Кредитная система РФ и роль центрального бака в ней

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 01:03, курсовая работа

Описание работы

Созданию современной кредитной системы Российской Федерации предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития нашей страны.
За почти семидесятилетнюю историю кредитная система прошла несколько этапов формирования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Кредитная система Российской Федерации…………………….................5
Глава 2. Центральный банк РФ в кредитной системе……………………………9
2.1 Правовое положение и функции Центрального банка РФ…………………….9
2.2 Основные инструменты кредитной политики ЦБ……………………………..16
2.3 Дисконтная политика Центрального банка……………………………………20
Заключение…………………………………………………………………………..23
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 46.01 Кб (Скачать)

     Однако  главной формой осуществления регулирующей функции центральным банком в  условиях рыночной экономики является косвенное воздействие на денежное обращение через коммерческие банки  и другие кредитные институты.

     Дело  в том, что по объему кредитных  ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной  системы составляют коммерческие банки  и другие кредитные учреждения. Достаточно отметить, что от 75 до 90% денежной массы  в большинстве стран составляют банковские депозиты и лишь 25-10% - банкноты центрального банка.

     Поэтому государственное регулирование  денежно-кредитной сферы может  быть успешным только в том случае, если государство через центральный  банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. Методы и инструменты этого воздействия  разнообразны. Наиболее распространенными  из них являются:

  • изменение ставки учетного процента или официальной учетной ставки центрального банка (учетная или дисконтная политика);
  • операции с ценными бумагами на открытом рынке;
  • изменение норм обязательных резервов и регламентация экономических нормативов для банков (соотношения между кассовыми резервами и депозитами, ликвидными активами и депозитами, собственным капиталом и заемным, акционерным капиталом и заемным, собственным капиталом и активами и др.).

     Дадим краткую характеристику этим денежно-кредитным  инструментам.

     Официальная учетная ставка - ставка центрального банка, по которой он учитывает векселя  или предоставляет кредиты коммерческим банкам и кредитным учреждениям  в качестве кредитора последней  инстанции. Повышая или понижая  официальную учетную ставку, центральный  банк оказывает воздействие на возможности  коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в  свою очередь влияет на экономический  рост, денежную массу, уровень рыночного  процента. Изменение учетной ставки центрального банка, вызывая соответствующие  изменения рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса  и валютного курса.

     Повышение ставки способствует привлечению в  страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный  баланс, увеличивается предложение  иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и  повышается курс национальной валюты.

     Снижение  ставки приводит к противоположным  результатам.

     Операции  с ценными бумагами на открытом рынке - операции центрального банка по купле-продаже  коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций и  прочих ценных бумаг, включая краткосрочные  операции с совершением позднее  обратной сделки. Такие действия центрального банка влияют на деятельность коммерческих банков через объем имеющихся  у них ресурсов.

     Если  центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы последних  и соответственно их возможности  предоставлять ссуды клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению  ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, центральный банк предоставляет  им дополнительные ресурсы, расширяет  их возможности по выдаче ссуд. Операции на открытом рынке способствуют регулированию  банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг, в конечном счете регулированию спроса и предложения на денежном рынке.

     Обязательные  резервы - часть кредитных ресурсов банков и кредитных учреждений, содержащаяся по требованию центрального банка на открытом в нем, как правило, беспроцентном счете. Повышая или снижая коммерческим банкам норму хранимых у себя обязательных ресурсов, центральный банк ограничивает или расширяет возможности банков и кредитных учреждений осуществлять кредитование и депозитную эмиссию.

     Изменение нормы обязательных резервов оказывает  существенное воздействие на кредитные  ресурсы коммерческих банков, на их возможности предоставлять ссуды.

     Повышение нормы означает, что коммерческие банки не могут воспользоваться  частью своих ресурсов для выдачи кредитов. В результате сокращаются  банковские ссуды и денежная масса  в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам.

     Снижение  нормы банковских резервов ведет  к расширению банковских кредитов и  денежной массы и к снижению рыночного  процента.

     Обязательные  резервы представляют собой в  значительной мере административный рычаг. В ряде стран они были либо полностью  отменены, либо их размер был существенно  снижен. В некоторых странах во избежание злоупотреблений максимальный размер таких резервов фиксируется  в законе.

     Помимо  этих основных инструментов, в мировой  банковской практике давно известны, хорошо отработаны и широко используются другие инструменты денежно-кредитной  политики центральных банков. Речь идет лишь о том, как лучше их применять  в конкретных условиях той или  иной страны с рыночной или переходной экономикой. Охарактеризуем их кратко.

     Контроль  за рынком капиталов - порядок выпуска и размещения акций и облигаций, установление пределов внешних заимствований и т. д.

     Допуск  к рынкам - регулирование открытия новых банков и кредитных учреждений, в том числе иностранных.

     Валютные  интервенции - купля-продажа значительных объемов валюты для воздействия  на величину спроса и предложения (курса) денежной единицы.

     Таргетирование - установление целевых ориентиров роста показателей денежной массы.

     Нормы инвестирования в государственные  ценные бумаги - устанавливаются для  банков, кредитных учреждений в целях  устойчивого размещения государственного долга и ограничения спекулятивных  операций.

     В условиях рыночной экономики путем  использования перечисленных и некоторых других инструментов воздействия на экономику достигается повышение или понижение деловой активности. Решающим при этом является воздействие на платежеспособность банков. Чем больше дешевых кредитов они могут предоставить предпринимателям, тем охотнее последние берутся за свое дело, расширяют или совершенствуют производство, ускоряют экономический рост.

     Различные комбинации указанных инструментов позволяют центральному банку проводить  политику “дорогих” или “дешевых”  денег в зависимости от экономической  стратегии государства на данный период. С помощью названных инструментов центральный банк реализует цели кредитно-денежной политики: поддержание  на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или  ставки процента (гибкая монетарная политика).

     Важно учитывать, что использование инструментов денежно-кредитной политики может  быть эффективным только в условиях их тесной увязки с бюджетной, налоговой  политикой, законодательством.

     2.3 Дисконтная политика  Центрального банка

     Одной из основных функций Центрального банка  является функция кредитора последней  инстанции, то есть Центральный банк не может напрямую кредитовать предприятия, но коммерческие банки, покупая кредитные  ресурсы у Центрального банка, эти  операции совершать могут. Для регулирования  стоимости кредитов Центральный  банк использует официальную учетную (дисконтную) ставку, по которой Центральный  банк покупает у коммерческих банков ликвидные, ценные бумаги (обычно государственные  краткосрочные облигации, векселя  и другие бумаги) до наступления  сроков их погашения.

     Под рефинансированием коммерческих банков понимается кредитование Банком России кредитных организаций, в том  числе учет и переучет векселей. Банк России предоставляет кредиты  коммерческим банкам для пополнения их ликвидности и расширения ресурсной  базы.

     В настоящее время предоставление кредитов рефинансирования регламентируется Положением ЦБ РФ от 4 августа 2003 г. № 236-П  “О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг”, согласно которому Банк России предоставляет банкам, заключившим  Генеральный кредитный договор  при условии предварительной  блокировки ценных бумаг на разделе  “Блокировано Банком России” счета  ДЕПО банка в уполномоченном Депозитарии, следующие виды обеспеченных кредитов:

     • внутридневные кредиты;

     • кредиты “овернайт”;

     • ломбардные кредиты.

     Между учетной ставкой и ставкой  рефинансирования (ставкой, по которой  продает Центральный банк денежные ресурсы коммерческим банкам) существует прямо пропорциональное соотношение: с ростом учетной ставки растет и  ставка рефинансирования кредитных  ресурсов. В период переполнения финансовых рынков денежной наличностью, когда  растет инфляция и наблюдается стагнация  и спад производства, Центральный  банк увеличивает учетную ставку, в результате чего кредитные ресурсы  становятся более дорогими. Напротив, при оживлении производства, при создании новых предприятий, рабочих мест, когда возрастает потребность в денежных ресурсах, Центральный банк снижает (дисконтирует) учетную ставку, и кредитные ресурсы становятся более дешевыми. Таким образом, банки всегда стоят перед выбором позиции, где можно побольше заработать: или покупать ценные бумаги, если Центральный банк снижает учетные ставки, или, напротив, продавать их, если учетные ставки увеличиваются. Если Центральный банк увеличивает официальную учетную ставку, то рыночная стоимость ценных бумаг на фондовых рынках снижается, и банки меняют свою финансовую стратегию по направлению кредитно-депозитных операций.

     Рефинансируемые кредиты выдаются только тем банкам, которые испытывают временные, финансовые проблемы несистемного характера. Далее  Центральный банк рассматривает  такие вопросы, как размеры и  сроки по запрашиваемому кредиту, формы  обеспечения кредита, способы выдачи кредита, например, зачисление кредита  на ссудные счета или по мере поступления  документально подтвержденных инвестиционных программ, требующих кредитования. К другим важным обоснованиям относится  целевое назначение кредита, например, кредитование агропромышленного сектора  в периоды посевных и уборочных  работ, когда ссуды выдаются под  льготные проценты. И, наконец, необходим  учет макроэкономических тенденций  в экономике страны. Так, например, в 1992-1993 гг. в период гиперинфляции  ставка рефинансирования ЦБ РФ достигала 210% годовых, эти годы характеризовались  стремительным ростом численности  коммерческих банков.

     По  состоянию на 27 августа 2002 г. кредитная  ставка рефинансирования 21%, а по овернайт 18%.

     Кредитная ставка рефинансирования ЦБ РФ в декабре 2003 г. - 16 % годовых, в июне 2004 г. - 13% Кредитная ставка рефинанасирования в 2005 году составляла 13%.

     Следующим инструментом регулирования ссудной  политики являются учетные (дисконтные) кредиты, под которыми понимается предоставление Центральным банком коммерческим банкам кредитов под учет или покупку  у них векселей, которые еще  по сроку обращения не исчерпаны. Для принятия ЦБ РФ векселей на учет банки, эмитировавшие эти векселя, должны удовлетворять определенным требованиям, как, например, хорошее финансовое состояние, соблюдение экономических нормативов достаточности капитала и показателей ликвидности банка. Таким образом, векселя выступают здесь в виде инструментов по увеличению денежной массы в банках. Другим инструментом выступают ломбардные кредиты, которые предоставляются Центральным банком коммерческим банкам под залог ценных бумаг обычно на короткое время, от 1 до 4 месяцев для выправления временно потерянной ликвидности коммерческого банка. Центральный банк постоянно публикует в банковской печати виды ценных бумаг, которые могут быть приняты в форме залога. Размер залога почти всегда превышает размер ломбардного кредита от 10 до 25% в зависимости от вида ценной бумаги, финансового состояния и ликвидности эмитента получателя кредита. Так как ломбардные кредиты предоставляются под залог ценных бумаг, то и финансовый риск по ним выше, чем, например, по учетным кредитам, поэтому процентные ставки по ломбардным кредитам также выше, чем по учетным кредитам.

     Главным инструментом воздействия на инфляцию станет регулирование депозитных ставок - процентов по депозитам в ЦБ , на которые банки могут класть избыток денег.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Главные задачи в денежно-кредитной политики России определены в ежегодно разрабатываемых  Центральным банком РФ “основных  направлениях денежно-кредитной политики”  и совместных заявлениях Правительства  РФ и Центрального банка РФ об экономической  политике.

     Важнейшими  направлениями и инструментами  денежно-кредитной политики для  коммерческих банков со стороны Центрального банка РФ являются:

     1) предоставление кредитов коммерческим  банкам только через рыночные  механизмы (кредитные аукционы, ломбардные  кредиты, операции РЕПО (договор  о сделке с правом обратного  выкупа) с использованием для  этого ставок рефинансирования  Центробанка РФ. Ставка рефинансирования  Центробанка РФ - это предоставление  кредитных ресурсов в форме  прямых кредитов, переучета векселей, ссуд под залог ценных бумаг  (ломбардные кредиты), а также  организации кредитных аукционов.  При установлении данной ставки  учитывается влияние процентной  политики на формирование производственных затрат и на применение уровня доходности вкладов физических лиц в коммерческих банках.

Информация о работе Кредитная система РФ и роль центрального бака в ней