Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:56, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: выявить сущность современной кредитной системы.
Для этого необходимо поставить и решить следующие задачи:
• проанализировать структуру современной кредитной системы;
• понять механизм её функционирования;
• рассмотреть влияние государства на развитие кредитной системы;
• выявить особенности кредитной системы Российской Федерации;
• определить перспективы ее развития.
Особенно сильна концентрация банковского капитала в отдельных регионах, когда несколько банков сосредотачивают у себя подавляющую часть операций в определенном городе (особенно в крупных финансовых центрах России).
Конкуренция в банковском деле выходит на международный уровень. Усиливается проникновение на российский финансовый рынок иностранных банков путем открытия их филиалов и представительств, создание банков с участием иностранного капитала. Банки, которые не могут эффективно использовать средства внутри России, ищут более выгодные и надежные сферы их размещения за рубежом. Большинство банков по-прежнему не в состоянии успешно кредитовать производство и предпочитают держать средства в ликвидной форме, кредитовать производство или вывозить капиталы за рубеж. Существует опасность того, что уже в ближайшем времени банки внутри страны смогут заниматься лишь расчетно-кассовым обслуживанием клиентов и сервисом по экспорту капитала.
1.4.Государственное регулирование
Государственное
регулирование кредитно-
Основными направлениями государственного регулирования являются:
В промышленно развитых странах политика центрального банка распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется в следующих формах:
- учетная политика;
-регулирование нормы обязательных резервов;
-операции на открытом рынке;
-прямое воздействие на кредит.
Учетная
политика центрального банка состоит
в учете и переучете
Следующей
формой регулирования центрального
банка является определение нормы
обязательных резервов для коммерческих
банков. Смысл этой формы регулирования
заключается в том, что коммерческие
банки обязаны хранить часть
своих кредитных ресурсов на беспроцентном
счете в центральном банке. Норма
резерва может уменьшаться или
увеличиваться в зависимости
от конъюнктуры на рынке капиталов.
Ее увеличение ведет к ограничению
кредитной экспансии
Политика
регулирования нормы резервов распространяется
главным образом на все виды банков
(а в ряде стран и на некоторые
специальные кредитно-
Еще одной
формой регулирования центральным
банком кредитной системы являются
операции на открытом рынке с государственными
облигациями путем их купли-продажи
кредитно-финансовыми
Формой
регулирования является также прямое
государственное воздействие
Один из методов регулирования - налоговая политика. Она заключается в изменении налоговых ставок на прибыль, получаемую различными кредитно-финансовыми институтами. Как правило, последние облагаются налогом на прибыль, как и все прочие юридические лица, действующие в определенных экономических условиях. В то же время взимание налогов существенно различается по странам и кредитным институтам в соответствии с их функциональной спецификой. Увеличение налогов может способствовать уменьшению кредитно-ссудных операций и повышению процентных ставок. Наоборот, сокращение налогов на доходы этих учреждений ведет к расширению таких операций и может содействовать снижению процентных ставок. Поэтому налоговое воздействие представляет собой достаточно эффективное государственное регулирование деятельности кредитной системы.
В ряде стран в отличие от промышленных и торговых компаний кредитно-финансовые учреждения имеют определенные налоговые льготы. Они обычно распространяются на специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения (страховые, инвестиционные, финансовые компании, благотворительные фонды).
Другим регулирующим методом кредитной системы является участие государства в деятельности кредитно-финансовых учреждений. Это выражается в трех основных направления: приобретение части кредитных институтов государством путем национализации; организация новых учреждений как дополнение к частным; долевое участие государства путем приобретения акций кредитно-финансовых учреждений и, таким образом, создание смешанных институтов.
Посредством
данного метода государство оказывает
достаточно эффективное воздействие
на функционирование всей кредитной
системы. Метод регулирования путем
создания государственной собственности
довольно широко распространен в
странах континентальной Европы
и в развивающихся странах. Так,
во Франции, Германии, Италии, Португалии,
Турции, скандинавский странах
Большое
влияние на регулирование кредитной
системы оказывают
В рамках исполнительной власти основными регулирующими органами являются Центральный банк и министерство финансов. В ряде стран создаются дополнительные регулирующие органы центрального правительства. Обычно они действуют в странах со сравнительно высоким уровнем огосударствления кредитной системы. Так, во Франции, кроме центрального банка и министерства финансов, в регулировании кредитной системы участвуют Национальный совет по кредиту, Комиссия контроля над банком, Комиссия биржевых операций.
Наряду
с исполнительными органами активное
участие в регулировании
Особое
место в государственном
Таким образом,
система государственного регулирования
кредитной системы в
2.Кредитная система Российской Федерации: ее эволюция и современное состояние
2.1 Эволюция развития кредитной системы в России
Банковская система прошла в своем развитии и становлении достаточно долгий путь.
Началом первого этапа в развитии банковской системы в России явилось создание в 1733г. государственного ссудного банка, который в большей степени играл роль казенного ломбарда. Развитие экономики требовало увеличения возможностей кредитования. Поэтому уже в 1754 г. было создано два банка — Государственный заемный банк для дворянства, призванный осуществлять краткосрочное кредитование под залог недвижимости дворян, и Банк для поправления при Санкт-Петербургском порте коммерции и купечества для предоставления купечеству краткосрочных кредитов под залог товаров, драгоценных металлов, а также гарантии городских магистратов. Наряду с банками в 1772 г. появляются специализированные кредитные учреждения, принимающие вклады до востребования и выдающие ссуды либо под залог ипотеки (сохранные кассы), либо под залог драгоценных металлов (ссудные кассы). В 1817 г. был создан Государственный коммерческий банк, который не только принимал вклады, но и осуществлял жирорасчеты (бесплатные переводы — трансферты). К 1872 г. банковская система России состояла из:
• частных банков.
Широкое развитие банковской системы было прервано Первой мировой войной. Но уже к 1914 г. в России насчитывалось 600 кредитных учреждений и 1800 отделений банков, которые делились на государственные, общественные и частные. К государственным относились: государственный банк, Комиссия погашения государственных долгов, государственные сберегательные кассы (1834 г.), Государственный дворянский земельный банк (1885 г.) и Крестьянский поземельный банк (1881 г.).
Кредитная
реформа 1930—1932 гг. положила начало новому
этапу в развитии банковской системы.
Ее сутью была замена коммерческого
и косвенного банковского кредитования
прямым банковским кредитованием. Был
выделен общегосударственный
К 1994 г. банковскую систему можно было считать вполне сложившейся. В ней насчитывалось 2019 коммерческих и кооперативных банка с 4539 филиалами и 414 кредитных учреждений. Примерами являются Промстройбанк, Россельхозбанк, Агропромбанк. Особенностью 1994 г. стало создание первых ипотечных банков, занимающихся предоставлением долгосрочного кредита под залог недвижимости. Среди них можно назвать Московский ипотечный акционерный банк, ипотечный Стандартбанк, Санкт-Петербургский ипотечный банк.
Новый этап реформирования банковского сектора начался в 2001 г. На этом этапе, можно сказать, завершился период вывода с рынка кредитных организаций, имевших признаки несостоятельности.
Все это не могло не сказаться на развитии банковской системы России. Состояние банковского сектора в последние годы свидетельствует о закреплении и развитии тенденции к восстановлению банковской деятельности.
Однако пока нельзя говорить, что
банковская система полностью
Современная банковская система России является рыночной и состоит из двух блоков – Центрального банка РФ и коммерческих банков.
Центральный банк РФ (Банк России) является центральным банком страны. Он подотчетен Государственной Думе Российской Федерации, которая назначает его Председателя, по представлению Президента России, и независим от исполнительных и распорядительных органов государственной власти.
К концу XX в. в России сложилась
кредитная система по структуре
близкая к кредитной системе
стран с рыночной экономикой, ведется
работа по совершенствованию