Коррупция, как глобальная проблема современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 21:46, реферат

Описание работы

Государство Нового времени (XVI-XX вв.) сформировалось как политическая сила, противостоящая разрушительным тенденциям западного общества, освоившего идею индивидуальной свободы и в силу этого породившего “войну всех против всех” (bellum omnius contra omnes). Эта миссия западного государства дополнила функцию гаранта защиты прав монархов, республик, граждан, защиты своих народов от других государств и войн с ними за свои ложно или справедливо понятые национальные интересы.

Содержание

Введение: Коррупция как глобальная проблема современности
Международные уголовно-правовые и уголовно-процессуальные вопросы борьбы с коррупцией
РОССИЙСКАЯ КОРРУПЦИЯ: системный подход к исследованию проблемы
Коррупция в органах государственной власти и обстоятельства, способствующие криминальности правящей элиты
Заключение: Коррупция как элемент социально-политической жизни

Работа содержит 1 файл

Коррупция как глобальная проблема современности.docx

— 45.40 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

 ГОУ ВПО УРАЛЬСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ИНСТИТУТ ПРОКУРАТУРЫ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине: Современные проблемы экономики

На тему:

«Коррупция как глобальная проблема современности»

 

 

 

 

 

Выполнил: Студентка 101 группы

1 курса Института Прокуратуры 

Лыгденова Эржена

Проверил: Цыганов С.И.

 

 

 

 

 

г. Екатеринбург – 2011 г.

Содержание

 

  1. Введение: Коррупция как глобальная проблема современности
  2. Международные уголовно-правовые и уголовно-процессуальные вопросы борьбы с коррупцией
  3. РОССИЙСКАЯ КОРРУПЦИЯ: системный подход к исследованию проблемы
  4. Коррупция в органах государственной власти и обстоятельства, способствующие криминальности правящей элиты
  5. Заключение: Коррупция как элемент социально-политической жизни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Коррупция как  глобальная проблема современности

 

Государство Нового времени (XVI-XX вв.) сформировалось как политическая сила, противостоящая разрушительным тенденциям западного общества, освоившего идею индивидуальной свободы и в  силу этого породившего “войну всех против всех” (bellum omnius contra omnes). Эта миссия западного государства дополнила функцию гаранта защиты прав монархов, республик, граждан, защиты своих народов от других государств и войн с ними за свои ложно или справедливо понятые национальные интересы.

Гегелевская философия государства  и права определила государство  как высшее состояние нравственной идеи, в рамках которой сфера моральности  развивается посредством самоограничения  свободной воли индивида в обязанность  и переходом в сферу нравственности. Здесь, в сфере нравственности, идея свободы становится живым добром, в котором соединены знания, воление и действование субъекта - индивида. Таким образом, индивид становится членом государства. Государство есть нравственное осуществление свободы.

Гегель знал, что воля как свобода, в которой нет  никаких ограничений, содержит в  себе негативную свободу и становится в области политики и религии  фанатизмом, который чувствует себя свободой, разрушая институты государства  и церкви. Нанесение ущерба государству  вообще или суверенитету величия  и личности государя в абсолютистском государстве трактуется Гегелем  как величайшее преступление.

Сделаем вывод: коррупция как обессиливание государства в его социальных миссиях и функциях, есть ещё более величайшее преступление. Отсюда следует, что подрыв государственности в современном мире организованными преступными сообществами (национальными и транснациональными) посредством коррупции есть глобальная проблема.  Проблема, возникшая в последние десятилетия XX в. Она усугубляет нестабильность цивилизации наряду с экологическими, демографическими, техногенными, религиозными, террористическими и другими глобальными проблемами современного общества.

С критики гегелевской  философии права молодым Марксом  начинается период квалификации государства  как преступной организации, поскольку  буржуазное (правовое, демократическое, с господством права частной  собственности для индивидов  и корпораций) государство, по Марксу, является корпорацией государственных  бюрократов, владеющих государством как своей частной собственностью.

В таком подходе - ключ к  пониманию того, как возможна преступная организация. Это корпоративность, подминающая под себя государство, право и закон, это овладение  государством с позиций частно-корпоративных интересов.

От корпораций, кланов, мафий, партий, тайных сообществ и т.д. до сих пор ни одной нации современного мира не удалось избавиться. В западном мире, культивирующем индивидуальные и корпоративные ценности, государство является одной из многих корпораций национального и транснационального сообществ, миссия которого строго ограничена в рамках гражданского общества. Но выполнение его миссии поддерживается законом исключительно для обеспечения прав и свобод гражданского общества.

В геополитической структуре  мира западные государства являются центрами силы в мировом балансе  сил и так же противодействуют отдельному государству, будь то СССР, США или Китай, в одиночку узурпировать глобальную власть над человечеством. Ослабление любого современного государства  из числа мировых держав и претендентов на эту роль подрывает мировой  баланс сил и уводит человечество ещё дальше от равновесного, устойчивого  состояния. Именно такое ослабление осуществляет национальная и транснациональная  организованная преступность, коррумпируя  в своих корпоративных целях  государственные аппараты всех стран. К сожалению, с наиболее ярким  примером взаимодействия организованной преступности и государственного аппарата в различных формах коррупции  является Россия, которая сама по себе является глобальной проблемой цивилизации.

 

 

 

 

Международные уголовно-правовые и уголовно-процессуальные вопросы  борьбы с коррупцией

 

В 1999 г. комплекс европейских  конвенций пополнился двумя актами, имеющими общую цель противодействия  такому правонарушению, как коррупция, но самостоятельные, хотя и взаимосвязанные, предметы регулирования. Имеются в  виду Уголовно-правовая конвенция о  коррупции и Гражданско-правовая конвенция о коррупции.

Уголовно-правовая конвенция  о коррупции (Criminal Law Convention on Corruption1) была открыта для подписания 27 января 1999 г. Сторонами Конвенции могут быть как государства-члены Совета Европы, так и иные государства, которые принимали участие в ее разработке. Во второй группе государств обозначены Беларусь, Босния и Герцеговина, Ватикан, а также некоторые неевропейские страны - США, Канада, Япония, Мексика. После вступления Конвенции в силу Комитет министров Совета Европы может пригласить для присоединения к ней Европейское Сообщество и любое государство, не участвовавшее в ее разработке.

Российская Федерация  вошла в группу государств, первыми  подписавших Конвенцию. По данным на 30 ноября 2000 г., Конвенция подписана 37 государствами, в т. ч. Великобританией, Германией, Италией, Францией, Украиной, Польшей, а также Соединенными Штатами Америки. Начата процедура ратификации. Пока это сделано в 7 странах, а для вступления в силу необходимо 14 ратификаций. В России процесс ратификации не завершен.

В Уголовно-правовой конвенции  о коррупции совмещены меры, которые  должны быть предприняты на национальном уровне (глава II), и меры в сфере  международного сотрудничества (глава IV).

В ее тексте отсутствует  определение понятия “коррупция”. Оно дано в Гражданско-правовой конвенции  о коррупции, причем с оговоркой  “для целей настоящей Конвенции”. Однако основные компоненты этого определения вполне применимы и к уголовно-правовой характеристике.

Важное место в главе  о национальных мерах занимают нормы, содержащие оценку различных форм взяточничества (подкупа - bribery) с разграничением в необходимых случаях активного взяточничества и пассивного взяточничества. При этом конвенционная регламентация ориентирована на принятие государствами таких законодательных и других мер, которые могут оказаться необходимыми для квалификации определенных коррупционных действий как уголовных преступлений по внутреннему праву государств.

Глава “Международное сотрудничество”  включает положения об общих принципах  и мерах такого сотрудничества. Здесь  речь идет об оказании взаимной помощи в связи с расследованием коррупционных  преступлений и осуществлением судопроизводства. В связи с этим статья 26 содержит интересное предписание, согласно которому стороны не будут рассматривать  банковскую тайну (bank secrecy) как основание для отказа в сотрудничестве.

В статье 27 регламентируется выдача лиц, совершивших преступления, с отсылкой к действующим межгосударственным договорам о выдаче и с пояснением, что при отсутствии такого договора настоящая Конвенция может рассматриваться  в качестве правовой основы для выдачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РОССИЙСКАЯ КОРРУПЦИЯ: системный подход к исследованию проблемы

 

Современная коррупция - это  не элементарный уголовно-правовой феномен, который можно было бы квалифицировать  конкретной нормой Уголовного Кодекса  как отдельный состав преступления. Коррупцию следует рассматривать  как криминологическое, социально-экономическое явление с многоструктурным и многоуровневым содержанием, в логический объем которого входит комплекс однородных видов общественно-опасных деяний.

С середины 80-х годов XX столетия начались интенсивные научные исследования комплексной проблемы - коррупции, с  перспективных позиций системного анализа. Тем не менее, интегральный характер коррупции не позволил разработать  однозначное определение этого  сложного явления.

Одним из наиболее лаконичных, но информативно содержательных определений  является формулировка, предложенная Девятым конгрессом ООН (Каир, 1995 г.), рассматривающего коррупцию как  “злоупотребление государственной  властью для получения выгоды в личных целях”.

Более объемное определение, значительно расширившее понятие  субъекта коррупционных деяний, было разработано Междисциплинарной  группой по коррупции Совета Европы, по которому исследуемый феномен  рассматривается не только как взяточничество, но и как “любое другое поведение  лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном  или частном секторе и которое  ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу  государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента или иного вида отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других”. Представляется, что подобная новация вызвана стремительной интенсификацией, так называемой транснациональной коррупции, в структуре которой и покупаемыми и покупателями нередко выступают представители коммерческих и иных негосударственных структур.

С учетом современных реалий и анализа, разработанных многими  авторами дефиниций, представляется возможным  определение коррупции как злоупотребление  государственной властью должностным  лицом, а также руководителем  или служащим коммерческой либо иной организации своими управленческими  полномочиями для получения любых  незаконных выгод для себя или  других лиц.

В содержание коррупционных  деяний следует включить взяточничество, криминальный лоббизм, непотизм (покровительство  на основе личных связей), незаконное участие  в предпринимательской деятельности лично или же через близких  либо доверенных лиц, предоставление эксклюзивных прав в целях корыстного использования, приобретение или отвлечение государственных  средств и собственности для  своей корпоративной группы, любое  использование или манипулирование  служебной информацией, в том  числе и инсайдерской, в личных или групповых интересах, прямые или косвенные взносы в период избирательных компаний в пользу определенных партий или лиц, а также и на иные политические цели, незаконное распределение кредитов и инвестиций, проведение приватизации путем организации незаконных конкурсов, аукционов, фактического захвата пактов акций, находящихся в федеральной собственности, полное или частичное освобождение от таможенных платежей и налогов, незаконное применение системы преференций в отношении различных промышленных, финансовых, торговых и иных корпоративных групп и некоторые другие подобные деяния.

Исследование отечественной  коррупции позволило выявить  не только ее основные причины, общие  для стран с переходной экономикой, но и некоторые специфические, чисто  российские причины.

К общим  и основным причинам коррупции относятся:

* отсутствие оптимальной  системы антикоррупционных законов  и подзаконных актов;

* существенные недостатки  и грубые ошибки в проведении  экономических и социальных реформ;

* слабость, нерешительность,  а иногда и полное политическое  безволие государственной власти;

* кадровая, техническая и  оперативно-тактическая неподготовленность  правоохранительных органов к  противодействию организованной  преступности, в том числе и  коррумпированным структурам всех  уровней;

* криминализация значительной  части политической элиты;

* моральная деградация  определенных слоев общества;

* минимальный риск разоблачения  коррупционеров и отсутствие  жесткой, по отношению к ним,  репрессии;

* привилегии на распоряжения  собственностью и услугами, которые  находятся в руках бюрократов.

К специфическим  чертам российской коррупции следует  отнести:

* характеристику коррупции  как негативного фактора, активно  способствующего реформированию  общества в 80-90 годы, путем стимуляции  процесса создания многих “первоначальных  капиталов” и формированию социальных  групп предпринимателей, в том  числе и общественно вредной  прослойки - олигархов;

Информация о работе Коррупция, как глобальная проблема современности