Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:39, реферат
Коррупция – универсальная проблема. Она была опасна для государств, которых уже нет, и опасна для современных государств. Поэтому точнее будет сказать, что это – универсальное свойство любого государства, свойство, которое потенциально, в определенных условиях социального бытия может привести к появлению проблем, ставящих под сомнение само существование государства. Развивающиеся государства, несомненно, находятся именно в таких условиях. Существенное значение коррупции для переходных стран заставляет с особым напряжением разрабатывать оптимальную стратегию спасения государства от коррупции.
Введение 3
Понятие коррупции 6
Средства борьбы с коррупцией в Республике Беларусь 10
Методы борьбы с коррупцией в Республике Беларусь 16
Заключение 19
Список литературы 21
Базовым документом, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность в нашей стране, является Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», принятый 20 июля 2006 г. Это третий по счету антикоррупционный Закон с момента образования нашего суверенного государства (первый был принят 15 июня 1993 г., второй – 26 июня 1997 г.).
Действие данного Закона
распространяется на должностных лиц
практически всех организаций негосударственной
формы собственности. Определен
ряд ограничений и специальных
требований для государственных
должностных лиц, закреплены полномочия
и права в сфере борьбы с
коррупцией специальных подразделений
органов прокуратуры, внутренних дел
и государственной
Прокуратура Республики Беларусь определена ответственной за организацию борьбы с коррупцией, в связи с чем она наделена особыми полномочиями.
Законом также конкретно определены государственные органы и иные организации, участвующие в борьбе с коррупцией. Таковыми являются: Комитет государственного контроля и его органы; Государственный таможенный комитет и его таможни; Государственный пограничный комитет и его органы пограничной службы; Министерство по налогам и сборам и его инспекции; Министерство финансов и его территориальные органы. Национальный банк Республики Беларусь, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации, а также другие государственные органы и иные организации участвуют в борьбе с коррупцией в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
В настоящее время наряду с Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» основными нормативно-правовыми актами, направленными на противодействие коррупции, также являются Законы Республики Беларусь: «О Прокуратуре Республики Беларусь», «О государственной службе в Республике Беларусь», «О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств», «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем» и «О борьбе с организованной преступностью».
На официальном сайте
Генеральной прокуратуры с
Важным документом для
всех государственных органов по
противодействию коррупции, предусматривающим
комплекс конкретных организационно-правовых,
социально-экономических и
Большой вклад в дело борьбы с коррупцией и укрепления правопорядка в стране вносит деятельность Межведомственной комиссии по борьбе с преступностью, коррупцией и наркоманией при Совете Безопасности Республики Беларусь.
Большим подспорьем в проводимой в республике работе по борьбе с бюрократизмом, правонарушениями, в том числе и на коррупционной почве, являются: работа с обращениями граждан, деятельность телефонов горячей линии, телефонов доверия, телефонов обратной связи, проведение единых дней информирования, деятельность информационно-пропагандистских групп, встречи руководителей с трудовыми коллективами, прием граждан по месту их жительства, а также реализация в деятельности государственных органов и организаций заявительного принципа «Одно окно».
Важное место в работе по противодействию коррупции, созданию в обществе атмосферы нетерпимости к правонарушениям, правовому нигилизму, формированию у граждан правовой культуры отводится печатным и электронным СМИ, являющимся зеркалом государственной и общественной жизни. На телерадиоканалах, страницах информационных средств, в том числе и региональных, периодически готовятся передачи и размещаются материалы по вопросам укрепления законности, правопорядка, в том числе и о борьбе с коррупцией. Информация о наиболее значимых правонарушениях своевременно и всесторонне доводится до общественности республики.
Неоднократно высказываемая Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко позиция «Никто со стороны не наведет порядок в нашем собственном доме, название которому – Беларусь» положена в основу информационно-пропагандистской деятельности СМИ по вовлечению общественности в борьбу с преступностью, коррупцией и криминалом.
Значительный вклад в обеспечение общественной безопасности и укрепление правопорядка в регионах наряду с деятельностью правоохранительной системы вносит деятельность местных исполнительных и распорядительных органов.
Глава государства отметил, что в целом за минувшие годы сделано немало, чтобы пресечь наиболее опасные проявления коррупции: не допущено массовое расхищение государственной собственности, введены жесткие меры противодействия коррупции.
Однако сегодня нельзя ослаблять борьбу с этим злом. По словам Главы государства А.Г. Лукашенко, несмотря на то что общее количество выявленных коррупционных преступлений уменьшается, взяточничество растет. Увеличивается масштаб материального ущерба от коррупционных деяний, а уровень его компенсации сокращается.
Среди выявленных коррупционных преступлений наиболее распространены злоупотребления служебными полномочиями, служебные подлоги и получение взяток за оказание помощи коммерческим структурам в проведении сделок с нарушением требований действующего законодательства. Значительное распространение получила также практика вымогательства взяток либо получения незаконного вознаграждения должностными лицами через систему посредников.
По-прежнему имеют место
факты осуществления
Особой причиной для беспокойства Главы государства является проникновение коррупции в силовые органы.
Именно коррупция, по мнению Президента, явилась одной из основных причин нынешнего мирового кризиса. В связи с этим Глава государства заявил: «Мы слишком трудно шли к самостоятельности и независимости нашего государства, чтобы в угоду преступному благосостоянию отдельных нечистых на руку деятелей разрушить то, что удалось ценой напряженного и неустанного труда простых людей. Поэтому от коррупции мы будем чистить наше государство беспощадно!».
Как отметил на совещании белорусский лидер, «происходящая сегодня в стране динамика правонарушений дает основание считать коррупционную преступность наиболее тревожной социально-правовой проблемой, требующей более активной, решительной и непрерывной борьбы со всеми ее проявлениями».
Согласно данным Института социологии НАН Беларуси, среди коррупционных преступлений наиболее высокими темпами за последние 15 лет растет число случаев взяточничества и хищений путем присвоения, растраты или злоупотребления служебным положением. В общей структуре преступности должностные преступления составляют около 2%, из них удельный вес взяточничества – 40%, а злоупотребление властью или служебным положением – 12%.
Как неоднократно указывал Президент Республики Беларусь, благоприятную среду для процветания коррупции создают бюрократизм, безответственность и бесхозяйственность. Поэтому в условиях мирового экономического хаоса актуальными становятся предельно жесткая дисциплина, рачительное отношение к народному богатству, а также существенная экономия.
Методы, или меры по противодействию коррупции можно подразделить на две достаточно общие группы.
В первую группу входят меры борьбы с внешними проявлениями коррупции (взятки конкретным чиновникам), с уже существующей коррупцией, с конкретными коррупционерами, во вторую – с институциональными предпосылками, обусловливающими коррупцию, с потенциальной коррупцией, с тем безличным коррупционером, в которого может, при некоторых условиях, превратиться чиновник.
Можно выделить также компенса
Первая группа мер будет носить карательный характер, который выражается в ужесточении государственного контроля.
Некоторые исследователи
проблемы коррупции относят
Вторая группа мер, мер предупредительных, носит превентивный, а не карательный характер, направлена против причин, а не внешних выражений коррупции, и поэтому лишена многих недостатков.
К мерам превентивного
характера относят, к примеру,
обеспечение независимости и
эффективности судебной власти;
прозрачность в финансировании
партий; прозрачность процедуры
голосования для избирателей;
обязанность госслужащих
К таким мерам следует
отнести также
Четкой позиции, какой из методов борьбы против коррупции является самым результативным, не существует. Одни и те же методы не обязательно должны подходить для различных культур. В то же время общеизвестно, что свобода средств массовой информации, доступность необходимой информации и прочее являются предпосылками для снижения коррупции.
Таким образом, для предотвращения коррупции в системе государственных органов власти законодательство должно руководствоваться двумя основополагающими правилами:
1) государственные
органы и органы местного
2) они также
не должны осуществлять наряду
с властными полномочиями
На сегодняшний день выделяют
3 стратегии противодействия
Существуют основы, без которых коррупцию победить невозможно.
Информация о работе Коррупция: средства и методы борьбы в Республике Беларусь