Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 15:50, курсовая работа
Международная валютная система - форма организации международных валютных отношений, сложившаяся на основе международной договоренности и представляющая собой совокупность инструментов и органов, с помощью которых осуществляется платеже-расчетный оборот государств, входящих в эту систему. Основными элементами международной валютной системы являются: денежная масса, при помощи которой производятся международные расчеты; валютный курс; международные валютные рынки: наднациональные институты, занимающиеся регулированием межгосударственных валютных отношений.
Введение
1. История создания Бреттон-Вудской валютной системы
1.1. Эволюция мировой валютной системы
1.2. Влияние второй мировой войны
1.3. Кризис мировой валютной системы и создание Бреттон-Вудской системы
2. Проблемы функционирования Бреттон-Вудской валютной системы
2.1. Девальвации западноевропейских валют
2.2. Финансовые средства МВФ
2.3. Специальные права заимствования – СДР
2.4. Генеральное соглашение о кредитах и порядок предоставления кредитов странам, участницам соглашения
2.5. От американоцентризма к полицентризму в валютной сфере
2.6. От «долларового голода» к «долларовому пресыщению»
2.7. Распад валютных зон
3. Кризис Бреттон-Вудской валютной системы
3.1.Проблемы, возникающие при использовании золотовалютного стандарта
3.2. Факторы возникновения кризиса
3.3. Формы проявления кризиса Бреттон-Вудской валютной системы «валютная лихорадка»
3.4. Этапы развития кризиса
3.5. Переплетение валютного кризиса с энергетическим и мировым экономическим кризисом
3.6. Особенности и социально-экономические последствия кризиса Бреттон-Вудской валютной системы
Заключение
Список литературы 3
5
5
6
7
12
12
14
17
20
23
24
24
25
25
27
30
30
35
35
37
40
Собственно выпуск СДР производился в 3 этапа:
В 1988 г. принято решение выпуска 12 млрд. СДР в 3 этапа в таких же количествах и соотношениях, как в 1979-1981 гг.
В 1984 г. развивающиеся страны предложили провести ещё одну эмиссию СДР. Однако им в этом было отказано, поскольку сумма международной денежной массы было достаточной. Сумма выпущенных СДР была крайне ограниченной. В 1986 г. СДР составляли 2,4% мировых денежных запасов против 4,2% в 1973 г.
В то же время сумма денежной массы увеличилась в одиннадцать раз, в период между 1969 и 1981 гг. Увеличение денежной массы связывалось с возрастанием объёма мировой торговли. Вместе с тем, СДР сыграли незначительную роль в увеличении мировой денежной массы. Новая международная валюта, призванная заменить доллар, явилась тем инструментом, который предлагал Кейнс в 1944 г.
Таким образом, не взирая на все недостатки, в мире существует система долларового стандарта. И эта система существует по одной причине – в настоящее время более адекватной системы просто нет!
Кредиты или условия кредитования стран – участниц Бреттон-Вудского соглашения, имеют право и доступ к средствам МВФ. Этот тип операций соответствует операциям типа (своп). Это означает, что МВФ предоставляет заёмщику эквивалент в национальной валюте (или в СДР). Например, у Франции существует дефицит торгового баланса с Испанией. Поэтому Франции необходима испанская валюта, как того требует Европейская валютная система. Франция обращается в МВФ и берёт там кредит на условиях, которые согласовываются в процессе переговоров. Франция вносит в фонд сумму во франках, получая взамен испанские песо из резервов фонда. При этом Франция получила песо из резервов фонда из той суммы, которую Франция воплотила в качестве квоты или из суммы, которая Франция предоставила фонду в качестве кредита. Когда Франция станет расплачиваться по этому кредиту, ей не обязательно возвращать в испанской валюте. Поэтому Франции не обязательно вносить французские франки. Она может заплатить долг в любой конвертируемой валюте, одобренной фондом или СДР. (До 1978 года она могла расплачиваться так же и золотом). Таким образом, Франция выкупает свои франки. Существуют условия запретов на выдачу кредитов, которые сформулированы ниже.
Это, во-первых, ограничения на условия проведения операций. Условия предоставления кредита зависят от задолженности страны – кредитополучателя: чем больше должна страна кредитов, тем жёстче условия предоставления кредита. Кредиты классифицируются по траншам, каждый, из которого соответствует сумме, равной 25% квоты страны – кредитополучателя.
В первой части (25% квот), - так называемая резервная часть. Раньше эта часть обеспечивалась золотом, но в настоящее время любые ссылки на золото элиминированы из устава МВФ, - заём предоставляется автоматически. Вторую часть кредита (от 25% до 50% квоты) фонд, как правило, выделял довольно либерально. Однако страна – кредитополучатель должна предоставить программу, в которой будут указаны меры по ликвидации дефицита внешнего баланса. Средства представляются без оценки возможности реализации программы, но и без рассрочки кредита.
Что касается последующих этапов предоставления кредитов, то условия резко ужесточаются: производится аудит, который даёт объективную оценку выполнения условий кредита, которые основываются на принципе финансирования внешнего дефицита страны за счёт средств МВФ, и не может продолжаться сверх определённого уровня (50% квоты). Использование средств фонда на данном этапе возможно только при условии внедрения стороной кредитополучателя программы восполнения внешнего дефицита, одобренного фондом. Иными словами, МВФ заставляет страну – кредитополучателя проводить жёсткую экономическую политику, цель которой установление устойчивого равновесия, в частности, борьба с инфляцией.
В этих условиях страна кредитополучатель должна проводить дефляционную политику, последствиями которой является слабый рост, а иногда даже спад экономики. Эта политика, как правило, дорого обходится стране в социальном плане, где большая часть населения, если речь идёт о развивающихся странах, живёт за чертой бедности.
Следует отметить также, что фонд предоставляет кредиты, в действительности оказываются принудительными, т.к. МВФ берет на себя контроль над программой стабилизации, право наблюдения за денежной кредитной политикой, за управлением общественными службами и т.д. Короче говоря, за всеми видами жизни, протекающими в данной стране.
В качестве гарантии развивающиеся страны предоставляют фонду свою национальную валюту, которая не представляет ни какой реальной ценности. В обмен они получают твёрдую валюту, которая позволяет им осуществлять платежи. Разумеется, фонд пытается застраховать себя от неуплаты кредитов, пытается заручиться как можно большим количеством гарантий. Другая проблема – наблюдение фонда за целевым расходованием средств. Например, утечки капитала за границу, разворовывание кредитных средств и т.д.
Следующим условием является ограничения на сумму операций: основное правило фонда – никогда не хранить авуары в валюте, какой-либо страны в размерах, превышающих 200% квоты.
Последний запрет состоит в ограничении по продолжительности операции: страна – кредитополучатель обязуется своевременно производить ежегодные выплаты и произвести полное погашение кредита, в срок от 3 до 5 лет.
Соглашения о подтверждении или соглашения о поддержке, либо соглашения типа «stand-by», заключается в том, чтобы заранее определить кредитную линию на определённую сумму и срок для страны – кредитополучателя. Таким образом, появляются условия получения в любой момент суммы, оговоренной в контракте, что позволяет ей защитить паритет национальной валюты.
Возникает вопрос: способствуют ли кредиты, взятые в МВФ, увеличению денежной массы в мире?
Если кредит осуществляется в первой доле (золотая или резервная доля), увеличение денежной массы не происходит, т.к. займы компенсируются выплатами из капитала, внесённого в Фонд данной страной. В настоящее время выплаты производятся в СДР, ранее они были в золоте.
Когда кредит превышает границу первой доли, происходит увеличение денежной массы в мире. Таким образом, страна – кредитополучатель в обмен на национальную валюту получает международно-признанные средства платежа.
Со
временем стало очевидно, что процесс
создания международной денежной массы
вреден и не контролируем, т.к. она зависит
от дефицита внешнего баланса США (доллары
США) и от международного производства
золота, большую часть которого добывают
в южной Африке.
2.5. От американоцентризма к полицентризму в валютной сфере
Экономические, энергетический, сырьевой кризисы дестабилизировали Бреттон-Вудскую систему в 60-х годах. Изменение соотношения сил на мировой арене подорвало ее структурные принципы. С конца 60-х годов постепенно ослабло экономическое, финансово-валютное, технологическое превосходство США над конкурентами. Западная Европа и Япония, укрепив свой валютно- экономический потенциал, стали теснить американского партнера. На страны «Общего рынка» в 1984 г. приходилось 36,0% промышленного производства стран ОЭСР (США — 34,3%), 33,7% экспорта (США — 12,7%). Удельный вес США в золотых резервах уменьшился с 75% в 1949 г. до 23%. Одновременно доля стран ЕЭС в золотых резервах возросла до 38%, в валютных — до 53% (США — 10,8%).
Доллар
постепенно утрачивает монопольное положение
в валютных отношениях. Марка ФРГ, швейцарский
франк, другие западноевропейские валюты
и японская иена соперничают с ним на валютных
рынках, используются как международное
платежное и резервное средство. Если
доля доллара в официальных валютных резервах
постепенно снижалась (с 84,5 до 73,1% в 1973—1980
гг.), то соответственно повышалась доля
марки ФРГ (с 6,7 до 14%), японской иены (с 0
до 3,7%), швейцарского франка (с 1,4 до 4,1%).
Исчезла экономическая и валютная зависимость
стран Западной Европы от США, характерная
для первых послевоенных лет. С формированием
трех центров партнерства и соперничества
возник новый центр валютной силы в виде
ЕЭС, соперничающего с США и Японией.
2.6. От «долларового голода» к «долларовому пресыщению»
Поскольку США используют доллар для покрытия
дефицита платежного баланса, это привело
к огромному увеличению их краткосрочной
внешней задолженности в виде долларовых
накоплений иностранных банков. «Долларовый
голод» сменился «долларовым пресыщением».
Избыток долларов в виде лавины «горячих»
денег периодически обрушивался то на
одну, то на другую страну, вызывая валютные
потрясения и бегство от доллара.
2.7. Распад валютных зон
Во время второй мировой войны и после ее окончания были оформлены валютные зоны: стерлинговая и долларовая на базе соответствующих довоенных валютных блоков, зоны французского франка, португальского эскудо, испанской песеты, голландского гульдена. Сохраняя основные черты валютных блоков, валютные зоны отражали новые явления, связанные с усилением государственного регулирования валютно-финансовых и торговых отношений между их участниками.
Во-первых, межгосударственные соглашения приобрели важную роль в оформлении и функционировании валютных зон, особенно зоны французского франка. Например, Валютный комитет зоны франка (централизованный руководящий орган) координирует и направляет валютно-экономическую политику этой группировки. Валютно-экономическая политика стерлинговой зоны разрабатывалась и координировалась казначейством и Банком Англии.
Во-вторых, в отличие от валютных блоков внутренний механизм валютных зон характеризовался единым валютно-финансовым режимом, единой системой валютных ограничений, централизованным пулом золотовалютных резервов, которые хранились в стране-гегемоне, льготным режимом валютных расчетов внутри группировки. Распространение одинакового валютного контроля на все страны — участницы валютной зоны придало ей официальный характер.
В-третьих,
международные экономические
3.
КРИЗИС БРЕТТОН-ВУДСКОЙ
ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ
3.1. Проблемы, возникающие при использовании золотовалютного стандарта
С резким развитием международной торговли пропорционально увеличивалась международная денежная масса. Расширение денежной массы основывалась на постулате, который гласил: «валюта, обратимая в золото по фиксированному курсу, имеет стоимость золота». Такие валюты называются ключевыми. Они выполняют несколько функций: средство обращения (обратимые деньги) и средство международного накопления (резервные деньги). Эта система основывалась на внутреннем противоречии, которая получила название парадокса или дилеммы Триффена.
Парадоксальность заключается в следующем: для того, чтобы система работала, она должна отвечать двум противоречивым требованиям:
Информация о работе Крах Бреттон-Вудской валютной системы: причины и последствия