Кредитно-денежная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 07:03, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является комплексное исследование теоретических и методических вопросов денежно-кредитной политики государства.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- раскрыта сущность денежно-кредитной политики государства;
- дана подробная характеристика структуры и состояния денежно-кредитной системы РФ;

Содержание

Введение 2
1 Сущность денежно-кредитной политики государства 3
2 Инструменты денежно-кредитной политики 11
2.1 Политика обязательных резервов 11
2.2 Рефинансирование коммерческих банков 13
3 Особенности кредитно-денежной политики РФ 20
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

Денежно-кредитная политика.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

      Последовательное  снижение уровня инфляции и устойчивость валютного курса стали базовыми условиями повышения доверия к национальной валюте и предпочтения экономическими агентами активов в российских рублях по сравнению с активами в иностранной валюте.

      Состояние ликвидности национальной банковской системы постоянно требует четкого определения источников роста денежной базы, эффективного использования инструментов денежно-кредитного регулирования и прочих мер, направленных на достижение прозрачности денежного оборота с выделением его теневой части. При незрелости финансовых рынков факт отсутствия рыночных инструментов управления денежным предложением проявляется особенно рельефно.

      О повышении доверия населения  к банковской системе свидетельствует  сохранение тенденции к опережающему росту срочных депозитов. Увеличению организованных сбережений граждан на длительные сроки способствует рост реальных доходов населения.

      В плане усиления эффективности регулирования  денежного оборота приоритетным остается достижение устойчивости банковской системы через повышение привлекательности  национальной валюты как средства сбережения.

      Развитие  банковского сектора в целом  характеризуется дальнейшим закреплением позитивных тенденций роста активов, собственных средств (капитала), а также привлеченных средств, в том числе вкладов населения.

      Изменение структуры совокупных активов кредитных  институтов в пользу кредитования нефинансового  сектора представляет собой долговременную тенденцию.

      Главная слабость сегодняшней российской банковской системы и отдельных коммерческих банков, безусловно, связана с крайне низким уровнем капитализации, что  особенно наглядно проявляется в  международном сравнении. Совокупный капитал всех российских банков в настоящее время – около (6 млрд. дол—США), что ниже собственного капитала любого из ста крупнейших банков мира [6. С.102]. Даже самые крупные российские банки уступают по этим показателям не только западноевропейским банкам, но и ведущим кредитным организациям стран Центральной и Восточной Европы.

      Капитал банковской системы, достаточный для  обслуживания нормального воспроизводственного процесса, должен составлять согласно мировой практике 6-7% размера ВВП  страны. В России он примерно в 2 раза ниже [6. С.102].

      Наши  банки не выдерживают сравнения  не только в международном плане, но и в сопоставлении с крупными российскими промышленными предприятиями или предприятиями сферы обслуживания. Структура промышленного производства и экспорта в России характеризуется достаточно высоким уровнем концентрации, при котором несколько десятков предприятий обеспечивают очень большую долю товарных и финансовых потоков. Вследствие этого по объему реализации продукции, инвестиционным потребностям, уровню капитализации, размеру прибыли многие ведущие промышленные предприятия существенно превышают возможности отдельных коммерческих банков

      Скорейшее восстановление и наращивание капитальной  базы банковской системы, а также  централизация и концентрация национального банковского капитала являются важнейшими предпосылками достижения глобальной политической цели превращения России в развитую страну с конкурентоспособной экономикой. Вакуум на российском банковском рынке рискует быть заполненным более мощными иностранными банками, присутствие которых в последнее время динамично растет как в розничном, так и в корпоративном сегментах рынка.

      Активная  роль государства в преодолении  системных банковских кризисов была заметна во всех странах. На восстановление платежеспо-собности и реструктуризацию ссудосберегательных банков США, к примеру, были выделены суммы, превышающие 100 млрд. дол. Санация французского банка «Креди Лионэ» стоила государству 20 млрд. дол. [6. С.102]  Это было сделано не потому, что французы не умеют считать, а потому, что, хорошо посчитав, сочли это выгодным. И главное - нашли деньги на это. В Российской денежно-кредитной политики последних пяти лет, данных о попытках централизованного восстановление платежеспособности  банка нет.

      Прямые  факторы, которые затрудняют процесс  реструктуризации банковской системы  — это и дискриминационное  налогообложение по сравнению с  международной практикой, так как у нас из посленалоговой прибыли идет значительное количество расходов, и дискриминационное налогообложение доходов банков по более высоким ставкам, чем облагаются другие предприятия.

      Долларизация  России исторически сложилась потому, что именно в долларах деноминировано до 2/3 ее внешнего долга и платежей по нему; долларовый рынок является наиболее емким для частных заимствований; в основном только в долларах оформляются контракты на экспорт сырья.

      Такая долларизация с самого начала противоречила  не только национальным интересам, но и характеру внешнеэкономических  связей страны; сейчас она приходит в столкновение и с ведущими тенденциями мировой валютной конъюнктуры. В мире идет постепенный отказ от доллара, а его гипертрофия в мировой валютной системе оборачивается нестабильностью для его держателей, ибо: доля доллара в обслуживании 43 % мирового хозяйственного оборота никак не соответствует реальной доли США в 20 % ВВП и 15 % оборота мировой торговли. Поэтому она постепенно и объективно снижается; доля США во внешней торговле самой России составляет не более 5 %, то есть рубль оказывается на 2/3 привязанным к наиболее экономически удаленной от него валюте и к экономике страны, с которой у народного хозяйства России существует минимум взаимоотношений [6. С.102]. Это противоречит хозяйственным критериям добровольного вхождения любой страны в определенную валютную зону и делает для России долларизацию скорее психологическим, чем экономически оправданным феноменом, то есть объективно ставит формирование обменного курса рубля на базу не реальных экономических сопоставлений, а спекулятивных ожиданий. Как следствие, рубль не раз оказывался недооцененным по отношению к доллару даже не в кризисное время, что вело к утере части национального богатства России при товарообмене и к занижению реальной стоимости ее активов, приобретаемых иностранными инвесторами при капиталовложениях в ее экономику и при приватизации. Таким образом, доходы нерезидентов при покупке российских Государственных краткосрочных облигаций (ГКО) оказывались намного выше, чем казначейские обязательства других государств.

      Характерно, что в этих условиях уже и российский финансовый рынок начал демонстрировать отказ от доллара. За последние пять лет доля внешней задолженности России, деноминированная в европейских валютах, возросла, по оценкам экспертов ЕС, с 1/4 до 1/3 и продолжает увеличиваться, в том числе из-за размещения евробондов.

      По  оценкам специалистов, новая валютная единица евро снимает ряд прежде уникальных преимуществ доллара, а  именно:

      1) с целью экономии на накладных  расходах и валютных рисках  многие европейские трейдеры  переходят на евро как валюту контрактов даже в торговле сырьевыми товарами;

      2) объединенный рынок капитала, заменяющий  на базе евро прежде узкие  и разрозненные рынки стран  ее "зоны", станет со временем  не менее емким и ликвидным,  чем американский;

      3) наконец, страны "зоны евро" имеют в МВФ блок в 30 % голосов против 18 % у США, а это немаловажно при известных особых отношениях МВФ и России [6. С.102].

      В этих условиях объективно складываются предпосылки для отказа от неоправданной  привязки рубля исключительно к доллару и перехода на его привязку к корзине международных валют, где немалую роль будет играть евро, которая опирается на коллективные золотовалютные резервы стран ее "зоны" и их упорядоченные государственные финансы (подчиняющиеся общим критериям стабилизациии) и которая, очевидно, будет более стабильной в курсовом смысле, чем доллар. Перед нею открыты перспективы доминирующего применения в странах Центральной и Восточной Европы, Прибалтики, присоединяющихся к ЕС, которые являются традиционными внешними рынками России. Наконец, существующее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве Российской Федерации и ЕС создает определенную базу для взаимодействия компетентных российских финансовых органов и наднациональных валютных органов ЕС, управляющих "зоной евро", что, естественно, отсутствует между Россией и Федеральной резервной системой США. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

 

     Проделанная работа позволяет нам сделать  вывод, что первоочередной задачей  государственного сектора является стабилизация экономики. Необходимо обеспечение экономического роста, борьба с инфляцией. Государство этим занимается, проводя фискальную и денежно-кредитную политику. Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента - все это делается для регулирования денежного предложения в стране.

     Центральным звеном денежной политики государства  является  центральный банк (ФРС - в США,  ЦБ - в РФ). Именно он своими действиями и проводит денежную политику. В мировой практике основными  инструментами ЦБ являются: операции на открытом рынке ценных бумаг,  уровень процентной ставки по займам коммерческим банкам и величина обязательных резервов.  Также Центральный банк разрабатывает требования к коммерческим банкам, выполнение которых обеспечивает ликвидность банков.

     Банк  России сохраняет преемственность  в определяющих принципах формирования денежно-кредитной политики, соподчиняя ее цели главным задачам экономической  политики государства на предстоящий  год снижение инфляции при обеспечении  роста ВВП по-прежнему остается конечной целью денежно-кредитной политики. Задачей определения количественных параметров экономической политики является выбор наилучшего сочетания экономического роста и инфляции. Критерием такого выбора должно быть повышение доходов населения в реальном выражении.

     При проведении денежно-кредитной политики Банк России предполагает использовать не только все имеющиеся в настоящее  время в его распоряжении инструменты, но и расширить их состав, сделав набор располагаемых методов  контроля и управления денежным предложением полностью адекватным складывающимся общеэкономическим условиям. Однако возможность и эффективность применения конкретных инструментов денежно-кредитного регулирования в значительной степени будут связаны с восстановлением и развитием сегментов финансового рынка и укреплением банковской системы. Достижение поставленных целей также будет зависеть от наличия соответствующих условий, создаваемых функционированием всех секторов экономики и проведением необходимых институциональных преобразований.

 

      Список  использованной литературы

 
  1. Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)».
  2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».
  3. Федеральный закон о бухгалтерском учете.
  4. Деньги, кредит, банки: учебник/ колл. Авт.; под ред. Лаврушина О.И.. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2006.
  5. Деньги. Кредит. Банки. Учебное пособие.- М.: КИОРУС,  2006.
  6. Колесников В.И., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. – М.: Финансы и статистика, 2003.
  7. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки. – М.: Финансы и статистика, 2003.
  8. Московкина Л.А., Поляков В.П. Основы денежного обращения и кредита. – М.: ИНФРА-М, 2004.
  9. Парамонова Т.В. Принципы регулирования банковской сферы. – М.: Финансы и статистика, 2003.
  10. http://www.cbr.ru – официальный сайт Центрального банка РФ.
  11. http://www.gov.ru – сервер органов государственной власти РФ

Информация о работе Кредитно-денежная политика РФ