Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 12:10, лекция
Достаточно часто термины «большая система» и «сложная система» используются как синонимы. В то же время существует точка зрения, что большие и сложные системы — это разные классы систем. При этом некоторые авторы связывают понятие «большая" с величиной системы, количеством элементов (часто относительно однородных), а понятие "сложная" - со сложностью отношений, алгоритмов или сложностью поведения. Существуют более убедительные обоснования различия понятий «большая система" и "сложная" "система».
2. Большие и сложные системы.
Достаточно
часто термины «большая система»
и «сложная система» используются как
синонимы. В то же время существует
точка зрения, что большие и
сложные системы — это разные
классы систем. При этом некоторые
авторы связывают понятие «большая"
с величиной системы, количеством
элементов (часто относительно однородных),
а понятие "сложная" - со сложностью
отношений, алгоритмов или сложностью
поведения. Существуют более убедительные
обоснования различия понятий «большая
система" и "сложная" "система».
10.1. Большие системы.
Понятие «большая система» стало употребляться после появления книги Р.Х. Гуда и Р.З. Макола. Этот термин широко использовался в период становления системных исследований для того, чтобы подчеркнуть принципиальные особенности объектов и проблем, требующих при-менения системного подхода.
В качестве
признаков большой системы
o понятие иерархической структуры, что, естественно, сужало класс структур, с помощью которых может отображаться система;
o понятие «человеко-машинная» система (но тогда выпадали полностью автоматические комплексы);
o наличие больших потоков информации;
o или большого числа алгоритмов ее переработки
У.Р. Эшби считал, что система является большой с точки зрения наблюдателя, возможности которого она превосходит в каком-то аспекте, важном для достижения цели. При этом физические размеры объекта не являются критерием отнесения объекта к классу больших систем. Один и тот же материальный объект в зависимости от цели наблюдателя и средств, имеющихся в его распоряжении, можно отображать или не отображать большой системой.
Ю.И. Черняк
также в явном виде связывает
понятие большой системы с
понятием «наблюдатель»: для изучения
большой системы, в отличие от
сложной, необходим "наблюдатель"
(имеется в виду не число людей,
принимающих участие в
Класс
самоорганизующихся, или развивающихся,
систем характеризуется рядом
o нестационарность (изменчивость) отдельных параметров системы и стохастичность ее поведения;
o уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях. Благодаря наличию активных элементов системы появляется как бы "свобода воли", но в то же время возможности ее ограничены имеющимися ресурсами (элементами, их свойствами) и характерными для определенного типа систем структурными связями;
o способность изменять свою структуру и формировать варианты поведения, сохраняя целостность и основные свойства (в технических и технологических системах изменение структуры, как правило, приводит к нарушению функционирования системы или даже к прекращению существования как таковой);
o способность противостоять энтропийным (разрушающим систему) тенденциям. В системах c активными элементами не выполняется закономерность возрастания энтропии и даже наблюдаются негэнтропийные тенденции, т. е. собственно самоорганизация;
o способность адаптироваться, к изменяющимся условиям. Это хорошо по отношению к возмущающим воздействиям и помехам, но плохо, когда адаптивность проявляется и к управляющим воздействиям, затрудняя управление системой;
o способность и стремление к целеобразованию;
o принципиальная неравновесность.
Легко видеть, что хотя часть этих особенностей характерна и для диффузных систем (стохастичность поведения, нестабильность отдельных параметров), однако в большинстве своем они являются специфическими признаками, существенно отличающими этот класс систем от других и затрудняющими их моделирование.
Рассмотренные особенности противоречивы. Они в большиистве случаев являются и положительными и отрицательными, желательными и нежелательными для создаваемой системы. Их не сразу можно понять и объяснить для того, чтобы выбрать и создать требуeмую степень их проявления.
При этом следует иметь в виду важное отличие открытых развивающихся систем с активными элементами от закрытых. Пытаясь понять принципиальные особенности моделирования таких систем, уже первые исследователи отмечали, что, начиная с некоторого уровня сложности, систему легче изготовить и ввести в действие, преобразовать и изменить, чем отобразить формальной моделью. По мере накопления опыта исследования и преобразования таких систем это наблюдение подтверждалось, и была осознана их основная особенность - принципиальная ограниченность формализованного описания развивающихся, самоорганизующихся систем.
По этому
поводу фон Нейманом была высказана
следующая гипотеза: «У нас нет
полной уверенности в том, что
в области сложных задач
Необходимость
сочетания формальных методов и
методов качественного анализа
и положена в основу большинства
моделей и методик системного
анализа. При формировании таких
моделей меняется привычное представление
о моделях, характерное для
Основную конструктивную идею моделирования при отображении объекта классом самоорганизующихся систем можно сформулировать следующим образом: накапливая информацию об объекте, фиксируя при этом все новые компоненты и связи и применяя их можно получать отображения последовательных состояний развивающейся системы, постепенно создавая все более адекватную модель реального, изучаемого или создаваемого объекта. При этом информация может поступать от специалистов различных областей знаний и накапливаться во времени по мере ее возникновения (в процессе познания объекта).
Адекватность модели также доказывается как бы последовательно (по мере её формирования) путем оценки правильности отражения в каждой последующей модели компонентов и связей, необходимых для достижения поставленных целей.
3.
Организационная
система
Фирма
как организационная система
В
основе теории организации
Система
может включать большой
Крупные
подсистемы обычно называют
Искусственные системы создаются и по желанию человека или какого-либо общества для реализации намеченных программ или целей. Например, семья, конструкторское бюро, студенческий профсоюз, предвыборное объединения.
Естественные
системы создаются природой или
обществом. Например, система мироздания,
циклическая система
Открытые
системы характеризуются
Закрытые
системы характеризуются
Система,
в набор элементов которой
входит человек или
Социально-экономическая
организация характеризуется
В организации как системе различают следующие элементы:
- функциональные
области деятельности
- элементы производственного процесса;
- элементы управления.
Социальные
организации объединяют
В
организации происходят
Тема 2.
1. СОЦИАЛЬНАЯ
СИСТЕМА - совокупность элементов
(различных социальных групп, слоев, социальных
общностей), находящихся между собой в
определенных отношениях и связях и образующих
определенную целостность. Наиболее важным
является выделение системообразующих
связей, обеспечивающих свойство целостности
- условие относительно обособленного
функционирования и развития социальной
системы.
Функционирование
социальной системы во внешней
среде опирается на