Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:06, практическая работа
Цели курсовой:
1. Изучение специфики кризиса в России и сравнение с другими странами;
2. Рассмотрение различных теорий цикличности экономики;
3. Анализ влияния кризиса на Липецкую область.
Введение
1 Кризис как экономическое явление
1.1 Связь экономических циклов и кризисов в мировой экономике
1.2 Кризис как фаза цикла
2 Кризис российской экономики
2.1 Специфика современного кризиса в России
2.2 Влияние кризиса на Липецкую область
3 Антикризисные меры
3.1 Основные приоритеты правительства в антикризисных мерах
3.2 Антикризисные меры в нашей области
Заключение
Список используемых источников
- повышения защищенности частной собственности, совершенствования экономических институтов, последовательного снижения роли государства как собственника промышленных и финансовых активов;
- значительного роста инновационной активности и ускорения технологической модернизации отраслей экономики, стимулирования повышения ресурсо- и энергоэффективности;
- развития производственной инфраструктуры;
- обеспечения макроэкономической сбалансированности, сокращения бюджетного дефицита, снижения уровня инфляции и процентных ставок, устойчивости рубля и повышения его международной привлекательности;
- повышения эффективности и надежности банковской системы, формирования устойчивого финансового рынка;
- уменьшения региональной дифференциации, ускорения развития депрессивных и слаборазвитых регионов.
Приоритеты антикризисных мероприятий. Правительство Российской Федерации будет использовать все имеющиеся инструменты экономической и социальной политики в целях поддержки граждан и недопущения разрушительных процессов в социальной сфере и в экономике страны, обеспечивая одновременно с этим решение стратегических задач социально-экономического развития. Правительство Российской Федерации будет осуществлять свою деятельность исходя из следующих приоритетов:
1) Первый приоритет - выполнение в полном объеме социальных обязательств государства перед населением и развитие человеческого потенциала. Будет оказана поддержка гражданам и семьям, наиболее пострадавшим в период экономического кризиса. Усилена социальная защита населения, обеспечены необходимые объемы и качество социальных и медицинских услуг, доступность качественных и безопасных лекарственных средств. Будут расширены масштабы деятельности государства в сфере занятости, включая сдерживание роста безработицы, развитие программ переподготовки работников, оказание адресной поддержки гражданам в трудоустройстве. Начнется модернизация пенсионной системы. Будет активизирована социальная помощь, модернизация здравоохранения и образования, включая необходимые для этого структурные преобразования. Необходимые меры поддержки будут оказаны гражданам, приобретающим жилье. Государство будет содействовать реализации жилищной программы и развитию ипотечного кредитования;
2) Второй приоритет - сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала для будущего роста. Деятельность Правительства Российской Федерации в этой сфере будет направлена на создание условий для существенного повышения эффективности российских предприятий. При этом помощь государства не будет подменять ответственность бизнеса. На поддержку вправе рассчитывать лишь те предприятия, которые ориентированы на обновление, рост эффективности и продвижение на рынок конкурентоспособной продукции, но сегодня испытывают временные трудности в связи с недостатком кредитов и снижением спроса. Для сохранения важнейших производств государство готово напрямую входить в капиталы компаний. Одновременно будут приняты меры по усилению защиты интересов частных владельцев компаний, включая миноритарных акционеров;
3) Третий приоритет - активизация внутреннего спроса на российские товары как основы для восстановления экономического роста. Правительство Российской Федерации предпримет усилия, чтобы компенсировать сжатие рынков, ослабить зависимость от внешних факторов, максимально эффективно задействовать внутренние ресурсы. Важную роль будет играть внутренний спрос со стороны государства (государственные инвестиции и государственные закупки) в сферах жилищного строительства, развития транспортной инфраструктуры, государственного оборонного заказа. Будут приняты меры по защите внутреннего рынка и предоставлению преференций отечественным производителям в соответствии с международной практикой. При этом основной акцент будет сделан на восстановление деловой активности за счет субсидирования процентных ставок, развития лизинга, поддержки потребительского кредитования;
4) Четвертый приоритет - стимулирование инноваций и структурная перестройка экономики. Российская экономика должна выйти из кризиса обновленной, более сильной и современной. Государством будет расширена поддержка инновационных проектов, в том числе направленных на технологическое обновление предприятий, повышение ресурсо- и энергоэффективности. Наличие программы повышения производительности труда, использования энергосберегающих технологий и инновационного развития станет условием предоставления государственной помощи предприятиям. Сохраняется приоритет государственных расходов на развитие высокотехнологичных отраслей, включая авиа- и судостроение, космическую промышленность, атомную энергетику, электронную и радиоэлектронную промышленность. Одновременно будут создаваться инфраструктурные заделы для экономического роста, в частности, увеличатся бюджетные ассигнования на развитие транспортной инфраструктуры, реализацию проектов по обновлению парка пассажирского транспорта;
5) Пятый приоритет - создание благоприятных условий для экономического подъема за счет совершенствования важнейших рыночных институтов, снятия барьеров для предпринимательской деятельности. Будут осуществлены мероприятия по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольного регулирования. Сокращены избыточные полномочия органов исполнительной власти по контролю за предпринимательской деятельностью. Уменьшен перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Активизирована работа по предотвращению и пресечению действий коррупционного характера. Особое внимание будет уделено поддержке и стимулированию развития малого и среднего предпринимательства. Будет предложен комплекс мер по снижению налоговой нагрузки на малый бизнес, расширению доступа субъектов малого предпринимательства к государственным закупкам. Установлены льготные тарифы на технологическое присоединение к электрическим сетям. Определены льготные арендные ставки при аренде федерального имущества малыми и средними компаниями;
6) Шестой приоритет - формирование мощной финансовой системы как надежной основы для развития национальной экономики. Банковская система должна стать более эффективной, очищенной от проблемных кредитных учреждений. Будут реализованы меры по следующим направлениям: расширение ресурсной базы и повышение ликвидности финансовой системы; повышение доступности банковских кредитов для предприятий реального сектора; обеспечение санации банков. Особое внимание будет уделено оперативности принятия и реализации необходимых решений. Предусматриваются меры по формированию устойчивого финансового рынка, привлекательного для отечественных и иностранных инвесторов, созданию условий для появления инструментов долгосрочного инвестирования;
7) Седьмой приоритет - обеспечение макроэкономической стабильности, сохранение доверия российских и иностранных инвесторов. Правительство Российской Федерации будет проводить ответственную макроэкономическую политику, предполагающую устойчивость обменного курса рубля и снижение инфляции.
Будут предприниматься усилия по сдерживанию роста цен на товары первой необходимости и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства. Будут реализованы меры, направленные на сокращение бюджетного дефицита. Предстоит осуществить комплекс мероприятий по реструктуризации и оптимизации расходных обязательств, усилению целевого характера и повышению эффективности бюджетных расходов. В рамках денежной политики Правительством Российской Федерации и Банком России будут реализованы меры по снижению процентных ставок и стимулированию роста сбережений населения. Реализация отмеченных приоритетов объективно требует временного усиления роли государства в экономической жизни страны. Правительство Российской Федерации будет с максимальной ответственностью подходить ко всем своим действиям, с тем, чтобы не создавать в экономике неправильных стимулов, искажения мотиваций предприятий и населения, подрывающих долгосрочные перспективы развития. Приоритетность частной инициативы будет соблюдена и в кризисных условиях. При этом участие государства в экономике по мере преодоления кризиса будет снижаться. Важную роль в преодолении кризиса играет сотрудничество с другими странами, как на двусторонней основе, так и в рамках международных организаций. Будут приняты меры по ускорению интеграционных процессов на базе Содружества Независимых Государств, формирования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.
3.2 Антикризисные меры в нашей области
Целью Программы является принятие превентивных мер по снижению
негативных социально-
работников и предупреждению роста безработицы в Липецкой области.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнение ряда задач:
а) Стимулирование сохранения и создания рабочих мест;
Для решения этой задачи
предусмотрены следующие
- организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан,
ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения для трудоустройств,
что позволит смягчить социально-психологические последствия безработицы, обеспечить предоставление социальной поддержки в виде временного
заработка на оплачиваемых временных работах гражданам, ищущим работу,
в том числе высвобожденным гражданам, обеспечив преимущественное право участия малоимущим категориям населения, имеющим денежные доходы
ниже величины прожиточного минимума, установленного в Липецкой области, а также создать условия для приобщения к трудовой деятельности молодежи, впервые ищущей работу. Приоритетными направлениями общественных работ являются благо-устройство и озеленение населенных пунктов, ремонт жилья и социальных объектов, содержание и ремонт дорог, социальное обслуживание населения;
- содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости среди безработных граждан;
Развитие предпринимательских инициатив незанятого населения будет направлено на создание собственного дела безработными гражданами по следующим видам деятельности, определенным как приоритетные:
1) производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
2) производство продовольственных товаров, промышленных товаров,
строительных материалов и конструкций;
3) оказание услуг: жилищно-коммунальных, бытовых, медицинских, общественного питания, физической культуры и спорта;
4) транспортная деятельность;
5) торговая деятельность в сельских населенных пунктах;
6) заготовительная деятельность;
7) оказание услуг в системе дошкольного воспитания.
Кроме того, будут развиваться малые формы хозяйствования в сельскохозяйственном производстве.
б) Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под угрозой увольнения;
В связи с высвобождением работников с предприятий области, в целях
расширения возможности для трудоустройства граждан планируется организация опережающего профессионального обучения по профессиям, которые
позволят трудоустроиться работникам внутри предприятия на свободные рабочие места, или повысить их конкурентоспособность на рынке труда в случае высвобождения.
Предприятия и организации области заявили потребность в организации опережающего обучения работников, находящихся под угрозой увольнения, однако, в основном, собственных средств на эти цели не имеют.
Заявленная потребность предприятий в опережающем обучении работников составляет 1950 человек. Обучение будет проходить по профессиям, наиболее востребованным на рынке труда, как для замещения имеющихся вакантных мест на самих предприятиях, так и перспектив трудоустройства на другие предприятия,
вновь создаваемые рабочие места. В связи с тем, что выпуски специалистов профессиональными образовательными учреждениями области (Липецкий государственный педагогический университет, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Лебедянский, Усманский педагогические колледжи) покрывают потребность в замещении возникающих педагогических вакансий, мероприятий по укреплению кадрового потенциала учреждений образования за счет переподготовки высвобождаемых работников из других сфер на 2009 год не планируется. В данный момент в области сохраняется дефицит педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений г. Липецка из-за крайне низкой заработной платы воспитателей.
в) Повышение территориальной трудовой мобильности населения области.
Для решения этой задачи предусмотрены мероприятия по оказанию адресной поддержки ищущим работу гражданам, переезжающим в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера.
Основными работодателями для трудоустройства переезжающих граждан, являются [см. Приложение А]
Перераспределение трудовых ресурсов в области будет способствовать сохранению конкурентоспособного, квалифицированного кадрового потенциала области до периода устранения негативных экономических тенденций.
Параметры мероприятий Программы (перечень организаций, численность участников по организациям и муниципальным образованиям, объемы и направления профессионального обучения, виды общественных и временных работ) могут уточняться в зависимости от экономической ситуации в организациях и муниципальных образованиях.
Информация о работе Кризис российской экономики: специфика, формы проявления, тенденции