Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:39, реферат
Коррупция – универсальная проблема. Она была опасна для государств, которых уже нет, и опасна для современных государств. Поэтому точнее будет сказать, что это – универсальное свойство любого государства, свойство, которое потенциально, в определенных условиях социального бытия может привести к появлению проблем, ставящих под сомнение само существование государства. Развивающиеся государства, несомненно, находятся именно в таких условиях. Существенное значение коррупции для переходных стран заставляет с особым напряжением разрабатывать оптимальную стратегию спасения государства от коррупции.
Введение 3
Понятие коррупции 6
Средства борьбы с коррупцией в Республике Беларусь 10
Методы борьбы с коррупцией в Республике Беларусь 16
Заключение 19
Список литературы 21
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
“Минский Государственный торговый колледж”
Реферат
по дисциплине: «Коррупция и её общественная безопасность»
на тему: «Коррупция: средства и методы борьбы в Республике Беларусь»
Выполнила: учащаяся группы к-95
Минск 2012
Содержание
Введение 3
Понятие коррупции 6
Средства борьбы с коррупцией в Республике Беларусь 10
Методы борьбы с коррупцией в Республике Беларусь 16
Заключение 19
Список литературы 21
Коррупция – универсальная проблема. Она была опасна для государств, которых уже нет, и опасна для современных государств. Поэтому точнее будет сказать, что это – универсальное свойство любого государства, свойство, которое потенциально, в определенных условиях социального бытия может привести к появлению проблем, ставящих под сомнение само существование государства. Развивающиеся государства, несомненно, находятся именно в таких условиях. Существенное значение коррупции для переходных стран заставляет с особым напряжением разрабатывать оптимальную стратегию спасения государства от коррупции.
В преамбуле к Государственной программе по усилению борьбы с коррупцией на 2002-2006 годы (утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 02.10.2002 № 500), в частности, отмечается, что в современных условиях развития нашего государства коррупция во всех ее проявлениях представляет угрозу национальной безопасности, оказывает дестабилизирующее влияние на все сферы деятельности общества и личности, существенно тормозит социально-экономические преобразования. Коррупция, как общественно опасное явление, подрывает принцип верховенства права, способствует проникновению организованной преступности в деятельность государственных институтов, порождает недоверие населения к власти.
Как отмечено в названной выше программе, в Республике Беларусь наблюдается тенденция к увеличению коррупционных правонарушений. Высокая степень их латентности не позволяет на основании статистических данных правоохранительных органов дать объективную оценку состоянию, сопряженному с коррупцией, злоупотребления властью или служебными полномочиями и их превышения, легализации доходов, полученных незаконным путем. Принимаемые уголовно-правовые, административные и профилактические меры остаются малоэффективными.
Интенсивная работа
над проблемами коррупции в последнее
время привела большинство
Однако, как показывает
опыт борьбы с коррупцией в различных
государствах, даже четко разработанной
системы превентивных мер подчас
бывает недостаточно. Реформирование
сферы услуг, снижение силы мотивов
чиновников для вступления в коррупционные
отношения, расширение прозрачности государственной
деятельности следует признать наиболее
очевидными целями борьбы с коррупцией.
Низкий уровень заработной платы
чиновников, закрытость или даже секретность
финансирования являются далеко не самыми
существенными условиями
Согласно докладу
о человеческом развитии за 2002 год "Углубление
демократии во фрагментированном мире",
подготовленному группой
По результатам обследований, проводимых международной некоммерческой организацией Transparency International на предмет восприятия бизнесменами, специалистами по анализу рисков и широкой общественностью уровня коррупции в мире, в Республике Беларусь наблюдается "ухудшение ситуации с коррупцией". В 2003 году в список самых коррумпированных стран вошли 133 страны. Беларусь заняла 53 место, получив из десяти 4.2 бала. Россия в списке заняла 86-е место с баллом в 2.7. В первую десятку самых коррумпированных стран попали несколько бывших советских республик – Грузия, Азербайджан и Таджикистан.
Неизбывность коррупции порождает подозрение в том, что она укоренена в государственном аппарате. Это подозрение находит свое подтверждение в наиболее общем и наиболее распространенном определении коррупции. Согласно ему коррупция – это "злоупотребление публичной властью в личных интересах".
Коррупцию нельзя рассматривать всего лишь как симптом плохого управления, как предлагает ряд исследователей этой проблемы. А поскольку коррупция укоренена в самой сути государства, постольку и цель борьбы с коррупцией – не в её искоренении, а в её минимизации.
Опасность коррупции состоит также и в том, что она выступает катализатором организованной преступности. Злоупотребляя своими должностными полномочиями, работник органов власти или управления начинает состоять как бы на двух службах: официальной и в преступной организации. Симбиоз коррупции и организованной преступности представляет самую серьезную опасность для государства и общества, особенно в условиях зарождающейся демократии.
Не случайным поэтому представляется объединение в одном известном законе Республики Беларусь мер борьбы как с организованной преступностью, так и с коррупцией.
Все это определяет
необходимость формирования в обществе
постоянно функционирующей
Коррупция (от латинского corruptio – подкуп; английского corruption), комплексное явление, общепринятое толкование которого отсутствует. Термин «коррупция» можно понимать, по меньшей мере, в трех значениях в зависимости от его смысловой нагрузки – как явление социальное, уголовно-правовое и политико-экономическое.
В обыденной жизни понятие «коррупция» чаще всего употребляется в значении негативного социального явления. В этом смысле под коррупцией понимают преступную деятельность в политике, государственном управлении, судопроизводстве, внешней торговле и других сферах, заключающуюся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения. Должностное положение используется для того, чтобы обеспечить свои личные потребности, решить материальные проблемы, «пристроить» своих родных и близких на «доходные» должности, удовлетворить свое стремление к почестям, славе, наградам и т.п. При этом должностное положение используется в личных целях, как в рамках законных полномочий, так и за их пределами.
«На то и власть, чтобы
жить всласть». Эта поговорка достаточно
точно отражает внутренние побуждения
коррумпированных чиновников. Коррумпированность
– это вовлеченность
Конкретные проявления коррумпированности бесконечно разнообразны: от получения взяток, протекционизма (выдвижения работников по признакам родства, землячества, личной преданности, приятельских отношений) до сложных и завуалированных форм участия должностных лиц, их родственников и близких в различных сферах предпринимательской деятельности, получения незаконных доходов от деятельности субъектов хозяйствования. Коррумпированность должностных лиц высшего уровня, участвующих в законотворчестве, может проявляться в виде лоббирования за вознаграждение определенных законов, голосования определенным образом и т. д.
В уголовно-правовом значении коррупция представляет собой предусмотренные Уголовным кодексом преступления, субъектом которых являются должностные лица. Эти преступления совершаются посредством использования должностными лицами своих полномочий.
Понимание коррупции в
ее политико-экономическом
Политико-экономическое
понимание коррупции
Что же понимает под коррупцией международное сообщество? Существует множество определений этого явления, но полной ясности и правовой точности нет. Давнее краткое и емкое определение, которое используется в Справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией, таково: «Коррупция — это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях». Из него видно, что коррупция выходит за пределы взяточничества. Согласно рабочему определению междисциплинарной группы по коррупции Совета Европы, коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе, и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента или иного рода отношений, и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других.
Аналогичная идея заложена в Руководстве, подготовленном Секретариатом ООН на основе опыта разных стран. Оно включает в коррупцию:
– кражу, хищение и присвоение государственной собственности должностными лицами;
– злоупотребление служебным положением для получения неоправданных личных выгод (льгот, преимуществ) в результате неофициального использования официального статуса;
– конфликт интересов между общественным долгом и личной корыстью.
Критерием установления уголовной
ответственности в этом случае предлагается
не оценка общественной пользы принятого
решения, что очень трудно сделать,
а открытость процесса принятия решения.
Должностное лицо не вправе принимать
решение без представления всей
информации. Если должностное лицо
это условие нарушило, оно может
быть признано виновным. Помимо этого
в качестве коррупционных проявлений
рассматривается
Базовым документом, на основе
которого организуется борьба с коррупцией
в нашей стране, является Закон
Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией»,
принятый 20 июля 2006 г. В нем дано уточненное
правовое определение понятия «
Средства борьбы с коррупцией, в основном, подразделяются на два вида: предупредительные или мягкие методы, и реакционные или жесткие методы. В число мягких методов входят, например, обучение, персональная политика и организационно-культурное развитие, а также определенные механизмы контроля. К числу жестких методов можно отнести законы и наказания. В борьбе разных государств против коррупции применяются различные методы. Так, для этой цели разработаны телевизионные и радиопередачи, социальные кампании, обучающие курсы, информация для общественности, правовые акты, исследования коррупции, информационные буклеты, дополнения к законам и пр. В большинстве государств Западной Европы законы, которые регулируют антикоррупционную деятельность, схожи в значительной части. Одной из крупнейших борцов за наказания за коррупционные действия и назначение за них равноценных наказаний является ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития ) - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики. Их целью является обеспечить, чтобы взяточник не остался безнаказанным в одном государстве, если в соседнем государстве наказания очень суровые. Также они пытаются следить, чтобы во всех союзных государствах действовали для чиновников похожие требования.
Являясь глобальной проблемой современности, коррупция сегодня в той или иной степени существует во всех странах мира. Не является исключением и Республика Беларусь. Будучи неотъемлемым субъектом мирового сообщества, занимая важное геополитическое положение и являясь стратегическим партнером для многих стран ближнего и дальнего зарубежья, она объективно не могла не быть подвержена этому явлению.
Информация о работе Коррупция: средства и методы борьбы в Республике Беларусь