Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 23:08, курс лекций
Тема 1. Научные основы национальной экономики.
1.1. Понятие национальной экономики.
1.2. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики.
1.3. Основные макроэкономические показатели и пропорции НЭ.
1.4. Типы национальных хозяйственных систем.
Министерства и государственные комитеты являются республиканскими органами государственного управления, осуществляющими регулирование и управление в определенной отрасли (сфере) и координирующими деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь (Например, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство здравоохранения, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и т. д.).
В
центральных аппаратах
Важную роль в структуре государственного управления экономикой играют территориальные органы соответствующих министерств и экономические органы облисполкомов и Минского горисполкома, а также райисполкомов, горисполкомов и местных администраций.
Структурные
подразделения местных
Формирование
в Республике Беларусь социально
ориентированной рыночной экономики требует
повышения эффективности взаимодействия
органов отраслевого и территориального
управления при решении как общегосударственных,
так и региональных проблем, что в конечном
счете обеспечит переход страны к устойчивому
развитию.
6.3. Система планирования и прогнозирования национальной экономики Беларуси.
Государственное
регулирование экономики
Планирование национальной экономики — форма государственного воздействия на экономику, связанная с разработкой и практическим осуществлением планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения.. Планирование реализуется через систему планов, которые разрабатываются на различные периоды действия и имеют различные формы проявления.
С точки зрения временного аспекта планы бывают:
При осуществлении планирования разрабатывается система планов:
Выделяют следующие формы планирования:
Директивное
планирование –
форма народнохозяйственного планирования
в условтях командной экономики, имеющая
обязательный характер исполнения. Реализуется
через административно-
Стратегическое планирование — процесс определения целей и значений экономических показателей по основным наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны (отрасли, объединений предприятий и др.), как правило, на средний срок и длительную перспективу с формированием механизма по их реализации. При этом конечный результат не является строго фиксированным, определяются границы, в рамках которых колеблются показатели.
Индикативное планирование — это инструмент по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся экономической ситуации. Индикативный план-прогноз входит в стратегический и является практическим инструментом в развитии экономики на краткосрочный и среднесрочный периоды. Индикативный план включает в себя:
Прогнозирование — это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии, об альтернативных путях его достижения.
Прогнозы социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы разрабатываются Министерством экономики совместно с заинтересованными министерствами и другими органами государственного управления. Базируются на информации, представляемой Министерством статистики и анализа, Министерством финансов, другими республиканскими органами государственного управления, которые несут ответственность за достоверность информации, ее качественную разработку и своевременность представления по сферам их ведения.
В РБ на различные периоды времени разрабатыаются следующие документы:
Корректировка долгосрочных прогнозов осуществляется один раз в пять лет за один год до начала прогнозируемого периода.
Также система планирования и прогнозирования экономики Республики Беларусь включает следующие комплексные документы:
6.4. Денежно-кредитная система Беларуси.
Денежная система — исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная форма организации денежного обращения. Государство определяет денежную единицу (рубль, доллар и др.), масштаб цен, виды денежных знаков в обращении и порядок их эмиссии, характер обеспечения денег, формы безналичного платежного оборота, курс национальной валюты.
Денежная
система функционирует в
Кредитная система — это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.
Правовой основой денежно-кредитного регулирования являются «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь», ежегодно разрабатываемые и утверждаемые Правлением Национального банка и предоставляются совместно с Правительством РБ до 1 октября Президенту РБ.
В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь» и ст. 136 Конституции Республики Беларусь в стране сформирована двухуровневая банковская система:
Правовой основой функционирования национальной банковской системы в настоящее время является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в силу с 1 января 2001 года.
На 1.01.2010 года Банковская система Республики Беларусь включает 32 банка, из которых 25 банков с участием иностранного капитала, в том числе 9 банков со 100 % иностранным капиталом. Основной объем капитала банковской системы (около 85 %) сосредоточен в пяти системообразующих банках: ОАО «Белагропромбанк», АСБ «Беларусбанк», «Приорбанк» ОАО, ОАО «Белпромстройбанк», ОАО «Белинвестбанк». На территории Беларуси находятся 8 представительств иностранных банков России, Украины, Литвы, Латвии, Германии и Межгосударственного банка.
Банковская система Республики Беларусь развивается достаточно быстрыми темпами, несмотря на экономический кризис, о чем свидетельствуют следующие характеристики:
Информация о работе Курс лекций по «Национальной экономике Беларуси»