Кризисные регионы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 17:53, реферат

Описание работы

Необходимо отметить, что проблемы регионов могут быть связаны как с ухудшением показателей социально-экономической динамики, так и, напротив, со слишком быстрыми темпами развития. В этом случае слишком быстрое развитие является проблемой, так как не все элементы социально-экономической системы региона могут развиваться с одинаковой скоростью. Как правило, наиболее активно развиваются отрасли хозяйственной специализации регионов, а отрасли нематериального производства, социальной сферы, связанные с удовлетворением потребностей, проживающих на данной территории, напротив, отстают.

Содержание

1. Проблемные регионы: понятие и классификация
2. Кризисные регионы
3. Отсталые (слаборазвитые) регионы
4. Депрессивные регионы
5. Приграничные регионы
6. Развитее республик России
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 28.33 Кб (Скачать)

На украинском приграничье, несмотря на заключение Соглашения о  сотрудничестве приграничных областей, граница постепенно закрывается  преимущественно по инициативе украины.

Северо-Кавказское приграничье (Грузия, Азербайджан) - зона наибольшей нестабильности, военно-политических и этнических конфликтов. Здесь наблюдается резкое сужение контактных функций границ, формируется граничный рубеж по периметру внутренней границы Чечни. В условиях экономического распада и политической нестабильности приграничные связи на микроуровне носят стихийный характер.

Казахстанское приграничье  демонстрирует возможности рационального  и прагматичного сотрудничества.

Восточно-Сибирское и дальневосточное приграничье (Китай, Монголия, КНДР, морские границы с Японией и США) отличается быстро растущей экономической активностью, прежде всего по приграничной торговле с Китаем. Тургель.

Относительно приграничных регионов выбор приоритетов должен быть связан с определением, которые  могут претендовать на статус центральных  приграничных регионов. Основой такого выбора может стать оценка динамики развития конкурентного потенциала региона, позволяющая определить перспективные  и проблемные зоны конкурентного  управления устойчивым развитием.

В условиях усиления межрегиональной конкуренции важнейшим  инструментом государственного управления становится конкурентная региональная политика. Она выходит за традиционные рамки составной части антимонопольной  политики государства и приобретает  новое содержание, определяемое необходимостью создания и развития конкурентных механизмов там, где они обеспечивают более высокую эффективность использования ограниченных ресурсов.

Как показывает анализ, механизм региональной политики в широком  смысле включает экономические, юридические, социальные и психологические отношения  между хозяйственными субъектами региона, определяющими особенности развития региональной экономики. В современных  условиях важнейшей составляющей такого механизма является обеспечение  возможностей для развития конкурентоспособных  регионов. Такая политика направлена на экономическое развитие региона  как сети взаимосвязанных фирм и  организаций и предполагает специализацию  региона на создания специфических  факторов конкурентных преимуществ.

Реализация конкурентной региональной политики, как представляется, вполне вписывается в рамки наступательной геоэкономической стратегии страны, получившей название "эффективного протекционизма". Для ее реализации необходимы три главные условия. Во-первых, - наличие конкуренции на внутреннем рынке, что способствует насыщению товарами и в целя сбыта их излишков заставляет обратить внимание на иностранные рынки. Такой протекционизм не препятствует модернизации национальных производств, не ограждает от технологических нововведений. Во-вторых, - наличие в стране потенциала для развития национальных отраслей. В-третьих, такой протекционизм должен быть ограничен во времени. Как представляется, концепция наступательной стратегии может реализовываться не только на уровне предприятий и отраслей, но и на уровне региона в целом. Но прежде чем проводить такую политику необходимо определиться с приоритетами развития.

Относительно приграничных регионов выбор приоритетов должен быть связан прежде всего с определением "зон роста", которые в терминах теорий новой экономической географии могут претендовать на статус центральных приграничных регионов. Основой такого выбора может стать оценка динамики развития конкурентного потенциала региона, позволяющая определить перспективные и проблемные зоны конкурентного управления устойчивым развитием. Следующий шаг - выбор приоритетных отраслей экономики приграничных регионов для создания кластеров предприятий и одновременное ограничение ввоза ряда импортных товаров для стимулирования их собственного производства. Третьим шагом должно быть определение инструментов и механизмов конкурентной политики.

Острейшая потребность  приграничных территорий и в создании действенной системы государственных  преференций, и в поиске собственных  источников экономического роста требует  обоснования новых критериев  оценки эффективности российской внешней  и внутренней политики с учетом интересов  национальной.

Такой подход предполагает серьезный анализ и выбор для  осуществления в рамках конкурентного  регионального управления только тех  проектов, которые отвечают, по крайней  мере, трем тесно взаимосвязанным  требованиям, определяемым логикой  стратегии "наступательного протекционизма".

С этой точки зрения реальное наполнение содержания механизмов конкурентного регионального управления устойчивым развитием приграничного  региона, как представляется, может  определяться концепцией государственного регулирования экономического развития регионов, названной английским исследователем Г. Камероном "адаптационной моделью". В соответствии с ней государство  должно смягчать воздействие стихийных  рыночных регуляторов и незначительно  корректировать развитие территорий путем  ускорения естественных процессов, благодаря стимулированию миграции рабочей силы и инвестиций. Такая модель региональной политики предполагает использование двух групп мер государственного регулирования экономического развития территории для повышение ее инвестиционной привлекательности: улучшения свойств территории, т. е. совершенствования инфраструктуры и предоставления определенного набора льгот инвесторам, вкладывающим средства в регион.

Опыт показывает, что осуществление подобной политики позволяет создать благоприятные  условия для роста экономики  региона на долгосрочную перспективу. Однако налоговые льготы и финансовая поддержка инвесторов зачастую дает лишь временный эффект (инвестиции продолжаются до тех пор, пока существуют преференции). С позиций устойчивого  развития "адаптационные" (по сути реактивные, т.е появляющиеся как реакция по проблемы) механизмы должны сочетаться со своего рода проактивными (профилактическими, опережающими возникновение проблем) механизмами, стимулирующими процесс создания на базе существующих конкурентных ресурсов операционных и программно-стратегических конкурентных преимуществ территории 4.

6. Развитее республик  России

В России 21 республика, это четверть всех субъектов РФ (на начало 2008 г. их было 85). В республиках  проживает почти 17% населения страны и создается 10,7% валового регионального  продукта (ВРП).

По уровню экономического развития можно выделить три группы - относительно развитые, среднеразвитые и наименее развитые республики. Развитых республик, в которых душевой  ВРП выше среднего по стране, немного - это Татарстан и, с большой  натяжкой, Коми и Якутия, показатели которых обеспечены добычей экспортных минеральных ресурсов. Относительно развитой республикой считается  и Башкортостан, хотя его показатели немного ниже средних по стране, но объем экономики велик. К среднеразвитым относятся республики Карелия, Удмуртия, Бурятия. В группе аутсайдеров республик значительно больше, чем областей, этим и обусловлено общее представление о слаборазвитости этнических регионов. Но не стоит забывать, что на долю двух крупных и развитых республик - Татарстана и Башкортостана - приходится 5% ВРП всей страны.

Рисунок 1 - Душевой  ВРП регионов России в 2005 г. (тыс. руб.), с корректировкой на стоимость жизни  в регионе (красным цветом выделены республики) 5

Экономика этнических регионов в период экономического роста  развивалась по-разному. В среднем  по РФ темпы роста за 1999-2005 гг. составили 162% (cледует отметить, что среднероссийские темпы роста - не лучший ориентир, они завышаются опережающим ростом экономик федеральных городов и ведущих нефтегазодобывающих регионов), то по республикам они различались с 222% до 119% (табл. 1). Все более отстают не этнические, а наиболее проблемные регионы страны: слаборазвитые, удаленные, депрессивные.

Таблица 2 Темпы роста  ВРП республик за 1998-2005 гг., % 6

Для относительно развитых регионов страны каждый процент роста "весит" намного больше, при  этом республика Татарстан имеет  один из самых высоких показателей.

Приоритеты развития лучше всего показывает география  инвестиций (табл. 2). Больше всего получают сырьевые регионы (особенно нефтегазодобывающие) и столичная агломерация. Татарстан входи в число относительных лидеров благодаря сочетанию двух источников инвестиций - бизнеса (в нефтедобычу и другие отрасли) и федеральных инвестиций. Именно инвестиции показывают, насколько непривлекательны для бизнеса слаборазвитые республики, отстающие от средних показателей в 2-5 раз.

Таблица 3 Душевые  инвестиции в основной капитал в 2006 г., в % к средним по РФ (среднее  по РФ =100), с корректировкой на стоимость  жизни в регионе 6

Рынок труда тесно  связан с состоянием экономики региона  и демографическими факторами. Как  следствие, проблема безработицы в  слаборазвитых республиках, имеющих  положительную динамику численности  населения, более остра, чем в "русских" регионах. Особенно выделяются республики Северного Кавказа и юга Сибири. Их рынки труда ежегодно получают большой приток молодого трудоспособного  населения, для которого не хватает  новых рабочих мест из-за слаборазвитости экономики. Как следствие, в таких республиках безработица консервируется на достаточно высоком уровне (рис. 2).

Рисунок 2 -Уровень  безработицы в республиках, % 5

Низкое социальное качество экономического роста остается проблемой всей страны, несмотря на устойчивый рост экономики в 2000-е  годы. Многие социальные проблемы решаются медленно. Наиболее высоки среднедушевые  доходы в столице страны и в  тюменских автономных округах. Ни одна из республик не имеет сопоставимых с лидерами доходов, но такое же отставание характерно и для относительно развитых областей. В группе с относительно высокими доходами только три республики - Татарстан, Башкортостан и Коми. Остальные  республики распределяются по группам  со средними и низкими доходами, причем это распределение не всегда связано с уровнем экономического развития.

Рисунок 3 - Отношение  душевых денежных доходов населения  к прожиточному минимуму в регионе, % 5

 Разумеется, следует  учитывать невысокую достоверность  измерений уровня жизни в России, особенно в республиках Юга,  выделяющихся наиболее значительной  долей теневых доходов.

Важнейший социальный индикатор - уровень бедности, и вновь  для республик не существует общей  картины. Развитые республики имеют  низкие показатели бедности, как и  схожие по уровню развития "русские" регионы (рис. 4). Это следствие устойчивого  экономического роста и повышения  заработной платы, что позволило  вывести из состояния бедности большинство  семей занятых.

Рисунок 4 - Уровень  бедности в республиках в 2000 и 2006 гг., % 5

Отношения республик  и федеральных властей наиболее видны при анализе бюджетной  статистики. Для того, чтобы показать особую поддержку республик, обычно приводят данные по уровню дотационности, который измеряется как доля федеральных перечислений в доходах бюджетов субъектов РФ. Действительно, половина республик относится к высокодотационным регионам, в которых федеральные перечисления превышают 50% доходов бюджета, но уровень дотационности все же сокращается в большинстве таких регионов (рис. 5).

Рисунок 5 - Доля федеральных  перечислений в доходах бюджета  высокодотационных регионов, % 5

Для оценки межбюджетных отношений центра и регионов важна  не только доля, но и душевые объемы перечислений. За 2000-2006 гг. произошли  весьма серьезные и малоизвестные  изменения: уровень поддержки слаборазвитых  и удаленных регионов относительно сократился, а наиболее развитых федеральных  городов - вырос. Это показывает расчет душевых перечислений из федерального бюджета за ряд лет, соотнесенный со средним показателем по регионам России.

Среди развитых республик  максимальную поддержку получал  Татарстан, особенно в 2002-2005 гг. (табл. 3).

 Таблица 4 Среднедушевой  объем перечислений из федерального  бюджета*, к среднему показателю  по регионам РФ (среднее =100), % 5

Итак, сухой статистический анализ показывает, что в 2000-е годы ситуация изменилась.

 Заключение

Значительная часть  республик отстает по уровню экономического развития, но наряду с ними отстают  и менее развитые края и области.

Контрасты в социальной сфере во многом сохранились, хотя и  стали менее резкими. В слаборазвитых  этнических регионах хуже ситуация на рынке труда и больше бедных, чем  в проблемных "русских" регионах, но темпы роста доходов самые  разные, как и сокращения уровня бедности, и они сильнее зависят  от внеэкономических факторов.

Уровень федеральной  поддержки слаборазвитых республик  остается более значительным, чем "русских" регионов, если мерить по доле федеральных  перечислений в доходах бюджетов регионов. Однако максимальная поддержка  обеспечивается лишь отдельным республикам, наиболее политически значимым для  федеральных властей.

Именно эти республики явно опережают русские регионы  со схожим уровнем развития по обеспеченности бюджетными ресурсами. Помимо них, еще  несколько удаленных горных республик  Сибири (Тыва, Алтай) имеют повышенное душевое финансирование благодаря  методике расчета федеральных дотаций  на выравнивание. С методикой расчетов можно спорить, но это транспарентный механизм поддержки, в отличие от особых условий для Татарстана и Дагестана, а также Чечни.

В результате получение  республиками преимуществ на основе статуса, типичное для 1990-х годов, сменилось  режимом "ручного управления" на основе особых предпочтений федеральных  властей. Такой режим не ограничивается республиками, особые преимущества, хотя с иной целью и разной конфигурацией  механизмов поддержки, имеют Санкт-Петербург, а в последнее время и Краснодарский  край с будущей столицей Олимпиады. Такая политика крайне далека от принципов  федерализма.

Информация о работе Кризисные регионы