Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 18:43, контрольная работа
Существуют оценки аналитиков, что общий объем инвестиций в ИТ в мире за последние 15 лет превысил $1 трлн. В России за этот же период вре-мени в ИТ было вложено около $3млрд., а вывезено через оффшор – $250 млрд. В какой_то степени эти цифры объясняют причины определенного от_ставания российского рынка ПО управления предприятиями от мирового рынка
1. Введение
2. Место западных ERP систем на российском рынке
2.1 SAP R/3
2.2 Baan
2.3 Oracle Applications
2.4 J.D.Edwards OneWorld
2.5 iRenaissance.ERP
2.6 SyteLine
3. Основные тенденции развития российского рынка ПО
управления предприятиями
4.Заключение
5.Список источников литературы
В настоящее время на НТМК с R/3 работают более 500 пользователей в
более чем 80 цехах. В системе обрабатывается более 1700 видов затрат, хранится информация о более чем 60000 номенклатурных номерах материалов, 35000 сотрудников, 30000 единицах эксплуатационного оборудования, 17000 кредиторах и дебиторах и др. Введение R/3 в эксплуатацию позволило: сократить условно_постоянные производственные затраты НТМК более чем на 10% в год, вести ежесуточный контроль фактической ограниченной себестоимости, рентабельности и прибыли от реализации отгруженной продукции и др.
Стоимость поставки SAP R/3 на 50 рабочих мест составляет примерно $350000. Стоимость внедрения R/3, как правило, в несколько раз превышает стоимость лицензий.
2.2 Baan
Компания Baan официально вышла на российский рынок в 1997 г. через компанию «БААН_Евразия» (своего российского представительства у Baan пока нет). Несмотря на серьезные финансовые неудачи компании Baan на мировом рынке (которые привели к поглощению ее корпорацией Invensys), дела «БААН_Евразия» в России обстоят намного лучше. По оценкам аналитиков «БААН_Евразия» занимает на ERP рынке России и СНГ второе место (вслед за SAP CIS). Объем продаж за период с 1998 г. до 2001 г. увеличился в 3.6 раза, а число заказчиков выросло с 25 почти до 60. Сегодня активно работают с системой более 30 клиентов (от 10 до 100 и более рабочих мест), из которых 29 относятся к реальному сектору экономики. На счету партнеров «БААН_Евразия» 3 полнофункциональных ERP_внедрения – в пищевой промышленности («Царицынский мясоперерабатывающий комбинат»),фармацевтической промышленности (ОАО «Нижфарм») и целлюлозно_бумажной промышленности (холдинг «Илим Палп Энтерпрайз», включающий Котласский ЦБК, Братский ЛПК и Санкт_Петербургский КПК).
Клиентами «БААН_Евразия» являются такие крупные предприятия, как Иркутское АПО (концерн «Сухой»),БелАЗ, УралАЗ, «Ваньеганнефть», «Ижевский электромеханический завод» (производитель комплексов С_300), Авиационный Евро_Российский консорциум, совместное предприятие ГАЗ_ФИАТ «Нижегородские моторы», Уфимское моторостроительное производственное объединение, Чебоксарское приборостроительное объединение ЭЛАРА,Балтийский завод и др.
На заводе «КамАЗ_Дизель» внедрение было начато в мае 1998 г., а в декабре 1999 г. была сдана в эксплуатацию первая очередь системы, охватывающая часть задач подсистемы «Управление производством». После первого полугодия эксплуатации были подведены итоги на основе заводской бухгалтерской и финансовой отчетности, которые показали, что за это время удельные нормы запаса деталей собственного производства на единицу товарной продукции снизились более чем в 2 раза и соответственно вдвое повысился оборот. За полгода «КамАЗ_Дизель» в полтора раза увеличил выпуск товарной продукции, производственные запасы уменьшились почти на 25%. На 30% снизились потери за счет более четкого контроля за товарно_материальными ценностями, правильной стратегии планирования, повысился коэффициент ритмичности работы сборочного конвейера от 0.72 до 0.84, более чем на 20% снизилась нормативная трудоемкость по основным базовым моделям производимых силовых агрегатов. В итоге только за первый год реальная сумма экономии составила (в пересчете на год) 6 млн руб., что полностью окупило затраты «КамАЗ_Дизеля» на внедрение этой части проекта. В конце 1999 г. cданы под системы «Управление сбытом и снабжением» и «Финансы».
Следует отметить, что стоимость поставки и внедрения системы Baan для среднего предприятия (где предполагается работа в системе примерно 100_150 человек) различными экспертами оценивается в $600000_$800000. Можно также найти и такие сведения, что стоимость поставки именованной лицензии Baan (на одного пользователя) составляет $3000, а стоимость конкурентной лицензии (вне зависимости от количества сотрудников – указывает только на ограничения по одновременному подключению к базе данных) – $6000. При этом стоимость внедрения Baan обычно больше стоимости поставки в несколько раз.
В России ведется и подготовка специалистов по Baan.
Например, в июне 1998 г. представительство Baan и экономический факультет МГУ подписали соглашение о сотрудничестве и партнерстве, которое предусматривало разработку магистерской программы на базе системы Baan и организацию сертифицированного центра обучения «Баан_МГУ».
2.3 Oracle Applications
Продвижением Oracle Applications в России занимается российское представительство корпорации Oracle – Oracle CIS – через своих бизнес_партнеров. В настоящее время в России и СНГ реализовано 29 проектов по внедрению ERP_системы Oracle Applications со средним количеством пользователей около 70. Среди наиболее крупных проектов в СНГ и России можно отметить: Магнитогорский металлургический комбинат, Чусовской металлургический завод, Молдавский металлургический завод, «Генезис» – крупную дистрибьюторскую фармацевтическую компанию (СПб).
2.4 J.D.Edwards OneWorld
ERP_систему OneWorld на российском рынке продвигает компания Robertson&Blums (представительства J.D.Edwards в России нет). Локализованная версия OneWorld присутствует на российском рынке c марта 2000 г. Система работает на любых Wintel_машинах, комплексах IBM AS/400 и Unix cистемах (компьютеры HP9000 и RS/6000, серверы Sun Microsystems и Compaq Alpha Servers и т. д.). В настоящее время идут проекты ее внедрения на различных предприятиях (Торговый Дом ГУМ, завод Caterpillar в городе Тосно Ленобласти, холдинг «Рамзай», ЗАО «Лаверна» (Санкт_Петербург) и др.). Cтоимость рабочего места OneWorld варьируется от $400 до $4000.
2.5 iRenaissance.ERP
Достаточно известна на российском рынке и ERP_система iRenaissance.ERP от компании ROSS Systems. В России iRenaissance первоначально была внедрена в 1997 г. в московском представительстве американской косметической компании Mary Kay. Она также внедрена на ALCOA CSI
Vostok – подмосковном предприятии по переработке пищевой пластмассы – филиале компании Aluminum Company of America, использующей iRenaissance в качестве корпоративного стандарта по всему миру. В настоящее время идет внедрение iRenaissance на Липецком хладокомбинате, в фармацевтической компании Berlin_Pharma, входящей в международный холдинг Menarini Group, а также в АО «ГЕОМАШ» – производителе бурового и геологоразведочного оборудования.
2.6 SyteLine
На кондитерской фабрике «КОНФИ» в Екатеринбурге (входящей в число 200 крупнейших предприятий России) внедрена ERP_система SyteLine (разработки американской компании Symix Systems). Процесс внедрения длился полтора года. Реализованы следующие модули SyteLine: «Техникоэкономическое управление предприятием», «Материальнотехническое обеспечение производства и складской учет», «Оперативно_календарное управление основным производством», «Бухгалтерия и учет», «Управление запасами готовой продукции, отгрузка, расчеты с клиентами». SyteLine внедрена также на Воронежской кондитерской фабрике. В настоящее время ведется ряд проектов по внедрению SyteLine в тароупаковочной, машиностроительной, полиграфической и других отраслях. Завершен пилотный проект на ГКНПЦ им М.В. Хруничева.
Современный рынок отечественного ПО управления предприятиями зародился в конце 80_х – начале 90_х гг. Большинство присутствующих в настоящее время на российском рынке отечественных программных средств управления предприятиями начали свою историю с решения учетных бухгалтерских задач, необходимых, в первую очередь,для торговых предприятий (немалое число этих программных систем и сейчас остаются преимущественно учетными,автоматизируя лишь некоторые функции предприятия). По мере развития рынка (в первую очередь, потребностей клиентов) совершенствовались и программные средства. В настоящее время с рынка практически ушли чисто бухгалтерские программы. Большинство из них были доведены до уровня так называемых систем финансового и управленческого учета. В ряде таких систем есть даже элементы производственных модулей, что позволило разработчикам назвать их системами MRPII (и даже ERP!). В подавляющем большинстве случаев вряд ли это название является полностью обоснованным. Функциональные возможности данного ПО до сих пор не соответствуют требованиям, которые предъявляются к MRPII/ERP_системам. В основном, отечественное ПО управления предприятиями до сих пор способно решать задачи только финансового и управленческого учета, а возможности планирования (в первую очередь, производства) в нем почти не реализованы. В определенной степени данное обстоятельство можно объяснить спецификой российского рынка, востребовавшего, в первую очередь, возможности автоматизированного учета, а не планирования. Большой проблемой для отечественных программных систем управления предприятием является также отсутствие методик внедрения, по степени их проработки аналогичных зарубежным методикам (процедуры внедрения отечественных программных средств недостаточно стандартизованы, и нередко внедрение осуществляется «по аналогии» с другим похожим отраслевым проектом).
В настоящее время на российском рынке получили достаточно широкую известность несколько десятков отечественных программных продуктов управления торговыми и промышленными предприятиями разного размера. Всего же на российском рынке работают несколько сотен фирм и независимых коллективов разработчиков (старожилы рынка вышли, в основном, из нашего военно_промышленного комплекса), занимающихся созданием ПО управления предприятием для корпоративных клиентов. Практически у всех российских разработчиков есть Windows_версии их ПО, выполненного в двух и трехзвенной клиент_серверной архитектуре с применением различных продуктов и технологий (MS SQL Server, Oracle, Sybase, Borland Delphi и др.). Во многих системах реализована многоплатформенность (MS Windows, Unix, Novell NetWare), есть встроенные инструментальные средства собственной разработки (используемые как для настройки систем, так и для их развития) и ряд других интересных возможностей. Следует отметить, что в ряде отечественных программных систем реализована и дополнительная функциональность (СRM, SCM и др.), широко востребованная сейчас на мировом рынке.
Среди участников российского рынка по объему продаж своих программных продуктов лидируют компании «Галактика» (в 1999 г. – $11.2 млн) и «Парус» (в 1999 г. – $12.5 млн). Что касается компании «1С», то хотя ПО ее разработки предназначено для малых предприятий, но в своем классе оно лидирует, далеко опережая конкурентов (например, до 50% малых предприятий Санкт_Петербурга использует ПО «1С»). ПО «1С» получило широкое распространение в немалой степени вследствие продуманной модели его продвижения (в августе 2001 г. у компании «1С» было около 2300 постоянных партнеров более чем в 430 городах СНГ и около 1900 сертифицированных предприятий сети «1С:Франчайзинг»).
3. Основные тенденции развития российского рынка ПО
управления предприятиями
1. Значительное увеличение числа фирм, занимающихся внедрением программных продуктов других разработчиков (по модели франчайзи – «1С», через дилерские сети
2. Cтремление российских разработчиков усовершенствовать свое ПО до стандартов MRP/MRPII/ERP. Этим занимаются, например, компании «АйТи», «Никос_Софт», «АтлантИнформ», «Галактика», «Цефей» и др.
3.
Интеграция отдельных модулей
российского ПО управления
4.
Обострение конкуренции на
В настоящее время соперничество между западными ERP_системами и отечественным ПО управления предприятиями обостряется особенно в сегменте средних предприятий. На российский рынок вышли новые западные ERP_системы, активно продвигаемые и привлекающие внимание российских заказчиков (например, Axapta). Исход этой борьбы труднопрогнозируем.
5. Заметное повышение интереса крупных и средних заказчиков к типовым и отраслевым решениям, что приводит к увеличению числа таких решений и фирм, разрабатывающих их. Например, только на базе ПО «1С:Предприятие 7.х» создано уже более 130 типовых и отраслевых программ (их разработкой занимаются около 60 компаний – как традиционные партнеры_франчайзи «1С», так и независимые фирмы_разработчики).
6. Рост культуры выбора и эксплуатации ERP_системы. Российские заказчики стали более придирчиво выбирать ERP систему. Если еще в 2000 г. основными критериями для выбора ERP_системы были развитая функциональность для автоматизации внутренних процессов, налогового и управленческого учета и интегрируемость модулей системы, то сейчас повышается важность критериев минимизации совокупной стоимости владения системой (TCO) и автоматизации внешних бизнес_процессов на базе ERP_системы, интегрированной с Интернет (возможности работы с ERP системой в удаленном режиме, построение на основе ERP системы электронного магазина, полная CRM_функциональность, управление логистическими цепочками).