Контрольная работа по "Управление рынком ценных бумаг"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 18:14, контрольная работа

Описание работы

Система управления рынком ценных бумаг — это совокупность конкретных способов и приемов по регулированию функционирования и развития фондового рынка. Ключевым моментом в процессе управления любой системой является определение цели. Цель системы управления рынком ценных бумаг состоит в обеспечении устойчивости, сбалансированности и эффективности рынка.

Содержание

1 ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ ЦЕННЫХ БУМАГ.
2 СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ. ИНФРАСТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФОНДОВЫМ РЫНКОМ.
3 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ТЕСТ
Задача№3

Работа содержит 1 файл

реферат рынок цб.docx

— 51.42 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

1 ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ ЦЕННЫХ БУМАГ.

2 СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ  СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ ЦЕННЫХ  БУМАГ В РОССИИ. ИНФРАСТРУКТУРА  СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФОНДОВЫМ  РЫНКОМ.

3 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ.  САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ  БУМАГ.

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ТЕСТ

Задача№3

 

1 ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ ЦЕННЫХ БУМАГ.

 

Система управления рынком ценных бумаг — это совокупность конкретных способов и приемов по регулированию функционирования и развития фондового рынка. Ключевым моментом в процессе управления любой системой является определение цели. Цель системы управления рынком ценных бумаг состоит в обеспечении устойчивости, сбалансированности и эффективности рынка.

В качестве цели регулирования  рынка иногда называют защиту интересов инвесторов, но такой подход к постановке цели является односторонним. Инвестор выступает одним из элементов управляющей подсистемы, выполняя только ему присущую, функцию, тесно связан с другими элементами системы управления и обладает способностью взаимодействовать и интегрироваться с ними. Направленное воздействие на один из элементов системы может привести к нарушению устойчивости системы в целом, что противоречит общему правилу менеджмента: стремиться к устойчивости системы в' целом, а не тех или иных ее элементов или подсистем. С этой точки зрения именно обеспечение ликвидности и устойчивости рынка ценных бумаг затрагивает интересы всех участников рынка и государства. Защиту интересов инвесторов можно считать тактической задачей, обусловленной тем, что в настоящее время многие инвесторы находятся в более уязвимом положении по сравнению с эмитентами, регистраторами, посредниками, что связано со специфическими процессами становления рынка. Кроме определения цели в процесс регулирования рынка входит выработка механизма регулирования, который включает рычаги управления, правовое, нормативное и информационное обеспечение.

Правовое обеспечение — это законодательные акты, постановления, указы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления. Нормативное обеспечение — это инструкции, нормативы, нормы, методические указания и разъяснения, а также правила, утверждаемые организациями профессиональных участников рынка.

Информационное  обеспечение — это разного рода экономическая, коммерческая, финансовая и прочая информация.

Совокупность государственных  и негосударственных методов регулирования составляет, в свою очередь, основу системы управления рынком ценных бумаг. Регулирование рынка ценных бумаг — это объединение в одну систему определенных методов и приемов, позволяющих упорядочить совершение фондовых операций, подчинить их определенным требованиям и правилам. Это механизм поддержания равновесия взаимных интересов всех участников рынка ценных бумаг в рамках действующего законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СУБЪЕКТЫ И  ОБЪЕКТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ  ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ. ИНФРАСТРУКТУРА  СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФОНДОВЫМ  РЫНКОМ.

 

Как любая система управления, система управления рынком ценных бумаг строится в соответствии с его целями, стратегией и задачами и включает две подсистемы: управляющую и управляемую, которые обслуживает организационная, функциональная и техническая инфраструктура. Первая подсистема выступает в роли субъекта, а вторая — объекта управления. Управляющая подсистема включает:

• государственные органы и саморегулируемые организации, осуществляющие на рынке ценных бумаг законодательную, регистрационную, лицензионную и надзорную деятельность;

• законодательную инфраструктуру (нормативно-правовые документы, действующие на рынке ценных бумаг, 90% которых — законодательные акты);

• этику фондового рынка (правила ведения бизнеса, утверждаемые саморегулируемыми организациями);

• традиции и обычаи.

Управляемая и управляющая  подсистемы выполняют соответствующие функции.

 К функциям  объекта управления относятся:

 организация движения финансовых ресурсов, обеспечение качества ценных бумаг, информационное обеспечение рынка.

Субъект управления выполняет такие функции:

 координация, регулирование,  прогнозирование, стимулирование, организация  и контроль процессов, происходящих на рынке. Воздействие субъекта на объект управления, т.е. сам процесс управления, может осуществляться только при условии циркулирования определенной информации между управляющей и управляемой подсистемами. Процесс управления рынком предполагает получение, передачу, переработку и использование информации. Решение этой задачи основано на применении современной вычислительной техники и технологии, развитии телекоммуникационных систем, обслуживающих локальные рынки ценных бумаг.

Создание общенациональной телекоммуникационной системы, объединяющей региональные рынки, даст возможность координировать функционирование и развитие рынка ценных бумаг в целом, соблюдать единые правила проведения фондовых операций, регистрации ценных бумаг, торговли ими, составления отчетности, существенно облегчит и ускорит процесс совершения сделок.

Инфраструктура  системы управления рынком ценных бумаг

Особую роль в системе  управления рынком ценных бумаг играет инфраструктура. Функциональная (фондовые биржи, фондовые отделы валютных и товарных бирж, постоянные фондовые аукционы), техническая (клиринго-расчетная, депозитарная, регистрационная сеть) и организационная подсистемы инфраструктуры обеспечивают нормальное функционирование рынка ценных бумаг Особое значение имеет информационное обеспечение. Это связано с тем, что качество и потребительские свойства ценных бумаг очень важно проверить до момента покупки (и убедиться в том, что цена товара соответствует его ценности для потребителя). Поскольку проверка инвесторами потребительских качеств такого товара до момента покупки крайне затруднена, очевидно, что возможности злоупотреблений на рынке ценных бумаг существенно выше, чем на других рынках. Отсюда необходимость особого регулирования отношений на этом рынке, как представляющем повышенную опасность нарушения законных интересов инвесторов — физических и юридических лиц. Основой такого регулирования может быть информационное обеспечение.

Оценивая состояние системы  регулирования рынка ценных бумаг в России, в первую очередь следует отметить отсутствие эффективного регулирования как со стороны государства, саморегулируемых организаций, так и со стороны самих субъектов рынка

ИНФРАСТРУКТУРА  СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВТОРИЧНЫМ РЫНКОМ


 


Организационная

Федеральная комиссия

по рынку ценных

бумаг и ее

региональные

отделения

Региональные

комиссии

Мингосимущества

и территориальные

комитеты (отделы)

управления государственным

имуществом

Федеральный фонд

государственного

имущества и фонды

государственного

имущества территорий

Функциональная

Фондовые биржи и

фондовые отделы

универсальных и

товарных бирж

Фондовые центры

Фондовые магазины

Фондовые аукционы

Фондовые отделы и

отделы ценных бумаг

предприятий

Аттестованные

специалисты рынка

ценных бумаг

Техническая

Информационные

системы, специальные

издания, теле- и

радиопередачи

Реестродержатели

Регистраторы

Депозитарии

Центры вексельного

обслуживания

Клиринговые центры


 

 

 

 

Инфраструктура  системы управления вторичным рынком ценных бумаг. Развитие рынка ценных бумаг сдерживается прежде всего неразвитостью технической и функциональной подсистем инфраструктуры. Неэффективно действует система контроля за операциями на рынке ценных бумаг. По мере усложнения и расширения масштабов рынка ценных бумаг возникает необходимость в передаче регионам части контрольных функций.

Одним из признаков низкого  уровня развития фондового рынка является фактическая изолированность локальных рынков ценных бумаг в России. Из-за отсутствия эффективных средств коммуникаций инвесторы не имеют доступа ко всем ценным бумагам, обращающимся на рынке. В конечном счете это ограничивает возможности межрегионального перелива капиталов и препятствует реализации стратегии структурной политики. Формирующиеся на местах фондовые рынки должны быть связаны через центральную информационную систему, ориентированную на операции с наиболее ликвидными ценными бумагами. Без такой системы нельзя наладить свободное движение ценных бумаг, гарантировать безопасность работы и надежность операций на фондовом рынке. Сложность решения данной проблемы связана с огромными масштабами российского рынка ценных бумаг, а также особенностями региональных рынков.

В широком смысле инфраструктура рынка ценных бумаг включает четыре взаимосвязанных блока:

• систему торговли ценными  бумагами;

• систему расчетов по заключенным  сделкам;

• информационную систему, обеспечивающую сбор, обработку и предоставление участникам операций с ценными бумагами информации об эмитентах, выпусках, котировках и местах торговли ценными бумагами;

• телекоммуникационную систему, объединяющую всех участников фондового рынка и обеспечивающую оперативную и согласованную работу остальных блоков.

К основным направлениям развития информационного обеспечения относятся:

• расширение объема публикаций с определением минимального массива информации, подлежащей раскрытию участниками рынка ценных бумаг;

• введение обязательности публикации любых фактов деятельности эмитентов, способных повлиять на курс ценных бумаг;

• создание сети независимых  рейтинговых агентств и введение признанной рейтинговой оценки компаний—эмитентов ценных бумаг;

• широкая публикация макро- и микроэкономической отчетности;

• четкое разграничение  информации, относящейся к коммерческой тайне, и данных, не являющихся таковой; развитие сети специализированных изданий, характеризующих отдельные сегменты рынка ценных бумаг;

• создание общепринятой системы показателей оценки состояния рынка ценных бумаг.

Указом Президента РФ "О  создании условий для проведения

заемных операций на внутреннем и внешнем рынке капитала" от 12 ноября 1997 г. предусмотрено образование независимого федерального рейтингового агентства на базе информационного агентства "Интерфакс". Задача этого агентства состоит в создании системы, обеспечивающей квалифицированную и объективную оценку экономического положения и платежеспособности субъектов РФ, а также предприятий и организаций, готовящихся к проведению заемных операций на внутреннем и внешнем рынке капитала. Правительство РФ будет использовать оценки агентства при подготовке решений о выпуске внешних облигационных займов органов

исполнительной власти субъектов  РФ. Признавая необходимость использовать различные методы регулирования фондового рынка, важно правильно определить их соотношение и добиться их скоординированности.

 

 

 

 

 

 

 

3 ФОРМЫ И МЕТОДЫ  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ  РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ.

 

Система управления рынком ценных бумаг основана на использовании государственных и негосударственных (общественных) методов регулирования. В мировой практике различают две модели регулирования рынка ценных бумаг:

1. Регулирование фондового  рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг. Такая система существует во Франции.

2. При сохранении за  государством основных контрольных  позиций максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям (объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг), значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а установившиеся традиции, система согласований и переговоров. Эта система сложилась в Великобритании.

Государственное регулирование  рынка ценных бумаг включает в  себя:

• разработку и реализацию специальных нормативно-правовых актов;

• разработку стандартов, т.е. набора обязательных требований к участникам рынка, финансовым инструментам и т.п.;

• регламентацию основных процедур и государственный контроль за соблюдением действующего законодательства со стороны участников рынка. Задачами государственного регулирования являются:

• реализация государственной  политики развития рынка ценных бумаг;

• обеспечение безопасности рынка ценных бумаг для профессиональных участников и клиентов;

• создание открытой системы  информации о рынке ценных бумаг и контроль за обязательным раскрытием информации участниками рынка.

Структура государственных  органов, регулирующих фондовый рынок, зависит от принятой модели рынка и степени централизации управления страной и автономии регионов. В странах с федеративным устройством часть полномочий государства на рынке ценных бумаг передана территориям. Общей тенденцией является создание самостоятельных ведомств (комиссий) по ценным бумагам, регулирующих фондовые рынки.

Российский фондовый рынок  имеет смешанную модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций выступают Центральный банк РФ и небанковские государственные органы во главе с ФКЦБ России, с одной стороны, и саморегулируемые ассоциации профессиональных участников рынка ценных бумаг (ПАРТАД, НАУФОР), с другой стороны. В России стихийно сложилась смешанная, полицентрическая модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют коммерческие банки, фондовые биржи и другие финансовые институты. Эта модель отличается от американской, где существуют серьезные ограничения по операциям с ценными бумагами (в частности, для коммерческих банков). Опыт стран с развитым рынком ценных бумаг показывает, что государство должно осуществлять следующие функции:

Информация о работе Контрольная работа по "Управление рынком ценных бумаг"