Лекции по "Микроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:33, лекция

Описание работы

1.Определения понятий «экономика», «экономическая система».
2. Определение понятия «микроэкономика».
3. Субъекты, объекты, ресурсы рыночной экономики.
4. Определение понятий «потребности», «блага».
5. Потребительское поведение.

Работа содержит 1 файл

mikro.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

Экономические блага – блага приносимые в  результате экономической деятельности. Блага – это средство удовлетворения потребности.

Блага классифицируется по следующим признакам:

 - по степени связи с рынком: частные общественные.

Частное благо  – предназначено для потребления  по средством купли-продажи. Чтобы потребить частное экономическое благо, его надо купить за деньги на рынке.

Общественное  благо – к нему относятся национальная оборона, защита прав граждан, борьба с  наводнением, стихийными бедствиями, охрана окружающей среды.

К специальным  общественным благам относятся поддержка здравоохранения,  образование, помощь безработным и др. Одно и то же благо может быть и платным и социальным благом.

По  своей сущности и  назначению все блага  подразделяются на:

 - материально вещественные;

 - не материальные блага.

Блага производственного  назначения делятся  на:

 - основные (здания и сооружения, станки и оборудование и др.);

 - оборотные (сырье и материалы и др.).

По  признакам взаимозаменяемости блага подразделяются на:

 - взаимозаменяемые (мыло, стиральный порошок);

 - взаимодополняемые (автомобиль и бензин).

В зависимости от времени:

 - настоящие;

 - будущие. 
 

Рис. Классификация благ. 
 

Виды. качество, и объемы потребляемых благ зависят  от доходов, при этом следует иметь  в виду, что потребности людей и общества безграничны. Потребности имеют свойства изменяться, подчиняясь действию всеобщему экономическому закона о возвышения потребностей. Это означает, что по мере удовлетворения ранее сложившихся потребностей, возникают новые потребности. Исходным пунктом движения экономических благ является производство.

Лекция  2

5.Производство и его структура

Английские буржуазные экономисты классики (Адам Смит, Давид  Рекардо) окрыли циклическое движение общественного продукта через 4 фазы, к которым относятся:

 - производство;

 - потребление;

 - распределение;

 - обмен (обращение). 

 

Рис.Фазы движения общественного продукта. 

Производство – это процесс создания материальных и духовных благ. Производство всегда имеет общественный характер, ибо люди трудятся не в одиночку, а в обществе. Современное производство во всех развитых странах состоит из двух взаимозаменяемых и взаимодополняемых сфер:

 - материального производства;

 - не материального производства.

Производство, как  фаза экономики имеет решающее значение, это фундамент, базис любой экономики, ибо распределять, обменивать и потреблять можно только то, что произведено.Производство является исходной основной создаваемого общественного продукта, предназначенного в свою очередь для потребления.

Потребление является целью и  движущим мотивом  производства.  

Соответствовать потребностям общества – социальный заказ производству, который определяет объем и структуру общественного продукта. При этом связь между производством и потреблением опосредуется путем распределения и обмена.

Общественная  природа производства подтверждается, использовании в этом процессе рабочей силы. Рабочая сила складывается из многочисленных индивидуальных рабочих сил занятых в производстве, формируется в совокупную рабочую силу.

Труд  рассматриваемый, как расходование человеческой рабочей силы, ее физических и духовных способностей является общественным по своей природе. Это его общественная природа находит свое отражение в развитии специализации и разделении труда. 

Объемом производства называется – количество выпущенной продукции, предоставленных услуг. Обобщающим показателем объема производства в денежном выражении, является Валовой Национальный продукт (ВНП).

Распределение -  выявляет долю каждого человека, трудовых коллективов, социальных групп в произведенном продукте.

Обмен (обращение) – обеспечивает связь между производством  и распределением с одной стороны  и потреблением с другой.

Потребление –  является завершающей стадией движения продукта. Это есть применение, использование, употребление любого экономического продукта в целях удовлетворения определенных потребностей общества или человека.

Что различает 3 уровня потребления:

 - личное и семейное потребление;

 - производственное потребление;

 - общественное потребление.

Производственная  потребность – включает в себя потребность средств производства на предприятиях и организациях различных форм собственности.

Общественное  потребление – означает использование  материальных и духовных ценностей для удовлетворения потребностей личности, общества, государства в обороне, охране порядка и безопасности людей, образовании, развитий науки, культуры, спорта, защите и восстановлению окружающей среды.

Различают два уровня потребностей:

 - конечное потребление;

 - промежуточное потребление.

Конечное потребление  – потребление завершенного производством  продукта, полностью прошедшего производственный процесс и используемого в  соответствии с его конечным назначением.

Промежуточное потребление – потребление незавершенного производством продукта, находящегося в стадии производства, который должен подвергается дальнейшему производственному процессу.

Потребление ограничено двумя  основными факторами:

 - возможностями производства (наличие необходимых товаров);

 - наличие денежных средств.

Важнейшей общественной функцией потребления является воспроизводство производительных сил и создания стимула для развития и совершенствование производства. Потребности имеют свойства  изменяться и увеличиваться. 

Диалектика – (от греческого слова)  искусство вести беседу, спор, теория и метод познания явлений в их развитии, наука  об общем развитии природы, общества и мышления. 

6.Потребительское поведение

Потребление (потребительское  поведение) играет важную роль в активизации  предпринимательской деятельности фирм и предприятий. Потребительское поведение – это прежде всего внутренняя суть индивидуума. Она выражается в чувствах, стимулах, интересах и действиях. Они не однозначны ввиду безграничности потребностей

Побудительные мотивы могут быть:

 - текущие;

 - перспективные;

 - реализованные;

   - нереализованные.

Потребительское поведение – это внутренне  присуще людям чувства, стимулы, интересы и действия, направленные на осуществление своих желаний и предпочтений с целью удовлетворения безграничных потребностей. Потребительское поведение относительно отдельных групп, товаров и вещей неодинаково.

Например: люди не могут отложить на неопределенный срок удовлетворение своих потребностей в пищи, их поведение относительно её (пищи) физиологическая потребность. В то же время действия людей по поводу других потребностей не могут быть столь обязательными. Потребительское поведение – стимул жизнедеятельности людей.

Структурные слагаемые  потребительского поведения приведены  на рисунке:

 

Потребление того или иного товара существенно  зависит от полезных свойств этого  товара. Понятие полезность зависит  от индивидуального подхода.

Полезность –  свойство товара удовлетворять ту или  иную потребность.

В экономической  теории рассматривается, так называемый закон убывающей предельной полезности, Математическая зависимость в данном случае – обратно – пропорциональная - с ростом объема потребления  предельная полезность товара падает. 

Задача: Определить наиболее рациональный вариант потребительского выбора, с точки зрения убывающей предельной полезности, при следующих исходных данных: покупатель располагает суммой  денег = 120 рублей, он желает товары X и У, при этом себестоимость товара Х=15р., а У=30р. Полезность товара Х=1ед., а полезность У=2ед.

Ответ: 3у+2х

Лекция 3

Структура общественного производства.

Под структурой общественного производства понимается – доля выпуска предметов потребления, доля выпуска гражданской, военной продукции и др. Структура производства носит отраслевой характер.

Структура общественного  производства с точки зрения производства материальных и нематериальных благ представленных на рис.:  

Рис.Структура  общественного производства.

7.Производственные ресурсы. Факторы производства

При изложении материала мы исходили из тождественности (идентичности) понятия «ресурсы» и «факторы производства».

Для осуществления  производства требуются определенные ресурсы производства, которые подчиняются действию закона необходимости и достаточности т.е. все эти ресурсы необходимы и достаточны для осуществления производственных процессов. При этом под производственным процессом  мы понимаем целенаправленное воздействие человека на средства труда и предмета труда, в результате которого из исходных материалов и полуфабрикатов получаются готовые изделия.

Характеристика  производственных ресурсов имеет важное значение, так как в рыночной экономике особое значение отводится проблеме рационального использования всех видов ресурсов.

Определение: «Ресурсы производства» и «Факторы производства» не всегда однозначны в теории и практике хозяйствования, хотя речь в принципе идет об одних и тех же ресурсах. Поэтому существуют несколько различных классификаций «факторов производства».

Традиционно в  качестве  факторов производства выделяются 3 фактора:

 - труд (людские ресурсы);

 - вещественные факторы производства;

 - всеобщи условия.

При этом труд, как  фактор производства, есть потребление  рабочей силы, то есть расходования физических, умственных и др. способностей человека. Процесс труда не проходит для человека бесследно. Человек воздействие на средства труда и предметы труда, накапливает определенный опыт и получает определенное знание, это приводит к изменению качества рабочей силы, причем его уровень тем меньше,  чем более высокую производительною технику и технологию использует человек в процессе производства. В свою очередь новая техника и технология повышают требование к рабочей силе, увеличивая спрос на работников более высокой квалификации. 

Вещественный  фактор производства включает в себя предметы и средства труда.             К предметам труда относится все то, на что направлен труд человека.                                               Они могут рассматриваться как первичные, например: лес. Подверженные переработке предметы труда становятся сырьем, материалом или полуфабрикатом. С развитием НТП предметы труда могут создаваться с заранее заданными свойствами (пластмасса вместо железа). Другими слагаемыми являются средства труда. Средства труда – это вещи или комплекс вещей помещаемых между человеком и предметами труда с целью их преобразования в какой либо вид продукции.

В средствах  труда важная роль отводится орудиям  труда (разного рода механизмы, машины, двигатели, передаточные устройства, инструменты и приспособления со сроком службы более одного года и определенной стоимостью). 

Информация о работе Лекции по "Микроэкономике"