Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 18:14, контрольная работа
Система управления рынком ценных бумаг — это совокупность конкретных способов и приемов по регулированию функционирования и развития фондового рынка. Ключевым моментом в процессе управления любой системой является определение цели. Цель системы управления рынком ценных бумаг состоит в обеспечении устойчивости, сбалансированности и эффективности рынка.
1 ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ ЦЕННЫХ БУМАГ.
2 СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ. ИНФРАСТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФОНДОВЫМ РЫНКОМ.
3 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ТЕСТ
Задача№3
• разработка концепции развития рынка, осуществление программы ее реализации, разработка соответствующих законодательных актов;
• концентрация ресурсов (государственных и частных) в первую очередь для развития инфраструктуры рынка;
• контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов);
• установление норм функционирования рынка, контроль за их соблюдением, применение санкций за нарушение правовых норм;
• создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов;
• создание системы защиты инвесторов от потерь (в том числе государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);
• предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (денежно-кредитного, валютного, налогового);
• регулирование рынка государственных ценных бумаг, направленное на ограничение размера инвестиционных ресурсов, отвлекаемых на покрытие непроизводительных расходов государства;
• разработка и регистрация общих правил функционирования рынка ценных бумаг;
• арбитраж в спорах о выполнении зарегистрированных правил
• налогообложение.
В настоящее время в России, эти задачи выполняются частично. Ввиду недостаточного развития института профессиональных участников рынка ценных бумаг, отсутствия традиций и устоявшихся методов работы, основную роль в управляющей подсистеме регулирования рынка ценных бумаг играют государственные органы. Указом Президента РФ "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации" от 4 ноября 1994 г. функция главного координирующего органа передана Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ (ныне Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг — ФКЦБ России).
Государственное регулирование главным образом осуществляется на основе нормативно-правовых актов. В настоящее время их действует более 300, но этого явно недостаточно, если сравнить российскую нормативно-правовую базу с многотомными собраниями законодательных актов по ценным бумагам в странах с развитым фондовым рынком. Основополагающими документами по государственному регулированию рынка ценных бумаг являются Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы "О рынке ценных бумаг" и "Об акционерных обществах", Постановление ФКЦБ России "Об утверждении стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии" (сентябрь 1996 г.), Постановление ФКЦБ России "Об утверждении стандартов эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций" от 11 ноября 1998 г. В связи с постоянными изменениями ситуации на фондовом рынке страны многие правовые нормы быстро устаревают. В них имеется немало противоречий, двойных толкований и "белых пятен". Например, слабо урегулированы трастовые операции, операции, связанные с залогом ценных бумаг и ссудой ценными бумагами, отсутствует адекватное правовое толкование новых типов институциональных инвесторов, акций на предъявителя, безбумажного выпуска ценных бумаг, прав и обязанностей самоуправляемых ассоциаций участников рынка ценных бумаг. По некоторым оценкам, действующая нормативно-правовая база реально сдерживает развитие фондового рынка, непосредственно влияя на уменьшение объема инвестиций в ценные бумаги. Примерно половина нормативно-правовых актов связана с государственными ценными бумагами и приватизацией. В целом законодательство, регулирующее обращение ценных бумаг, имеет большие пробелы, не охватывает важные области фондового рынка.
На первичном рынке государственное регулирование сосредоточено на поддержании единого порядка выпуска (эмиссии) ценных бумаг в обращение посредством государственной регистрации проспектов эмиссии и путем аттестации, лицензирования деятельности профессиональных участников рынка. На вторичном рынке государственный контроль осуществляется посредством лицензирования деятельности профессиональных участников рынка и путем выдачи квалификационных аттестатов, дающих право на совершение определенных видов деятельности на рынке ценных бумаг, а также надзора за соблюдением антимонопольного законодательства. Особое место в регулировании развития рынка ценных бумаг занимает налогообложение операций (сделок) с ценными бумагами.
Выделяют следующие методы регулирования рынка ценных бумаг:
• регистрация выпусков ценных бумаг, проспектов эмиссии;
• лицензирование деятельности профессиональных участников рынка;
• аттестация специалистов инвестиционных институтов;
• страхование инвесторов;
• аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;
• надзор и контроль за проведением фондовых операций;
• регистрация и надзор за деятельностью обменных и клиринговых корпораций;
• раскрытие и публикация информации в соответствии с действующим
законодательством.
Федеративное устройство России предполагает двухуровневое регулирование рынка ценных бумаг: на федеральном и региональном уровнях. Если федеральная система управления фондовым рынком в целом сложилась, то система регулирования региональных рынков ценных бумаг пока еще формируется. Это связано с тем, что в целом региональные рынки характеризуются недостаточным развитием инфраструктуры и сети коммуникаций. Хотя примеры городов Москвы и Санкт-Петербурга, Нижегородской и Свердловской областей свидетельствуют о больших перспективах их развития.
На региональном уровне в
целом преобладает
Действующая нормативно-правовая база в регионах часто противоречит федеральной. Она не в полной мере защищает интересы инвесторов, не дает четких разъяснений по регулированию операций на вторичном рынке и применению санкций к нарушителям. В этих условиях повышается значение конкретных мер, направленных на упорядочение регулирования региональных рынков ценных бумаг. Регулирование процессов, происходящих на фондовом рынке, является также одной из сфер деятельности региональных комиссий, образованных в соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации". Цель таких комиссий — обеспечить выполнение установленных законодательством РФ норм, правил и условий функционирования фондового рынка, а также практическую реализацию решений, принимаемых ФКЦБ России, и контролировать деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг на территории региона. В состав региональной комиссии входят представители администрации территорий (отдела или департамента управления государственным имуществом, финансового управления), территориальных подразделений фонда государственного имущества, управления юстиции, государственной налоговой инспекции и налоговой полиции, управления Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке развития предпринимательства, Центрального банка и др. При региональной комиссии создается консультационно- совещательный орган — экспертный совет. В его состав входят представители государственных органов, деятельность которых связана с регулированием финансового рынка, представители профессиональных участников рынка ценных бумаг и их союзов, иных общественных объединений, фондовых бирж, а также независимые эксперты. Региональная комиссия обеспечивает выполнение на подведомственной территории постановлений ФКЦБ России, распоряжений ее региональных представительств. В сферу ее компетенции входят следующие вопросы:
• разработка основных направлений развития регионального рынка ценных бумаг и координация деятельности государственных органов по вопросам регулирования фондового рынка в пределах установленных полномочий;
• регламентация порядка деятельности:
1) юридических и физических лиц на региональном рынке ценных бумаг;
2) специализированных регистраторов, депозитариев, инвестиционных институтов, банков, занимающихся деятельностью по ведению и хранению
реестров акционеров;
• определение обязательных требований и иных условий допуска ценных бумаг к их публичному размещению и обращению
Саморегулирование рынка ценных бумаг
Важную роль в управлении рынком ценных бумаг предстоит сыграть объединениям профессиональных участников фондового рынка (саморегулируемым организациям). Саморегулирование предполагает использование методов общественного регулирования. К таким методам относятся разработка стандартов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и их повсеместное применение на практике, запрещение недобросовестной рекламы, формирование общественного мнения (public relations) с целью мотивации поведения инвесторов и эмитентов.
Саморегулируемыми организациями являются ассоциации, союзы и связанные договорными отношениями сообщества профессиональных участников рынка ценных бумаг. В общепринятой практике данные организации, называют также саморегулирующимися. Но более точно было бы их назвать организациями саморегулирования рынка, так как саморегулируемое функционирование рынка и предполагает установление квалификационных и этических норм для его участников, правил торговых операций и контроль за их соблюдением.
Эффективность рыночной системы зависит от профессионального уровня рыночных агентов, требования к которым формируются объединениями профессиональных участников рынка ценных бумаг. Эти объединения не только защищают интересы участников фондового рынка, но и устанавливают жесткие правила поведения на нем, обеспечивают действенный контроль за их соблюдением.
В конце 1994 г. в России была создана "Профессиональная ассоциация участников фондового рынка" (ПАУФОР). Две саморегулируемых организации — "Совет крупнейших регистраторов и депозитариев" (СКРО) и "Профессиональная ассоциация регистраторов, трансферт-агентов и депозитариев" (ПАРТАД) — стали инициаторами разработки Положения "О деятельности по ведению реестра, владельцев ценных бумаг" (принято 21 июня 1995 г.), в соответствии с которым были введены единые стандарты по регламентации деятельности регистраторов. Активную работу на рынке ценных бумаг проводят самая крупная саморегулируемая организация — "Национальная ассоциация участников фондового рынка" (НАУФОР) и некоммерческое партнерство "Объединение по защите интересов акционеров предприятий и организаций" (ОПИАК).
В мае 1997 г. создан Совет эмитентов при ФКЦБ России. Основными направлениями деятельности образованных в его составе временных рабочих групп из числа представителей ФКЦБ и эмитентов являются:
• оптимизация корпоративного управления и регистрация проспектов эмиссии;
• совершенствование деятельности регистраторов;
• переход на международные стандарты бухгалтерского учета;
• совершенствование обращения ценных бумаг и повышение их ликвидности.
К положительным сторонам саморегулирования относятся:
1) разработка стандартов
поведения самими
2) экономия государственных средств, сокращение аппарата управления рынком ценных бумаг;
3) участники рынка ценных бумаг, как правило, больше заинтересованы в нормальном регулировании, чем правительственные
чиновники. Контроль общественных структур более требовательный, чем со стороны чиновников;
4) с помощью общественного
регулирования проще ввести
В соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" саморегулируемые организации имеют статус структур, вырабатывающих четкие стандартные требования к своим членам. Основные правила деятельности саморегулируемых организаций включают требования к размеру капитала и уровню кредитоспособности, этичного поведения членов организации, ведения дел и учета в соответствии с законодательными нормами, компетентности управляющих и специалистов, информационной открытости и т.д.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Базовый курс по рынку ценных бумаг : учебное пособие / О.В. Лом-
татидзе, М.И. Львова, А.В. Болотин и др. - М.: КНОРУС, 2010. - 448 с.
2. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебное
пособие. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 270 с.
3. Галанов В.А. Рынок ценных бумаг Учебник. - М.: Инфра-М, 2006. - 379 с.
5. Рынок ценных бумаг Учебник / Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова -2-е изд. перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 2006. - 448 с.: ил.
6. http://fkcb.ffms.ru/
Тест
1. Основное Различие между акцией и облигацией в том, что облигация:
а) может быть продана только один раз
б) не связана с риском
в) представляет собой долговую расписку эмитента
Ответ:
(в).
Экономическое определение облигации – ценная бумага, удостоверяющая отношение займа между ее владельцем и лицом, выпустившим ее.
2. Владельцы обычных акций получают часть дохода АО в форме:
Информация о работе Контрольная работа по "Управление рынком ценных бумаг"