Коррупция, как глобальная проблема современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 21:46, реферат

Описание работы

Государство Нового времени (XVI-XX вв.) сформировалось как политическая сила, противостоящая разрушительным тенденциям западного общества, освоившего идею индивидуальной свободы и в силу этого породившего “войну всех против всех” (bellum omnius contra omnes). Эта миссия западного государства дополнила функцию гаранта защиты прав монархов, республик, граждан, защиты своих народов от других государств и войн с ними за свои ложно или справедливо понятые национальные интересы.

Содержание

Введение: Коррупция как глобальная проблема современности
Международные уголовно-правовые и уголовно-процессуальные вопросы борьбы с коррупцией
РОССИЙСКАЯ КОРРУПЦИЯ: системный подход к исследованию проблемы
Коррупция в органах государственной власти и обстоятельства, способствующие криминальности правящей элиты
Заключение: Коррупция как элемент социально-политической жизни

Работа содержит 1 файл

Коррупция как глобальная проблема современности.docx

— 45.40 Кб (Скачать)

* стремительный количественный  рост чиновничества как кадровой  базы коррупции;

* создание мощной, широко  разветвленной теневой экономики  и огромных незаконных доходов,  значительная часть которых составляет  основной источник финансирования  коррупционеров;

* устойчивая толерантность  (терпимость) населения к коррупции,  особенно на ее низшем уровне. Когда общество становится снисходительным  к коррупции, то ее уровень  резко повышается;

* огромный разрыв между доходами самых богатых и самых бедных слоев общества;

* исключительная, по сравнению  с другими демократическими государствами,  монополия чиновничества на чрезмерно  большой объем функциональных  возможностей;

* широкий и беспрепятственный  кадровый обмен между властными  и коммерческими структурами.

 

Изложенные  ранее основные положения позволяют  вывести элементарную формулу коррупции:

Коррупция = бюрократической  монополии (совокупности возможностей чиновников) + свобода действий (бесконтрольность, минимизация риска) - антикоррупционное  противодействие (максимизация риска, подотчетность). Или краткое буквенное  выражение этой же формулы: К = БМ + СД - АП.

Анализируя эту формулу, можно прийти к целому ряду выводов:

Во-первых, поскольку каждый чиновник стремиться к максимизации своей прибыли, то большинство бюрократических правил, квот, норм, виз, разрешений и запретов специально создаются для повышения коррупционных доходов.

Во-вторых. Бюрократы всех уровней заинтересованы в слабой работе тех подразделений правоохранительных органов, которые призваны бороться с экономическими преступлениями.

В-третьих. Будучи представителями государства, коррумпированное чиновничество, в то же время существенно заинтересовано в ослаблении государственной власти.

В-четвертых. В рыночной экономике сущность коррупции можно рассматривать как продажу государственным служащим, находящейся в их распоряжении доли (части) власти. Тем самым, власть становится товаром, ликвидность которого зависит от рыночных факторов, в том числе от спроса и предложения. В связи с этим в коррумпированном обществе возникает рынок коррумпированных услуг.

 

Совершенно очевидно, что коррупция в России носит  системный характер, являясь симптомом  более глубоких проблем нашего общества. В связи с этим, борьба с коррупцией также должна носить системный характер.

В антикоррупционную  систему должны, наряду с другими, входить следующие меры:

1. Необходима прозрачность, в разумных пределах, деловых  сделок, финансовых и товарных  потоков;

2. В то же время нужен  эффективный контроль за распространением экономической информации, с тем, чтобы предотвратить ее продажу;

3. Скорейшее принятие  Закона “О борьбе с коррупцией”,  предусматривающего целый комплекс  эффективных экономических, уголовно-правовых, административных, гражданско-правовых, дисциплинарных, кадровых, профилактических  и других мероприятий;

4. Повышение уровня принимаемых  решений, в зависимости от их  значения до правительственного  или межведомственного уровня;

5. Строгое соблюдение  принципа индивидуальной ответственности  за исполнение принятых решений;

6. Ввести обязательную  антикоррупционную экспертизу всех  принимаемых законов и подзаконных  актов, поручив ее производство  независимым и высококвалифицированным  юристам, экономистам, управленцам  и другим специалистам.

7. Введение принципа “одного  окна” при работе с населением, с тем, чтобы резко уменьшить  число бюрократических инстанций,  сократив тем самым коррупционные  возможности чиновников;

8. Уточнить положения  Закона о предоставлении налоговых  деклараций о всех видах доходов чиновниками и членами их семей, добиться безусловного исполнения этой нормы.

9. Ввести жесткие ограничения  на возможности занятия должностей  в коммерческих структурах лицам,  уволившимся из органов государственной  власти;

10. Повышенная латентность  коррупции предопределила решающую  роль оперативно-розыскных служб  правоохранительных органов в  пресечении и раскрытии взяточничества  и других коррупционных деяний, в связи с чем необходимо соответствующее расширение их финансирования, укрепление кадрового состава, оптимизация технического и оперативно-тактического арсеналов.

11. Создание единого правоохранительного  органа, ведущего борьбу с экономическими  преступлениями, вместо многочисленных  министерств и ведомств, проводящих  разрозненные и малоэффективные  действия;

12. Организация оптимального  взаимодействия российских правоохранительных  служб с Интерполом и другими  Международными структурами, противодействующими  коррупции, легализации незаконных  доходов и другим экономическим  преступлениям;

13. Принятие всех возможных  мер по обнаружению, конфискации  и возвращению государству похищенных  денежных средств и иных ценностей.

14. Разработка и осуществление  программы по улучшению подготовки  студентов в юридических ВУЗах страны, в том числе, реализации комплекса мероприятий по соответствующей специализации - раскрытие и расследование экономических преступлений и коррупции.

Коррупция в органах  государственной власти и обстоятельства, способствующие криминальности правящей элиты 

 

Существует прямая корреляционная зависимость между уровнем преступности и состоянием нравственно-правовых устоев политической и правящей элиты  общества. Есть основания полагать: чем выше уровень преступности в  обществе, тем выше уровень криминальности элитных групп в органах государственной  власти и наоборот; чем выше криминальность элиты, тем выше уровень преступности среди всего населения той  или иной страны. В зависимости  от исторических, национальных, религиозных, политических и других социокультурных  традиций и предпосылок правового  противоправного поведения, наиболее сильные взаимосвязи регистрируются между криминальностью правящей (управляющей) элиты и криминологической  обстановкой в стране в целом.

Международные организации  озабочены криминальностью правящих кругов, особенно их коррумпированностью, так как проблемы коррупции в  государственной администрации  носят всеобщий характер и их пагубное влияние ощущается во всем мире.

Коррупция -наиболее распространенное противоправное поведение, связанное с подкупом и взяточничеством, широко применяется в мире среди различных должностных лиц, политических деятелей, военных чинов. Статистически и социологически подтвердить существующую связь между криминальностью правящих элит и общей преступностью затруднено из-за высокого криминального поведения правящих кругов и их закрытости. Преступления должностных лиц в целом многократно выше преступного поведения остального населения, а «скрываемость» преступлений, совершаемых правящей элитой является высокой. Несмотря на возбуждение уголовных дел, огромное внимание к ней средств массовой информации, политических противников и общественных организаций, когда вопрос об их продажности у всех на слуху и значительная часть населения на себе ощущает криминальное давление правящих кругов, большинство рассматриваемых преступлений остается практически не выявленными.

 

Это обусловлено  рядом обстоятельств:

 

1. Правонарушения правящих  кругов связаны с управленческой  деятельностью, которая остается  конфиденциальной;

2. В совершаемых деяниях  правящей элитой нет прямых  и непосредственных жертв, а также свидетелей заинтересованных в обнародовании таких фактов;

3. Совершая свои “профессиональные”  преступления правящая элита  обладает современными методами  защиты от разоблачения;

4. Лица из правящих  кругов, совершившие деяние чаще  избегают реальной уголовной  ответственности, чем простые  граждане;

5. Правящая элита обычно наделяет себя полной неприкосновенностью. Примером может служить отставка Первого Президента Б.Н. Ельцина и предоставление ему В.В. Путиным полной неприкосновенности

6. Элита фактически управляет  деятельностью правоохранительных  органов и судов, которые не  имеют реальной возможности руководствоваться  только законом.

7. Тем не менее, результаты прокурорских проверок, сведения различных контролирующих органов, письма и жалобы граждан, сообщения средств массовой информации, материалы расследования, не дошедшие до суда, они могут быть использованы в криминологических исследованиях.

 

Следует рассмотреть тенденцию развития криминальности прошлых правящих кругов и эту тенденцию сравнить с  новой политической элитой в современной  России.

 

1. В сталинский  период

За взяточничество нес уголовную ответственность каждый человек от кладовщика до высших должностных лиц государства. Причина низкого уровня зарегистрированных должностных лиц в преступлениях связана с жестким, оперативным, систематическим контролем над поведением и деятельностью людей. Политические репрессии сдерживали любые отклонения от установленного правопорядка, в том числе и криминальные. С другой стороны низкий уровень уголовной преступности компенсировался массовыми репрессиями властей против своего народа. Таким образом, криминальность правящих кругов в этот период отражала не столько их традиционные корыстные цели (мотивации), сколько стремление к выживанию путем добросовестного служения преступному режиму и беспрекословного повиновения вышестоящим начальникам, а не закону.

 

2. В постсталинский период, после распада СССР и суверенизации России (1991) регистрируемая преступность увеличилась и стала эволюционировать по мировым законам. Более высокими темпами росли корыстные преступления, шел интенсивный процесс расслоения общества на богатых и бедных, корыстные цели влияли на общественные отношения. В этот период складывалась партийная, государственная и хозяйственная элита, как особая социальная группа с внутренними горизонтальными связями, групповыми интересами и ценностями, которая самостоятельно определяла политические и экономические процессы в стране. В этот период элита получает широкие полномочия и неограниченный доступ к управлению, распоряжению и владению народной собственностью. “Правящие круги” выходят из-под контроля репрессивных органов (КГБ, МВД) и превращаются в партийные государственные номенклатуры. От номенклатуры требовалось согласие для привлечения высоких должностных лиц к уголовной ответственности. В таких условиях должностная преступность охватила в брежневский период. Подавляющую часть элиты (министров, секретарей обкомов, членов ЦК). К уголовной ответственности привлекались нижайшие слои должностных лиц. Элита оставалась практически незатронутой.

 

3. В перестроечный период происходило растаскивание государственной собственности, разрушение тотального контроля, увеличивалась коррумпированность старой номенклатуры и представителей новой элиты, тогда как ответственность снижалась. Правящая элита переходила в новые властные и коммерческие структуры, коррумпировалась, объединялась с организованными преступниками, перекачивала бесхозные государственные средства и ресурсы заграницу, в частную, личную и акционерную собственность, что и происходит сегодня. Правоохранительные органы не имели прав возбуждать против депутата уголовное дело, так как депутаты Верховного Совета обладали абсолютной неприкосновенностью.

 

4. Современная  Россия относится к числу стран, где происходит смена элит, где слабость и низкая квалификация элиты является важным элементом глубокого общественного кризиса. Трансформация российской действительности в 90-е годы привели к коренному изменению социально-экономической и политической организации общества. Номенклатура до сих пор реализует привычные криминальные мотивации, так как государственная должность временна, поэтому они разумно используют для получения прибыли не только в виде зарплаты, но и взяток, хищений и злоупотреблений, чтобы обеспечить дальнейшую безбедную жизнь для себя, своих близких и родных. Высокая традиционная противоправность и криминальность правящей и стремящейся к власти элиты подтверждается не прекращающимися конфликтами, заговорами и путчами.

 

Диапазон потенциальной  и фактической неправомерности  поведения некоторых групп российской политической элиты очень широк: от прихода к власти любой ценой  до выколачивания для себя всевозможных благ с использованием своего служебного положения.

Структура политической, правящей элиты является сложной и меняющейся. Она формируется в ожесточенной борьбе между различными, нередко антагонистическими настроенными слоями общества, его партиями и движениями. Стремление выжить и победить в этой политической обстановке усиливает криминальность российской политической элиты.

Коррупцией пронизана  вся нынешняя система власти. Точно  оценить убытки от коррупции в  принципе невозможно; потому что вместе с финансовыми потерями происходит и коррумпированность морали. Пагубная и опасная для общества психология “дать на лапу” все больше и  больше овладевает умами молодежи.

 

С коррупцией нужно  и можно бороться.

1. Во-первых, необходимы жесткие  антикоррупционные законы, которые  позволят возбуждать уголовные  дела при наличии публичного  подозрения. Например, если госслужащий  открыто демонстрирует уровень  жизни, не соответствующий его  доходам, это является достаточно  веским основанием для возбуждения  против него уголовного дела. Причем подозреваемый должен  сам доказать, что источники его  доходов являются легальными. Иначе  10-лет тюрьмы.

Информация о работе Коррупция, как глобальная проблема современности