Коррупция: средства и методы борьбы в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:39, реферат

Описание работы

Коррупция – универсальная проблема. Она была опасна для государств, которых уже нет, и опасна для современных государств. Поэтому точнее будет сказать, что это – универсальное свойство любого государства, свойство, которое потенциально, в определенных условиях социального бытия может привести к появлению проблем, ставящих под сомнение само существование государства. Развивающиеся государства, несомненно, находятся именно в таких условиях. Существенное значение коррупции для переходных стран заставляет с особым напряжением разрабатывать оптимальную стратегию спасения государства от коррупции.

Содержание

Введение 3
Понятие коррупции 6
Средства борьбы с коррупцией в Республике Беларусь 10
Методы борьбы с коррупцией в Республике Беларусь 16
Заключение 19
Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

Коррупция средства и методы борьбы в РБ.docx

— 42.18 Кб (Скачать)

Базовым документом, на основе которого организуется антикоррупционная  деятельность в нашей стране, является Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», принятый 20 июля 2006 г. Это третий по счету антикоррупционный Закон с момента образования нашего суверенного государства (первый был принят 15 июня 1993 г., второй – 26 июня 1997 г.).

Действие данного Закона распространяется на должностных лиц  практически всех организаций негосударственной  формы собственности. Определен  ряд ограничений и специальных  требований для государственных  должностных лиц, закреплены полномочия и права в сфере борьбы с  коррупцией специальных подразделений  органов прокуратуры, внутренних дел  и государственной безопасности.

Прокуратура Республики Беларусь определена ответственной за организацию  борьбы с коррупцией, в связи с  чем она наделена особыми полномочиями.

Законом также  конкретно определены государственные  органы и иные организации, участвующие  в борьбе с коррупцией. Таковыми являются: Комитет государственного контроля и его органы; Государственный таможенный комитет и его таможни; Государственный пограничный комитет и его органы пограничной службы; Министерство по налогам и сборам и его инспекции; Министерство финансов и его территориальные органы. Национальный банк Республики Беларусь, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации, а также другие государственные органы и иные организации участвуют в борьбе с коррупцией в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В настоящее время наряду с Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» основными нормативно-правовыми актами, направленными на противодействие коррупции, также являются Законы Республики Беларусь: «О Прокуратуре Республики Беларусь», «О государственной службе в Республике Беларусь», «О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств», «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем» и «О борьбе с организованной преступностью».

На официальном сайте  Генеральной прокуратуры с целью  повышения эффективности борьбы с коррупцией в начале декабря 2008 г. создана страничка «Борьба с коррупцией», на которой можно при необходимости оставить сообщение об  известных фактах взяточничества или иных коррупционных преступлениях, совершенных представителями органов государственной власти, в том числе правоохранительных органов и судов, должностными лицами предприятий, организаций и учреждений. Размещенная информация тщательно проверяется с последующим принятием необходимых мер.

Важным документом для  всех государственных органов по противодействию коррупции, предусматривающим  комплекс конкретных организационно-правовых, социально-экономических и организационно-практических мероприятий, является «Государственная программа по усилению борьбы   с коррупцией на 2007–2010 гг.», утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220.

Большой вклад в дело борьбы с коррупцией и укрепления правопорядка в стране вносит деятельность Межведомственной комиссии по борьбе с преступностью, коррупцией и наркоманией при Совете Безопасности Республики Беларусь.

Большим подспорьем в проводимой в республике работе по борьбе с бюрократизмом, правонарушениями, в том числе и на коррупционной  почве, являются: работа с обращениями граждан, деятельность телефонов горячей линии, телефонов доверия, телефонов обратной связи, проведение единых дней информирования, деятельность информационно-пропагандистских групп, встречи руководителей с трудовыми коллективами, прием граждан по месту их жительства, а также реализация в деятельности государственных органов и организаций заявительного принципа «Одно окно».

Важное место в работе по противодействию коррупции, созданию в обществе атмосферы нетерпимости к правонарушениям, правовому нигилизму, формированию у граждан правовой культуры отводится печатным и электронным СМИ, являющимся зеркалом государственной и общественной жизни. На телерадиоканалах, страницах информационных средств, в том числе и региональных, периодически готовятся передачи и размещаются материалы по вопросам укрепления законности, правопорядка, в том числе и о борьбе с коррупцией. Информация о наиболее значимых правонарушениях своевременно и всесторонне доводится до общественности республики.

Неоднократно высказываемая  Президентом Республики Беларусь              А.Г. Лукашенко позиция «Никто со стороны не наведет порядок в  нашем собственном доме, название которому – Беларусь» положена в основу информационно-пропагандистской деятельности СМИ по вовлечению общественности в борьбу с  преступностью, коррупцией и криминалом.

Значительный вклад в  обеспечение общественной безопасности и укрепление  правопорядка в  регионах наряду с  деятельностью  правоохранительной системы вносит деятельность местных исполнительных и распорядительных органов.

Глава государства отметил, что в целом за минувшие годы сделано  немало, чтобы пресечь наиболее опасные  проявления коррупции: не допущено массовое расхищение государственной собственности, введены жесткие меры противодействия  коррупции.

Однако сегодня нельзя ослаблять борьбу с этим злом. По словам Главы государства А.Г. Лукашенко, несмотря на то что общее количество выявленных коррупционных преступлений уменьшается, взяточничество растет. Увеличивается масштаб материального ущерба от коррупционных деяний, а уровень его компенсации сокращается.

Среди выявленных коррупционных  преступлений наиболее распространены злоупотребления служебными полномочиями, служебные подлоги и получение взяток за оказание помощи коммерческим структурам в проведении сделок с нарушением требований действующего законодательства. Значительное распространение получила также практика  вымогательства взяток либо получения незаконного вознаграждения должностными лицами через систему посредников.

По-прежнему имеют место  факты осуществления представителями  органов власти и управления, правоохранительных и контролирующих органов незаконной предпринимательской деятельности, их сращивания с криминалом в интересах извлечения личной корыстной выгоды в виде взяток и различного вида иных услуг.

Особой причиной для беспокойства Главы государства является проникновение коррупции в силовые органы.

Именно коррупция, по мнению Президента, явилась одной  из основных причин нынешнего мирового кризиса. В связи с этим Глава государства заявил: «Мы слишком трудно шли к самостоятельности и независимости нашего государства, чтобы в угоду преступному благосостоянию отдельных нечистых на руку деятелей разрушить то, что удалось ценой напряженного и неустанного труда простых людей. Поэтому от коррупции мы будем чистить наше государство беспощадно!».

Как отметил на совещании  белорусский лидер, «происходящая  сегодня в стране динамика правонарушений дает основание считать коррупционную преступность наиболее тревожной социально-правовой проблемой, требующей более активной, решительной и непрерывной борьбы со всеми ее проявлениями».

Согласно данным Института социологии НАН Беларуси, среди коррупционных преступлений наиболее высокими темпами за последние 15 лет растет число случаев взяточничества и хищений путем присвоения, растраты или злоупотребления служебным положением. В общей структуре преступности должностные преступления составляют около 2%, из них удельный вес взяточничества – 40%, а злоупотребление властью или служебным положением – 12%.

Как неоднократно указывал Президент Республики Беларусь, благоприятную среду для процветания коррупции создают бюрократизм, безответственность и бесхозяйственность. Поэтому в условиях мирового экономического хаоса актуальными становятся предельно жесткая дисциплина, рачительное отношение к народному богатству, а также существенная экономия.

 

Методы борьбы с коррупцией в Республике Беларусь

 

Методы, или меры по противодействию  коррупции можно подразделить на две достаточно общие группы.

 В первую группу входят меры борьбы с внешними проявлениями коррупции (взятки конкретным чиновникам), с уже существующей коррупцией, с конкретными коррупционерами, во вторую – с институциональными предпосылками, обусловливающими коррупцию, с потенциальной коррупцией, с тем безличным коррупционером, в которого может, при некоторых условиях, превратиться чиновник.

 Можно выделить также компенсационные меры – меры по устранению последствий коррупции.

 Первая группа  мер будет носить карательный характер, который выражается в ужесточении государственного контроля.

 Некоторые исследователи  проблемы коррупции относят такие  меры к одной из причин расцвета  коррупции в развивающихся странах  из-за следующих недостатков:

    • карательные меры увеличивают разрыв между прибылью должностного лица и уровнем наказания потенциального коррупционера, что и приводит к росту коррупции;
    • объектом таких мер является сам коррупционер, а не коррупция;
    • наконец, в рамках данных мер с коррупцией среди государственного аппарата борются исключительно представители этого аппарата, что нередко перерастает в борьбу против конкурентов на рынке коррупционных услуг.

 Вторая группа  мер, мер предупредительных, носит превентивный, а не карательный характер, направлена против причин, а не внешних выражений коррупции, и поэтому лишена многих недостатков.

 

 К мерам превентивного  характера относят, к примеру,  обеспечение независимости и  эффективности судебной власти; прозрачность в финансировании  партий; прозрачность процедуры  голосования для избирателей;  обязанность госслужащих декларировать  имущество, правила, регулирующие  вопрос конфликта интересов; гарантирование  свободы информации; снижение барьеров  входа на рынок, связанных с  необходимостью получения различных  разрешений; достойная оплата труда  государственных служащих; децентрализация  власти; повышение прозрачности  бюджетного процесса для контролирующих  органов; повышение прозрачности  в налоговой администрации, лишение  налоговых служащих возможности  произвольно предоставлять налоговые  льготы, упрощение налоговой администрации.

 К таким мерам следует  отнести также совершенствование  законодательства и законодательного  процесса, например, по следующим  направлениям:

    • распутывание противоречий и прояснение туманностей в действующем законодательстве, поскольку все это создает возможность для чиновного произвола и коррупции;
    • "закрытие" многочисленных отсылочных норм в действующих законах;
    • ревизия шкалы наказаний за коррупционные действия с учетом того, что часто завышенные наказания мешают доказательству преступлений;
    • дифференцирование коррупционных действий;
    • пересмотр шкал пошлин, штрафов и т.п.;
    • ужесточение контроля над ведомственным нормотворчеством;
    • учреждения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных актов.

Четкой позиции, какой из методов борьбы против коррупции  является самым результативным, не существует. Одни и те же методы не обязательно должны подходить для различных культур. В то же время общеизвестно, что свобода средств массовой информации, доступность необходимой информации и прочее являются предпосылками для снижения коррупции.

 

Заключение

Таким образом, для  предотвращения коррупции в системе  государственных органов власти законодательство должно руководствоваться двумя основополагающими правилами:

1) государственные  органы и органы местного самоуправления  не должны получать доход или  извлекать для себя иную выгоду  из осуществления властных полномочий;

2) они также  не должны осуществлять наряду  с властными полномочиями какую-либо  иную деятельность, направленную  на извлечение для себя дохода  или получение иной выгоды.

На сегодняшний день выделяют 3 стратегии противодействия коррупции:

    • Общественное осознание опасности коррупции и ее последствий;
    • Предупреждение и предотвращение коррупции;
    • Верховенство закона и защита прав граждан.

Существуют основы, без  которых коррупцию победить невозможно.   

    • Первое: при отсутствии независимых средств массовой информации с ней бороться бессмысленно, потому что никакая коррумпированная власть без внешнего общественного контроля не сможет себя переделать. СМИ должны постоянно подогревать эту проблему, держать ее на виду, показывать, что государство борется с коррупцией, благодаря этому будет происходить медленное, постепенное образование в это сфере, молодые люди будут осознавать, что взяточничество в РБ пресекается на корню, и уровень коррупции постепенно начнет падать. Если в государстве подавляется независимая пресса и одновременно провозглашается курс на чистоту своих рядов, происходит обман избирателей.
    • Вторая основа - это прозрачность власти. Власть должна быть открыта, если общество не знает о механизмах принятия решений, это увеличивает уровень коррупции.
    • И третье непременное условие - это честная политическая конкуренция на выборах. Если власть уничтожает честную политическую конкуренцию, значит, она опять же подвержена коррупции. 

Информация о работе Коррупция: средства и методы борьбы в Республике Беларусь