Лизинг и его виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 23:45, реферат

Описание работы

Современная жизнь требует от нас принятия современных решений в бизнесе. Лизинг - одно из таких современных и эффективных решений, позволяющее использовать в свое благо промышленное оборудование, недвижимость, автотранспорт, при этом, еще не являясь их владельцем. Согласитесь - интересно иметь свой бизнес, помогающий делать бизнес другим. Речь идет о лизинговом бизнесе.

Работа содержит 1 файл

n2.docx

— 43.66 Кб (Скачать)

 

Практики стран-соседей. Государственные операторы 

 

На территории стран СНГ  для продвижения интересов собственных  стран широко используется схема  работы через государственных лизинговых операторов. Например, государственные  лизинговые компании созданы в Азербайджане, Казахстане, России и Украине. Они  предлагают финансирование по более  низким тарифам за счет государственного субсидирования и установления пониженных ставок на свои услуги.

 

Например, в России таким  операторам предоставляются субсидии по уплате процентов по кредитам банков на закупку отечественной продукции  с целью передачи в лизинг. В  Казахстане лизинговые компании освобождены  от уплаты НДС и корпоративного подоходного  налога, что снижает стоимость  лизинга для конечного заемщика. Предусмотрены льготы по НДС для  ввозимых основных средств, если они  не производятся внутри страны. В Узбекистане  лизинговые операторы в течение  первых трех лет освобождены от уплаты налога на прибыль и единого налогового платежа.

 

Оказывается господдержка отдельным  категориям лизингополучателей - малым  и средним предприятиям – и  в ряде стран (Австрия, Венгрия, Россия). Это выражается в виде безвозвратной  дотации на приобретение техники  и технологического оборудования, субсидировании части затрат, связанных с уплатой  процентов по лизинговым операциям, субсидирование уплаты первого взноса при заключении договора лизинга  оборудования.

 

Как отмечают аналитики белорусского МИДа, данная практика может быть использована в качестве меры поддержки деятельности малых и средних предприятий и в нашей стране.

 

Опыт  продвижения белорусской техники  в странах Европы

 

Европейский рынок, который  является исторически насыщенным предложениями, оказался менее других восприимчивым  к белорусской технике. Европейский  потребитель готов покупать на условиях лизинга технику только при реальных перспективах ее сертификации, подтверждении  требованиям ЕС и наличия разветвленной  сети сервисного обслуживания.

 

Тормозит развитие экспортного  лизинга в европейских странах  и тот факт, что белорусские  операторы пока не могут предложить более дешевое финансирование по сравнению с конкурентами – европейскими лизинговыми компаниями.

 

В этой связи, как подчеркивают аналитики МИДа, продвижение лизинга  белорусской сложнотехнической продукции на европейский рынок более реально, если будут созданы совместные лизинговые компании с европейскими банками и финансовыми (либо лизинговыми) структурами.

 

Лизинг  в странах СНГ 

 

В Азербайджане, Армении, Казахстане, Кыргызстане, России и Украине, по оценкам  аналитиков Министерства, имеется высокий  потенциал поставок белорусской  сельскохозяйственной, коммунальной, карьерной, автомобильной и иной техники в лизинг.

 

В Украине на закупку техники  для сельхозпроизводителей, в частности, для передачи в лизинг, в 2011 году государством выделено 145 млн. грн. В  июне 2011 года в Верховной Раде Украины  обсуждался проект закона о внесении изменений в Государственный  бюджет Украины по расширению механизмов государственной поддержки обновления технического парка агропромышленного комплекса.

 

Таким образом, перспективы  белорусского экспортного лизинга  во многом зависят от учета следующих  факторов.

 

С одной стороны, активная позиция ряда предприятий, таких  как ОАО «БелАЗ», ОАО «МАЗ», РУП «МТЗ», и широкая рекламная кампания, проводимая ОАО «Промагролизинг», помогает продвижению белорусской техники на зарубежных рынках.

 

С другой стороны, о серьезном  завоевании рынков других стран может  идти речь только если белорусские производители будут проводить наступательную ценовую и сбытовую политику. И наконец, важным моментом является налаживание системы сервисного обслуживания белорусской техники, открытия сервисных центров и складов запасных частей.

 

Белорусский рынок лизинга  продолжает концентрироваться в  руках крупных лизинговых операторов. Так сформулировал итоги развития рынка за несколько последних  лет Председатель РОО «Белорусский союз лизингодателей» Александр  Цыбулько, открывая прошедший 25 ноября 2011г. в рамках выставки «Банк. Страхование. Лизинг» семинар, посвященный лизингу в Республике Беларусь.

Рейтинг лизинговых компаний - 2010

 

Составленный Ассоциацией  лизингодателей рейтинг белорусских  операторов лизинга по результатам  их деятельности за 2010 год показывает, что после спада в 2009 году, в 2010г. набранные темпы развития отрасли  вернулись на прежний уровень. Вместе с тем, несмотря на большое количество лизингодателей (по данным официальной статистики действующие лизинговые договоры имело около 160 организаций), активно операции на рынке, осуществляли не более 50 специализированных операторов и несколько белорусских банков. Остальные компании используют лизинг как инструмент финансового менеджмента, не ставя задачу получать от этой деятельности стабильный доход.

В целом, лизинговые компании, принявшие участие в рейтинге по итогам 2010г., занимают порядка 70% доли рынка лизинговых услуг Республики Беларусь или 76% доли в сегменте лизинговых компаний, что позволяет признать его репрезентативным.

При анализе вовлеченности  клиентов было выявлено, что средний  белорусский лизингополучатель  обращается в лизинговую компанию почти  пять раз в год (4,84 раза в целом  по компаниям). Это несколько реже показателя прошлого года (5,62 раза), но существенно чаще чем в 2007-2008гг. (3,42 раза в 2008г. и 2,95 раза в 2007г.). Наиболее частые повторные обращения лизингополучателей в текущем году характерны для компаний ОАО «Промагролизинг» (11,1 раза) и ЛЧУП «АСБ Лизинг» (6,7 раза). Свыше двух раз в год клиенты обращаются также в ОАО «Агролизинг» (3 раза), СООО «Райффайзен-Лизинг» (2,7 раза) и ООО «АЛК Лизинг Сервис» (2,3 раза).

 

Это отражено в таблице: Вовлеченность  клиентов

Следует отметить, что в  таких компаниях как СООО «Райффайзен-Лизинг» и ОАО «Агролизинг» уже на протяжении 3 лет происходит наращивание данного показателя, что свидетельствует о хорошей работе с клиентами. В то же время часть компаний утратила интенсивность обращений клиентов за лизинговыми услугами. Например, существенно сократилась интенсивность обращений в ЛЧУП «АСБ Лизинг» (почти в 5 раз с 2007г.).

Величину лизинговых компаний позволяют оценить такие показатели как объем нового бизнеса и  лизинговый портфель

 

Анализируя статистические данные за 2006-2010гг, он отметил ряд важных изменений, которые определяют сегодня структуру рынка. Так, по сравнению с рынками лизинга соседних стран, например, России, рынок Беларуси в предыдущие годы показывал относительно плавный рост – от 30% до 70%. Это явилось одним из факторов, который определил не очень глубокое падение рынка в кризис – 34%. К сравнению – рынок лизинга России упал примерно на 300%.

 

«Быстрый рост всегда чреват большими проблемами, - подытожил А.Цыбулько. – Скоринговые программы, быстрое рассмотрение лизинговых заявок, которое широко практиковалось в России, привело к ухудшению качества лизингового портфеля в кризис. У белорусских же операторов, в отличие от российских коллег, уровень проблемных кредитов меньше. Так, на 01.01.2010 г. он составлял 13%. К 01.01.2011 г уровень просроченных долгов снизился до 10%. Без учета Промагролизинга это ориентировочно 2-3%, что находится на уровне проблемной задолженности в банковской системе.»

 

Претерпела изменения  за несколько последних лет и  структура объектов лизинга. Так, чрезвычайно  популярные при передаче в лизинг в 2006-2007 гг транспортные средства (занимали до 50% рынка) показали в 2008 году резкое падение - до 26%. Это было связано, прежде всего, с падением объемов международных перевозок. Рынок лизинга недвижимости вплоть до нынешнего года, наоборот, рос и достиг в прошлом году 18%.

 

Зато в 2010-м году в 18,6 раза вырос объем экспортного лизинга. Значительную роль в этом сыграл госоператор Промагролизинг. Учитывая большой потенциал развития экспортных лизинговых услуг, отрасль имеет все шансы внести хороший вклад в рост объема экспорта в будущем году».

 

А.Цыбулько также отметил, что специфика белорусского рынка лизинга – в отставании темпов роста оперативного лизинга. Например, рынки лизинга развитых стран формируются почти наполовину за счет оперативного лизинга. По мнению участников рынка, структура объектов приобретаемых в лизинг, значительная часть которых – это бывшее в употреблении оборудование – не позволяют рассуждать об их дальнейшей передаче в пользование. Эти объекты фактически заканчивают свой жизненный цикл у нас в стране.

 

И тем не менее, 2011 года принес в лизинговую отрасль ряд изменений на структурном уровне. Так, следующий выступающий, директор лизингового оператора Авангард лизинг Антон Андренко напомнил, что в конце 2010 года он ратовал за создание биржи лизинговых сделок. Текущий год ознаменовался, по его словам, организацией институтов, которые являются предвестниками этой биржи.

 

Речь идет о создании Ассоциации лизингодателей, которая играет роль саморегулирующего органа в данном сегменте. Кроме того, на рынке лизинга  появился брокер. Отметим, что в смежных  сегментах – банковских и страховых  услуг - институт брокерства действует  уже многие годы.

 

С другой стороны, белорусский  лизинг, как подтвердил А.Андренко, серьезно пострадал в нынешнем году из-за лихорадки повышения ставок по привлекаемым средствам.

Так, если в прошлом году была возможность привлекать финансирование (например, выпускать облигации) по фиксированным ставкам, в 2011 году белорусские  банки были категорически против них. Привязка по ставкам доходности облигаций осуществлялась исключительно  к ставкам стоимости финансирования на межбанковском рынке.

 

Кроме того, при выпуске  облигаций банки стали требовать  оферту в любой момент. С точки  зрения лизинговой компании это чревато  серьезными рисками ликвидности.

Лизинговые операторы  стали все чаще сталкиваться с  дефолтами клиентов. Рост ставок по привлеченным ресурсам ведет к существенному  ухудшению положения клиента, в  том числе и в перспективе  нескольких лет. По мнению А.Андренко, реструктуризация долга в этом случае – тоже не выход, так как при нынешнем уровне ставок она не приводит к реальному снижению финансовой нагрузки, а лишь еще больше втягивает клиента в долговую яму.

 

Поэтому в качестве обмена мнениями А.Андренко предложил учитывать такие факторы как недостаток проектов и фондирования. Для лизингового оператора это означает риск операционной нерентабельности и возможно –сжатие портфеля.

Кроме того, спикер напомнил про опасности, связанные с возможными дефолтами клиентов и трудностями  с изъятием предметов лизинга.

 

К сожалению, на данный момент, рост ставок и курса являются самыми значимыми факторами, которые определяют силуэт остальных проблем в отрасли. И от того, сколько еще времени  продлится данная ситуация, сильно зависит количественный и качественный состав сохранившихся игроков на рынке лизинга.

Одной из основных причин существующих в экономике страны сложностей является низкий объем экспортных операций. Предприятия страны производят экспортоориентированные товары на устаревших средствах производства, отчего страдает как качество, так и цена производимой продукции. Огромное количество товаров так называемого «белорусского производства» собираются из импортных комплектующих, аналоги которых не производятся в Беларуси.

В этой связи Беларусь остро  нуждается в расширении и создании новых производств, продукция которых  будет конкурировать с зарубежными  аналогами. Это касается как товаров, так и работ, услуг белорусских  компаний, ориентированных на внешние  рынки и на замещение импортных  аналогов.

Строительство новых заводов, приобретение дорогостоящего высокотехнологичного оборудования, обновление автопарков транспортных предприятий – вот  ориентиры для вывода Республики Беларусь на качественно новый уровень  экономической эффективности.

Приобретение основных средств производства через использование лизинговых механизмов становится все более популярным среди предприятий Беларуси. Об этом ярко свидетельствует значительный объем инвестирования лизинговыми компаниями средств в экономику предприятий в последние годы.

 Лизинг с экономической  точки зрения действительно очень  удобный и выгодный инструмент приобретения основных средств.

Кроме того, посредством  применения инструмента лизинга  продукция предприятий отечественного машиностроения, автомобиле- и станкостроения, производителей сельхозтехники активно реализуются за пределы нашего государства, привлекая валюту в страну.

 Государство в свою  очередь активно содействует  развитию этого инструмента путем  создания максимально благоприятных  условий осуществления лизинговых  сделок. Принятое в прошлом году  Постановление Совета Министров  № 865 «О лизинге» и Указ Президента  Республики Беларусь № 465 «О  некоторых вопросах совершенствования  лизинговой деятельности в Республике  Беларусь»– яркое тому свидетельство.

Информация о работе Лизинг и его виды