Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:33, лекция
1.Определения понятий «экономика», «экономическая система».
2. Определение понятия «микроэкономика».
3. Субъекты, объекты, ресурсы рыночной экономики.
4. Определение понятий «потребности», «блага».
5. Потребительское поведение.
Экономические блага – блага приносимые в результате экономической деятельности. Блага – это средство удовлетворения потребности.
Блага классифицируется по следующим признакам:
- по степени связи с рынком: частные общественные.
Частное благо
– предназначено для
Общественное благо – к нему относятся национальная оборона, защита прав граждан, борьба с наводнением, стихийными бедствиями, охрана окружающей среды.
К специальным общественным благам относятся поддержка здравоохранения, образование, помощь безработным и др. Одно и то же благо может быть и платным и социальным благом.
По своей сущности и назначению все блага подразделяются на:
- материально вещественные;
- не материальные блага.
Блага производственного назначения делятся на:
- основные (здания и сооружения, станки и оборудование и др.);
- оборотные (сырье и материалы и др.).
По признакам взаимозаменяемости блага подразделяются на:
- взаимозаменяемые (мыло, стиральный порошок);
- взаимодополняемые (автомобиль и бензин).
В зависимости от времени:
- настоящие;
- будущие.
Рис.
Классификация благ.
Виды. качество, и объемы потребляемых благ зависят от доходов, при этом следует иметь в виду, что потребности людей и общества безграничны. Потребности имеют свойства изменяться, подчиняясь действию всеобщему экономическому закона о возвышения потребностей. Это означает, что по мере удовлетворения ранее сложившихся потребностей, возникают новые потребности. Исходным пунктом движения экономических благ является производство.
Лекция 2
5.Производство и его структура
Английские буржуазные экономисты классики (Адам Смит, Давид Рекардо) окрыли циклическое движение общественного продукта через 4 фазы, к которым относятся:
- производство;
- потребление;
- распределение;
- обмен (обращение).
Рис.Фазы
движения общественного продукта.
Производство – это процесс создания материальных и духовных благ. Производство всегда имеет общественный характер, ибо люди трудятся не в одиночку, а в обществе. Современное производство во всех развитых странах состоит из двух взаимозаменяемых и взаимодополняемых сфер:
- материального производства;
- не материального производства.
Производство, как фаза экономики имеет решающее значение, это фундамент, базис любой экономики, ибо распределять, обменивать и потреблять можно только то, что произведено.Производство является исходной основной создаваемого общественного продукта, предназначенного в свою очередь для потребления.
Потребление является целью и движущим мотивом производства.
Соответствовать потребностям общества – социальный заказ производству, который определяет объем и структуру общественного продукта. При этом связь между производством и потреблением опосредуется путем распределения и обмена.
Общественная природа производства подтверждается, использовании в этом процессе рабочей силы. Рабочая сила складывается из многочисленных индивидуальных рабочих сил занятых в производстве, формируется в совокупную рабочую силу.
Труд рассматриваемый,
как расходование человеческой рабочей
силы, ее физических и духовных способностей
является общественным по своей природе.
Это его общественная природа находит
свое отражение в развитии специализации
и разделении труда.
Объемом производства называется – количество выпущенной продукции, предоставленных услуг. Обобщающим показателем объема производства в денежном выражении, является Валовой Национальный продукт (ВНП).
Распределение - выявляет долю каждого человека, трудовых коллективов, социальных групп в произведенном продукте.
Обмен (обращение) – обеспечивает связь между производством и распределением с одной стороны и потреблением с другой.
Потребление – является завершающей стадией движения продукта. Это есть применение, использование, употребление любого экономического продукта в целях удовлетворения определенных потребностей общества или человека.
Что различает 3 уровня потребления:
- личное и семейное потребление;
- производственное потребление;
- общественное потребление.
Производственная
потребность – включает в себя
потребность средств
Общественное потребление – означает использование материальных и духовных ценностей для удовлетворения потребностей личности, общества, государства в обороне, охране порядка и безопасности людей, образовании, развитий науки, культуры, спорта, защите и восстановлению окружающей среды.
Различают два уровня потребностей:
- конечное потребление;
- промежуточное потребление.
Конечное потребление – потребление завершенного производством продукта, полностью прошедшего производственный процесс и используемого в соответствии с его конечным назначением.
Промежуточное
потребление – потребление
Потребление ограничено двумя основными факторами:
- возможностями производства (наличие необходимых товаров);
- наличие денежных средств.
Важнейшей общественной
функцией потребления является воспроизводство
производительных сил и создания стимула
для развития и совершенствование производства.
Потребности имеют свойства изменяться
и увеличиваться.
Диалектика –
(от греческого слова) искусство вести
беседу, спор, теория и метод познания
явлений в их развитии, наука об общем
развитии природы, общества и мышления.
6.Потребительское поведение
Потребление (потребительское поведение) играет важную роль в активизации предпринимательской деятельности фирм и предприятий. Потребительское поведение – это прежде всего внутренняя суть индивидуума. Она выражается в чувствах, стимулах, интересах и действиях. Они не однозначны ввиду безграничности потребностей
Побудительные мотивы могут быть:
- текущие;
- перспективные;
- реализованные;
- нереализованные.
Потребительское поведение – это внутренне присуще людям чувства, стимулы, интересы и действия, направленные на осуществление своих желаний и предпочтений с целью удовлетворения безграничных потребностей. Потребительское поведение относительно отдельных групп, товаров и вещей неодинаково.
Например: люди не могут отложить на неопределенный срок удовлетворение своих потребностей в пищи, их поведение относительно её (пищи) физиологическая потребность. В то же время действия людей по поводу других потребностей не могут быть столь обязательными. Потребительское поведение – стимул жизнедеятельности людей.
Структурные слагаемые потребительского поведения приведены на рисунке:
Потребление того или иного товара существенно зависит от полезных свойств этого товара. Понятие полезность зависит от индивидуального подхода.
Полезность – свойство товара удовлетворять ту или иную потребность.
В экономической
теории рассматривается, так называемый
закон убывающей предельной полезности,
Математическая зависимость в данном
случае – обратно – пропорциональная
- с ростом объема потребления предельная
полезность товара падает.
Задача: Определить наиболее рациональный вариант потребительского выбора, с точки зрения убывающей предельной полезности, при следующих исходных данных: покупатель располагает суммой денег = 120 рублей, он желает товары X и У, при этом себестоимость товара Х=15р., а У=30р. Полезность товара Х=1ед., а полезность У=2ед.
Ответ: 3у+2х
Лекция 3
Структура общественного производства.
Под структурой общественного производства понимается – доля выпуска предметов потребления, доля выпуска гражданской, военной продукции и др. Структура производства носит отраслевой характер.
Структура общественного
производства с точки зрения производства
материальных и нематериальных благ
представленных на рис.:
Рис.Структура общественного производства.
7.Производственные ресурсы. Факторы производства
При изложении материала мы исходили из тождественности (идентичности) понятия «ресурсы» и «факторы производства».
Для осуществления производства требуются определенные ресурсы производства, которые подчиняются действию закона необходимости и достаточности т.е. все эти ресурсы необходимы и достаточны для осуществления производственных процессов. При этом под производственным процессом мы понимаем целенаправленное воздействие человека на средства труда и предмета труда, в результате которого из исходных материалов и полуфабрикатов получаются готовые изделия.
Характеристика производственных ресурсов имеет важное значение, так как в рыночной экономике особое значение отводится проблеме рационального использования всех видов ресурсов.
Определение: «Ресурсы производства» и «Факторы производства» не всегда однозначны в теории и практике хозяйствования, хотя речь в принципе идет об одних и тех же ресурсах. Поэтому существуют несколько различных классификаций «факторов производства».
Традиционно в качестве факторов производства выделяются 3 фактора:
- труд (людские ресурсы);
- вещественные факторы производства;
- всеобщи условия.
При этом труд, как
фактор производства, есть потребление
рабочей силы, то есть расходования
физических, умственных и др. способностей
человека. Процесс труда не проходит для
человека бесследно. Человек воздействие
на средства труда и предметы труда, накапливает
определенный опыт и получает определенное
знание, это приводит к изменению качества
рабочей силы, причем его уровень тем меньше,
чем более высокую производительною технику
и технологию использует человек в процессе
производства. В свою очередь новая техника
и технология повышают требование к рабочей
силе, увеличивая спрос на работников
более высокой квалификации.
Вещественный
фактор производства включает в себя предметы
и средства труда.
К предметам труда относится все то, на
что направлен труд человека.
В средствах
труда важная роль отводится орудиям
труда (разного рода механизмы, машины,
двигатели, передаточные устройства, инструменты
и приспособления со сроком службы более
одного года и определенной стоимостью).