План:
Введение………………………………………………………………………..…3
- Необходимость и цели кредитно-денежных мероприятий государства………………………………………..…..5
- Основные инструменты реализации кредитно-денежной политики…………………………………………………………….…8
- Особенности кредитно-денежных мероприятий в российской экономике последних трёх лет…………………………………………………………………..12
Заключение…………………………………………………………………..…..16
Список литературы………………………………………………………...........18
Практикум………………………………………………………………….........19
Введение
Деньги
существуют на протяжении тысячелетий.
Напротив, центральные банки появились
на исторической сцене сравнительно недавно.
Что же касается современной модели центральных
банков, то ее формирование восходит, когда
начали определяться функции центральных
банков в экономике с бумажными деньгами
и коммерческими банками.
Сегодня в любой, даже самой
маленькой, стране мира есть свой центральный
банк. Он выполняет 2 основные задачи. Первая
задача – центральный банк должен обеспечить
стабильность функционирования банковской
и финансовой систем. В частности, он должен
предупреждать возникновение финансовой
паники, вероятность которой в финансовой
системе с широким набором посреднических
институтов весьма велика. При выполнении
этой задачи центральный банк играет роль
кредитора в последней инстанции.
Проведение
денежной политики – является второй
основной задачей. Она осуществляется
в основном посредством инструктирования.
Бюро по операциям на открытом рынке по
поводу контроля над денежной массой,
чтобы был обеспечен низкий уровень инфляции
и при этом не допущена
значительная безработица.
Кредит
относится к числу важнейших
категорий экономической системы.
Однако эта тема полностью не изучена,
нуждается в дополнительной разработке
и доработке применительно к условиям
Российской экономики, сложившимся на
современном этапе и претерпевающем постоянные
изменения, поскольку экономическое состояние
страны постоянно зависит от состояния
кредитно-денежной системы. Необходимо
учитывать опыт развитых стран, накопившийся
в этой области. Необходимо постоянно
совершенствовать и развивать новые формы
кредита. Все это должно ускорить развитие
экономики нашей страны, в какой-то степени
сделать и более эффективной.
Актуальность рассматриваемой
темы определяется следующим обстоятельством.
Противоречивый, в значительной мере
неудачный опыт реформирования отечественной
экономики все чаще в последнее
время ставит на повестку дня вопрос
о формах и методах проведения
денежно-кредитной политики. Характерно,
что серьезные разногласия в
стане экономистов наблюдаются
не только по поводу предлагаемых для
реализации мер, но даже в оценке существующего
положения дел.
Целью данной работы является
комплексное изучение финансовых и
кредитных методов государственного
регулирования экономики. Реализация
поставленной цели требует решения
следующих задач:
Изучение целей и
задач денежно-кредитной политики
государства, ознакомление с инструментами
денежно-кредитных мероприятий государства,
а также анализ тенденций и
особенностей современной российской
кредитно-денежной политики.
1.
Необходимость и цели кредитно-денежных
мероприятий государства
Денежно-кредитная политика (иногда
ее называют монетарной или просто
денежной) – это комплекс мер, используемых
финансовыми властями страны для
достижения преследуемых ими целей
и воздействующих на количество денег,
находящихся в обращении.
Цели кредитно–денежной политики:
- устойчивые темпы роста национального производства;
- стабильные цены;
- высокий уровень занятости населения;
- равновесие платежного баланса.
Денежно-кредитная политика, основным
проводником которой, как правило,
является центральный банк, направлена
главным образом на воздействие
на валютный курс, процентные ставки и
на общий объем ликвидности банковской
системы и, следовательно, экономики.
Решение этих задач преследует цель
стабильности экономического роста, низкой
безработицы и инфляции. Центральный
банк обычно по уставу отвечает за стабильность
денежного обращения и курса
национальной валюты и в этих целях
координирует свою политику с другими
государственными органами. Чаще всего
денежно-кредитная политика представляет
собой один из элементов всей экономической
политики и прямо определяется приоритетами
правительства.
Вместе с тем взаимоотношения
банка и правительства в проведении
денежно-кредитной политики обычно
четко определены. Главное место
здесь занимает так называемая финансовая
конституция, т.е. закрепление принципов
взаимоотношения банка с бюджетом.
Правительство ограничено в своих
действиях и обычно не вмешивается
в повседневную деятельность банка,
согласовывая лишь общую макроэкономическую
политику.
Другой важный момент – единство
денежно-кредитной и валютной политики.
Центральный банк никогда не замыкается
на поддержании внутренней стабильности
национальной денежной единицы уже
потому, что купля-продажа валюты
прямо отражается на ликвидности
банковской системы и связана
с эмиссией.
Проводя стимулирующую или ограничительную кредитно-денежную
политику в целях смягчения циклических колебаний
экономики, Центральный банк использует
комплекс имеющихся в его распоряжении
инструментов. [3 стр. 73]
В условиях спада производства и
увеличения безработицы центральный банк
проводит «гибкую» стимулирующую политику, получившую
название политики «дешевых денег». Она заключается в следующих
мерах: понижение учетной ставки (ставки
рефинансирования); снижение нормативов
обязательных резервов; покупка ценных
бумаг у населения и коммерческих банков.
В результате проведенных мероприятий
увеличиваются избыточные резервы коммерческих
банков, расширяются их возможности кредитования,
возрастает денежное предложение в стране.
Увеличение денежного предложения снижает процентную ставку,
что вызывает рост инвестиций и увеличение
объема национального производства. В
условиях перегрева, когда экономика сталкивается
с излишними расходами и инфляцией, Центральный
банк проводит «жесткую» политику сокращения предложения денег или политику «дорогих
денег». Для этого осуществляются следующие
мероприятия: повышается учетная ставка
(ставка рефинансирования); увеличивается
норма обязательного резервирования;
Центральный банк продает государственные
облигации на открытом рынке. В результате
проведения такой политики коммерческие банки воздерживаются от
выдачи ссуд, денежное предложение сокращается, ставка процента
растет, что в свою очередь сокращает инвестиции,
уменьшает совокупные расходы и инфляцию.
Такой подход к осуществлению кредитно-денежной политики предложен кейнсианской экономической
школой и осуществляется в краткосрочном
периоде. В качестве целевого ориентира
в этой модели используется банковский
процент, а передаточный механизм можно
представить в виде цепочки: денежная масса - норма процента – инвестиции
- совокупный спрос - национальный доход.
Проведение кредитно-денежной политики через регулирование ставки процента
порождает ряд проблем: существование
временных лагов (по оценкам М. Фридмена,
от 6 месяцев до 2 лет); проявление «эффекта
обратной связи» - увеличение национального
производства путем снижения ставки процента
вызывает рост спроса на деньги и обратное
ее увеличение; возникновение «ликвидной
ловушки» - когда ставка процента приближается
к своему минимально возможному значению,
и прирост предложения денег уже не может
ее понизить и стимулировать инвестиции
и увеличение объема национального производства;
появление противоречий между целями
внутренней и внешней экономической стабилизации
- в период инфляционного перегрева экономики
Центральный банк сокращает денежное предложение в целях достижения внутренней
стабильности. Повышение ставки процента
привлекает иностранных инвесторов, что
повышает курс национальной валюты и ухудшает
экспортные возможности страны. [2 стр.
45]
2. Основные инструменты реализации
кредитно-денежной политики
Инструментарий денежно-кредитной
политики развитых государств необычайно
широк. Использование различных
инструментов сильно варьируется в
зависимости от философии экономической
политики, конкретных обстоятельств, степени
открытости экономики и традиций
страны. Инструменты имеют следующую
классификацию: кратко- и долгосрочные,
прямые и косвенные, общие и селективные,
рыночные и нерыночные. Это указывает
на то, что государство располагает
мощными средствами регулирования
рыночной стихии, но не пытается идти против
рынка, а лишь делает его более
стабильным.
Основные инструменты, которыми располагает
Центральный банк, включают:
- Регулирование
официальных резервных требований.
Является мощным средством
воздействия на предложение денег.
Величина резервов (часть банковских
активов, которые любой коммерческий
банк обязан хранить на счетах
центрального банка) во многом
определяет его кредитные возможности.
Кредитование возможно если у
банка достаточно средств сверх
резерва. Таким образом увеличивая
или уменьшая резервные требования ЦБ может регулировать кредитную активность
банков и соответственно влиять на предложение
денег.
Обязательные резервы выполняют
две основные функции.
Во-первых, они как ликвидные
резервы служат обеспечением обязательств
коммерческих банков по депозитам их
клиентов. Периодическим изменением
нормы обязательных резервов центральный
банк поддерживает степень ликвидности
коммерческих банков на минимально допустимом
уровне в зависимости от экономической
ситуации.
Во-вторых, обязательные резервы являются
инструментом, используемым центральным
банком для регулирования объема
денежной массы в стране. Управляя
нормой резервирования, центральный
банк оказывает влияние на уровень
прибыльности коммерческих банков, повышая
либо понижая стоимость ресурсов,
объем кредитов и депозитов. Изменяя
размеры кредитно-депозитной эмиссии,
центральный банк управляет величиной
и темпами изменения денежной
массы.
2. Операции на открытых рынках.
Основным инструментом регулирования
предложения денег является покупка
и продажа ЦБ государственных
ценных бумаг. При продаже и
покупке ценных бумаг ЦБ пытается
воздействовать на объем ликвидных
средств коммерческих банков
предлагая выгодные проценты. Покупая
ценные бумаги на открытом
рынке, он увеличивает резервы
коммерческих банков, тем самым
способствуя увеличению кредитования
и соответственно росту денежного
предложения. Продажа ценных бумаг
ЦБ приводит к обратным последствиям.
- Регулирование
учетной ставки процента.
Это дисконтная политика, или изменение
учетного процента. Традиционная функция
Центрального банка — предоставление
ссуд коммерческим банкам. Ставка процента,
по которой выдаются эти ссуды, называется
учетной ставкой процента. Изменяя
эту ставку, центральный банк может
воздействовать на резервы банков,
расширяя или сокращая их возможности
в предоставлении кредита населению
и предприятиям. В зависимости
от уровня учетного процента строится
система процентных ставок коммерческих
банков, происходит удорожание или
удешевление кредита вообще и
тем самым создаются условия
ограничения или расширения денежной
массы в обращении.
Учетная политика, будучи составной
частью государственной процентной
политики, является одним из наиболее
важных инструментов денежно-кредитного
регулирования, основные направления
которой разрабатываются и реализуются
центральным банком посредством
установления и пересмотра официальной
(базовой) процентной ставки двух основных
видов: ставки по редисконтированию (переучету
ценных бумаг) и ставки по рефинансированию
(кредитованию банковских учреждений).
Центральные банки устанавливают
несколько официальных учетных
ставок в зависимости от срока, надежности,
«классности» и так далее, равно
как и несколько ставок по ломбардному
кредиту, исходя из вида обеспечения, сроков
и прочих условий.
Регулируя уровень ставок по рефинансированию
и редисконтированию, центральный
банк влияет на величину денежной массы
в стране, способствует повышению
или сокращению спроса коммерческих
банков на кредит. Повышение официальных
ставок затрудняет для коммерческих
банков возможность получить кредитные
ресурсы, а в результате и возможность
расширять масштабы операций с клиентурой.
Официальные процентные ставки оказывают
косвенное влияние на рыночные процентные
ставки, устанавливаемые коммерческими
банками в соответствии с условиями
рынка кредитных ресурсов и не
находящиеся под прямым контролем
центрального банка.
3. Особенности кредитно-денежных
мероприятий в российской экономике последних
трёх лет
В 2010 г. в условиях замедления инфляции
и умеренных инфляцион-ных ожиданий
Банк России проводил стимулирующую
денежно-кредитную политику. Ставка
рефинансирования была снижена с 8,75
до 7,75% годовых.
В целях повышения гибкости
валютного курса и сокращения
масштабов прямого вмешательства
Банка России в процессы курсообразования
на внутреннем валютном рынке
с 13 октября 2010 г. операционный
интервал допустимых значений
рублевой стоимости бивалютной
корзины, используемый для сдерживания
излишне резких колебаний валютного
курса, был расширен с 3 до 4
рублей.