Корпоротивное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:19, контрольная работа

Описание работы

Современная жизнь постоянно диктует новые правила игры. На сегодняшний день будущее компаний во многом, если не в основном, определяется качеством корпоративного управления, которое рассматривается как один из эффективных способов повышения инвестиционной привлекательности компаний и, как следствие, улучшения инвестиционного климата в стране.

Содержание

1. Корпоративное управление
2. Проблемы развития корпоративного управления в России
3. Картель

Работа содержит 1 файл

контр.docx

— 35.32 Кб (Скачать)

    Содержание:

    1. Корпоративное управление

    2. Проблемы развития корпоративного  управления в России

    3. Картель 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Корпоративное управление

     Современная жизнь постоянно диктует новые  правила игры. На сегодняшний день будущее компаний во многом, если не в основном, определяется качеством  корпоративного управления, которое  рассматривается как один из эффективных  способов повышения инвестиционной привлекательности компаний и, как  следствие, улучшения инвестиционного  климата в стране.

     Что следует понимать под корпоративным  управлением? Означает ли это систему  общеобязательных правил, регулирующих отношения в сфере деятельности компаний, или же корпоративное управление подразумевает под собой властно-распорядительную деятельность отдельных лиц, включая  представителей топ-менеджмента и  акционеров? И равнозначны ли понятия "корпоративное управление" и "управление корпорацией"? 
            С одной стороны, корпоративное управление включает процедуры реализации прав акционеров, обязанности совета директоров и ответственность его членов за принимаемые решения, уровень вознаграждения топ-менеджмента компании, порядок раскрытия информации и систему финансового контроля, с другой стороны - оно подразумевает деятельность государственных регуляторов и иных уполномоченных органов и организаций, направленную на регламентацию указанной сферы отношений, с третьей - это деятельность рейтинговых агентств, которые, присваивая определенные оценки, формируют представление инвестора об инвестиционной привлекательности компании. 
           Однако по своей сути корпоративное управление - это процесс поиска баланса между интересами акционеров и менеджмента в частности и интересами отдельных групп лиц и компании в целом путем реализации участниками рынка определенной системы этических и процедурных стандартов поведения, принятых в бизнес-сообществе. 
Для правильного понимания корпоративного управления необходимо вначале рассмотреть такие исторически важные понятия как корпоратизм, корпорация.

     Корпоратизм – это совладение собственностью корпоративного сообщества или партнерские, договорные отношения в удовлетворении личных и общественных интересов. Корпоратизм  представляет собой компромиссное  хозяйствование с целью обеспечения  баланса интересов. Возможность  достижения относительного равновесия интересов на основе консенсуса, компромиссов – отличительная черта корпоратистской  модели.

     Понятие «корпорация» - производное от корпоратизма – трактуется как совокупность лиц, объединившихся для достижения общих  целей. Так, корпорация, - это:

       во-первых, совокупность лиц, объединившихся  для достижения общих целей,  осуществления совместной деятельности  и образующих самостоятельный  субъект права – юридическое  лицо,

       во-вторых, широко распространенная  в развитых странах форма организации  предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность,  юридический статус и сосредоточение  функций управления в руках  верхнего эталона профессиональных  управляющих (менеджеров), работающих  по найму.

     Чаще  всего корпорации организуются в  форме акционерного общества, которое  характеризуется следующими четырьмя характеристиками корпоративной формы  бизнеса:

    • самостоятельность корпорации как юридического лица;
    • ограниченная ответственность каждого акционера;
    • возможность передачи другим лицам акций, принадлежащих акционерам;
    • централизованное управление корпорацией.

          
    Корпоративный менеджмент (corporate management) и корпоративное управление (corporate governance) - не одно и то же. Под первым термином подразумевается деятельность профессиональных специалистов в ходе проведения деловых операций.Иными  словами, менеджмент сосредоточен на механизмах ведения бизнеса. Второе понятие  гораздо шире: оно означает взаимодействие множества лиц и организаций, имеющих отношение к самым  разным аспектам функционирования фирмы. Корпоративное управление находится  на более высоком уровне руководства  компанией, нежели менеджмент.

     Надлежащий  режим корпоративного управления способствует  эффективному использованию корпорацией  своего капитала, подотчетности органов  ее управления как самой компании, так и ее акционерам. Все это  помогает добиться того, чтобы корпорации действовали на благо всего общества, способствует поддержке доверия  инвесторов (как иностранных, так  и отечественных), привлечению долгосрочных капиталов.

     Естественно, единой модели построения корпоративного управления не существует, однако обязательным началом для всех его форм и  видов является обеспечение интересов  акционеров. 

     В самом общем виде общепризнанные международные принципы корпоративного управления сводятся к следующему:

  • структура корпоративного управления должна обеспечивать защиту прав акционеров, выступать основным методом предварительного урегулирования и разрешения возникающих конфликтов интересов;
  • режим корпоративного управления должен обеспечивать равное отношение ко всем группам акционеров, включая мелких и иностранных акционеров, обеспечивающее каждому из них одинаково эффективную защиту в случае нарушения их прав;
  • корпоративное управление должно обеспечивать соблюдение установленных законодательством прав заинтересованных лиц и поощрять сотрудничество всех субъектов корпоративного управления в развития корпорации;
  • корпоративное управление должно обеспечивать информационную открытость кампании, своевременное и полное раскрытие информации по всем существенным вопросам финансово-хозяйственной деятельности корпорации;
  • структура корпоративного управления должна обеспечивать эффективное выполнение управленцами своих функций, а также подотчетность органов управления  самой компании и акционерам.

     На  основании всего вышеизложенного  можно сделать выводы, что:

     Новые требования к регистрации акций, принятые на многих фондовых биржах мира, обуславливают необходимость соблюдения компаниями все более строгих  стандартов корпоративного управления. Чем выше уровень корпоративного управления, тем больше вероятности, что активы используются в интересах  акционеров, а не разворовываются  менеджерами.

     Компании, соблюдающие высокие стандарты  корпоративного управления, как правило, получают более широкий доступ к  капиталу по сравнению с корпорациями, управляемыми ненадлежащим образом, и  превосходят последних в долгосрочной перспективе. Эффективно управляемые  компании вносят более значительный вклад в национальную экономику  и развитие общества в целом. Они  более устойчивы с финансовой точки зрения, обеспечивают создание большей стоимости для акционеров, работников, местных общин и стран  в целом.

     Компании, которые соблюдают надлежащие стандарты  корпоративного управления, могут добиться уменьшения стоимости внешних финансовых ресурсов, используемых ими в своей  деятельности и, следовательно, снижения стоимости капитала в целом.

     Эффективное корпоративное управление, обеспечивающее соблюдение законодательства, стандартов, правил, прав и обязанностей, позволяет  компаниям избежать затрат, связанных  с судебными процессами, исками акционеров и другими хозяйственными спорами.

       Таким образом, основной целью  процесса совершенствования корпоративного  управления должно стать внедрение  в отечественную практику корпоративных  отношений цивилизованных принципов  построения отношений между всеми  субъектами корпоративного управления  как сферы постоянных конфликтов  интересов. Очевидно, что для достижения  этого результата одного только  совершенствования законодательства  недостаточно. В мировой практике  для регулирования подобных отношений  принято вырабатывать специальные  своды правил корпоративного  управления – кодексы корпоративного  управления, определяющие основные  принципы, которых должны придерживаться  корпорации при построении своих  систем корпоративного управления, при принятии решений внутри  компании, во взаимоотношениях с  акционерами и инвесторами.  
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Проблемы развития  корпоративного управления  в России

     Установление  в России рыночных отношений и  повышение роли акционерных обществ  в развитии экономики государства  и благосостояния граждан обусловили необходимость осознания важности проблемы корпоративного управления, возникновение которой неизбежно  связано с переходом на новую  систему хозяйствования. Результатом  массовой приватизации стало появление  на рынке множества компаний, неспособных  продолжать свою деятельность и развиваться  без привлечения инвестиционных ресурсов, что, в свою очередь, невозможно без усовершенствования корпоративного управления.

     Практика  деятельности акционерных обществ  в России и других странах бывшего  СССР, относящихся к развивающимся  рынкам, свидетельствует о том, что  развитие корпоративного сектора и  фондового рынка с привлечением как отечественных, так и иностранных  инвестиций, требует от компаний корпоративного управления, уровень которого соответствует  мировым стандартам. Это обусловлено  тем, что степень соблюдения компанией  основных принципов надлежащего  корпоративного управления становится все более важным фактором при  принятии инвестиционных решений.

     В связи с этим, в последние годы в России возрастает интерес к  международным стандартам корпоративного управления как со стороны эмитентов  и инвесторов, так и со стороны  государственных структур, призванных обеспечивать права инвесторов. Однако, проявление интереса к проблемам  корпоративного управления, к сожалению, не всегда означает готовность компаний предпринимать действия, направленные на решение данных проблем. В ходе исследования «Структура и организация  деятельности советов директоров российских ОАО» (проведенного в 2001 году ФКЦБ, ИФРУ и Проектом Тасис) 80% опрошенных заявили, что проблема улучшения корпоративного управления в России «актуальна», 20% - «исключительно актуальна». Однако, согласившись с наличием в России серьезных проблем в области корпоративного управления, только 4% опрошенных признали систему корпоративного управления в своей компании неудовлетворительной, а более 80% оценили ее как в целом хорошую, но нуждающуюся в определенных улучшениях. Эти данные свидетельствуют, в частности, о том, что российские компании недооценивают взаимосвязь между состоянием корпоративного управления в государстве и в отдельно взятой компании.

         Проблема  корпоративного управления актуальна  как для экономически развитых государств, так и для России и других развивающихся  рынков.

     В России, в соответствии с законом  «Об акционерных обществах», формально  закреплена система двойных советов  – совета директоров (наблюдательного  совета) и правления. Однако членами  совета директоров (наблюдательного  совета) являются как независимые  директора (которые, чаще всего составляют меньшинство), так и представители  высшего менеджмента.

     Степень того, насколько акционеры полагаются на способность совета директоров реализовывать  их интересы, в значительной степени  зависит от эффективности альтернативных механизмов осуществления контроля над деятельностью компании, которые  могут использовать акционеры (прежде всего такого механизма, как  свободная  продажа своих акций на финансовом рынке).

     В России Федеральный Закон «Об  акционерных обществах» предоставляет  компаниям возможность выбора одной  из четырех структур органов управления.

     1 модель      2 модель      3 модель      4 модель
общее собрание акционеров общее собрание акционеров общее собрание акционеров общее собрание акционеров
единоличный исполнительный орган единоличный исполнительный орган единоличный исполнительный орган единоличный исполнительный орган
       коллегиальный исполнительный орган        коллегиальный исполнительный орган
              совет директоров совет директоров
ревизионная комиссия ревизионная комиссия ревизионная комиссия ревизионная комиссия
 
     

Информация о работе Корпоротивное управление