Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 21:46, реферат
Государство Нового времени (XVI-XX вв.) сформировалось как политическая сила, противостоящая разрушительным тенденциям западного общества, освоившего идею индивидуальной свободы и в силу этого породившего “войну всех против всех” (bellum omnius contra omnes). Эта миссия западного государства дополнила функцию гаранта защиты прав монархов, республик, граждан, защиты своих народов от других государств и войн с ними за свои ложно или справедливо понятые национальные интересы.
Введение: Коррупция как глобальная проблема современности
Международные уголовно-правовые и уголовно-процессуальные вопросы борьбы с коррупцией
РОССИЙСКАЯ КОРРУПЦИЯ: системный подход к исследованию проблемы
Коррупция в органах государственной власти и обстоятельства, способствующие криминальности правящей элиты
Заключение: Коррупция как элемент социально-политической жизни
* стремительный количественный
рост чиновничества как
* создание мощной, широко
разветвленной теневой
* устойчивая толерантность
(терпимость) населения к коррупции,
особенно на ее низшем уровне.
Когда общество становится
* огромный разрыв между доходами самых богатых и самых бедных слоев общества;
* исключительная, по сравнению
с другими демократическими
* широкий и беспрепятственный
кадровый обмен между
Изложенные ранее основные положения позволяют вывести элементарную формулу коррупции:
Коррупция = бюрократической монополии (совокупности возможностей чиновников) + свобода действий (бесконтрольность, минимизация риска) - антикоррупционное противодействие (максимизация риска, подотчетность). Или краткое буквенное выражение этой же формулы: К = БМ + СД - АП.
Анализируя эту формулу, можно прийти к целому ряду выводов:
Во-первых, поскольку каждый чиновник стремиться к максимизации своей прибыли, то большинство бюрократических правил, квот, норм, виз, разрешений и запретов специально создаются для повышения коррупционных доходов.
Во-вторых. Бюрократы всех уровней заинтересованы в слабой работе тех подразделений правоохранительных органов, которые призваны бороться с экономическими преступлениями.
В-третьих. Будучи представителями государства, коррумпированное чиновничество, в то же время существенно заинтересовано в ослаблении государственной власти.
В-четвертых. В рыночной экономике сущность коррупции можно рассматривать как продажу государственным служащим, находящейся в их распоряжении доли (части) власти. Тем самым, власть становится товаром, ликвидность которого зависит от рыночных факторов, в том числе от спроса и предложения. В связи с этим в коррумпированном обществе возникает рынок коррумпированных услуг.
Совершенно очевидно, что коррупция в России носит системный характер, являясь симптомом более глубоких проблем нашего общества. В связи с этим, борьба с коррупцией также должна носить системный характер.
В антикоррупционную систему должны, наряду с другими, входить следующие меры:
1. Необходима прозрачность, в разумных пределах, деловых сделок, финансовых и товарных потоков;
2. В то же время нужен эффективный контроль за распространением экономической информации, с тем, чтобы предотвратить ее продажу;
3. Скорейшее принятие
Закона “О борьбе с коррупцией”
4. Повышение уровня принимаемых
решений, в зависимости от их
значения до
5. Строгое соблюдение
принципа индивидуальной
6. Ввести обязательную
антикоррупционную экспертизу
7. Введение принципа “одного
окна” при работе с населением,
с тем, чтобы резко уменьшить
число бюрократических
8. Уточнить положения
Закона о предоставлении
9. Ввести жесткие ограничения
на возможности занятия
10. Повышенная латентность
коррупции предопределила
11. Создание единого
12. Организация оптимального
взаимодействия российских
13. Принятие всех возможных
мер по обнаружению,
14. Разработка и осуществление
программы по улучшению
Коррупция в органах государственной власти и обстоятельства, способствующие криминальности правящей элиты
Существует прямая корреляционная
зависимость между уровнем
Международные организации
озабочены криминальностью
Коррупция -наиболее распространенное противоправное поведение, связанное с подкупом и взяточничеством, широко применяется в мире среди различных должностных лиц, политических деятелей, военных чинов. Статистически и социологически подтвердить существующую связь между криминальностью правящих элит и общей преступностью затруднено из-за высокого криминального поведения правящих кругов и их закрытости. Преступления должностных лиц в целом многократно выше преступного поведения остального населения, а «скрываемость» преступлений, совершаемых правящей элитой является высокой. Несмотря на возбуждение уголовных дел, огромное внимание к ней средств массовой информации, политических противников и общественных организаций, когда вопрос об их продажности у всех на слуху и значительная часть населения на себе ощущает криминальное давление правящих кругов, большинство рассматриваемых преступлений остается практически не выявленными.
Это обусловлено рядом обстоятельств:
1. Правонарушения правящих
кругов связаны с
2. В совершаемых деяниях правящей элитой нет прямых и непосредственных жертв, а также свидетелей заинтересованных в обнародовании таких фактов;
3. Совершая свои “
4. Лица из правящих кругов, совершившие деяние чаще избегают реальной уголовной ответственности, чем простые граждане;
5. Правящая элита обычно наделяет себя полной неприкосновенностью. Примером может служить отставка Первого Президента Б.Н. Ельцина и предоставление ему В.В. Путиным полной неприкосновенности
6. Элита фактически управляет
деятельностью
7. Тем не менее, результаты прокурорских проверок, сведения различных контролирующих органов, письма и жалобы граждан, сообщения средств массовой информации, материалы расследования, не дошедшие до суда, они могут быть использованы в криминологических исследованиях.
Следует рассмотреть тенденцию развития криминальности прошлых правящих кругов и эту тенденцию сравнить с новой политической элитой в современной России.
1. В сталинский период
За взяточничество нес уголовную ответственность каждый человек от кладовщика до высших должностных лиц государства. Причина низкого уровня зарегистрированных должностных лиц в преступлениях связана с жестким, оперативным, систематическим контролем над поведением и деятельностью людей. Политические репрессии сдерживали любые отклонения от установленного правопорядка, в том числе и криминальные. С другой стороны низкий уровень уголовной преступности компенсировался массовыми репрессиями властей против своего народа. Таким образом, криминальность правящих кругов в этот период отражала не столько их традиционные корыстные цели (мотивации), сколько стремление к выживанию путем добросовестного служения преступному режиму и беспрекословного повиновения вышестоящим начальникам, а не закону.
2. В постсталинский период, после распада СССР и суверенизации России (1991) регистрируемая преступность увеличилась и стала эволюционировать по мировым законам. Более высокими темпами росли корыстные преступления, шел интенсивный процесс расслоения общества на богатых и бедных, корыстные цели влияли на общественные отношения. В этот период складывалась партийная, государственная и хозяйственная элита, как особая социальная группа с внутренними горизонтальными связями, групповыми интересами и ценностями, которая самостоятельно определяла политические и экономические процессы в стране. В этот период элита получает широкие полномочия и неограниченный доступ к управлению, распоряжению и владению народной собственностью. “Правящие круги” выходят из-под контроля репрессивных органов (КГБ, МВД) и превращаются в партийные государственные номенклатуры. От номенклатуры требовалось согласие для привлечения высоких должностных лиц к уголовной ответственности. В таких условиях должностная преступность охватила в брежневский период. Подавляющую часть элиты (министров, секретарей обкомов, членов ЦК). К уголовной ответственности привлекались нижайшие слои должностных лиц. Элита оставалась практически незатронутой.
3. В перестроечный период происходило растаскивание государственной собственности, разрушение тотального контроля, увеличивалась коррумпированность старой номенклатуры и представителей новой элиты, тогда как ответственность снижалась. Правящая элита переходила в новые властные и коммерческие структуры, коррумпировалась, объединялась с организованными преступниками, перекачивала бесхозные государственные средства и ресурсы заграницу, в частную, личную и акционерную собственность, что и происходит сегодня. Правоохранительные органы не имели прав возбуждать против депутата уголовное дело, так как депутаты Верховного Совета обладали абсолютной неприкосновенностью.
4. Современная Россия относится к числу стран, где происходит смена элит, где слабость и низкая квалификация элиты является важным элементом глубокого общественного кризиса. Трансформация российской действительности в 90-е годы привели к коренному изменению социально-экономической и политической организации общества. Номенклатура до сих пор реализует привычные криминальные мотивации, так как государственная должность временна, поэтому они разумно используют для получения прибыли не только в виде зарплаты, но и взяток, хищений и злоупотреблений, чтобы обеспечить дальнейшую безбедную жизнь для себя, своих близких и родных. Высокая традиционная противоправность и криминальность правящей и стремящейся к власти элиты подтверждается не прекращающимися конфликтами, заговорами и путчами.
Диапазон потенциальной
и фактической неправомерности
поведения некоторых групп
Структура политической, правящей элиты является сложной и меняющейся. Она формируется в ожесточенной борьбе между различными, нередко антагонистическими настроенными слоями общества, его партиями и движениями. Стремление выжить и победить в этой политической обстановке усиливает криминальность российской политической элиты.
Коррупцией пронизана вся нынешняя система власти. Точно оценить убытки от коррупции в принципе невозможно; потому что вместе с финансовыми потерями происходит и коррумпированность морали. Пагубная и опасная для общества психология “дать на лапу” все больше и больше овладевает умами молодежи.
С коррупцией нужно и можно бороться.
1. Во-первых, необходимы жесткие
антикоррупционные законы, которые
позволят возбуждать уголовные
дела при наличии публичного
подозрения. Например, если госслужащий
открыто демонстрирует уровень
жизни, не соответствующий его
доходам, это является
Информация о работе Коррупция, как глобальная проблема современности