Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 13:24, контрольная работа
В контрольной работе рассмотрены два вопроса по теории экономического анализа
1. Связь экономического анализа с планированием.
2. Анализ объема, динамики, структуры и скорости товарооборота.
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра социально-экономических и гуманитарных дисциплина
Контрольная работа
по «ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА»
(наименование учебной дисциплины)
Выполнена студентом группы
_____Б 2 409 - 6___________
(№ учебной группы)
______Шавлевой А.А.
(фамилия, имя, отчество)
Научный руководитель к.э.н.
(ученая степень, звание)
Доцент Михайлова О.И.
(фамилия, имя, отчество)
Ставрополь - 2012
Вариант 23
33. Связь экономического анализа с планированием.
73. Анализ объема, динамики,
структуры и скорости
33. Связь экономического анализа с планированием.
Парадоксально на первый взгляд звучит формула, что «чем больше рынка, тем важнее план». Но это лишь на первый взгляд. Известно, что планирование при командноцентрализованной системе было во многих отношениях формальным. Разработанные «вверху» контрольные цифры многоступенчато доводились до исполнителей (часто способом «механической разверстки»). Мнения исполнителей не всегда испрашивались и тем более учитывались.
Каждое предприятие в рыночных условиях должно начинать свое дело с тщательно разработанного и научно обоснованного бизнесплана, составление которого начинается с обстоятельного анализа самой идеи начинаемого «дела», с оценки его разумности, реалистичности, перспективности, финансовой результативности.
Бизнесплан необходим в первую очередь самому собственнику (частному или коллективному). Без него невозможно организовать коллектив акционеров, деловых сотоварищей, которые должны быть в полном курсе дела; невозможно привлечь инвесторов, без которых далеко не всегда можно обойтись; совершенно нереальным становится получение кредитов в государственных и коммерческих банках.
Бизнесплан производственного предприятия строится по следующей примерной схеме, включающей следующие разделы: введениерезюме; цель производства — перечень выпускаемых товаров (их отличия и преимущества по сравнению с продукцией других производителей); оценка рынка сбыта (поиск необходимой информации и ее анализ); конкурентоспособность по основным параметрам (объем производства и продажи, качество продукции, уровень цен, средняя прибыль); стратегия маркетинга; план производства (производственные мощности, сырьевые ресурсы, кадры); организационные принципы (производственные службы, их координация, взаимодействие и подконтрольность); правовой статус предприятия (особенно вновь организуемого — частное или коллективное владение, кооператив, совместное предприятие и др.); коммерческий риск и меры, его ограничивающие (профилактика, страхование); финансовый план (включающий данные о реализации продукции, о доходах и расходах, денежной выручке и других поступлениях, баланс активов и пассивов, аналитический расчет безубыточности); стратегия финансирования (ожидаемый возврат вложений); товарноматериальное обеспечение полученных кредитов, получение прибыли не ниже среднеотраслевой нормы.
Любой из перечисленных разделов бизнесплана невозможно соответствующим образом обосновать без использования почти всего арсенала аналитических способов и приемов, в том числе и математических.
Экономический анализ поэтому тесно связан с математикой.
73. Анализ объема, динамики,
структуры и скорости
Анализ объема динамики розничного товарооборота. Данный показатель считался и будет считаться одним из важнейших в условиях любого экономического уклада. Он приближается по своему значению к такому показателю, как совокупный внутренний валовой продукт, являясь органической составляющей последнего.
Объем розничного товарооборота слагается из суммы продаж товаров для непосредственного потребления населением страны в обмен на личные доходы. Данный показатель подвержен изменению под воздействием множества факторов, которые можно подразделить на следующие группы:
1) связанные с товарными фондами; 2) связанные с численностью работников, организацией и производительностью труда; 3) связанные с использованием основных средств.
В настоящее время стали выделять и четвертую группу факторов, влияющих на объем товарооборота, — социальные. К ним относят многие из факторов, связанных с рациональным использованием трудовых ресурсов, производительностью и качеством труда, с обеспечением необходимых социальных условий. В качестве социального фактора в известном смысле можно рассматривать и сезонные колебания потребительского спроса. Методика анализа социальных факторов. излагается ниже.
Первая группа — факторы,
связанные с товарными фондами.
Каждое из алгебраических слагаемых товарного баланса соответствующим образом влияет на объем розничного товарооборота. Увеличение начальных запасов и поступления товаров оказывает положительное влияние на сумму реализации товаров; их уменьшение, наоборот, способствует сокращению размеров реализации; уменьшение прочего выбытия товаров, сокращение конечных запасов товаров положительно влияют на сумму реализации; их увеличение сказывается на величине реализации данного отчетного периода отрицательно.
Говоря о направлении влияния (+, —), необходимо учитывать доброкачественность поступивших товаров в нужном ассортименте и требуемых количествах и то, что товары в запасе также должны отвечать этим требованиям. При нарушении этих условий фактор, оказывающий положительное, влияние (например, увеличение завоза товаров), может стать отрицательным. В самом деле, нельзя считать положительным фактор увеличение завоза товаров, не пользующихся спросом у покупателей, начальных запасов, если они возрастали за счет неходовых товаров.
Влияние на сумму реализации
того или иного слагаемого товарного
баланса измеряется способом цепной
подстановки или путем
Имея исходные данные и используя формулу товарного баланса, можно определить влияние на величину реализации изменения начальных запасов товаров, поступления товаров, их прочего выбытия, конечных товарных запасов.
Ко второй группе факторов, влияющих на объем розничного товарооборота, относятся трудовые факторы: численность работников, организация и производительность труда.
Объем розничного товарооборота в зависимости от товарных фондов считается величиной производной. Между тем розничный товарооборот необходимо рассматривать и в качестве показателя, активно воздействующего на приток в торговую сеть новых товаров. Предприятия и организации розничной торговли должны способствовать появлению новых товаров, вовлекать в товарооборот новые товарные ресурсы, воздействуя на ассортимент и качество товаров. Работники розничных торговых предприятий, непосредственно общаясь с населением в процессе продажи, определяют объем и характер потребительского спроса, определенным образом воздействуют на формирование товарного потока, направляемого в розничную торговую сеть.
Средняя численность торговых работников — важный показатель торговли. Число работников, рабочих мест в торговле возрастаете связи с открытием новых предприятий. Но в связи с ограниченностью ресурсов исключительно актуальным становятся рациональная организация труда, повышение его производительности. В качестве показателя производительности труда применяется сумма товарооборота на одного торгового работника. Повышение среднего товарооборота на одного работника можно положительно оценить, естественно, только в том случае, если это не сопровождается ухудшением качества Обслуживания покупателей. Объем товарооборота розничного предприятия можно представить произведением численности работников и производительности их труда.
Методом цепной подстановки или способом разниц можно подсчитать, в какой мере повлияли на объем розничного товарооборота изменение численности работников и производительность их труда.
Изучение взаимосвязи
товарооборота и
Корреляционная зависимость между названными показателями определяется при помощи группировки, которая позволяет выявить характер связи (прямая или обратная). Однако количественно измерить соотношение между объемом товарооборота и производительностью труда торговых работников можно лишь на основе корреляционного анализа.
Между производительностью труда торговых работников (средней выработкой) и объемом товарооборота имеют место следующие формы связи:
1) линейная:
2) степенные:
3) логарифмическая:
Корреляционная зависимость
между производительностью
Третья группа факторов, влияющих на объем розничного товарооборота, связана с использованием основных средств. Они оказывают на объем розничного товарооборота также значительное влияние.
Увеличение объема розничного товарооборота может произойти в результате прироста торговой площади и более рационального ее использования.
Сложнее методика анализа
прироста товарооборота за счет более
рационального использования
В непродовольственных магазинах торговую площадь следует рациональнее использовать путем завершения перехода на продажу товаров с открытой выкладкой. Это позволяет улучшить обслуживание населения, увеличить объем розничного товарооборота. Сумма среднего товарооборота на один квадратный метр торговой площади в этом случае, как правило, повышается. Анализ здесь целесообразно проводить, сравнивая этот показатель до и после переоборудования магазина.
В розничной торговле продовольственными товарами более рациональному использованию помещений способствуют расширение продажи фасованных и штучных товаров, применение несправедливо забытого метода самообслуживания.
Анализ динамике розничного товарооборота осуществляется путем сравнения его объема за ряд отчетных периодов.
Определенный интерес может представить здесь анализ динамики, выражающий розничный товарооборот в натуральных показателях: например, по печально знаменитой «продовольственной корзине» (набору ограниченного числа жизненно необходимых пищевых продуктов); по наиболее значимым товарам культурно-бытового назначения (стиральным машинам, холодильникам, телевизорам, газовым плитам^ мебели, предметам рационального личного гардероба и т. д.).
Натуральным показателем может выступить в качестве обобщающего показателя изменений объема товарооборота и «большая калория» (по продовольственным товарам).
Анализ структуры розничного товарооборота отличается особой актуальностью для торговых предприятий, реализующих широкий ассортимент товаров народного потребления (например, продовольственных).
Для анализа на макроуровне использовалась обязательная для всех торговых предприятий статистическая отчетность, а также достаточно репрезентативные данные бюджетной статистики.
Вторым источником информационного обеспечения анализа потребительского спроса на макроуровне являлись прежде выборочные обследования бюджетов различных общественных групп населения.
В основу бюджетной статистики
стали закладываться
Анализ скорости розничного товарооборота. Инвестированный в розничную торговлю капитал, как отмечалось выше, отличается сравнительно высокой оборачиваемостью. Это относится прежде всего к товарным запасам, являющимся здесь основными слагаемыми оборотных активов. Поэтому скорость розничного оборота, или товарооборота, относится к показателям, находящимся под постоянным контролем. От скорости товарооборота непосредственно зависят финансовые результаты торгового предприятия, его финансовая устойчивость. Отсюда и значение анализа рассматриваемого показателя.
Скорость розничного товарооборота определяется путем сопоставления объема оборота и средних товарных запасов. Большое влияние на исчисление показателя оборачиваемости оказывает точность' исчисления суммы среднего товарного запаса.
Товарные запасы в абсолютном выражении характеризуют лишь товарные остатки в торговом предприятии на определенный момент (на начала и конец отчетного периода или какую-либо промежуточную дату). Использовать данные об остатках товаров на какие-либо отдельные даты для оценки товарных запасов за весь отчетный период нельзя. Для такой оценки необходимо исчислить показатели среднего запаса. Этот запас определяется по данным об остатках товаров на отдельные даты. Исчисление среднего товарного запаса за отчетный год можно произвести двумя способами: 1) по формуле среднеарифметической с привлечением двух слагаемых — остатка товаров на начало и остатка товаров на конец отчетного периода;
2) по формуле средней
хронологической моментного
Наиболее точным будет показатель, который исчислен с привлечением большего числа моментных показателей. Определять средний запас за отчетный год по первому способу не рекомендуется, поскольку остатки на начало и конец периода могут резко отклоняться от остатков на промежуточные даты.
Информация о работе Контрольная работа по теории экономического анализа