Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:06, практическая работа
Цели курсовой:
1. Изучение специфики кризиса в России и сравнение с другими странами;
2. Рассмотрение различных теорий цикличности экономики;
3. Анализ влияния кризиса на Липецкую область.
Введение
1 Кризис как экономическое явление
1.1 Связь экономических циклов и кризисов в мировой экономике
1.2 Кризис как фаза цикла
2 Кризис российской экономики
2.1 Специфика современного кризиса в России
2.2 Влияние кризиса на Липецкую область
3 Антикризисные меры
3.1 Основные приоритеты правительства в антикризисных мерах
3.2 Антикризисные меры в нашей области
Заключение
Список используемых источников
Президент Всемирного банка (ВБ) Роберт Зеллик опасается, что мировой экономический кризис может перерасти в кризис гуманитарный. "Мы переживаем очень опасные времена, финансовый кризис сначала стал кризисом экономическим, теперь он перерос в кризис занятости. Без вмешательства он станет также и гуманитарным кризисом", - сказал он. По данным ВБ, 40% развивающихся стран уже ощутили на себе негативные последствия кризиса.
Таблица 1 - Уровень жизни населения
Январь 2009 г. |
В % к |
Справочно январь 2008г. в % к | |||
январю 2008 г. |
декабрю 2008 г. | ||||
январю 200 7г. |
декабрю 2007 г. | ||||
Денежные доходы (в среднем на душу населения), рублей |
11430 |
107,3 |
55,5 |
127,1 |
54,0 |
Реальные располагаемые денежные доходы |
93,3 |
54,3 |
110,1 |
51,5 | |
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника: |
|||||
номинальная, рублей |
15200 |
103,0 |
75,0 |
127,5 |
78,8 |
реальная |
90,9 |
73,3 |
113,3 |
77,0 | |
1) За январь 2009г. предварительные данные. |
Рисунок 5 – Реальные располагаемые денежные доходы населения
В 2008 г. уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения и предоставления социальных услуг составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 75%, работников образования - 66% (в 2007 г. - соответственно 72% и 63%); в декабре 2008 г. - соответственно 87% и 81% (в декабре 2007 г. - 73% и 65%). Просроченная задолженность по заработной плате (по данным, полученным от организаций, кроме субъектов малого предпринимательства).
Суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 февраля 2009 г. составила 6965 млн. рублей и увеличилась по сравнению с 1 января 2009 г. на 49,0%. Объем просроченной задолженности по заработной плате, сложившийся на 1 февраля 2009 г., составлял более 1% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности; в образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг, деятельности в области культуры - 0,1%. На 1 февраля 2009 г. просроченная задолженность по заработной плате снизилась по сравнению с 1 января 2009г. в 5 субъектах Российской Федерации (Республике Коми, Кабардино-Балкарской и Чеченской республиках, Псковской и Ульяновской областях). Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 февраля 2009 г. составила 378 млн. рублей, или 5,4% общего объема просроченной задолженности по заработной плате. Из общего объема задолженности из-за бюджетного недофинансирования 32,3% приходилось на федеральный бюджет, 20,8% - на бюджеты субъектов Российской Федерации и 46,9% - на местные бюджеты. При определении задолженности из федерального бюджета организациями учитываются невыплаченные своевременно средства федерального бюджета, относящиеся, в соответствии с бюджетной классификацией, к статье "оплата труда", а также суммы оплаты труда, предусмотренные за выполнение государственных заказов и целевых производственных программ, финансируемых из федерального бюджета.
2.2 Влияние кризиса на Липецкую область
С октября 2008 года под воздействием мирового финансового кризиса наметились негативные явления в реальном секторе экономики и прежде всего в черной металлургии, что создает дополнительные риски, как для бюджета, так и для, практически, всех составляющих экономики и сфер жизни общества, в том числе на рынке труда. В результате спада производства, произошедшего в IV квартале 2008 года, снизилась динамика роста ВРП в целом по году. По оценке он в 2008 году составит 102,6% к предыдущему периоду, в то время как этот показатель в 2007 году составлял 107,7%. По прогнозным оценкам, в случае неблагоприятного развития ситуации, в 2009 году объем ВРП может составить 94-96%.
Рисунок 2- ВРП в процентах
Индекс физического объема металлургического производства в 2008 году составил 96% к предыдущему периоду, при том, что удельный вес металлургии в общем, объеме производства составляет более 60%. В области оно представлено такими крупными предприятиями, как ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат», ОАО «ЛМЗ «Свободный Сокол». Пик безработицы в области пришелся на первую декаду апреля и к августу численность безработных снизилась на 25%. Численность безработных на 17 августа 2009 года составила 7,7 тысяч чел. Ежегодно в органы службы занятости населения за содействием в трудоустройстве обращается более 50 тыс. чел., из них более 80% - ежегодно трудоустраиваются при содействии службы занятости. В 2008 году увеличилось число обращений в службу занятости незанятых граждан, если за 2007 год обратилось по вопросу трудоустройства 52,5 тыс. чел., то за 2008 год - более 55,0 тыс. чел. Весь рост числа обращений пришелся на IV квартал 2008 года и с октября по декабрь составил 10 тыс. чел. В 2009 году, несмотря на некоторое улучшение ситуации ожидается значительный рост обращений граждан в службу занятости. Это может произойти из-за увеличения числа обращений в службу занятости выпускников профессиональных образовательных учреждений области, а также граждан, которые в летнее время были заняты на временных работах в сельскохозяйственной производстве, а также на своих приусадебных участках. По прогнозной оценке численность ищущих работу граждан составит более 80 тыс. чел.
Рисунок 3 – Количество людей обратившихся по вопросу трудоустройства
По прогнозной оценке численность зарегистрированных безработных в 2009 году в среднемесячном исчислении составит не менее 8 тыс. чел., а уровень безработицы - более 1,3%. Численность занятых в экономике области в 2007 году, по сравнению с 2003 годом, сократилась на 20,9 тыс. чел. (3,8%) и на начало 2008 года составила 525,7 тыс. чел. В мае 2009 года в общей численности занятого в экономике населения 310,3 тыс. человек, или 56,7% составляли штатные работники организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства (без учета совместителей). На условиях совместительства и по договорам гражданскоправового характера для работы в этих организациях привлекалось еще 10,4 тыс. человек (в эквиваленте полной занятости). Число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера, в организациях (без субъектов малого предпринимательства) в мае 2009 года составило 320,7 тыс. и было меньше, чем в мае 2008 года на 18,6 тыс. человек. За 6 месяцев 2009 года с крупных и средних предприятий уволено по различным причинам 45,7 тыс. чел., из них 36,2 тыс. чел. (79,2%) – уволены по собственному желанию, 4,2 тыс. чел. (9,2%) – в связи с сокращением численности работников, принято 37,1 тыс. чел., в том числе на новые рабочие места принято – 3,0 тыс. чел. С октября 2008 года активизировались процессы увольнения граждан в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата. Всего в органы службы занятости в 2009 году подано списков на высвобождение 7,9 тыс. чел., что на 30% больше чем тот же период 2008 года.
По прогнозной оценке в 2009 году будет высвобождено около 12 тысяч человек. Большинство работодателей воздерживаются от массовых высвобождений работников и принимают меры по сохранению трудовых коллективов. Среди таких мер - перевод работников в режим неполного рабочего времени. Численность работающих в режиме неполного рабочего времени на крупных и средних предприятиях области по оценке в 2009 году может составить около 15 тыс. чел. Анализ ситуации с занятостью населения показал, что в 2009 году значительно возрастет численность граждан, уволенных с предприятий области по различным причинам, а также не полностью занятых на основной работе, что потребует дополнительных мер по содействию их занятости, одной из которых является организация временных общественных работ. В среднем по области на одну заявленную в службу занятости вакансию приходится 1,3 ищущих работу граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, незанятых трудовой деятельностью. В начале 2009 года значительно снизилось число свободных рабочих мест на предприятиях области, так как многие работодатели прекратили прием на работу или отозвали заявленные ранее в службу занятости вакансии. Но, несмотря на то, что к середине года количество вакансий увеличилось почти в 2 раза, в структуре вакансий продолжается несоответствие спроса и предложения на рабочую силу. Потребность предприятий и организаций в рабочей силе по данным, представленным в органы службы занятости населения, по состоянию 14.08.2009 года составила 7,3 тыс. вакансий. К концу года число вакансий может уменьшиться в связи с окончанием сезонных работ и др.
Наиболее острой проблемой является обеспечение занятости граждан, находящихся под угрозой увольнения или потерявших работу. В области принимаются дополнительные меры по стабилизации ситуации на рынке труда. Проводится работа по обеспечению соблюдения трудового законодательства в отношении работающих граждан, высвобождаемых работников, а также работников, находящихся под угрозой увольнения. Для выезда на предприятия, при возникновении сложной ситуации, создана группа оперативного реагирования, в которую входят специалисты службы занятости и инспекции по труду. Поддержка малого бизнеса в области осуществляется в рамках областной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Липецкой области. В условиях финансового кризиса, во исполнение Плана антикризисных мер, проводимых администрацией области, принято решение об усилении мер поддержки малого и среднего бизнеса. На поддержку предпринимательства в первом полугодии из областного бюджета направлено около 86 млн. рублей, в том числе свыше 58 млн. рублей – на микрозаймы из областного Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства. За это время создано около 600 новых малых предприятий, зарегистрировано более 1,2 тыс. индивидуальных предпринимателей в различных отраслях экономики. Несмотря на дефицит бюджета, планируется предусмотреть выделение дополнительных средств на социально значимые цели. Ассигнования предполагается направить на увеличение адресных жилищных субсидий, на медицинское обслуживание неработающего населения, государственную поддержку участникам жилищных программ при рождении детей, ремонт автодорог, благоустройство населенных пунктов и подготовку школ к новому учебному году. Действует рабочая группа по выработке мер для сдерживания роста безработицы и соблюдения трудового законодательства в сфере оплаты труда под руководством заместителя главы администрации области. В целях упреждения нарушений законодательства при проведении увольнений работников, повышения уровня информированности получателей государственных услуг, в том числе высвобождаемых работников во всех центрах занятости населения организованы консультационные пункты по вопросам трудового законодательства и содействия трудоустройству, телефоны «горячей линии».
По прогнозной оценке ситуация на рынке труда в 2009 году будет складываться следующим образом:
продолжатся процессы увольнения граждан в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата, в связи с чем около 12
тыс. чел. находятся под риском потери работы;
к концу года увеличится численность работающих в режиме неполного
рабочего времени до 15 тыс. чел.;
число свободных рабочих мест на предприятиях и в организациях области сократится, что значительно увеличит напряженность на рынке труда
региона;
количество обращений граждан в службу занятости возрастет на 60% и
составит около 90 тыс. чел., а их трудоустройство осложнено снижением
свободных рабочих мест;
в 2009 году статус безработного получили 28 тыс. чел.
Для недопущения ухудшения сложившейся ситуации на рынке труда необходимо решать программными методами ключевые проблемы в сфере занятости во взаимодействии и согласованности действий всех заинтересованных сторон, в том числе органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, работодателей и др.
Для недопущения напряженности
на рынке труда обеспечения
На предприятиях особых
экономических зон федерального
и регионального уровней
На предприятиях, которые планируют построить эти четыре компании-резидента, будет создано около 250 рабочих мест. Суммарный объем инвестиций – 19,3 млрд. рублей. На создание 0,8 тыс. рабочих мест в сфере торговли планируется выделение 8,1 млн. руб. из местных бюджетов и 60,4 млн.руб. средств работодателей.
В агропромышленном комплексе планируется создание 0,9 тыс. рабочих мест. В этих целях предусмотрено выделение в рамках национальных проектов 705,7 млн. руб. из федерального бюджета, а также 366,9 млн. руб. – областного бюджета, 5869,0 млн. руб. – средств работодателей. На создание 0,3 тыс. рабочих мест в сфере ЖКХ, строительства, промышленности планируется выделение 1,2 млн. руб. из местных бюджетов и 27,8 млн. руб. средств работодателей. Кроме того, в 2009 году возможно дополнительно выделение средств Фонда содействия реформирования ЖКХ в объеме около 1 млрд. рублей, что позволит сохранить 8,9 тыс. рабочих мест в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Несмотря на принимаемые в области меры, планируемых к введению, рабочих мест недостаточно для обеспечения занятости граждан. Поэтому планируется создание временных рабочих мест в рамках организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения для трудоустройства 8,7 тыс. человек том числе 0,9 тыс. мест для стажировки выпускников образовательных учреждений с последующим их трудоустройством. Кроме того, дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости населения области, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников. С учетом сложившейся ситуации на рынке труда в 2009 году снижена на 21,6 % (с 12,6 тыс. человек до 9,9 тыс. человек) квота на привлечение иностранных работников.
3 Антикризисные меры
3.1 Основные приоритеты правительства в антикризисных мерах
Социально-экономическая
политика Правительства Российской
Федерации и бюджетные
- проведения институциональных преобразований, обеспечивающих развитие человеческого капитала, повышение эффективности образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, улучшения жилищных условий, развития сферы культуры;
- сокращения дифференциации населения по уровню доходов;
- снижения зависимости экономического роста от экспорта топливно-сырьевых товаров, развития внутреннего спроса и конкуренции на товарных рынках;
Информация о работе Кризис российской экономики: специфика, формы проявления, тенденции