Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 17:53, реферат
Необходимо отметить, что проблемы регионов могут быть связаны как с ухудшением показателей социально-экономической динамики, так и, напротив, со слишком быстрыми темпами развития. В этом случае слишком быстрое развитие является проблемой, так как не все элементы социально-экономической системы региона могут развиваться с одинаковой скоростью. Как правило, наиболее активно развиваются отрасли хозяйственной специализации регионов, а отрасли нематериального производства, социальной сферы, связанные с удовлетворением потребностей, проживающих на данной территории, напротив, отстают.
1. Проблемные регионы: понятие и классификация
2. Кризисные регионы
3. Отсталые (слаборазвитые) регионы
4. Депрессивные регионы
5. Приграничные регионы
6. Развитее республик России
Заключение
Список использованной литературы
На украинском приграничье, несмотря на заключение Соглашения о сотрудничестве приграничных областей, граница постепенно закрывается преимущественно по инициативе украины.
Северо-Кавказское приграничье (Грузия, Азербайджан) - зона наибольшей нестабильности, военно-политических и этнических конфликтов. Здесь наблюдается резкое сужение контактных функций границ, формируется граничный рубеж по периметру внутренней границы Чечни. В условиях экономического распада и политической нестабильности приграничные связи на микроуровне носят стихийный характер.
Казахстанское приграничье
демонстрирует возможности
Восточно-Сибирское и дальневосточное приграничье (Китай, Монголия, КНДР, морские границы с Японией и США) отличается быстро растущей экономической активностью, прежде всего по приграничной торговле с Китаем. Тургель.
Относительно приграничных регионов выбор приоритетов должен быть связан с определением, которые могут претендовать на статус центральных приграничных регионов. Основой такого выбора может стать оценка динамики развития конкурентного потенциала региона, позволяющая определить перспективные и проблемные зоны конкурентного управления устойчивым развитием.
В условиях усиления
межрегиональной конкуренции
Как показывает анализ,
механизм региональной политики в широком
смысле включает экономические, юридические,
социальные и психологические отношения
между хозяйственными субъектами региона,
определяющими особенности
Реализация конкурентной
региональной политики, как представляется,
вполне вписывается в рамки
Относительно приграничных регионов выбор приоритетов должен быть связан прежде всего с определением "зон роста", которые в терминах теорий новой экономической географии могут претендовать на статус центральных приграничных регионов. Основой такого выбора может стать оценка динамики развития конкурентного потенциала региона, позволяющая определить перспективные и проблемные зоны конкурентного управления устойчивым развитием. Следующий шаг - выбор приоритетных отраслей экономики приграничных регионов для создания кластеров предприятий и одновременное ограничение ввоза ряда импортных товаров для стимулирования их собственного производства. Третьим шагом должно быть определение инструментов и механизмов конкурентной политики.
Острейшая потребность
приграничных территорий и в создании
действенной системы
Такой подход предполагает
серьезный анализ и выбор для
осуществления в рамках конкурентного
регионального управления только тех
проектов, которые отвечают, по крайней
мере, трем тесно взаимосвязанным
требованиям, определяемым логикой
стратегии "наступательного
С этой точки зрения
реальное наполнение содержания механизмов
конкурентного регионального
Опыт показывает,
что осуществление подобной политики
позволяет создать
6. Развитее республик России
В России 21 республика, это четверть всех субъектов РФ (на начало 2008 г. их было 85). В республиках проживает почти 17% населения страны и создается 10,7% валового регионального продукта (ВРП).
По уровню экономического развития можно выделить три группы - относительно развитые, среднеразвитые и наименее развитые республики. Развитых республик, в которых душевой ВРП выше среднего по стране, немного - это Татарстан и, с большой натяжкой, Коми и Якутия, показатели которых обеспечены добычей экспортных минеральных ресурсов. Относительно развитой республикой считается и Башкортостан, хотя его показатели немного ниже средних по стране, но объем экономики велик. К среднеразвитым относятся республики Карелия, Удмуртия, Бурятия. В группе аутсайдеров республик значительно больше, чем областей, этим и обусловлено общее представление о слаборазвитости этнических регионов. Но не стоит забывать, что на долю двух крупных и развитых республик - Татарстана и Башкортостана - приходится 5% ВРП всей страны.
Рисунок 1 - Душевой ВРП регионов России в 2005 г. (тыс. руб.), с корректировкой на стоимость жизни в регионе (красным цветом выделены республики) 5
Экономика этнических регионов в период экономического роста развивалась по-разному. В среднем по РФ темпы роста за 1999-2005 гг. составили 162% (cледует отметить, что среднероссийские темпы роста - не лучший ориентир, они завышаются опережающим ростом экономик федеральных городов и ведущих нефтегазодобывающих регионов), то по республикам они различались с 222% до 119% (табл. 1). Все более отстают не этнические, а наиболее проблемные регионы страны: слаборазвитые, удаленные, депрессивные.
Таблица 2 Темпы роста ВРП республик за 1998-2005 гг., % 6
Для относительно развитых регионов страны каждый процент роста "весит" намного больше, при этом республика Татарстан имеет один из самых высоких показателей.
Приоритеты развития лучше всего показывает география инвестиций (табл. 2). Больше всего получают сырьевые регионы (особенно нефтегазодобывающие) и столичная агломерация. Татарстан входи в число относительных лидеров благодаря сочетанию двух источников инвестиций - бизнеса (в нефтедобычу и другие отрасли) и федеральных инвестиций. Именно инвестиции показывают, насколько непривлекательны для бизнеса слаборазвитые республики, отстающие от средних показателей в 2-5 раз.
Таблица 3 Душевые инвестиции в основной капитал в 2006 г., в % к средним по РФ (среднее по РФ =100), с корректировкой на стоимость жизни в регионе 6
Рынок труда тесно
связан с состоянием экономики региона
и демографическими факторами. Как
следствие, проблема безработицы в
слаборазвитых республиках, имеющих
положительную динамику численности
населения, более остра, чем в "русских"
регионах. Особенно выделяются республики
Северного Кавказа и юга
Рисунок 2 -Уровень безработицы в республиках, % 5
Низкое социальное качество экономического роста остается проблемой всей страны, несмотря на устойчивый рост экономики в 2000-е годы. Многие социальные проблемы решаются медленно. Наиболее высоки среднедушевые доходы в столице страны и в тюменских автономных округах. Ни одна из республик не имеет сопоставимых с лидерами доходов, но такое же отставание характерно и для относительно развитых областей. В группе с относительно высокими доходами только три республики - Татарстан, Башкортостан и Коми. Остальные республики распределяются по группам со средними и низкими доходами, причем это распределение не всегда связано с уровнем экономического развития.
Рисунок 3 - Отношение душевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе, % 5
Разумеется, следует
учитывать невысокую
Важнейший социальный индикатор - уровень бедности, и вновь для республик не существует общей картины. Развитые республики имеют низкие показатели бедности, как и схожие по уровню развития "русские" регионы (рис. 4). Это следствие устойчивого экономического роста и повышения заработной платы, что позволило вывести из состояния бедности большинство семей занятых.
Рисунок 4 - Уровень бедности в республиках в 2000 и 2006 гг., % 5
Отношения республик и федеральных властей наиболее видны при анализе бюджетной статистики. Для того, чтобы показать особую поддержку республик, обычно приводят данные по уровню дотационности, который измеряется как доля федеральных перечислений в доходах бюджетов субъектов РФ. Действительно, половина республик относится к высокодотационным регионам, в которых федеральные перечисления превышают 50% доходов бюджета, но уровень дотационности все же сокращается в большинстве таких регионов (рис. 5).
Рисунок 5 - Доля федеральных перечислений в доходах бюджета высокодотационных регионов, % 5
Для оценки межбюджетных
отношений центра и регионов важна
не только доля, но и душевые объемы
перечислений. За 2000-2006 гг. произошли
весьма серьезные и малоизвестные
изменения: уровень поддержки
Среди развитых республик максимальную поддержку получал Татарстан, особенно в 2002-2005 гг. (табл. 3).
Таблица 4 Среднедушевой
объем перечислений из
Итак, сухой статистический анализ показывает, что в 2000-е годы ситуация изменилась.
Заключение
Значительная часть республик отстает по уровню экономического развития, но наряду с ними отстают и менее развитые края и области.
Контрасты в социальной сфере во многом сохранились, хотя и стали менее резкими. В слаборазвитых этнических регионах хуже ситуация на рынке труда и больше бедных, чем в проблемных "русских" регионах, но темпы роста доходов самые разные, как и сокращения уровня бедности, и они сильнее зависят от внеэкономических факторов.
Уровень федеральной
поддержки слаборазвитых
Именно эти республики явно опережают русские регионы со схожим уровнем развития по обеспеченности бюджетными ресурсами. Помимо них, еще несколько удаленных горных республик Сибири (Тыва, Алтай) имеют повышенное душевое финансирование благодаря методике расчета федеральных дотаций на выравнивание. С методикой расчетов можно спорить, но это транспарентный механизм поддержки, в отличие от особых условий для Татарстана и Дагестана, а также Чечни.
В результате получение
республиками преимуществ на основе
статуса, типичное для 1990-х годов, сменилось
режимом "ручного управления"
на основе особых предпочтений федеральных
властей. Такой режим не ограничивается
республиками, особые преимущества, хотя
с иной целью и разной конфигурацией
механизмов поддержки, имеют Санкт-Петербург,
а в последнее время и