Курс лекций по «Национальной экономике Беларуси»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 23:08, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Научные основы национальной экономики.

1.1. Понятие национальной экономики.

1.2. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики.

1.3. Основные макроэкономические показатели и пропорции НЭ.

1.4. Типы национальных хозяйственных систем.

Работа содержит 1 файл

Курс лекций по Национальной экономике Беларуси.doc

— 696.50 Кб (Скачать)

  Министерства  и государственные комитеты являются республиканскими органами государственного управления, осуществляющими регулирование и управление в определенной отрасли (сфере) и координирующими деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь (Например, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство здравоохранения, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и т. д.).

  В центральных аппаратах министерств, государственных комитетов по решению Президента Республики Беларусь могут создаваться департаменты, которые являются структурными подразделениями министерств и осуществляют специальные исполнительные, контрольные, регулирующие и др. функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства, государственного комитета.

Важную  роль в структуре государственного управления экономикой играют территориальные органы соответствующих министерств и экономические органы облисполкомов и Минского горисполкома, а также райисполкомов, горисполкомов и местных администраций.

  Структурные подразделения местных исполнительных и распорядительных органов, обеспечивающих реализацию на своей территории государственной политики в отдельных отраслях и сферах экономики, подчиняются, помимо исполкомов, соответствующим республиканским органам государственного управления.

  Формирование  в Республике Беларусь социально  ориентированной рыночной экономики требует повышения эффективности взаимодействия органов отраслевого и территориального управления при решении как общегосударственных, так и региональных проблем, что в конечном счете обеспечит переход страны к устойчивому развитию. 

    6.3. Система планирования и прогнозирования национальной экономики Беларуси.

Государственное регулирование экономики Республики Беларусь реализуется через планирование, прогнозирование и программирование экономики.

  Планирование  национальной экономики  — форма государственного воздействия на экономику, связанная с разработкой и практическим осуществлением планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения.. Планирование реализуется через систему планов, которые разрабатываются на различные периоды действия и имеют различные формы проявления.

    С точки зрения временного аспекта планы бывают:

  • долгосрочные: планы на период от 15—20 лет - отражает стратегию экономического и социального развития на долгосрочный период, главные цели, приоритеты, пути и средства их достижения ;
  • среднесрочные: срок 3—5 лет - конкретизируют основные направления стратегии;
  • краткосрочные: планы сроком до 1 года - формируются на основе пятилетних планов;
  • оперативные: планы на сутки, неделю и декаду. 

При осуществлении планирования разрабатывается система планов:

    • на макроуровне: планы, программы экономического и социального развития страны на региональном уровне (планы развития отраслей, районов, городов);
    • на микроуровне: планы развития отдельных предприятий, имеющие вид бизнес-планов.

Выделяют следующие  формы планирования:

  Директивное планирование –  форма народнохозяйственного планирования в условтях командной экономики, имеющая обязательный характер исполнения. Реализуется через административно-распределительные документы, а именно законы, указы, приказы, распоряжения, подразумевающие контроль за практической реализацией.

  Стратегическое  планирование — процесс определения целей и значений экономических показателей по основным наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны (отрасли, объединений предприятий и др.), как правило, на средний срок и длительную перспективу с формированием механизма по их реализации. При этом конечный результат не является строго фиксированным, определяются границы, в рамках которых колеблются показатели.

Индикативное  планирование — это инструмент по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся экономической ситуации. Индикативный план-прогноз входит в стратегический и является практическим инструментом в развитии экономики на краткосрочный и среднесрочный периоды. Индикативный план включает в себя:

  1. концептуальную часть: концепция социально-экономического развития;
  2. прогнозную часть: прогноз социально-экономического развития;
  3. планово-регулирующую часть: система экономических регуляторов и государственные целевые комплексные программы.

   Прогнозирование — это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии, об альтернативных путях его достижения.

   Прогнозы  социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы разрабатываются Министерством экономики совместно с заинтересованными министерствами и другими органами государственного управления. Базируются на информации, представляемой Министерством статистики и анализа, Министерством финансов, другими республиканскими органами государственного управления, которые несут ответственность за достоверность информации, ее качественную разработку и своевременность представления по сферам их ведения.

  В РБ на различные периоды времени  разрабатыаются следующие документы:

  1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь (НСУР) на 15 лет - разрабатывается за два с половиной года до начала прогнозируемого периода.
  2. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10-летний период  - разрабатываются на основе НСУР один раз в пять лет за два года до начала прогнозируемого периода (с погодовой разбивкой первой половины периода).
  3. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу разрабатывается на пятилетний срок. Правительство одобряет программу социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу и направляет ее Президенту Республики Беларусь для утверждения. После утверждения Президентом Республики Беларусь программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу используется при разработке прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на краткосрочную перспективу.
  4. Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно в сроки, определяемые постановлением Совета Министров Республики Беларусь. Проект данного постановления подготавливается Министерством экономики совместно с заинтересованными и в установленном порядке вносится в Совет Министров Республики Беларусь ежегодно до 1 мая года, предшествующего прогнозируемому.

Корректировка долгосрочных прогнозов осуществляется один раз в пять лет за один год до начала прогнозируемого периода.

  Также система планирования и прогнозирования  экономики Республики Беларусь включает следующие комплексные документы:

  1. Государственная программа импортозамещения на 2006-2010 годы.
  2. Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы.
  3. Национальная программа международного технического сотрудничества на 2006-2010 годы.
  4. Комплексная программа развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2006-2010 годы.
  5.  Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы.
  6.  Программа устойчивого развития лесного хозяйства на 2007-2011 годы.
  7. Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы.
 

6.4. Денежно-кредитная  система Беларуси.

  Денежная  система — исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная форма организации денежного обращения. Государство определяет денежную единицу (рубль, доллар и др.), масштаб цен, виды денежных знаков в обращении и порядок их эмиссии, характер обеспечения денег, формы безналичного платежного оборота, курс национальной валюты.

Денежная  система функционирует в соответствии с принятым в декабре 1990 года Законом «О Национальном банке Республики Беларусь» и последующими законодательными актами, определяющими механизм функционирования денежно-кредитной системы. С марта 1993 года белоруский рубль начал котироваться на валютной бирже, в октябре 1994 года белорусский рубль был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики.

  Кредитная система — это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.

  Правовой  основой денежно-кредитного регулирования являются «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь», ежегодно разрабатываемые и утверждаемые Правлением Национального банка и предоставляются совместно с Правительством РБ до 1 октября Президенту РБ.

  В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь» и ст. 136 Конституции Республики Беларусь в стране сформирована двухуровневая банковская система:

  1. первый уровень - Национальный банк;
  2. второй уровень- банки (унитарные, акционерные, в том числе с участием государства и иностранного капитала) и небанковские финансовые организации

Правовой  основой функционирования национальной банковской системы в настоящее время является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в силу с 1 января 2001 года.

  На 1.01.2010 года Банковская система Республики Беларусь  включает 32 банка, из которых 25 банков с участием иностранного капитала, в том числе 9 банков со 100 % иностранным капиталом. Основной объем капитала банковской системы (около 85 %) сосредоточен в пяти системообразующих банках: ОАО «Белагропромбанк», АСБ «Беларусбанк», «Приорбанк» ОАО, ОАО «Белпромстройбанк», ОАО «Белинвестбанк». На территории Беларуси находятся 8 представительств иностранных банков России, Украины, Литвы, Латвии, Германии и Межгосударственного банка.

Банковская  система Республики Беларусь развивается  достаточно быстрыми темпами, несмотря на экономический кризис, о чем свидетельствуют следующие характеристики:

  1. Объем уставного фонда банков 1.01.2010 года составил 9,5 трлн. руб. , что на 10,1%  больше, чем на 01.01.2009 года.
  2. Объем нормативного (собственного) капитала банковской системы за январь-ноябрь 2009 года увеличился на 13,4% и на 1 декабря 2009  года составил 12,8 трлн руб. Основным источником роста собственного капитала явилась прибыль банков.
  3. В ноябре 2009 года рентабельность нормативного капитала банковской системы составила 8,26%;
  4. За январь-март 2010 года банки выдали кредитов на сумму 21,6 трлн. руб., что на 38% больше, чем в налогичном периоде 2009 года.
  5. Объем привлеченных денежных средств населения за 1-ый квартал 2010 года возрос на 1,57 трлн. руб. или на 8,4%. В среднем на 1-го жителя РБ на 1.04.2010 года приходилось 2144,1 тыс. руб. (или 720 $ США) сбережений, что в 1,34 раза больше, чем в аналогичном периоде 2009 года.
  6. Ставка рефинансирования на 1.04.2010 года составляет 12,5%, что на 1,5% меньше чем в 2009 году.
  7. Работа банков Республики Беларусь в автоматизированной системе межбанковских расчетов (АС МБР) в 2009 г (за январь-октябрь). характеризуется следующими показателями: проведено платежей на сумму 942,3 трлн руб, что на 70,8% больше чем за аналогичный период 2008 года .
  8. На 1 января 2010 г. в обращении находилось 7,7 млн.  карточек международных и внутренних систем расчетов (прирост за год составил 60 %). Количество функционирующих банкоматов достигло 2695 единиц (прирост 33 %), инфокиосков — 2943 (прирост 116%).

Информация о работе Курс лекций по «Национальной экономике Беларуси»