Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 08:22, курсовая работа
Цель работы – рассмотрение кредитной политики коммерческого банка на конкретном примере и выработка направлений ее совершенствования.
Задачи работы:
– изучить теоретические и методические положения по вопросам разработки кредитной политики коммерческого банка и решения основной ее задачи - выбора эффективного метода оценки кредитоспособности заемщика;
– провести комплексный анализ собранных в базовом коммерческом банке материалов по вопросам кредитования, выявить положительные и отрицательные аспекты деятельности банка и сформировать на их основе выводы и рекомендации по совершенствованию процесса кредитования;
– изучить зарубежный опыт и с его учетом на основе анализа деятельности банка раскрыть содержание и обосновать мероприятия по совершенствованию процесса кредитования в коммерческом банке.
ВВЕДЕНИЕ
1. Кредитная политика как основной инструмент достижения стратегических целей коммерческого банка
1.1. Основы кредитной политики коммерческого банка
1.2. Оценка кредитоспособности заемщиков коммерческого банка в процессе кредитования
1.3. Выбор методов оценки кредитоспособности заемщика
2. Анализ кредитной политики банка
2.1. Краткая характеристика Банка
2.2. Кредитная политика Банка
2.3. Оценка кредитоспособности заемщика
2.4. Кредитный мониторинг, как метод контроля качества кредитного портфеля банка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Контроль за ходом погашения ссуды и выплатой процентов по ней служит важным этапом всего процесса кредитования. Он заключается в периодическом анализе кредитного досье заемщика, пересмотре кредитного портфеля банка, оценке состояния ссуд и проведении аудиторских проверок.
Для этой цели в Банке ведется кредитный архив, который является базой кредитного мониторинга. Там сосредоточена вся необходимая документация - финансовые отчеты, переписка, аналитические обзоры кредитоспособности, залоговые документы и т.д.
Банк имеет свою систему ведения кредитного досье. В нем документы сгруппированы в следующие разделы:
В силу специфики положения государственного банка, а также исторических предпосылок, программа контроля над кредитным портфелем зависит от его специализации и принятых методов оценки кредитоспособности заемщика. Выдавая много ссуд предприятиям в отраслях, переживающих спад производства, банк проводит систематическую проверку дел своих заемщиков каждые 2-3 месяца.
Применяется также дифференцированный подход: наиболее надежные кредиты подвергаются проверке один раз в год, тогда как проблемные ссуды требуют постоянного анализа и контроля. Проводится постоянный контроль за крупными ссудами и периодический - по ссудам ниже определенной величины.
Проверка ссуды состоит в повторном анализе финансовых отчетов, посещение предприятия заемщика, проверка документации, обеспечения и т.д. При контрольной проверке вновь рассматривается вопрос о соответствии данной ссуды целям и установкам кредитной политики банка, анализируется кредитоспособность и финансовое состояние клиента, рентабельность операции и т.д.
В ходе очередной контрольной проверки Банк присваивает ссудам рейтинг, представляющий итоговую оценку кредита по ряду параметров. При этом ссудам присваивается номер (1,2,3,4,5), который соответствует одной из категорий - «Наивысшее качество», «Удовлетворительно», «Маржинальная ссуда», «Критическая ссуда», «Убыточная ссуда, подлежащая списанию». Классификация ссуд по рейтингу позволяет банку контролировать состав кредитного портфеля. В случае роста «Критических ссуд», выясняются причины ухудшения портфеля и принимаются меры к исправлению положения. Если рост критических ссуд связан с заемщиками в определенной отрасли хозяйства или с определенным видом кредита, выдача этих ссуд сокращается. На основе проверки дается оценка работы отдельных кредитных инспекторов и подразделений банка.
Аудиторская проверка ссуд производится управлением внутреннего аудита, подведомственным Правлению банка. Эта проверка аналогична контролю кредитного портфеля, но она, как правило, осуществляется негласно работниками независимого управления, не связанного с управлением кредитных операций.
Аудиторский контроль имеет целью ответить на следующие вопросы:
Результаты аудиторской проверки отражаются в специальном отчете, который представляется Правлению банка, кредитному комитету банка, руководителям структурных подразделений банка и старшим кредитным инспекторам. В отчете дается оценка качества всего кредитного портфеля на момент проверки и характеристика эффективности работы управления кредитных операций и кредитных отделов структурных подразделений банка. Кроме того, аудиторы дают свои рекомендации по улучшению работы и изменению сложившихся методов и форм кредитования в банке.
Таким образом, осуществляемый в Банке кредитный мониторинг является мощным инструментом реализации кредитной политики банка. Рассмотрев методы реализации кредитной политики Банка , следует отметить, что, несмотря на то, что в банке четко организована и отлажена работа по управлению кредитными рисками, существуют пути ее совершенствования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы.
Кредитная политика банка определяется общими установками относительно операций с клиентурой, которые тщательно разрабатываются и фиксируются в меморандуме о кредитной политике, и практическими действиями банковского персонала, интерпретирующего и воплощающего в жизнь эти установки. Следовательно, в конечном счете, способность управлять риском зависит от компетентности руководства банка и уровня квалификации его рядового состава, занимающегося отбором конкретных кредитных проектов и выработкой условий кредитных соглашений.
Кредитная политика является основой всего процесса управления кредитами и его отправным моментом. Формирование политики означает сокращение возможных альтернативных действий, упрощение и ускорение процесса принятия решения. Главное назначение политики - обеспечение последовательности действий в практике банка, надежности и четкости его деятельности.
В нашей стране подход к оценке управления кредитными операциями различен в зависимости от размеров, развитости кредитных связей (даже при небольших объемах кредитов) и сроков деятельности банка.
Политика определяет стандарты, которыми должны руководствоваться банковские работники, отвечающие за предоставление и оформление займов, и управление ими. Она определяет основу действий Совета директоров и лиц, принимающих стратегические решения, а также позволяет аудиторам (внешним и внутренним) оценить качество управления кредитами в банке. Хорошо проработанная кредитная политика, которая четко проводится сверху и понимается на всех уровнях банка, позволяет руководству избегать излишних рисков и верно оценивать возможности развития дела.
С целью наиболее полного сбора информации о заемщике и его репутации банк использует изучение его финансовых отчетов и документов, выезды сотрудников на места для личного интервью с клиентом, запросы в банки, предприятия, страховые компании и другие учреждения об опыте их общения с данным клиентом, использование возможностей межбанковских структур (как пример можно привести межбанковскую службу безопасности, которая занимается сбором, обработкой и предоставлением информации о заемщиках).
Изучение кредитоспособности клиента является одним из наиболее важных методов снижения кредитного риска и успешной реализации кредитной политики, поскольку позволяет избежать необоснованного риска еще на этапе рассмотрения заявки на предоставление кредита. Другими методами снижения кредитного риска являются: диверсификация кредитного портфеля, ограничение размера кредита выдаваемого одному заемщику, страхование кредита, привлечение достаточного обеспечения.
Первые два метода позволяют ограничить потери банка от невозврата заемных средств клиентом. Страхование и привлечение достаточного обеспечения позволяют вернуть ссуженные средства и компенсировать убытки банка по процентам за кредит путем страхового возмещения от страховой компании или реализации обеспечения. Однако, в условиях запутанной и усложненной процедуры реализации обеспечения более предпочтительным выглядит страхование кредитов в надежной страховой компании, поскольку в этой ситуации проблемами залога, его наличия, сохранности, реализации в случае непогашения кредита занимается страховая компания, а не банк, что, в свою очередь, экономит средства банка и рабочее время сотрудников кредитных подразделений и служб безопасности.
Предлагаемые рекомендации могут быть использованы специалистами кредитных отделов и служб безопасности в работе по подготовке материалов для принятия решения о выдаче кредита, помогут своевременно выявить проблемные кредиты, не допустить убытки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка. – М.: Дис, 2005. – С.32.
2 Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка. – М.: Дис, 2005. – С.32-41.
3 Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка. – М.: Дис, 2005. – С.32-41.
4 Банковское дело: управление и технологии: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Тавасиева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С.224-226.
5 Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка. – М.: Дис, 2005. – С.32-41.
6 Банковское дело: управление и технологии: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Тавасиева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С.224-226.
7 Банковское дело: управление и технологии: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Тавасиева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С.224-226.
8 Банки и небанковские кредитные организации и их операции: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Вузовский учебник, 2005. – С.139-145.
9 Банки и небанковские кредитные организации и их операции: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Вузовский учебник, 2005. – С.139-145.
10 Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка. – М.: Дис, 2005. – С.62-68.
11 Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка. – М.: Дис, 2005. – С.62-68.
12 Банки и небанковские кредитные организации и их операции: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Вузовский учебник, 2005. – С.139-140.