Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:59, реферат
Предприятия в ходе своей повседневной деятельности, в силу особенностей внутренней среды и под воздействием внешней среды, сталкиваются с многочисленными проблемами: управленческими, финансовыми, маркетинговыми, правовыми и т.д., которые зачастую подрывают его стабильное функционирование и приводят к возникновению кризисных ситуаций. Несовершенство методов и несвоевременность работы по прогнозированию и выходу предприятия из кризиса может привести не просто к его возникновению, а к затяжному кризису и, как следствие, к банкротству и ликвидации предприятия, что негативно сказывается на общей экономической и социальной ситуации в стране. Для стабильного развития предприятия необходимо своевременное предсказание его возможного кризисного состояния. В рамках антикризисного управления это осуществляется; посредством своевременной диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Введение
1.Сущность кризисных явлений организации
2.Антикризисные действия
3.Пути выхода из кризиса
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1.Сущность кризисных явлений организации
2.Антикризисные действия
3.Пути выхода из кризиса
Заключение
Список литературы
Введение
Предприятия в
ходе своей повседневной деятельности,
в силу особенностей внутренней среды
и под воздействием внешней
среды, сталкиваются с многочисленными
проблемами: управленческими, финансовыми,
маркетинговыми, правовыми и т.д.,
которые зачастую подрывают его
стабильное функционирование и приводят
к возникновению кризисных
1. Сущность кризисных явлений организации
Слово «кризис» происходит от греческого слова «crisis», означающее «решение по какому-либо вопросу, поворотный пункт, исход». Долгое время понятие «кризис» использовалось преимущественно в медицине, как обозначение переломного момента, который может привести к улучшению или ухудшению ситуации. Сейчас слово кризис начинает применятся к процессам, происходящим в обществе (военные, политические кризисы). В экономическую теорию термин «кризис» вошел в XIX веке, что связано с появлением теорий о цикличности развития экономики, и первоначально применялся лишь в отношении макроэкономических систем. И только сравнительно недавно стали широко использовать, термин «кризис» по отношению к переломным, моментам, трудностям, возникающим на предприятии и связанных с осуществлением его хозяйственной деятельности. Так, в "Большом энциклопедическом словаре" кризис трактуется как:
резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние;
острое затруднение с чем-либо (например, с производством или сбытом товаров);
тяжелое положение.
В другом словаре кризис определяется как «поворотная точка к лучшему или к худшему», как «момент, требующий принятия решения» или «критический период», как «ситуацию, достигшую решающей фазы». Родионова H. B. характеризует кризис как крайнее обострение противоречий в социально-экономической жизнедеятельности системы, угрожающей ее жизнестойкости.
В другом современном издании кризис определяется как перемена экономического состояния предприятия (резкий переход от стабильности к разбалансированности всей цепочки воспроизводства). Наиболее полно определить кризис на предприятии можно как такое состояние, при котором наблюдается значительное ухудшение основных показателей деятельности предприятия от его нормальных значений, не являющихся запланированными и не носящих сезонный характер. Все кризисные явления в экономике условно можно классифицировать по ряду признаков.
1. Ширине охвата:
отдельные (единичные); локальные
(или групповые, охватывающие
лишь часть или группу явлений,
2. По уровню экономики (микро-, мезо-, макро-, мировой уровень);
3. По причинам
возникновения (случайные;
4. По силе
воздействия (болезненные;
5. По времени
воздействия (краткосрочные;
6. По источникам происхождения (внутренние; внешние; смешанные, из внутренних и внешних источников; стихийные, развивающиеся сами по себе; смешанные из стихийных и искусственных);
7. По возможности
преодоления (преодолеваемые с
помощью внутренних сил;
В современной литературе в зависимости от масштаба проявления выделяют четыре уровня кризисов: микроуровень (уровень отдельно взятого предприятия);макроуровень (уровень народного хозяйства в целом, выступающего в качестве единого структурного механизма);мезо-уровень (уровень межотраслевых хозяйственных связей прелую, приятии различных сфер деятельности); мировой уровень (уровень мирового хозяйства в целом, включающий в себя мировой рынок и национальное хозяйство стран мира, в большей или меньшей степени интегрированных в мировой рынок). При всей болезненности кризиса, его неопределенности и, как правило, негативном характере можно выделить 3 основные функции кризиса:
1. Резкое ослабление
и устранение устаревших
2. "Расчистка
дороги" для утверждения первоначально
слабых элементов новой
3. Испытание,
утверждение и передача тех
элементов системы, которые
Каждое предприятие вне зависимости от сферы его деятельности, организационно-правовой формы, размера уставного капитала и др. характеристик сталкивается в процессе своей жизнедеятельности с различными трудностями, которые при стечении определенных обстоятельств могут привести к возникновению кризиса. В зависимости от глубины и характера кризисного состояния на предприятии можно определить четыре стадии прохождения кризиса.
1. Потенциальный кризис (данную стадию характеризует отсутствие симптомов кризиса, т.е. кризис возможен, но он еще не наступил).
2. Латентный/скрытый кризис (на этой фазе существует скрытый кризис или его можно прогнозировать с большой вероятностью, важно именно на этой стадии применения систем раннего оповещения (распознавания).
3. Острый преодолимый
кризис (или допустимый) (на данной
стадии возможно преодоления
кризиса, потенциал
4. Острый непреодолимый кризис (предпринимаемые меры не к чему не привели, ресурсов становится недостаточно для преодоления кризиса, он затягивается во времени и заканчивается банкротством предприятия).
Вероятность возникновения кризиса на предприятии существует всегда и очень важно своевременно его предвидеть, распознавать и прогнозировать. Большую роль в выявлении кризисов имеет распознавание, определение типа кризисов, что в свою очередь влияет на успешное управление ими. Необходимо четко классифицировать кризисы для правильности выбора средств и способов управления ими.
При определении типа кризиса необходимо представлять признаки наступления кризисных ситуаций, при своевременном выявлении, распознавании которых можно смягчить последствия кризиса или вовсе предотвратить его. Проявление признаков кризиса, их специфика во многом зависит от масштабов кризисной ситуации, проблематики, остроты нестабильности, области развития кризиса, причин его возникновения, стадии развития неблагоприятной ситуации.
В западной литературе подробно описано возникновение кризисных ситуаций в деятельности предприятия, объясняющееся определенным характером его жизненного цикла. В жизненном цикле предприятия можно выделить следующие стадии: зарождение, становление, стабильное развитие, бурный рост, появление тенденции спада, активный спад, банкротство, ликвидация деятельности предприятия. При этом 2-5 стадии могут сколько угодно раз возобновляться, в зависимости от успешности деятельности предприятия и влияния внешних факторов.
В данной литературе
выявляется закономерность подъемов и
спадов, которая состоит в
• Кризис - снижение деловой активности предприятия, сокращение объема производства и реализации продукции, катастрофическое снижение выручки, и т.п.;
• Стагнация (депрессия) - постоянное снижение или не улучшение результатов деятельности предприятия, неуверенность, беспорядочность действий и т.п.;
• Оживление (или восстановление) - рост объемов производства и реализации продукции, улучшение финансовых результатов и т.п.;
• Подъем - внедрение нововведений, обновление ассортимента выпускаемой продукции, стремительный рост капиталовложений, курсов акций и т.п.
Вероятность возникновения кризиса на предприятии особенно актуальна в переходные периоды его развития, между этапами цикла.
Первым переходным периодом считается зарождение потенциала развития. Он предшествует этапу появления предприятия, и характеризуется зарождением нового предприятия в уже функционирующей старой среде или исходной. Возникновение потенциала развития рождает опасность кризиса. Кризис характеризует ключевое противоречие развития, но не всегда это опасность разрушительного кризиса. Это может быть кризис обновления, кризис ускорения, кризис поиска.
Второй переходный период - становление. Он характеризуется реальным появлением нового предприятия как самостоятельной организации в экономической среде. На данном этапе начинают проявляться и прогрессировать проблемы организационного и человеческого потенциала.
Третий переходный период - утверждение (между становлением и развитием, а также между развитием и бурным развитием). Характеризуется закреплением позиций предприятия на рынке, появлением определенных конкурентных преимуществ. В этот период предприятие закрепляется на рынке. Но во внутренних процессах развития возможно разделение ее на самостоятельные предприятия, т.к. именно в этот период предприятие является наиболее крупным, оказывающим значительное влияние на рыночную ситуацию. В этот момент опасность кризиса заключается в обостренной конкурентной; борьбе, организационной сложности, инвестиционной и инновационной «успокоенности» менеджеров и.т.п.
Четвертым переходным периодом является период падения (во время появления тенденций спада) и характеризуется снижением большинства важных показателей деятельности предприятия. Вообще падение основных показателей - это уже не опасность, а признаки кризиса, но темпы падения могут показывать, следует ли это оценивать как наступление необратимого кризиса или это этап развития, наиболее опасный для возникновения разрушительного кризиса. Здесь важную роль играет менеджмент самой компании и внешние условия на макро- и мезо- уровнях.
Пятый переходный период (банкротство и ликвидация предприятия) - это период окончательного разрушения фирмы, ее ликвидация тем или иным путем. Каждый из переходных периодов, так же как и этапы, имеет свои временные границы и качественные особенности: Первые определяются эффективностью системы антикризисного управления, вторые закономерной последовательностью возникновения новых предпосылок в развитии предприятия.
Кризиса можно избежать или сгладить последствия кризиса, если вовремя среагировать на возможное изменение ситуации, в зависимости от того на какой стадии жизненного цикла находится предприятие. Например, если вовремя переориентировать направление деятельности предприятия, в преддверии надвигающегося спада, можно таким образом продлить жизненный цикл предприятия. Таким образом, применяя теорию циклов на практике, можно с высокой степенью вероятности предвидеть дальнейший ход цикла, и, следовательно, иметь возможность избежать кризиса или повлиять на сокращение его периода действия, а также минимизацию негативных последствий от его возникновения.
Но, надо отметить, что далеко не всякие изменения отражают переходный период в развитии организации. Существуют изменения, которые характеризуют простую неустойчивость, колебания показателей под воздействием внешней среды, особенность лишь в том, что эти колебания будут носить единичный, не постоянный характер. Именно поэтому важно распознавать характер изменений в управляемых и неуправляемых процессах, отделять изменения переходного периода от изменений нормального функционирования предприятия.