Кредитная политика банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 08:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотрение кредитной политики коммерческого банка на конкретном примере и выработка направлений ее совершенствования.
Задачи работы:
– изучить теоретические и методические положения по вопросам разработки кредитной политики коммерческого банка и решения основной ее задачи - выбора эффективного метода оценки кредитоспособности заемщика;
– провести комплексный анализ собранных в базовом коммерческом банке материалов по вопросам кредитования, выявить положительные и отрицательные аспекты деятельности банка и сформировать на их основе выводы и рекомендации по совершенствованию процесса кредитования;
– изучить зарубежный опыт и с его учетом на основе анализа деятельности банка раскрыть содержание и обосновать мероприятия по совершенствованию процесса кредитования в коммерческом банке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Кредитная политика как основной инструмент достижения стратегических целей коммерческого банка
1.1. Основы кредитной политики коммерческого банка
1.2. Оценка кредитоспособности заемщиков коммерческого банка в процессе кредитования
1.3. Выбор методов оценки кредитоспособности заемщика
2. Анализ кредитной политики банка
2.1. Краткая характеристика Банка
2.2. Кредитная политика Банка
2.3. Оценка кредитоспособности заемщика
2.4. Кредитный мониторинг, как метод контроля качества кредитного портфеля банка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

кредитная политика банка.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

Другой подход основан на системе  показателей, используемых  американскими специалистами, - так называемых 5 «С»:

  • character (характер заемщика);
  • capacity (финансовые возможности);
  • capital (капитал, имущество);
  • collateral (обеспечение);
  • conditions (общие экономические условия) 10.

Под «характером» заемщика имеется в виду его репутация, степень ответственности, готовность и желание погашать долг. Банк стремится, прежде всего, выяснить, как заемщик (фирма или частное лицо) относился к своим обязательствам в прошлом, были ли у него задержки в погашении займов, каков его статус в деловом мире. Банк стремится получить всестороннюю характеристику заемщика, используя для этого личное интервью с ним, досье из личного архива, консультации с другими банками и фирмами и прочую доступную информацию.

Финансовые возможности заемщика, его способность погасить кредит определяются с помощью тщательного анализа его доходов и расходов и перспектив изменения их в будущем. В принципе у заемщика банка есть три источника средств для погашения ссуды:

  • текущие кассовые поступления (cash flow);
  • продажа активов;
  • прочие источники финансирования (включая заимствования на денежном рынке).

Коммерческие банки  традиционно относятся к той  категории кредиторов, ссуды которых погашаются за счет чистого сальдо текущих кассовых поступлений (net cash flow). Эта величина равняется чистой операционной прибыли плюс амортизационные отчисления минус прирост дебиторской задолженности минус прирост товарных запасов плюс сумма счетов к оплате.

Критическое значение для  погашения займа имеет динамика дебиторской задолженности предприятия и изменение его товарных запасов. Чаще всего с этими  статьями связаны трудности в погашении займа.

Кроме первых двух критериев  банк большое внимание уделяет также  другим факторам, а именно акционерному капиталу фирмы, его структуре, соотношению с другими статьями активов и пассивов, а также обеспечению займа, его достаточности, качеству и степени реализуемости залога в случае непогашения ссуды.

Наконец, при рассмотрении заявки на кредит принимаются во внимание «общие условия», определяющие деловой климат в стране и оказывающие влияние на положение как банка, так и заемщика: состояние экономической конъюнктуры, наличие конкуренции со стороны других производителей аналогичного товара, налоги, цены на сырье и т.д.11

Одна из целей кредитных работников банка заключается в том, чтобы выразить в цифрах (квантифицировать) указанные критерии применительно к каждому конкретному случаю. На основе этого будет принято взвешенное решение относительно кредитоспособности заемщика, целесообразности выдачи ему кредита, ценовых и неценовых условий этого кредита и т.д. В рамках дилеммы «риск – доходность» заемщики, имеющие более слабые финансовые позиции (а, следовательно, более подверженные риску) должны платить за кредит больше, чем более надежные заемщики.

От полноты и достоверности  информации о потенциальном заемщике зависит правильность принятия решения  о выдаче кредита. В каждом конкретном банке состав и характер информации запрашиваемой у клиента и получаемой из других доступных источников может различаться, однако должны быть освещены основные вопросы, ответы на которые необходимы для принятия решения.

Примерный перечень вопросов задаваемых клиенту кредитным инспектором в ходе личной беседы, приведен в Приложении 1.

После беседы кредитный  инспектор должен принять решение - продолжать ли дальнейшую работу с кредитной заявкой или ответить отказом.

Если предложение клиента  расходится, в каких то важных аспектах с принципами кредитной политики проводимой банком, то заявку следует  отклонить, объяснив заявителю причины отказа.

Если по итогам беседы кредитный инспектор решает продолжать работу с клиентом, то он запрашивает у клиента пакет сопроводительных документов, детальный анализ которых будет проведен на последующих этапах работы с заявкой и на основании которых заполняется кредитное досье. Состав такого пакета следующий:

  • финансовый отчет (баланс) фирмы за последние три года работы.
  • отчет о движении кассовых поступлений.
  • внутренние финансовые отчеты.
  • внутренние управленческие отчеты.
  • технико-экономическое обоснование кредитуемого мероприятия.
  • налоговые декларации.

Кроме информации получаемой непосредственно от клиента банк старается получить информацию о нем и из других источников. Такими источниками могут быть:

  • материалы о клиенте имеющиеся в архиве банка;
  • сведения других банков, в которых этот клиент уже кредитовался;
  • сведения других фирм, сотрудничавших с клиентом в прошлом (его кредиторы, покупатели продукции, поставщики и т.д.);
  • отчеты и другие материалы частных и государственных учреждений и агентств (отчеты о кредитоспособности, отраслевые аналитические исследования, справочники по инвестициям и т.д.).

Эксперты кредитного отдела в первую очередь обращаются к архивам своего банка. Банк может  располагать центральной картотекой на всех вкладчиков и заемщиков, из которой можно почерпнуть информацию об их кредитоспособности. К примеру, она покажет, как погашались ссуды в прошлом, каков остаток на текущем и сберегательном счетах и имеет  ли податель заявки право допускать овердрафт по счету. Если заявитель уже получал ранее кредит в банке, то в архиве имеются сведения о задержках в погашении долга или других нарушениях.

Важные сведения можно  получить у банков и других финансовых учреждений, с которыми уже имел дело заявитель. Банки, инвестиционные и финансовые компании могут предоставить материалы о размерах депозитов компании, непогашенной задолженности, аккуратности в оплате счетов и т.д. Торговые партнеры компании могут сообщить данные о размерах предоставленных ей коммерческих кредитов. По этим данным можно судить о том, использует клиент заемные средства эффективно или нет12.

В мировой практике проблема «неполноты доступной информации»  решается через накопление информации об обслуживании заёмщиком своих  кредитов в определённых организациях (бюро кредитных историй) с установлением особого режима раскрытия такой информации и ограниченного круга лиц, которым такая информация может быть представлена.

Таким образом, выбор  метода оценки кредитоспособности заемщика представляет собой сложный, многогранный и трудоемкий процесс. От его правильной организации зависит уровень кредитного риска, принимаемого на себя банковским учреждением

Рассмотрев теоретические  аспекты реализации кредитной политики коммерческим банком и основной ее задачи - выбора метода оценки кредитоспособности заемщика, необходимо рассмотреть, как поставлена эта работа на конкретном примере.

 

Глава 2. Анализ кредитной политики банка (с примером)

2.1 Краткая характеристика Банка 

 

10 июня 1994 года был создан Коммерческий  инвестиционно-трастовый Банк « (Товарищество с ограниченной ответственностью). Была получена лицензия Центрального Банка РФ на совершение банковских операций №2888.

Первоначальные учредители Банка: ОАО «КМПО», Завод «Ижмаш», ОАО «Ландора и Ко» и другие.

Первоначальный уставный капитал  Банка: 100 тыс. рублей.

В январе 1997 года Банк получил Лицензию на осуществление банковских операций со средствами в иностранной валюте №2888. Сформировано внешнеэкономическое направление деятельности Банка.

В январе 1998 года Банк получил Лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление дилерской, депозитарной и брокерской деятельности (включая операции с физическими лицами).

В декабре 1998 года Банк был  преобразован из Товарищества с ограниченной ответственностью в Общество с ограниченной ответственностью.

В 1999 году Банк стал членом Секций Фондового и Валютного  Рынков Московской Межбанковской Валютной Биржи.

В июле 2000 года Банк начал  деятельность на рынке пластиковых  карт и стал членом российской платежной  системы Union Card. Организовано Управление пластиковых карт, открыт процессинговый центр и начата работа по обслуживанию карт международных систем VISA,  EuroCard/MasterCard, Cirrus Maestro, а также российской платежной системы Union Card. В августе 2000 года Банк начал осуществлять операции по переводу наличных средств в иностранной валюте с помощью системы «Western Union».

В апреле 2003 года Банк преобразован из Общества с ограниченной ответственностью в Общество с дополнительной ответственностью. Данная реорганизация позволила установить дополнительную субсидиарную ответственность учредителей в размере 100% от уставного капитала (500 млн. руб.).

В соответствии с требованиями Федеральных законов РФ и нормативными актами Центрального банка РФ 26 января 2004 г. ОДО «Банк » принял решение о преобразовании в открытое акционерное общество.

Важным основанием для  принятия решения об акционировании Банка «» явилось общее понимание  участниками Банка возможностей его дальнейшего развития в форме открытого акционерного общества. Это возможности более масштабного роста уставного капитала и собственного капитала Банка, в том числе за счет привлечения новых акционеров, увеличения объема и повышения качества привлекаемых ресурсов, более полного и гибкого обслуживания клиентов Банка и существенного роста их количества и качества, наращивания активов и достижения на этой основе роста доходов и прибыли Банка.

Важнейшей целью преобразования Банка является укрепление надежности Банка и доверия со стороны клиентов и вкладчиков, банков-корреспондентов и других предприятий и организаций, являющихся настоящими или потенциальными партнерами.

8 апреля 2005 года было  зарегистрировано преобразование  ОДО «Банк «» в открытое  акционерное общество.

Высшим органом управления Банка  является Общее собрание акционеров Банка. В компетенцию Общего собрания входят определение основных направлений деятельности Банка, внесение изменений в учредительные документы Банка, образование и избрание исполнительных органов и другие важные вопросы, определяющие основы работы Банка.

Общее собрание акционеров Банка избирает Совет директоров, в состав которого входят представители основных акционеров Банка. В компетенцию Совета директоров входят все вопросы, касающиеся стратегии развития Банка.   Руководство текущей деятельностью Банка осуществляется Председателем Правления и Правлением. Каждый член Правления Банка является ответственным за определенные направления деятельности. Направления подразделяются на участки работы, которыми руководят начальники управлений и отделов. В отдельных случаях управления объединяются в департаменты.

Работа внутри подразделений, как правило, регламентируется положениями и инструкциями, утвержденными Правлением Банка. Для каждого работника определены его должностные обязанности.

На сегодняшний день Банк имеет генеральную банковскую лицензию ЦБРФ и предлагает своим клиентам следующие виды банковских услуг:

  1. Открытие и обслуживание счетов в национальной и иностранных валютах;
  2. Выполнение международных расчетов в форме документарных аккредитивов, инкассо и переводов;
  3. Открытие и ведение корреспондентских счетов «Ностро» и «Лоро» в национальной и иностранных валютах;
  4. Международные расчеты с использованием системы международных расчетов SWIFT;
  5. Предоставление услуг по размещению средств в иностранных банках, выполнение всех видов конверсионных и депозитных операций на международных валютных рынках с использованием системы «Рейтер Дилинг»;
  6. Предоставление кратко-, средне- и долгосрочных кредитов в национальной и иностранных валютах;
  7. Выполнение операций в иностранных валютах на внутреннем валютном рынке по поручению банков: предприятий и физических лиц:
    • представительство интересов клиентов на валютных биржах;
    • покупка-продажа иностранной валюты на валютных биржах;
    • инкассация валютной выручки торговых организаций;
    • покупка-продажа наличной иностранной валюты через сеть обменных пунктов;
    • конверсионные операции с наличной иностранной валютой;
    • выплата и инкассация именных и дорожных чеков;
    • выплата клиентам наличной валюты на командировочные расходы;
  8. Привлечение средств в национальной и иностранных валютах на депозит до востребования и срочные вклады от физических и юридических лиц;
  9. Принятие и предоставление обеспечения для платежных договоров по поручению своих клиентов;
  10. Предоставление банковских гарантий в национальной и иностранных валютах;
  11. Проектное финансирование.

Одним из клиентов Банка  является ОАО «Татснаб».

Основные виды деятельности Акционерного общества  «Татснаб»:

Информация о работе Кредитная политика банка