Критерии и оценка конкурентоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:47, реферат

Описание работы

Для того чтобы полнее оценить проблему конкурентоспособности предприятия, необходимо дать оценку ее критериям и факторам. На повышение конкурентоспособности предприятия влияет сегментация рынка. С этого процесса надо начинать деятельность на данном рынке.
Сегмент рынка – это особым образом выделенная часть рынка, группа потребителей, товаров или предприятий, которые имеют некоторые общие признаки.

Работа содержит 1 файл

Критерии и оценка.docx

— 47.72 Кб (Скачать)

При оценке конкурентоспособности  отдельных продуктов фирм-конкурентов  собираемую информацию целесообразно представить в виде табл. В качестве оценочных критериев в данном случае предлагается использовать следующие показатели (атрибуты) качества:

  • назначение продукта (функциональные возможности, соответствие последним достижениям науки и техники, запросам потребителей, моде и т.п.);
  • надежность;
  • экономное использование материальных, энергетических и людских ресурсов;
  • эргономические (удобство и простота в эксплуатации);
  • эстетические;
  • экологические;
  • безопасности;
  • патентно-правовые (патентные чистота и защита);
  • стандартизацию и унификацию;
  • технологичность ремонта;
  • транспортабельность;
  • вторичное использование или утилизацию (уничтожение);
  • послепродажное обслуживание.

Данные атрибуты должны выражать соответствие качества продукта уровню качеству продуктов  рыночных лидеров.

Очевидно, что  только часть атрибутов может  быть оценена количественно (в силу природы атрибута или невозможности  получить количественную информацию). Вследствие этого широко используется качественные шкалы измерений (лучше-хуже, больше-меньше и т.п. с введением промежуточных градаций).

Важным направлением исследования конкурентоспособности  продуктов является оценка конкурентной позиции отдельных продуктов  на разных рынках, осуществляемая по двум показателям: качество-цена. Такую оценку рекомендуется осуществлять в следующей  последовательности:

1. Оцениваются  продукты данной фирмы и ее  главных конкурентов на исследуемом  рынке по двум критериям: интегральному  показателю качества, в данном  случае характеризующему уровень потребительских свойств товара, его способность решать проблемы потребителей, и цене. В случае, когда имеется ограниченное число ведущих показателей качества возможно использование отдельных показателей и цены.

2. Все исследуемые  продукты наносятся на поле  матрицы: качество-цена, используя  в случае необходимости в качестве  третьей координаты (радиус окружности) объем реализации.

3. Для всей  совокупности анализируемых продуктов  определяется среднее значение  показателя качества и цены и проводятся линии, характеризующие эти средние значения.

4. Подобная оценка  проводится для всех важнейших  рынков.

5. По степени  концентрации продуктов фирм-конкурентов  в различных квадрантах матрицы  определяется острота конкурентной  борьбы на отдельных рынках  и на совокупном рынке. 

6. Исходя из  принципа предпочтительности деятельности  на рынках, где острота конкурентной  борьбы наименьшая (если кто придерживается  другого мнения, то его выбор  будет иным), корректируется производственно-сбытовая  политика с точки зрения качества, цены выпускаемой продукции и  рынка сбыта. Например, осуществляется  переход на выпуск более простой,  но и более дешевой продукции. 

Оценка возможностей фирмы позволяет построить многоугольник  конкурентоспособности (рис. 2). По каждой оси для отображения уровня значений каждого из исследуемых факторов (в многоугольнике рис. 2 оценка проводилась  только по 8 факторам) используется определенный масштаб измерений (очень часто  в виде балльных оценок). Изображая  на одном рисунке многоугольники конкурентоспособности для разных фирм, легко провести анализ уровня их конкурентоспособности по разным факторам. Очевидно, что возможно построение многоугольника конкурентоспособности  также для продуктов-конкурентов  и маркетинговой деятельности фирм-конкурентов  в целом.

Рис. 2 Многоугольник конкурентоспособности 

Недостатком такого подхода является отсутствие прогнозной информации относительно того, в какой  мере та или иная фирма-конкурент  в состоянии улучшить свою деятельность.

По результатам  исследований, проведенных по рассмотренным  направлениям изучения конкурентоспособности, проводится сравнительный анализ уровня отдельных атрибутов (параметров), достигнутого фирмами-конкурентами.

На основе анализа  полученных оценок выявляются сильные  и слабые стороны конкурентной борьбы по всем изученным направлениям конкурентоспособности. Далее разрабатываются мероприятия  по закреплению сильных сторон и  ликвидации слабых мест.

Информация о работе Критерии и оценка конкурентоспособности предприятия