной ее формы. Наиболее благоприятные условия для лизингового рынка созданы в Великобритании, Германии, Ирландии, Норвегии, США. Так, например, в Ирландии для стимулирования лизинга лизинговым компаниям предоставляются государственные субсидии, возможность использовать ускоренный режим амортизации и другие льготы, что благотворно сказалось на лизинговом рынке. В результате Ирландия стала мировым центром лизинга самолетов, в стране функционирует Международный центр по оказанию финансовых услуг и др.

Существуют страны, где развитию лизинга препятствуют некоторые ограничения. Например, в Греции запрещен лизинг недвижимости, а также грузового автотранспорта и автобусов, тормозом являются и нормы амортизации, которые регулируются государством.

Заключение лизингового соглашения на длительный срок позволяет возмещать стоимость имущества, а также обеспечивает возможность для опциона. Такой подход к учету лизинговых операций наиболее реально отражает в финансовой отчетности сущность обязательств и активов обеих сторон лизинговой сделки, и дает возможность обоснованно начислять налоги.

В настоящее время на рынке лизинговых услуг участвует около 100 стран мира, половина из которых – развивающиеся, где лизинг идет ускоренными темпами, особенно в сегментах промышленного оборудования, транспортных средств и др. Расширение лизингового рынка является объективным фактом при интернационализации производства и финансовой сферы. Как известно, лизинговый рынок дает возможность импортировать оборудование многим странам с весьма ограниченными ресурсами. Лизинг более надежен при выполнении финансовых обязательств, чем другие формы инвестиций. Он не только облегчает инвестирование импорта промышленного оборудования, но и позволяет обеспечить передачу технологий из промышленно развитых стран в развивающиеся.

Поскольку лизинг способствует активизации инвестиционных процессов, росту объемов производства, развитию здоровой конкуренции, он всячески поддерживается Всемирным Банком, Европейским банком реконструкции и развития, Комиссией Евросоюза, Европейской экономической комиссией и другими международными структурами [14].

 

Вывод: что касается деятельности операторов, осуществляющих лизинговую деятельность на территории Республики Беларусь, то по общему объёму операций преобладает деятельность коммерческих банков, занимающихся кроме своих основных операций операциями, связанными с лизинговой деятельностью (178864,8 млн. руб.) Спектр лизинговых компаний довольно широк. Крупные компании располагаются не только в столице, а также и в областных центрах (Бресте, Витебске). Объём лизинговых операций, осуществляемых данными компаниями составляет 109981,8 млн. руб. Среди самых крупных лизинговых компаний можно выделить следующие: ООО «Лизингинтеринвест» - 17786.ю3 млн. руб; ЛЧУП «Приорлизинг» - 16081,1 млн. руб.; ЗАО «Промстройинвест» - 14008,2 млн. руб. Объём операций данных компаний имеет весомую долю в общем объёме по республике. Что касается именно банков, активно осуществляющих лизинговую деятельность, то два банка (АСБ «Беларусбанк» и ОАО «Белагропромбанк») контролируют от 39% до 56,5% предоставляемых кредитов (не включая кредиты населения, 98% которых приходится на долю Беларусбанк).

Проанализировав структуру рынка лизинговых услуг, можно сделать вывод, что наибольшую долю занимает производственное оборудование (42,8%), а затем уже другие виды оборудования и виды транспорта. Данный факт очевиден, ведь с отраслевой структуре народного хозяйства промышленность занимает наибольший удельный вес, а транспорт – наименьший, поэтому и обновлять основные фонды приходится гораздо чаще, чем транспортные средства, используемые транспортными и иными предприятиями.

Глава 3.

Проблемы рынка лизинговых услуг и пути их решения

 

3.1. Проблемы на внутреннем рынке лизинговых услуг

 

На внутреннем рынке лизинговых услуг существует ряд проблем, сдерживающих его развитие и ограничивающих возможности реализации потенциала, заложенного в течение 14 лет формирования правовой базы, лизинга и деятельности предпринимателей Республики Беларусь в указанном секторе экономики, напрямую связанных с определенным несовершенством правовой базы.

Развитию лизинга в нашей стране препятствует ряд следующих серьезных факторов.

1. За рубежом термином “ лизинг ” называются отношения финансовой аренды сроком от 3-х лет. В нашей же стране не создан пока еще благоприятный климат для долгосрочных инвестиций. Необходимо принятия налогового законодательства, предоставляющего льготы банкам, покрывающие их риски, связанные с долгосрочным кредитованием.

2. Неразвитость инфраструктуры лизингового рынка. Инфраструктура, способствующая развитию лизинга в Республике Беларусь должна включать в себя более широкую сеть лизинговых компаний, специализированных консалтинговых фирм и соответствующую систему информационного обеспечения о предложениях лизинговых услуг. Неразвитость инфраструктуры (сложившихся механизмов финансирования, расчетов, минимизация рисков, эффективных маркетинговых и сбытовых структур и т. п.) предъявляет нереально высокие требования к руководителям и служащим лизинговых компаний.

3. Недостаток квалифицированных кадров для лизинговых компаний.

В заключение следует отметить, что для развития рынка лизинговых услуг недостаточно только создания прогрессивной нормативно-правовой базы. Необходимо еще проведение целенаправленной макроэкономической политики по реализации потенциала лизинга в экономике. Основная функция лизинга как инструмента экономической политики заключается в его использовании как средства активизации процесса обновления основного капитала через создаваемую органами экономического управления систему преференций, способствующих его развитию [15].

Почему в общем объеме инвестиций в Беларуси доля лизинга, несмотря на наличие прогрессивной нормативной базы, незначительна – не превышает, по оценкам ряда исследователей, 3%? В то же время в России лизинговый портфель составлял в 2003г. Более 3 млрд. USD США (порядка 10% от общего объема инвестиций), в Эстонии – 30% от общего объема инвестиций, в США – также порядка 30%.

Относительная невостребованность лизинга в нашей стране свидетельствует либо о несогласованности законотворческой деятельности различных министерств и ведомств, либо об отсутствии эффективного спроса на него со стороны субъектов хозяйствования вследствие недостаточно последовательного проведения реструктуризации экономики.

В экономически развитых странах при помощи лизинга решается задача стимулирования экономического роста путем ускоренного обновления основного капитала, сокращения продолжительности технологического цикла. Поэтому специфика лизинга как инструмента экономической политики, направленного на ускорение обновления основного капитала, заключается в следующем: лизинг успешно развивается в тех странах, где наблюдаются высокие темпы обновления основного капитала. Развитие лизинга – не самоцель, а, в конечном итоге, средство роста ВВП. В этой связи наметившаяся в последнее время тенденция к общему оздоровлению экономики, уменьшению числа убыточных предприятий может способствовать увеличению эффективного спроса на новые средства производства, а следовательно, усилению востребованности лизинга в нашей стране, что, в свою очередь, будет закладывать долгосрочные основы роста ВВП [2].

 

3.2. Лизинг как источник финансирования инновационной деятельности

промышленных предприятий РБ

 

В 2010 году завершается реализация государственной программы инновационного развития Республики Беларусь, в соответствии с которой доля новой продукции в общем объёме продукции промышленности к концу года должна составить не менее 19%, а доля инновационно активных предприятий должна превысить 25%.

В то же время завершается подготовка программы инновационного развития на 2011-2015 годы. Согласно этому документу доля инновационно активных предприятий в общем объёме промышленных предприятий в Беларуси к 2015 году планируется довести до 30,5%. В данной программе должно быть задействовано каждое предприятие Беларуси. В целях её выполнения необходимо обеспечить техническое перевооружение, глубокую модернизацию и освоение новых технологий с привлечением инвестиций в экономику страны.

На сегодняшний день около 50% из общего объёма инвестиций составляют собственные средства организаций, а также средства инновационных фондов. При этом зачастую отмечается невыполнение заданий по инновационным объектам. Причины этого – отсутствие ритмичного финансирования, неисполнение контрактных обязательств по поставкам оборудования (в связи с недостатком финансовых ресурсов или несвоевременным их предоставлением).

Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет все элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.

Лизинг помогает без отрицательных последствий изымать из оборота средства, необходимые для замены устаревшего оборудования. У предприятий есть возможность провести техническое перевооружение за счёт будущих доходов, существенно не ухудшая своё текущее финансовое положение.

Создание благоприятных условий развития лизинга должно стать приоритетным направлением деятельности государства, учитывая сложность выполнения задач, поставленных предприятиям госпрограммой инновационного развития.

С учётом накопленного опыта инвестирования инновационной деятельности в Республике Беларусь, предполагается, что значительная часть технического перевооружения, модернизация предприятий, предусмотренных госпрограммой, произойдёт посредством международного лизинга.

Международный лизинг предполагает перемещение через границу не только оборудования, но и других активов. В их число, прежде всего включаются технологии, обучение и повышение квалификации работников.

Для дальнейшего развития лизинговой деятельности в Республике Беларусь, привлечения инвестиций, необходимо предусмотреть дополнительные налоговые и таможенные льготы, в том числе: снижение или отмену таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость в отношении оборудования, ввозимого на территорию Республики Беларусь и являющегося объектом международного финансового лизинга, для производства новых видов продукции , имеющих приоритетное значение для развития экономики, не только для конкретных государственных предприятий, но и для всех предприятий, которые будут выпускать такую продукцию [3].

 

3.3. Создание лизинговой биржи в Беларуси

 

Лизинг в Беларуси ожидают кардинальные перемены: к 2011 году в республике предполагается создать биржу лизинговых услуг. Ее появление, как считают эксперты, позволит либерализировать рынок, сделав механизм работы лизинговых операторов более прозрачным и освободив лизингополучателя от необходимости обивать пороги различных компаний.

Биржа лизинговых сделок будет основана на электронной базе данных, в которой в режиме реального времени будет собираться оперативная информация о потребностях лизингополучателей. Так, в реестр будут заноситься данные о необходимом клиенту оборудовании, его примерной стоимости, сроках предоставления финансовых средств, ожидаемой процентной ставке и прочих условиях. Любой лизинговый оператор сможет подключиться к системе и при желании предложить лизингополучателю свои услуги.

Это позволит небольшим лизинговым операторам, не располагающим достаточной ресурсной базой, передать клиента другим компаниям, а не «капитулировать», как это происходит сегодня.

Информация о работе Лизинг в хозяйственной практике Республики Беларусь