Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:07, курс лекций
Целью курса является ознакомление читателей с основами концепций и моделей государственного регулирования экономики наиболее мощных зарубежных стран.
Введение 4
Основы государственного регулирования экономики
в зарубежных странах 5
Предмет и цели государственного регулирования экономики
в зарубежных странах 5
1.2. Концепции регулирования рыночной экономики 6
1.3. Типы экономических систем и модели рыночной экономики 11
1.4. Становление и развитие антимонопольного регулирования 18
Особенности моделей государственного регулирования
экономики в зарубежных странах 24
Особенности модели государственного регулирования
экономики во Франции 24
Особенности модели государственного регулирования
экономики в США 31
Особенности модели государственного регулирования
экономики в Канаде 37
Особенности модели государственного регулирования
экономики в Швеции 41
Особенности модели государственного регулирования
экономики в Японии 49
Особенности модели государственного регулирования
экономики в Германии 51
Особенности модели государственного регулирования
экономики в Китае 67
Особенности модели государственного регулирования
экономики в Италии 71
Зарубежный опыт государственного регулирования НТП за рубежом
(на примере США и Японии) 73
Зарубежный опыт государственного регулирования социальной сферы
Опыт государственного регулирования занятости за рубежом 78
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) 85
Государственная поддержка и защита социально незащищенных
слоев населения 87
Региональное регулирование экономики
Модели территориального регулирования хозяйственной деятельности. Свободные экономические зоны 92
Модели глобальных экономических систем. Европейский союз 95
Заключение 99
Офшорные зоны (ОЗ) или «налоговые гавани», как их иногда называют, стали организовываться в 70-е годы. Они привлевают клиентов благоприятным валютно-финансовым режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования.
Общей характерной чертой различных видов СЭЗ является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующем в той или иной стране.
В Египте на создание одной СЭЗ государство затрачивает около 500млн.USD на создание инфраструктуры (подводка коммуникаций (сети, дороги), ограждение территории. Резидент платит администрации СЭЗ налог с оборота в размере 2 %, а также арендную плату за землю в размере около 5USD/м2 в год. Резиденты, как правило. Строят свои собственные заводы подключая их к заранее проложенным сетям (по принципу «подключения своего компьютера в уже существующую электрическую сеть в арендованном офисе»). Комитет по инвестициям на 50 % состоит из политиков (министров), а на 50% из лидирующих бизнесменов. Для отдельных крупных проектов (нефть, газ) может быть создана для иностранного инвестора отдельная СЭЗ. Средняя зарплата и отчисления от ФОТ в Египте примерно соответствуют сложившимся в Республике Беларусь (зарплата около 250 USD/мес.; отчисления от зарплаты около 40 %). Зарплата в СЭЗ-нах незначительно выше средней по стране. Иностранные корпорации, как правило. Открывая свое производственное подразделение на территории СЭЗ командируют только топ-менеджера из своей страны, а остальные кадры набирают из местных трудовых ресурсов.
ТНК, как правило, в целях минимизации налога на прибыль размещают головной офис в СЭЗ, а также в целях минимизации издержек размещают производственные подразделения в регионах с относительно дешевой рабочей силой.
Модели глобальных экономических систем. Европейский союз
Международные экономические (торговые) союзы (объединения и т.д.) своей целью имеют снятие торговых, тарифных и прочих барьеров для извлечения максимальной пользы от международного разделения труда и кооперации путем взаимовыгодного торгового обмена продукцией.
Международные торговые и экономические союзы (объединения) могут иметь глобальный (ВТО и др.) и региональный (ЕС, НАФТА и др.) международный характер. Рассмотрим историю социально-экономического развития Европейского Союза.
Со вступлением в силу с 1 ноября 1993 г. Маастрихтского договора о Европейском союзе Сообщество сделало необратимый шаг к созданию экономического и валютного союза (ЭВС), а также к введению единой валюты, с одной стороны, и достижению политического союза – с другой. В 1993 г. в рамках функционирования единого европейского рынка были ликвидированы основные барьеры для свободного движения людей, товаров, услуг и капитала. С января 2002 г. введена в оборот единая валюта евро.
В ЕС решения (рекомендации, директивы, постановления) принимаются в основном Советом Европейского Союза, Европейским советом, Европейским парламентом, Европейской комиссией, Судом аудиторов.
В ЕС входит 27 стран-участниц: Болгария, Бельгия, Чехия, Дания, Германия, Эстония, Греция, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Венгрия, Мальта, Нидерланды, Австрия, Польша, Португалия, Румыния, Словения, Словакия, Финляндия, Швеция, Великобритания.
Ожидается (прогнозируется), что в ближайшие десять лет количество стран-участниц ЕС увеличится еще на 5-7 стран. В частности в Совет Европы 45 стран, в том числе Россия, Украина, Турция, Грузия и др.
Для обеспечения деятельности ЕС созданы
и успешно функционируют
В последние несколько лет ключев
Учетная ставка рефинансирования Центрального банка ЕС в начале 2006 года – 2,25% на фоне роста безработицы в ЕС и укрепления американского доллара относительно евро.
Экономическая интеграция в ЕС постепенно переходит от общего к единому рынку, а также к экономическому и валютному союзу.
Основные принципы свободы единого рынка заключаются в следующем:
Соглашением по ЕЭС был выработан детальный 12-летний план постепенного перехода к общему рынку к концу 1969 года, цель эта не была достигнута. Единственный ощутимый результат был достигнут в сфере обеспечения свободного движения товаров путем создания союзов потребителей, которые открыли путь для свободного хождения товаров внутри Сообщества.
Инициативу подала в 1985 году программа перехода к единому европейскому рынку до 1992 года. Была опубликована так называемая «Белая газета» – каталог специфических мероприятий с подобным планом для завершения создания внутреннего рынка к концу 1992 года. 1 июля 1987 года в Едином Европейском Акте была добавлена новая статья в соглашение по ЕЭС. В ней сказано:
«Сообщество примет меры для внедрения
внутреннего рынка в срок до 31
декабря 1992 года... создав область действий
без каких-либо границ, и на которой
будет гарантироваться
Для достижения этой цели все 282 меры, перечисленные в «Белой газете», успешно перешли в разряд законодательных. Многие из этих 282 пунктов вышли в форме директив для обязательного включения в национальное законодательство и выполнения их до определенного срока. Самый оптимистичный отмечался настрой у бизнес-сектора. Создание единого рынка широко поддерживалось предпринимателями, промышленниками, общественностью. Одним из факторов, повлиявших на это, была широкая волна информации как для компаний, так и для граждан о том какие права и какие выгоды они будут иметь после перехода к единому рынку. В распространении такой информации большую роль сыграли Европейские Информационные Центры, а также базы данных, к которым был свободный доступ и в которых можно было найти любую информацию по законодательству Сообщества и регулирующим мерам по переходу к единому рынку.
Воодушевленные позитивной реакцией на программу по созданию единого рынка, в 1988 году Главы государств и правительств учредили Общество по продвижению создания экономического и валютного союза. Поток капиталов начал стабильно расти.
Центральным пунктом экономической
интеграции является внутренний единый
рынок, учрежденный странами-
Свободное движение товаров.
Первым шагом в создании внутреннего рынка было аннулировать все таможенные пошлины, наложенные на импорт и экспорт между странами-участницами.
Ввод единого внешнего тарифа ознаменовал появление полного таможенного союза и завершение тем самым первой стадии экономической интеграции.
Было принято, что любой продукт,
произведенный в странах
Ключевым фактором, гарантирующим свободное движение товаров, является уменьшение налоговых различий, препятствующих торговле между странами Сообщества.
Свободное движение рабочей силы.
Свободное движение рабочей силы – реальность. Это право было зафиксировано в Соглашениях и включено в компетенцию Совета в 1968 году. Оно заключает в себе равные права для всех наций, входящих в Сообщество, по трудоустройству, заработным платам и условиям работы в любой стране Сообщества. Гражданам гарантируется географическая и профессиональная мобильность и минимальный уровень социальной интеграции в любой из стран, входящих в Сообщество, в которых они захотели работать.
Под географической мобильностью подразумевается право человека уехать и остановиться в любой стране Сообщества для того, чтобы найти работу или получить образование по специальности.
Под профессиональной мобильностью подразумевают право людей на выбор любой профессии, сроков трудоустройства и условий работы. То есть, к работникам из других стран Сообщества не должно быть другое отношение, чем к местным работникам ни в отношении оплаты труда, ни к доступу к образовательным центрам, ни в повторном трудоустройстве в случае временной утраты трудоспособности.
Социальная интеграция заключается в праве работника пользоваться всеми остальными благами, возможными в данной стране. Другими словами, работники из других стран должны иметь те же права и привилегии, что и местные жители, как в плане условий жизни, так и в плане социальной защиты. Правилами Сообщества гарантируется социальная защита как для работников, так и для их семей.
Принцип одинакового отношения означает, что у гражданина Европейского Союза, желающего получить образование или предоставить услугу в другой стране-участнице, не должны требовать выполнения каких-либо более строгих условий, чем для местных жителей в сфере образования, квалификации или знаний. То есть, квалификация, равная по значению, но полученная в другой стране Союза, должна быть признана равной соответствующей местной квалификации.
Свободное движение капитала и платежей.
Свободное движение капитала и либерализация платежей являются дальнейшими важными шагами для завершения работы по созданию единого рынка. В перспективе, нельзя будет говорить о свободном движении товаров или услуг, пока не будут сняты ограничения на движение капитала, и инвестированию будут подлежать наиболее экономически выгодные сегменты единого рынка.
Свободное движение капитала дает возможность физическим и юридическим лицам беспрепятственно открывать счета в любой из стран Евросоюза, а также переводить неограниченные средства из одной страны в другую. Что означает рост инвестиционных и финансовых возможностей по всей Европе. Также можно сказать, что свободное движение капитала неизбежно ведет к более тесной экономической и финансовой интеграции.
Создатели Сообщества полностью отдавали себе отчет в том, что создание общего рынка и эффективное внедрение общей политики во многих сферах неизбежно должно сопровождаться внедрением общей экономической и валютной политики.
Общие цели национальных экономических
политик были установлены, и Государства
– члены согласились в
Сердцем экономического и валютного союза стал независимый Европейский Центральный Банк (ЕСВ).
Задачи Европейской Системы Центральных Банков (ESCB) состоят в том, чтобы определять и осуществлять общую валютную политику, управлять официальными валютными запасами Государств – членов и обеспечивать бесперебойное действие системы платежей.
Заключение.
Анализ опыта государственного
регулирования экономики в
Опыт государственного
регулирования в лидурующих в
социально-экономическом
Информация о работе Лекции по "Государственному регулированию экономике в зарубежных странах