Контрольная работа по "Региональной экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 23:25, контрольная работа

Описание работы

Какие методы прогнозирования и планирования развития регионов вам известны?
Какое позитивное и негативное воздействие могут оказывать на переходные к рынку страны иностранные инвестиции?
Что представляет собой логистическая система страны (региона) и каково ее значение в экономике современного государства?
В чем заключается особое значение домашнего хозяйства в условиях рыночно ориентированной экономической системы?
Какие направления совершенствования государственной региональной политики связаны с децентрализацией и предоставлением регионам дополнительных полномочий в принятии управленческих решений?
Почему Республика Беларусь, в отличие от ряда других стран с переходными к рынку экономиками, смогла выйти из трансформационного кризиса и сегодня демонстрирует устойчивое социально-экономическое развитие?
Как соотносятся между собой такие понятия, как «районирование», «административно-территориальное деление», «экономический район» и «экономическое районирование»?
Каковы особенности региональной политики в Германии?
Какие особенности имеет региональная политика Европейского союза в прошедшем (2001-2005) и в текущем (2007-2013) программном периоде?
Как определяется инновационный индекс региона по методике, разработанной под руководством профессора М. Ковалева?

Работа содержит 1 файл

Региональная экономика.docx

— 33.93 Кб (Скачать)

     - наделение одного из министерств полномочиями головного республиканского органа государственного управления в области государственной региональной политики, что позволит от разрозненной, фрагментарной, нескоординированной региональной политики перейти к активному, согласованному по министерствам и ведомствам государственному управлению регионами. С этой же целью целесообразно за одним из вице-премьеров правительства Республики Беларусь закрепить функцию координатора прямой региональной политики и регионально ориентированных мер, осуществляемых всеми республиканскими органами государственного управления;

     - изучение положительного зарубежного опыта регионального управления и его адаптация для решения проблем развития регионов в Республике Беларусь. Особого внимания заслуживает система принципов, на которых основывается региональная политика Европейского союза (принципы концентрации, партнерства, планирования, дополнительности и субсидиарности). Эти принципы с успехом могут быть использованы на национальном уровне: в странах с рыночной экономикой – практически в полном объеме, а в переходных экономиках – в модифицированном виде.

     Таким образом, очевидно, что повышение  эффективности государственного управления регионами возможно как на пути сочетания  мероприятий, связанных с углублением централизации в выработке принципов региональной политики каким-либо одним органом государственного управления, так и с помощью обратного процесса, обусловленного возрастанием полномочий регионов в принятии управленческих решений.

  1. Почему Республика Беларусь, в отличие от ряда других стран с переходными к рынку экономиками, смогла выйти из трансформационного кризиса и сегодня демонстрирует устойчивое социально-экономическое развитие?

     Устойчивое  социально-экономическое развитие Республики Беларусь в последние  годы во многом объясняется тем, что  в нашей стране, благодаря постоянному  вниманию государства к социально-экономическим  проблемам регионов и общества в  целом, нет столь ярко выраженных региональных проблем и чудовищного  рыночно-капиталистического расслоения общества. При этом зачастую нерыночные методы управления (особенно в фундаментальном недостатке либеральной рыночной системы) выглядят вполне логичными и обоснованными, поскольку именно они предотвращают возникновение тех противоречий и конфликтов, которые являются наиболее значимыми и острыми для большинства других переходных к рынку стран, ориентированных именно на либеральный рынок.  

  1. Как соотносятся между собой такие понятия, как «районирование», «административно-территориальное деление», «экономический район» и «экономическое районирование»?

     Успешное  управление какой-либо крупной территорией  невозможно без ее районирования, или  административно-территориального деления, т. е. расчленения этой территории на составные части. Проблемы районирования особенно актуальны для государств, имеющих обширную территорию, разнообразные природные условия, большой потенциал производительных сил.

     Основным  элементом территориальной структуры  хозяйства страны, учитывающим специализацию  в территориальном разделении труда, специфику природно-ресурсных и  социально-экономических условий, является экономический район. Экономический  район – это часть народного  хозяйства страны на определенной территории, характеризующаяся определенным экономико-географическим положением, территориально-хозяйственным  единством, своеобразием природных  и экономических условий, исторически  сложившейся производственной специализацией, основанной на территориальном разделении труда. Экономический район, как  правило, выделяется на базе районного  хозяйственного комплекса, представляющего  собой объективно сформировавшуюся в пределах определенной территории более или менее целостную  систему хозяйства и социальных процессов.

     Экономическое районирование является важнейшей  предпосылкой для административно-территориального деления страны, которое должно строиться  на социально-экономической основе с учетом как хозяйственной специфики, так и исторических факторов. При этом критериями административно-территориального деления могут быть: примерное равенство площади территориальных образований, их населения, экономического потенциала и т. п., а также удобство управляемости территорий путем приближения субъекта управления к объекту – к населению и хозяйственным единицам (с учетом транспортных и др. коммуникаций). В целом экономическое районирование и административно-территориальное деление призваны обеспечить возможность эффективного управления страной, облегчить планирование и прогнозирование, решение социально-экономических проблем.

  1. Каковы особенности региональной политики в Германии?

     Особенностями региональной политики ФРГ являются:

     - большая степень неравномерного развития регионов, которая приобрела большие масштабы после объединения Германии.

     - стабильность и сбалансированность региональной политики Германии:

     - создание условий для равномерного развития регионов является требованием Конституции Германии (в отличие от большинства других стран ЕС).

  1. Какие особенности имеет региональная политика Европейского союза в прошедшем (2001-2005) и в текущем (2007-2013) программном периоде?

     Характеризуя  перспективы региональной политики ЕС в текущем программном периоде (2000–2006 гг.), необходимо отметить, что на мероприятия, связанные с содействием развитию и исправлению структуры отстающих регионов, планируется израсходовать 135,9 млрд евро, что почти на 20 % больше по сравнению с предыдущим программным периодом 1994–1999 гг. Европейский фонд регионального развития продолжит оказывать помощь при осуществлении производственных инвестиций, направляемых на создание новых и сохранение существующих рабочих мест, инфраструктуры (транспортной, энергетической, телекоммуникационной), поддержку малых и средних предприятий в проблемных регионах.

     В июле 2004 г. Еврокомиссия приняла пакет из пяти документов по реформе политики сплочения и интеграции в новом программном периоде 2007–2013 гг. с законодательными предложениями по установлению общего порядка формирования и использования средств вышеуказанных структурных фондов. В частности, в новом программном периоде на реализацию политики сплочения через Европейский фонд регионального развития, Европейский социальный фонд и Фонд сплочения, запланировано израсходовать 335,1 млрд евро, в том числе на такие приоритетные цели как «Конвергенция» – 264 млрд евро, «Региональная конкурентоспособность и занятость» – 57,9 млрд евро и «Европейское территориальное сотрудничество» – 13,2 млрд евро.

     Особенностью  расходования ресурсов на цели региональной политики ЕС в новом программном  периоде является то, что помощь в совокупном объеме 177,8 млрд евро в 2007–2013 гг. будет оказываться регионам с ВРП на душу населения, меньшим 75 % среднего аналогичного показателя по всем 25 странам-членам ЕС. При этом возникла новая проблема, связанная с тем, что в связи с расширением ЕС за счет вхождения в него десяти новых, существенно более бедных членов некоторые регионы ЕС-15, которые до его расширения имели ВРП на душу населения менее 75 % от среднего для 15 старых членов ЕС уровня, потеряли право на оказание им помощи через структурные фонды. Это произошло из-за явления так называемого «статистического эффекта», связанного с тем, что средний ВРП на душу населения за счет вхождения в ЕС новых членов существенно снизился, и те регионы, которые до расширения союза имели ВРП на душу населения ниже среднего по ЕС уровня и получали помощь через структурные фонды, попали в категорию регионов с ВРП на душу населения выше среднего уровня. Для того, чтобы сохранить помощь регионам, пострадавшим в результате «статистического эффекта», ЕС предусматривает оказание им помощи в совокупном объеме 22,14 млрд евро. Условием получения такой помощи является ВРП на душу населения менее 75 % среднего аналогичного показателя по 15 старым членам ЕС, несмотря на то, что этот показатель оказывается существенно выше, чем в среднем для всех 25 членов нынешнего ЕС. 

     Важным  направлением общеевропейской региональной политики является концепция формирования и развития еврорегионов – территориальных образований, интегрирующих в себе (перекрывающих) территории и регионы европейских стран (в том числе и не входящих в ЕС). Еврорегион – это трансграничный союз, интегрированная социально-экономическая территория, где сохраняется уважение к различиям на основе партнерства и солидарности.

     Следуя  европейскому опыту, Беларусь уже более  чем 12 лет тому назад обратила свои взоры на такой феномен, как еврорегионы. Так, еврорегион «Буг», созданный в 1995 г., стал первой для Беларуси подобной структурой трансграничного сотрудничества. Использование модели еврорегионального взаимодействия позволяет более эффективно решать проблемы, требующие объединения ресурсов административно-территориальных единиц каждой из участвующих стран. В случае с еврорегионом «Буг» речь идет о Беларуси, Польше и Украине. Всего Республика Беларусь сегодня участвует в деятельности пяти еврорегионов: «Неман» (с 1997 г.), «Озерный край» (с 1998 г.), «Беловежская пуща» (с 2002 г.), «Днепр» (с 2003 г.).

  1. Как определяется инновационный индекс региона по методике, разработанной под руководством профессора М. Ковалева?

       Инновационный индекс региона по существу есть мера готовности (возможности) выполнить  задачи, обеспечивающие достижение поставленных целей в инновационной сфере, т. е. мера готовности к созданию, освоению и распространению разного типа новшеств, к реализации результатов в инновационной деятельности.

       Инновационный индекс региона рассчитывается как среднее геометрическое из произведений (ресурсный, структурный, функциональный, динамический) индексов, каждый из которых, в свою очередь, характеризуется целой группой показателей. Общий подход к определению индексов состоит в сравнении регионального индекса с аналогичным среднереспубликанским показателем. Если тот или иной индекс принимает значение больше единицы, то это означает, что по данному показателю регион (область) превосходит среднереспубликанский уровень, если же он оказывается меньше единицы, то исследуемый регион отстает от среднего уровня по стране.

  1. Каковы особенности распределения инновационного потенциала по регионам Республики Беларусь?

     Для г. Минска индекс распределение кадрового потенциала высшего образования равен 1,43, для Брестской областей он самый низкий и составляет 0,57. Минская область имеет свои особенности, поскольку г. Минск как административный центр области обеспечивает подготовку кадров для этого региона.

     Научный потенциал регионов имеет также  свои особенности. Основным ядром является г. Минск, который осуществляет в значительной мере фундаментальные исследования по всем основным областям знаний, а также ведет прикладные исследования и разработки. Около 50 % численности персонала, занятого исследованиями и разработками, сосредоточено в НАН Беларуси. Именно этим объясняется высокий индекс развития научного потенциала г. Минска (1,93), но более низкая, чем у Минской области, результативность использования научно-технического потенциала.

     Высокими  показателями индекса научного потенциала обладают Гомельская область (0,74) и  Минская область (0,69). Наиболее низкий научный потенциал у Гродненской  области (0,30). Здесь же наиболее низкая результативность использования научно-технического потенциала (0,22).

     Следует отметить, что слабый инновационный  потенциал, неразвитость инновационной  инфраструктуры ограничивают самостоятельность  и инициативу предприятий в продвижении  инноваций. Потенциал развития инновационной деятельности регионов влияет на результативность развития научно-технического потенциала, что особенно ярко отмечается у Минской и Могилевской областей.

     Инновационный потенциал имеет определенную инертность, а его структура воздействует на конкурентоспособность региона, как в краткосрочном, так и  долгосрочном периоде. Сложившийся  инновационный потенциал Беларуси активно формировался во второй половине прошлого века одновременно с развитием  городов, созданием крупных вузов  республики и бурно развивающейся  промышленностью. В постиндустриальных государствах крупные города меняют свою функциональную ориентацию. Из них  «уходят» даже весьма современные промышленные отрасли и происходит концентрация ресурсов знаний. Эти тенденции в перспективе будут характерны для Беларуси в целом.

     Для дальнейшего развития инновационного потенциала регионов нужен дифференцированный подход к формированию инновационной  системы, ориентированной, с одной  стороны, на перспективные инновационные  разработки на базе специализированных НИИ, научно-производственных организаций, и с другой – на интенсивное развитие трансферта технологий и разработок в сфере промышленности и услуг, включая зарубежные научно-технические достижения.

     12. Почему Республика  Беларусь, в отличие  от ряда других  стран с переходными  к рынку экономиками,  смогла выйти из  трансформационного  кризиса и сегодня  демонстрирует устойчивое  социально-экономическое  развитие?( смотреть вопрос 6) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Контрольная работа по "Региональной экономике"