Курс лекций по «Национальной экономике Беларуси»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 23:08, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Научные основы национальной экономики.

1.1. Понятие национальной экономики.

1.2. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики.

1.3. Основные макроэкономические показатели и пропорции НЭ.

1.4. Типы национальных хозяйственных систем.

Работа содержит 1 файл

Курс лекций по Национальной экономике Беларуси.doc

— 696.50 Кб (Скачать)

      В прогнозных документах (НСУР-2020 и др.) определены перспективные цели денежно-кредитной политики:

      • обеспечение устойчивости белорусского рубля к валютной корзине и  снижения темпов инфляции;

      • дальнейшее наращивание нормативного капитала;

      • развитие ресурсного потенциала и укрепление банковской системы, обеспечивающие эффективное аккумулирование свободных денежных средств домашних хозяйств и хозяйствующих субъектов и кредитную поддержку экономического роста;

      • снижение общего уровня процентных ставок в экономике при условии обеспечения  финансовой стабильности;

      • В 2010 году продолжится реализация мероприятий по интеграции банковских систем РБ и других государств СНГ, а также сотрудничество с МВФ, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией;

        • обеспечение эффективного надежного и безопасного функционирования платежной системы и хранения сбережений в банковской системе.

6.5. Бюджетно-налоговая система Беларуси.

Бюджет представляет собой системно сгруппированную сводку сметных расходов и предусмотренных для их покрытия доходов на один финансовый (бюджетный) год.

Бюджетная система — это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов, действующих на территории страны. Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 133) бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местный бюджеты.

Доходы  бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений.

Расходы бюджета определяются программами социально-экономического развития РБ и соответствующей административно-территориальной единицы, осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законадательством РБ и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды - средства правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Они формируются за счет обязательных целевых отчислений. К ним относится Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и др.

Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами.

Профицит  бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами.

  С 1 января 2009 года вступил в силу Бюджетный кодекс РБ, сферой регулирования которого являются отношения возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.Контроль за использованием республиканского бюджета осуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь.

  Доходы  консолидированного бюджета за 2009 год.

  Исполнение  бюджета определялось негативным влиянием мирового экономического кризиса. В консолидированный бюджет поступило 62 807,6 млрд. рублей доходов, что на 15,4% меньше, чем в 2008 году. Формирование доходной части бюджета представлено в таблице 6.5.1. 
 

Таблица 6.5.1. Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за 2008-2009 годы, %

Показатели 2008 год 2009 год
  1. Налоговые доходы всего, 
71,3 65,7
в том  числе – налог на доходы и прибыль 17,0 15,3
- налог  на собственность 3,1 2,6
- налоги  на товары и услуги 31,2 31,7
В том  числе                   НДС 17,4 19,2
                                       акцизы 5,9 5,8
- налоговые  доходы от внешнеэкономической  деятельности 16,2 12,7
  1. Взносы на государственное социальное страхование
22,1 25,2
  1. Неналоговые доходы
6,6 9,1
    Итого доходов
100,0 100,0
 

  Удельный  вес доходов консолидированного бюджета в ВВП составил 45,9% (в 2008 году – 50,6%).

  Расходы консолидированного бюджета за 2009 год.

  Расходы профинансированы в сумме 63 766 млрд. рублей, что на 11,6% меньше, чем в 2008 году. Основные задачи в области политики расходов бюджета – сохранение достигнутого уровня социальных услуг, поддержка реального сектора экономики и реализация программы жилищного строительства. Расходы бюджета представлены в таблице 6.5.2.

  Таблица 6.5.2. Расходы консолидированного бюджета РБ, млрд. рублей

Показатели 2008 год 2009 год
Расходы всего 63811,3 63766,0
1.Общегосударственные  расходы 10708,0 8053,5
2.Национальная  оборона 1373,3 1323,7
3.Судебная  власть, право-охранительная деятельность  и обеспечение безопасности 2325,8 2433,9
4.Национальная  экономика 16494,9 16359,9
5.Охрана  окружающей среды 537,1 396,9
6.Жилищно-коммунальные  услуги и жилищное строительство 3109,6 3042,6
7.Здравоохранение 5024,9 5354,0
8.Физическая  культура, спорт, культура и СМИ 1426,3 1414,2
9.Образование 6635,3 6767,1
10.Социальная  политика (с ФСЗН) 16176,0 18620,1

В 2009 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 958,3 млрд. рублей, или 0,7% к ВВП (в 2008 году профицит составил 1 852 млрд. рублей или 1,4% к ВВП).

  Налоговая система – совокупность всех взимаемых в государстве налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке.

  Основа  налоговой системы  страны – подоходный налог с населения, взносы на социальное страхование, налог на прибыль и доходы предприятий, налог на добавленную стоимость, акцизные сборы, таможенные пошлины и имущественные налоги.

  Мероприятия по дальнейшему совершенствованию  налоговой системы:

  1. Сокращение количества применяемых налогов, сборов (пошлин) – с 2006-2009 годы отменено 17 налоговых платежей. В настоящее время в состав налоговой системы входит 30 платежей, имеющих налоговый характер. Однако в рамках обычной деятельности предприятие уплачивает только НДС, налог на прибыль, налог на недвижимость, экологический и земельный налоги.
  2. Повышение привлекательности упрощенного налогооблажения – предприятия, размер годовой выручки у которых не превышает 3,5 млрд. рублей, имеют возможность платить один налог по ставке 8% от валовой выручки (5% для фирм и ИП, расположенных в сельской местности и малых городах).
  3. Завершение кодификации налогового законодательства и введение в действие с 1 января 2010 года Особенной части Налогового кодекса.
  4. Упрощение процедур налогового контроля и налогового администрирования – плательщикам дана возможность предоставлять в налоговые органы налоговые декларации в электронном виде.
 

6.6. Социальный императив государственного регулирования экономического развития Беларуси.

  Социальный  императив является обязательным требованием обеспечения приоритетности социального начала при разработке и реализации государственной политики и реализуется через социальную политику государства – это деятельность государства и общественных институтов по вырботке и достижению комплекса целей социального развития государства, преобразованию социальной структуры и социальных отношений в обществе, росту доходов и потребления населения, повышению качества различных сторон жизнедеятельности и социальной защите граждан. Цели социальной политики реализуются посредством осуществления стратегических и тактических программ и прогнозов социально-экономического развития страны, разработки и выполнения целевых социальных программ. Наиболее важными из них являются:

  1. Государственная программа «Культура»;
  2. Республиканская программа «Здоровье»;
  3. Государственная программа развития спорта и туризма;
  4. Республиканская программа «Женщины Республики Беларусь»;
  5. Программа государственной поддержки творчески одаренных детей и молодежи;
  6. Президентская программа «Дети Беларуси», в ее состав входят целевые подпрограммы: «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие социального обслуживания семей и детей», «Развитие индустрии детского питания».
  7. Комплексная программа по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста в РБ до 2010 года.

Обобщающим  показателем социального развития страны является - Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) -  По этому показателю наша страна в 2007 году заняла 68 место в мире (РФ – 71 место, Украина – 85 место, Казахстан – 82 место) и он составил 0,826 (в 2000 году – 0,786, в в 2005 году - 0,804). Преодолев пороговый показатель 0,800, Республика Беларусь перешла из категории стран со средним уровнем развития человеческого потенциала в категорию стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала. ИРЧП состоит из:

  1. Индекса ожидаемой продолжительности жизни при рождении – в РБ ежегодно увеличивается в 2008 году составил 70,5  (75,6  лет у женщин и 64,7 у мужчин) . Страна лидер Япония – 86,2 года у женщин и 79,2 у мужчин; в РФ – 72,9 лет и 59,9 лет соответственно.
  2. Индекс реального ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, который учитывает различие цен на одни и те же товары и услуги в различных странах - в Докладе Программы развития ООН (ПРООН) в 2007 году ВВП на душу населения по паритету покупательной способности определен в размере 10841 долларов.
  3. Индекс грамотности взрослого населения - занимает седьмое место в мире по уровню грамотности взрослого населения (99,6 %). Страна занимает 33-ю позицию по совокупному валовому коэффициенту охвата населения начальным, средним и высшим образованием (88,7 %), опережая такие высокоразвитые страны, как Германия (88,0 %), Япония (85,9%), Швейцария (85,7%), Люксембург (84,7%).
  4. Совокупный индекс достигнутого уровня образования - Беларусь занимает 26-е место в мире. По удельному весу государственных расходов на образование (6 % от ВВП) Беларусь остается одним из лидеров на постсоветском пространстве. Для примера аналогичные показатели у Латвии и Эстонии составляют 5,3 %, у Литвы - 5,2 %, у России — 3,6 %, у Казахстана — 2,3 %. Выше этот показатель только у Украины (6,4 %). По удельному весу государственных расходов на образование Беларусь также опережает такие высокоразвитые страны, как Австралия (4,7% от ВВП), Канада (5,2 %), Ирландия (4,8 %), Япония (3,6 %), Нидерланды (5,4 %), Франция (5,9 %), США (5,9 %), Испания (4,3 %), Австрия (5,5 %), Великобритания (5,4 %), Италия (4,7 %), Германия (4,6 %), Португалия (5,7 %).

Информация о работе Курс лекций по «Национальной экономике Беларуси»