Кредитно-денежная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 07:03, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является комплексное исследование теоретических и методических вопросов денежно-кредитной политики государства.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- раскрыта сущность денежно-кредитной политики государства;
- дана подробная характеристика структуры и состояния денежно-кредитной системы РФ;

Содержание

Введение 2
1 Сущность денежно-кредитной политики государства 3
2 Инструменты денежно-кредитной политики 11
2.1 Политика обязательных резервов 11
2.2 Рефинансирование коммерческих банков 13
3 Особенности кредитно-денежной политики РФ 20
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

Денежно-кредитная политика.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

     По  форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными  бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или  продажу. Обратная заключается в  купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%" [6. С.81]. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

    Таким образом, операции на открытом рынке, как  метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование  более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности. 
 

      2.4 Некоторые прочие  методы регулирования  денежно-кредитной  сферы 

    Наряду  с экономическими методами, посредством  которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.

    К ним относится, например, использование  количественных кредитных ограничений.

    Этот  метод кредитного регулирования  представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

    Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

    Также центральный банк может устанавливать  различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны  поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала коммерческого  банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.

    При нарушении коммерческими банками  банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

    Очевидно, что использование административного  воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

     Кроме трех основных вышеприведенных инструментов денежной  политики, государство  также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи,  потребительского кредита и увещеваний.

     Дабы  избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает  предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либо наличными, либо, ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка.  Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.

     Если  государство  хочет  не допустить увеличения денежной массы, то оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать потре-бительский  кредит:  повысит  ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при  покупке  кредитной карточки.

     Государство в лице центрального  банка  может  влиять  на  банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы  к тому или иному действию. Государство  обращается к чувству общественного  долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита в будущем. Иногда увещевания оказывают определенное воздействие, в конце концов, ведь банкиры столь же чувствительны к общественному мнению, как и другие.

     На  наш взгляд, серьезным инструментом являются распространяемые слухи. Хотя это и незаконно, но ведь, сколько всего незаконного можно сделать в стране с нестабильной внутренней обстановкой. Сколько раз мы были свидетелями подобных явлений! Ходили слухи о грядущей реформе, обмене денег,  повышении цен, замораживании вкладов, о письмах, якобы разосланных банкам. Несомненно, такие слухи влияли на денежное предложение: люди старались избавиться от рублей, долларов или денег вообще, "превратив"  их в товары.

      3 Особенности кредитно-денежной политики РФ

 

      Регулирование денежного обращения, возлагаемое  на Банк России, осуществляется путем  использования общепринятых  в  рыночной экономике инструментов: изменения  процентных ставок по кредитам коммерческим банкам, резервных требований и проведения операций на открытом рынке.

      Для осуществления эмиссионно-кассового  регулирования, кассового обслуживания кредитных организаций и предприятий  в главных территориальных управлениях  Центрального банка, расчетно-кассовых центрах  имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег и резервные фонды денежных билетов и монет.

      Резервные фонды денежных билетов и монет это запасы не выпущенных в обращение денежных билетов и монет в хранилищах Центрального банка. Эти фонды создаются по распоряжению Центрального банка, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения.

      В коммерческих банках создание таких  фондов не предусмотрено,  т.к. у них  имеются операционные кассы. С июня 1997 г. коммерческим банкам установлен лимит минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня для обеспечения своевременной выдачи денег со счетов юридических лиц, а также со счетов по вкладам граждан [11. С.126].

      Центробанк РФ «пересчитал» рублевые банкноты, находившиеся в обращении на 1 июля 2007 г. При этом доля 1000-рублевых  купюр равна 22%, 500-рублевых – 54%, достоинством 100 рублей  - 18,5%,  50 рублей – 4,5%,  5 и 10 рублей -1% [6. С.102].

      ЦБ  РФ проинформировал об увеличении на 9,3% денежной массы в России за первые шесть месяцев  текущего года  до 1,75 трлн. руб. При этом прирост безналичных средств составил 8,5% (до 1,11 трлн. руб.), наличных 10,5% (до 0,64 трлн. руб.) [6. С.102].

      В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года" [6. С.102].

      В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора  на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.

      Реформирование  банковского сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.), прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ. На следующем этапе (2009—2015 гг.) Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российс-кого банковского сектора на международных финансовых рынках [6. С.102].

      На  рубеже XXI века Россия как суверенное и независимое государство создало основные институты рыночной экономики, в том числе центральный банк как субъект денежно-кредитного регулирования. С помощью активной, подчас жесткой денежно-кредитной политики центрального банка государству в начальные годы XXI века удалось сформировать определенные тенденции денежно-кредитного регулирования.

      Тенденция повышения привлекательности национальной валюты явилась следствием того, что под влиянием глубокой трансформации в российской экономике задачи денежного оборота значительно изменились и требовалось их кардинальное решение.

      Обеспечение свободного перелива капитала и введение новых денег для удовлетворения необходимых потребностей экономики (обслуживаемых преимущественно рыночными отношениями), функционирование денежного оборота в рамках прогнозного планирования и в условиях существования различных форм собственности начало осуществляться при высокой степени децентрализации и тесной связи безналичного и наличного денежного оборота.

      Укрепление  номинального курса национальной денежной единицы  в 2006 г. стало важным сигналом участникам денежного рынка для пересмотра своих инвестиционных портфелей, а участникам денежного оборота — для применения мер оптимизации инвестиционных портфелей.

      В условиях увеличения денежного предложения  ужесточаются меры по регулированию денежного оборота в зависимости от состояния платежного баланса и государственного бюджета страны. Существенное значение имеет рост удельного веса «длинных» денег в структуре денежной массы, что оказывает понижательное воздействие на динамику скорости обращения. Постепенное усиление монетизации экономики выступает как фактор, способствующий снижению скорости обращения денег. Формирование способности адекватной реакции субъектов производственного сектора экономики во многом зависит от поведения центрального банка и его кредитной политики. Повышение меры ответственности центрального банка за конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, т.е. выяснение положения дел в реальном секторе экономики и защита национального производителя, способствует закреплению данной тенденции.

      Сохранение  действующей динамики скорости обращения  денег позволяет более точно  оценивать спрос на деньги. Происходит четкое и регламентированное законодательством формирование ролевых функций различных хозяйственных структур, прежде всего центрального банка и коммерческих банков, по осуществлению эмиссии денег и соответственно изменение их положения, более четкое регулирование денежного оборота.

      Формированию  денежной массы в объемах, необходимых  для удовлетворения экономически обоснованного спроса на национальную валюту, способствует и тенденция к увеличению денежного мультипликатора.

      Тенденции к глобализации мирохозяйственных  связей и превращению национальных экономик отдельных стран в единую мировую экономику сильно воздействуют на денежный оборот в России. Усиливаются процессы перелива капитала; рабочей силы, товаров и услуг. Одновременно постепенная, но неуклонная либерализация валютного регулирования и внешнеторговой деятельности со стороны государства позволяют обеспечить относительную стабильность национальной валюты. Такая стабильность определяется конкурентоспособностью товаров и состоянием платежного баланса страны. По мере формирования мировых рынков капитала и развития техники оформления различных финансовых операций кредитными институтами происходит устранение валютных ограничений. Это позволяет государству декларировать требование перевода с 2007 года российского рубля в статус свободно конвертируемой валюты.

Информация о работе Кредитно-денежная политика РФ