Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 23:08, курс лекций
Тема 1. Научные основы национальной экономики.
1.1. Понятие национальной экономики.
1.2. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики.
1.3. Основные макроэкономические показатели и пропорции НЭ.
1.4. Типы национальных хозяйственных систем.
В прогнозных документах (НСУР-2020 и др.) определены перспективные цели денежно-кредитной политики:
• обеспечение устойчивости белорусского рубля к валютной корзине и снижения темпов инфляции;
• дальнейшее наращивание нормативного капитала;
• развитие ресурсного потенциала и укрепление банковской системы, обеспечивающие эффективное аккумулирование свободных денежных средств домашних хозяйств и хозяйствующих субъектов и кредитную поддержку экономического роста;
•
снижение общего уровня процентных ставок
в экономике при условии
• В 2010 году продолжится реализация мероприятий по интеграции банковских систем РБ и других государств СНГ, а также сотрудничество с МВФ, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией;
• обеспечение эффективного надежного и безопасного функционирования платежной системы и хранения сбережений в банковской системе.
6.5. Бюджетно-налоговая система Беларуси.
Бюджет представляет собой системно сгруппированную сводку сметных расходов и предусмотренных для их покрытия доходов на один финансовый (бюджетный) год.
Бюджетная система — это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов, действующих на территории страны. Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 133) бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местный бюджеты.
Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений.
Расходы
бюджета определяются программами социально-экономического
развития РБ и соответствующей административно-
В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды - средства правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Они формируются за счет обязательных целевых отчислений. К ним относится Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и др.
Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами.
Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами.
С 1 января 2009 года вступил в силу Бюджетный кодекс РБ, сферой регулирования которого являются отношения возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.Контроль за использованием республиканского бюджета осуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь.
Доходы консолидированного бюджета за 2009 год.
Исполнение
бюджета определялось негативным влиянием
мирового экономического кризиса. В консолидированный
бюджет поступило 62 807,6 млрд. рублей доходов,
что на 15,4% меньше, чем в 2008 году. Формирование
доходной части бюджета представлено
в таблице 6.5.1.
Таблица 6.5.1. Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за 2008-2009 годы, %
Показатели | 2008 год | 2009 год |
|
71,3 | 65,7 |
в том числе – налог на доходы и прибыль | 17,0 | 15,3 |
- налог на собственность | 3,1 | 2,6 |
- налоги на товары и услуги | 31,2 | 31,7 |
В том числе НДС | 17,4 | 19,2 |
|
5,9 | 5,8 |
- налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности | 16,2 | 12,7 |
|
22,1 | 25,2 |
|
6,6 | 9,1 |
|
100,0 | 100,0 |
Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП составил 45,9% (в 2008 году – 50,6%).
Расходы консолидированного бюджета за 2009 год.
Расходы профинансированы в сумме 63 766 млрд. рублей, что на 11,6% меньше, чем в 2008 году. Основные задачи в области политики расходов бюджета – сохранение достигнутого уровня социальных услуг, поддержка реального сектора экономики и реализация программы жилищного строительства. Расходы бюджета представлены в таблице 6.5.2.
Таблица 6.5.2. Расходы консолидированного бюджета РБ, млрд. рублей
Показатели | 2008 год | 2009 год |
Расходы всего | 63811,3 | 63766,0 |
1.Общегосударственные расходы | 10708,0 | 8053,5 |
2.Национальная оборона | 1373,3 | 1323,7 |
3.Судебная
власть, право-охранительная |
2325,8 | 2433,9 |
4.Национальная экономика | 16494,9 | 16359,9 |
5.Охрана окружающей среды | 537,1 | 396,9 |
6.Жилищно-коммунальные
услуги и жилищное |
3109,6 | 3042,6 |
7.Здравоохранение | 5024,9 | 5354,0 |
8.Физическая культура, спорт, культура и СМИ | 1426,3 | 1414,2 |
9.Образование | 6635,3 | 6767,1 |
10.Социальная политика (с ФСЗН) | 16176,0 | 18620,1 |
В 2009 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 958,3 млрд. рублей, или 0,7% к ВВП (в 2008 году профицит составил 1 852 млрд. рублей или 1,4% к ВВП).
Налоговая система – совокупность всех взимаемых в государстве налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке.
Основа налоговой системы страны – подоходный налог с населения, взносы на социальное страхование, налог на прибыль и доходы предприятий, налог на добавленную стоимость, акцизные сборы, таможенные пошлины и имущественные налоги.
Мероприятия по дальнейшему совершенствованию налоговой системы:
6.6. Социальный императив государственного регулирования экономического развития Беларуси.
Социальный императив является обязательным требованием обеспечения приоритетности социального начала при разработке и реализации государственной политики и реализуется через социальную политику государства – это деятельность государства и общественных институтов по вырботке и достижению комплекса целей социального развития государства, преобразованию социальной структуры и социальных отношений в обществе, росту доходов и потребления населения, повышению качества различных сторон жизнедеятельности и социальной защите граждан. Цели социальной политики реализуются посредством осуществления стратегических и тактических программ и прогнозов социально-экономического развития страны, разработки и выполнения целевых социальных программ. Наиболее важными из них являются:
Обобщающим
показателем социального
Информация о работе Курс лекций по «Национальной экономике Беларуси»