Корпоротивное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:19, контрольная работа

Описание работы

Современная жизнь постоянно диктует новые правила игры. На сегодняшний день будущее компаний во многом, если не в основном, определяется качеством корпоративного управления, которое рассматривается как один из эффективных способов повышения инвестиционной привлекательности компаний и, как следствие, улучшения инвестиционного климата в стране.

Содержание

1. Корпоративное управление
2. Проблемы развития корпоративного управления в России
3. Картель

Работа содержит 1 файл

контр.docx

— 35.32 Кб (Скачать)

     Согласно  законодательству в компании обязательно  действуют общее собрание акционеров, единоличный исполнительный орган  и ревизионная комиссия.

     Уставом компании также может быть предусмотрено  создание коллегиального исполнительного  органа. В таком случае на лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного  органа, одновременно возлагаются функции  председателя коллегиального исполнительного  органа.

     В компаниях с количеством акционеров-собственников  голосующих акций 50 и более в обязательном порядке создается совет директоров (в некоторых других странах, например, в Украине, Польше, Латвии обязательное создание совета директоров также поставлено в зависимость от размера общества). В состав совета директоров российских компаний могут входить как члены  коллегиального исполнительного органа, так и неисполнительные и независимые  директора. В компаниях с количеством  акционеров менее 50 уставом может  быть предусмотрено, что функции  совета директоров осуществляет общее  собрание акционеров.

     Состояние корпоративных отношений в любой  стране, в том числе и в России, включает два основных аспекта –  во-первых, состояние законодательно-нормативной  базы и практики ее применения, и  во-вторых, состояние деловой среды, характер практики корпоративных отношений.

     За  последние 4-5 лет в России достигнут  заметный прогресс в деле создания правовой основы регулирования корпоративных  отношений и обеспечения прав инвесторов. Приняты такие законы как закон  «Об акционерных  обществах», «О рынке ценных бумаг», «О защите прав инвесторов», а также  ряд  нормативных актов Федеральной  комиссии по рынку ценных бумаг. Правительством Российской Федерации одобрен разработанный  ФКЦБ России Кодекс Корпоративного поведения.

     Вместе  с тем, практика показала, во-первых, необходимость совершенствования  действующих законов и актов, а также дальнейшего расширения законодательно-нормативной базы, разработки стандартов и правил для регулирования  тех аспектов практики корпоративного управления, которые ранее находились в тени. Другой, еще более важной проблемой, является необходимость  самых серьезных шагов по обеспечению  эффективного применения и исполнения принятых законов и нормативных  актов. Таким образом, темпы улучшения  состояния корпоративного управления в нашей стране будут в очень значительной степени зависеть от улучшения правоприменительной системы в целом.

     Очень серьезные проблемы предстоит решить и в направлении улучшения  деловой культуры российского корпоративного сектора. Менеджеры российских компаний имеют очень плохую репутацию  в мире в вопросах соблюдения прав инвесторов. Действительно, на основании  сообщений как российских, так  и зарубежных  средств массовой информации (а инвесторы – основании  собственного опыта) можно составить  длинный список нарушений прав акционеров.

     Так, наиболее распространенные нарушения, касающиеся права акционеров быть в достаточной  степени информированным  о решениях, касающихся существенных изменений  в деятельности компании, и реагировать  на эти решения,  выражаются в следующем:

  • нерегулярное и/или неполное информирование акционеров о результатах деятельности компаний, корпоративных событиях, затрагивающих их интересы и влияющих на стоимость принадлежащих им акций;
  • компании и их менеджеры, прямо или косвенно, контролируют регистраторов, в которых осуществляется регистрация имущественных прав акционеров этих компаний. В результате имеют место случаи отказа регистрации передачи прав на акции во время их продажи одним акционером другому (или незаконная перерегистрация акций из простых в привилегированные с целью лишить их владельца права голоса);
  • игнорирование компаниями положений закона о том, что эмиссии акций должны быть одобрены общим собранием акционеров; не извещают акционеров с тем, чтобы предоставить им возможность реализовать свое право;
  • не соблюдение требований закона «Об акционерных обществах» о том, что распоряжением активами компании, составляющими менее 50% общей стоимости ее активов, требует единогласного решения совета директоров.
  • отказ менеджмента привести устав компании в соответствие с законом «Об акционерных обществах» (старые уставы очень часто содержат положения, дискриминирующие «внешних», т.е. не связанных с менеджментом, акционеров).

     Широкое распространение получила практика препятствования реализации права  акционеров эффективно участвовать  и голосовать на общем собрании акционеров, что выражается в следующем:

  • несвоевременное предоставление или непредоставление компаниями акционерам информации о  времени, месте проведения общего собрания и его повестке дня;
  • отказ в регистрации акционеров для участия в общем собрании или непредоставление им возможности принять участие в голосовании под формальными предлогами;
  • отказ в предоставлении возможности акционерам направлять для участия в собраниях своих представителей (доверенных лиц) акционеров и голосовать заочно.

     Общераспространенной  практикой стали  решения менеджеров компаний, влекущие за собой снижение стоимости долей  в активах компаний, принадлежащих миноритарным (мелким) акционерам: 

  • дополнительные эмиссии акций, размещаемые среди аффилированных с менеджментом или крупными акционерами лиц;
  • предложение выкупа акций у акционеров (в случае приобретения пакета свыше 30% акций одним из акционеров) по заниженной цене;
  • выпуск корпоративных  облигаций, конвертируемых в акции, которые размещаются среди аффилиированных лиц, с целью последующего размывания пакетов миноритарных акционеров;
  • проведение крупными акционерами политики в отношении дочерних компаний, в результате которой активы и финансовые средства которых перекачиваются в материнскую компанию без какой-либо существенной компенсации.

     Осенью 2002 г. компания Interactive Research Group в сотрудничестве с Ассоциацией независимых директоров провела специальное исследование практики корпоративного управления в российских компаниях. Исследование осуществлялось по заказу Международной финансовой корпорации (International Finance Corporation, член Группы Всемирного банка), при поддержке Государственного секретариата экономических отношений Швейцарии (SECO) и агентства Senter Internationaal Министерства экономики Нидерландов.

     В опросе приняли участие высшие должностные  лица 307 акционерных обществ, представляющих широкий спектр отраслей и действующих  в четырех регионах России: Екатеринбурге  и Свердловской области, Ростове-на-Дону и Ростовской области, Самаре и Самарской  области, Санкт-Петербурге. Уникальность исследования состоит в том, что  оно сфокусировано на регионах и  базируется на солидной и репрезентативной выборке. Усредненные характеристики фирм-респондентов таковы: количество сотрудников — 250, количество акционеров — 255, объем продаж — 1,1 млн долл. В подавляющем большинстве случаев (75%) на вопросы анкет отвечали председатели советов директоров (наблюдательных советов), другие члены советов директоров, генеральные директора или их заместители.

     Проведенный анализ позволил выявить наличие  определенных общих закономерностей. В целом к компаниям, добившимся определенных успехов с точки  зрения практики корпоративного управления, относятся те, которые:

  • больше по величине оборота и чистой прибыли;
  • испытывают потребность в привлечении инвестиций;
  • проводят регулярные заседания совета директоров и правления;
  • обеспечивают обучение членов совета директоров.

     На  основании полученных данных было сделано  несколько ключевых выводов, объединенных в четыре большие группы:

  1. приверженность компаний принципам надлежащего корпоративного управления;
  2. деятельность совета директоров и исполнительных органов;
  3. права акционеров;
  4. раскрытие информации и прозрачность.

     В целом показатели по всем четырем  категориям могут быть значительно  улучшены, причем особого внимания требуют следующие индикаторы:

  • обучение членов СД;
  • увеличение числа независимых директоров;
  • формирование ключевых комитетов СД и утверждение независимого директора председателем комитета по аудиту;
  • ведение бухучета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности;
  • улучшение раскрытия информации о сделках с заинтересованностью.

     Таким образом, для улучшения корпоративного управления в российском деловом  сообществе необходим некий внешний  толчок, внесение в деловую среду  идей и принципов, выработанных в  странах с устоявшимися механизмами  эффективного корпоративного управления, а также подкрепление таких шагов со стороны регулирующих органов. Именно такого рода шаги были предприняты за последние годы в России. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) инициировала проведение серии «круглых столов» по корпоративному управлению, проекты по улучшению корпоративного управления в России намерены реализовать Международная финансовая корпорация. Европейский банк реконструкции и развития. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг разработала Кодекс корпоративного поведения, содержащий рекомендуемые стандарты корпоративного управления для российских компаний. Однако, очень важно, чтобы эти шаги были подкреплены усилиями самых субъектов корпоративных отношений (менеджеры, инвесторы, различные заинтересованные группы). Поэтому, системные действия по улучшению корпоративного управления должны стать частью обшей стратегии по развитию гражданского общества в России.

     Таким образом, российским компаниям предстоит  большая работа по повышению уровня корпоративного управления. Те из них, которые сумеют добиться успехов  в этой сфере, смогут повысить свою эффективность и инвестиционную привлекательность, снизить расходы  на привлечение финансовых ресурсов, а в итоге получить серьезное  конкурентное преимущество 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Картель

    Картель - форма сговора группы фирм, действующих  совместно и согласующих решения  по поводу объемов выпуска продукции  и цен так, как если бы они были единой монополией. 

    Создание  картелей преследует цель полностью  или частично уничтожить конкуренцию  между фирмами и на этой основе максимизировать прибыль. Основная проблема, с которой сталкивается картель, - это проблема согласования решений между фирмами-членами  и установления системы ограничений (квот) для этих фирм. 

    Чтобы сформировать картель, необходимо следующее:

    а) убедиться, что существует барьер для  входа в отрасль, чтобы предотвратить  возможность реализации продукции  другими фирмами, после того как  цена повысится;

    б) организовать встречу всех производителей данного продукта, чтобы установить совместный ориентир по общему уровню выпуска;

    в) установить квоты каждому члену  картеля;

    г) установить процедуру проведения утвержденных квот. 

    Картели устанавливают штрафы для тех, кто  не выполняет соглашение, превышая свои квоты. Картели сталкиваются с  проблемой при принятии решений о монопольной цене и уровне выпуска. Фирмы с более высокими средними издержками добиваются более высоких картельных цен. Существуют разногласия относительно дележа территории. 

    В современных условиях картели существуют в более гибких и достаточно разнообразных  формах: патентные пулы, лицензионные соглашения, консорциумы по осуществлению  научных разработок. 

    Картели систематизируются по четырем основным категориям:

    а) картели с целью контроля условий  продаж;

    б) картели с целью установления цен;

    в) картели с целью разделения деятельности, территорий, продаж и Потребителей;

    г) картели с целью установления доли в определенной области бизнеса. 

    В США, странах Европейского сообщества законодательно запрещены картели, связанные с фиксированием цен, делением рынка и ограничением объема выпуска и производственных мощностей. 

    Выделяют  два основных типа картелей: а) картели, преследующие цель максимизации совокупной, или отраслевой, прибыли, и б) картели, ставящие своей целью распределение  и фиксацию рыночных долей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Корпоротивное управление