Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:07, курс лекций
Целью курса является ознакомление читателей с основами концепций и моделей государственного регулирования экономики наиболее мощных зарубежных стран.
Введение 4
Основы государственного регулирования экономики
в зарубежных странах 5
Предмет и цели государственного регулирования экономики
в зарубежных странах 5
1.2. Концепции регулирования рыночной экономики 6
1.3. Типы экономических систем и модели рыночной экономики 11
1.4. Становление и развитие антимонопольного регулирования 18
Особенности моделей государственного регулирования
экономики в зарубежных странах 24
Особенности модели государственного регулирования
экономики во Франции 24
Особенности модели государственного регулирования
экономики в США 31
Особенности модели государственного регулирования
экономики в Канаде 37
Особенности модели государственного регулирования
экономики в Швеции 41
Особенности модели государственного регулирования
экономики в Японии 49
Особенности модели государственного регулирования
экономики в Германии 51
Особенности модели государственного регулирования
экономики в Китае 67
Особенности модели государственного регулирования
экономики в Италии 71
Зарубежный опыт государственного регулирования НТП за рубежом
(на примере США и Японии) 73
Зарубежный опыт государственного регулирования социальной сферы
Опыт государственного регулирования занятости за рубежом 78
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) 85
Государственная поддержка и защита социально незащищенных
слоев населения 87
Региональное регулирование экономики
Модели территориального регулирования хозяйственной деятельности. Свободные экономические зоны 92
Модели глобальных экономических систем. Европейский союз 95
Заключение 99
2.7. Особенности модели государственного регулирования экономики
в Китае
С 1979 г. Китай приступил к
При переходе от планового хозяйства к рыночному в экономике Китая обнаружились следующие черты:
Регулирование в Китае не означает всестороннего вмешательства государства в экономическую деятельность, а представляет собой упорядочение и контроль, направленные на определенную цель и затрагивающие наиболее важные области макроэкономики. Цели макрорегулирования можно свести к следующим трем областям:
1. Экономический рост,
находящий выражение в
2. Экономическая стабильность.
Это означает поддержание
3. Экономическая справедливость.
Это понятие тесно связано
с моральными критериями и
ценностями. В обычном восприятии
оно означает справедливое
Макроэкономическое
В конце 80-х годов постепенно определилось, что цель регулирования заключается прежде всего в поддержании экономической стабильности, с тем чтобы сбалансировать валовое предложение и спрос, а также способствовать совершенствованию структуры хозяйства. Основное содержание макроэкономического регулирования можно представить следующим образом.
1. Рациональные темпы
роста. Чрезмерно высокие
В ходе реформы среднегодовой прирост ВВП Китая составил 9,9%, что на 3,8 процентных пункта выше, чем в предшествующие реформе годы (1953-1978 гг.). При этом в отдельные годы прирост превысил 13% (1984 – 15,2%, 1985г. – 13,5, 1992 – 14,2, 1993 г. – 13.5%), а в трех – был менее 6%, опустившись до самой низкой отметки в 3,8% в 1990 году.
Отсюда следует, что
прирост ВВП целесообразно
2. Обеспечение разумных коэффициентов накопления (капиталовложений) и масштабов строительства. В 1981-1996 гг. Среднегодовой прирост валового потребления составил 17Ю9%, валовых капиталовложений – 19,7% (в том числе в основные средства – 22,9%).
Коэффициент капиталовложений (т.е. их доля в ВВП) всегда был довольно высоким. Начиная с 1978 года он не опускался ниже 32%, при этом в 1993-1995 гг. Держался у отметки 40% (1993 г. – 43,3%, 1994 г. – 39,9, 1995 – 40,5%).
Среди всех факторов наибольшее влияние на развитие экономики оказали масштаб и коэффициент капиталовложений в основные средства производства.
Высокий уровень коэффициента капиталовложений в основные средства обусловлен рядом причин – огромными потребностями в инвестициях в период всесторонней индустриализации, ростом объема вложений средств населением, притоком иностранных инвестиций.
Однако в такой ситуации масштабы строительства могут превысить реальные возможности, что в свою очередь ведет к «перегреву» экономики и снижению эффективности капиталовложений.
3. Обеспечение приемлемого уровня цен. Завышенное предложение денег и широкое кредитование повлекли за собой рост инфляции. Однако с введением ограничительных мер ситуация значительно улучшилась.
Контроль над ценами является одной из важнейших целей политики регулирования. Внедрение рыночных отношений и ускорение развития повлекли за собой стремительный рост цен.
4. Финансовые поступления
и расходы. В 1996 году прирост
финансовых поступлений достиг 18%,
а расходов – 16%. Тем самым
была преодолена тенденция
5. Размеры и структура
экспорта и импорта. С начала
реформ влияние масштаба и
структуры внешней торговли, а
также платежного баланса на
экономику страны продолжали
возрастать. Среднегодовой рост
внешнеторгового оборота в
В целом меры государственного регулирования призваны поддерживать баланс между валовым предложением и спросом и являются гарантией нормального экономического развития.
В качестве основной формы государственного управления экономикой в Китае выбрано косвенное регулирование. Это означает регулирование и контроль правительством народнохозяйственных показателей и их динамики экономическими методами и рычагами, обеспечение с помощью правовых и административных средств здоровой конкуренции и противодействие монополизму, поддержание развития экономики в заданных правительством рамках.
Косвенные методы регулирования предполагают следующие изменения:
переход от прямого (директивного) к косвенному управлению хозяйственной деятельностью предприятий;
переход от управления на
микроуровне к
переход от непосредственного утверждения объектов строительства, распределения денежных и материальных средств к разработке направлений и планов развития, а также регулированию и контролю за их осуществлением.
Основными средствами здесь являются финансовая политика, налоги, кредитование, налоги на прибыль, трансфертные операции, цены, заработная плата, премии и др. Причем успех может быть достигнут только в случае выбора экономических методов, соответствующих конкретному периоду развития.
В 1990-х гг. Была усилена политика государственного регулирования экономики, направленная на ограничение инфляции, что дало следующие положительные результаты:
Средства и методы регулирования экономики в Китае постоянно совершенствуются. В этой области уже накоплен определенный опыт:
В Китае до 2010 года будет сформирована социалистическая рыночная система, развернута всесторонняя индустриализация страны, значительно возрастет государственная мощь.
Политика государственного регулирования в этот период будет характеризоваться следующими чертами:
Поддержание долгосрочной стабильности и смягчение негативных последствий циклических колебаний.
В 90-е годы разница между высшим и низшим темпами прироста ВВП составила всего 4%, что связано с благоприятным воздействием госрегулирования.
2. Соответствие содержания
и основных направлений
Валютная и финансовая политика наряду с линией ограничения инфляции должна предусматривать поддержку таких слабых отраслей, как сельское хозяйство, транспорт и связь, ускоренное развитие базовых отраслей и новейших технологий, рост предприятий, занимающих устойчивые позиции на рынке и имеющих высокую экономическую отдачу.
В инвестиционной политике особое внимание должно уделяться поддержанию соответствующего коэффициента капиталовложений, улучшению структуры инвестиций и повышению их эффективности.
Во внешнеэкономической политике вместе с поддержанием торгового и платежного баланса необходимо предусмотреть увеличение экспорта конкурентоспособными отраслями, улучшение структуры внешней торговли и повышение эффективности использования иностранных инвестиций.
Региональная политика должна постепенно разрешить проблему несбалансированности развития районов страны и создать условия для всеобщего благосостояния.
Преобладание экономических
методов государственного регулирования.
Среди них особая роль должна отводиться
финансовой политике, налогам, трансфертам
и их сочетанию. В то же время следует
расширить использование правов
в Италии
Население Италии – 57,6 млн. человек. Италия занимает по уровню своего экономического развития шестое место в мире. Ее ближайший конкурент – Великобритания, которую Италия в 1994 году даже сумела опередить по ВВП. Однако то, что Италия является стареющей страной с уменьшающимся населением, а также успехи английских неоконсервативных преобразований не дали ей возможности закрепиться на пятой позиции в мировой экономике. ВВП Италии в 1997 году составлял 1,15 трлн. долларов, что составляло около 20 тыс. долларов на душу населения.
Италия бедна полезными ископаемыми. Зато страна располагает отличными климатическими условиями для развития сельского хозяйства и туризма.
Главной особенностью развития итальянской экономики стало то, что начиная с середины 19 века прослеживается четкая историческая тенденция к усилению роли государства и государственной собственности в национальном хозяйстве страны.
Италия располагает крупнейшим из всех развитых стран государственным сектором. До 50% экономики и 70% банковской системы страны находится под контролем государства. У Италии один из самых высоких среди развитых стран показателей производства ВВРП государственным сектором и доли государственных предприятий в общей численности компаний.
В течение последних нескольких лет страна справилась с инфляцией, стала сокращаться безработица, создаются новые предприятия, растет занятость в молодежной среде, растут инвестиции. Особых успехов Италия добилась в создании рабочих мест для молодежи.
Италии удалось добиться социального согласия в обществе. Заработная плата. Как и число создаваемых рабочих мест растет, прежний «черный рынок» труда постепенно ликвидируется. Происходит постепенная трансформация нелегальных видов работ в официальную занятость.
Совершенно уникальна итальянская модель соотношения малого, среднего и крупного бизнеса. В 1950-1970 гг. экономический рост привел к популярности массового производства и преобладающей роли больших компаний. Регионом преимущественного базирования крупных компаний стал Северо-Запад страны, особенно много подобных предприятий находится в т.н. «промышленном треугольнике» Турин-Милан-Генуя. Промышленный кризис 1970-х гг. имел своим следствием потерю крупными компаниями своих прежних позиций в итальянской экономике. Период 1970-1990 гг. стал настоящим бумом развития малых и средних предприятий. Развитие малого и среднего бизнеса помогло скомпенсировать отрицательные последствия массового производства для итальянской экономики.
Малое и среднее предпринимательство в настоящее время стимулирует экономический рост в центре и на Северо-Востоке страны, в то время как исконно промышленный Север и аграрный Юг находятся в состоянии экономического спада.
Информация о работе Лекции по "Государственному регулированию экономике в зарубежных странах