Контрольная работа по "Региональной экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 23:25, контрольная работа

Описание работы

Какие методы прогнозирования и планирования развития регионов вам известны?
Какое позитивное и негативное воздействие могут оказывать на переходные к рынку страны иностранные инвестиции?
Что представляет собой логистическая система страны (региона) и каково ее значение в экономике современного государства?
В чем заключается особое значение домашнего хозяйства в условиях рыночно ориентированной экономической системы?
Какие направления совершенствования государственной региональной политики связаны с децентрализацией и предоставлением регионам дополнительных полномочий в принятии управленческих решений?
Почему Республика Беларусь, в отличие от ряда других стран с переходными к рынку экономиками, смогла выйти из трансформационного кризиса и сегодня демонстрирует устойчивое социально-экономическое развитие?
Как соотносятся между собой такие понятия, как «районирование», «административно-территориальное деление», «экономический район» и «экономическое районирование»?
Каковы особенности региональной политики в Германии?
Какие особенности имеет региональная политика Европейского союза в прошедшем (2001-2005) и в текущем (2007-2013) программном периоде?
Как определяется инновационный индекс региона по методике, разработанной под руководством профессора М. Ковалева?

Работа содержит 1 файл

Региональная экономика.docx

— 33.93 Кб (Скачать)

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

     УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

     « ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

     ИМ. Я.КУПАЛЫ » 

     ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ 
 
 
 
 

     К о н т р о л ь н а я р а б о т а 

             по  Региональной экономике

             студентки 4 курса группы № 2

             специальности «экономика и управление

             на  предприятии»

             заочной сокращенной формы обучения

             Ярошук Натальи Ивановны 
         
         

             Преподаватель: Тежик А.И. 
         
         
         
         

Гродно 2011

Вариант 27.

  1. Какие методы прогнозирования и планирования развития регионов вам известны?

     В методологии прогнозирования и  планирования развития регионов применяются:

     а) программно-целевой метод, предусматривающий  возможность составления и реализации проблемных и комплексных целевых  региональных программ. В основе проблемных региональных программ лежат узловые  вопросы, определяющие уровень и  тенденции развития в будущем  той или иной конкретной стороны  регионального хозяйственного комплекса (например, программа поддержки малого предпринимательства в г. Минске). Под комплексными региональными программами подразумеваются такие программы, которые нацелены на сбалансированное развитие региона по целому ряду показателей-индикаторов с целью наиболее полного удовлетворения основных материальных и культурных потребностей населения региона (например, программа комплексного социально-экономического развития Витебской области на 2001 г.);

     б) балансовый метод планирования, основанный на системе территориальных балансов. Посредством балансового метода обеспечивается увязка ресурсов и потребностей, соизмерение затрат и результатов  производства, сбалансированность между  наличием и необходимостью материальных, энергетических, финансовых и трудовых ресурсов с учетом межрегиональных  связей. При этом наиболее перспективным  направлением считается применение натурально-стоимостной схемы межотраслевого баланса (МОБ), учитывающей наличие  региональных межотраслевых связей, взаимное сотрудничество сопряженных  отраслей, доли отраслей и конкретных продуктов во взаимном продуктообмене;

     в) нормативный метод, основанный на активном применении в качестве целеориентирующих факторов дифференцированных норм и нормативов;

     г) метод экстраполяции, учитывающий  динамику прогнозируемых и планируемых  индикаторов, а также возможные  тенденции их вариации;

     д) метод экспертных оценок, связанный с опросами специалистов, имеющих значительный опыт работы в данной сфере;

     е) методы экономико-математического  моделирования, предусматривающие  разработку формализованных моделей, подстановка в которые числовых значений, характерных для будущих  периодов, дает возможность вычислить  другие параметры для этих же периодов.

  1. Какое позитивное и негативное воздействие могут оказывать на переходные к рынку страны иностранные инвестиции?

     Приоритетными направлениями привлечения иностранных  инвестиций в экономику большинства  регионов являются:

     - реализация крупных инвестиционных проектов;

     - развитие и модернизация традиционной промышленной базы;

     - организация новых производств, которые основываются на нетрадиционных для региона технологиях, способствуют разрешению структурных проблем экономики (развитие отсталых в экономическом или социальном плане территорий, способствуют повышению занятости населения, улучшению экологической ситуации и т. д.) или насыщают рынок качественно новыми товарами или услугами.

     Реализация  каждого из направлений использования  иностранных инвестиций нуждается  в разграничении степени государственного вмешательства. Осуществление крупных  инвестиционных проектов требует как  усилий со стороны региональных органов  власти, так и жесткого государственного контроля. Контроль со стороны правительства  должен быть опосредован финансовыми  интересами государства. Третье направление  нуждается лишь в создании эффективной  обезличенной системы государственной  поддержки и выработке своеобразных правил игры, возможно, более лояльных к иностранным инвестициям, чем  общепринятые нормы. Помимо этого необходимо перейти к применению дифференцированных подходов, т. е. оригинальных, адекватных способов инвестирования или их комбинации в зависимости от текущей ситуации, определяющей условия реализации того или иного проекта.

     К позитивным последствиям иностранных  инвестиций можно отнести приток достижений мирового научно-технического прогресса в национальную экономику. Вместе с тем имеются и негативные последствия. К их числу относится, например, увеличение структурной безработицы, усугубление диспропорции в развитии добывающего и производящего  секторов экономики, ухудшение экологической  обстановки, рост социального неравенства  и т. д.

  1. Что представляет собой логистическая система страны (региона) и каково ее значение в экономике современного государства?

     Важной  составной частью инфраструктуры регионов является логистический комплекс. От его эффективного функционирования зависит ритмичность и эффективность работы всех предприятий региона, а также состояние его социальной сферы. В самом общем смысле, логистика – это наука об эффективном перемещении и распределении материальных, информационных, людских, финансовых и т. п. потоков. Таким образом, логистическая система государства (региона) – это совокупность элементов и факторов, обеспечивающих рациональную организацию движения по его территории и распределения внутри нее грузов, информации и др. видов ресурсов. В современных условиях логистический комплекс является также основой экономической интеграции регионов и целых стран, включения их в международное разделение труда и формирования новых внешнеэкономических отношений.

     Функциональное  назначение логистического комплекса для такой страны как Республика Беларусь, прежде всего, состоит в обеспечении перемещения грузов и пассажиров в пространстве и во времени и сводится к эффективному управлению грузо- и пассажиропотоками на территории страны и ее регионов, в связи с чем логистическая инфраструктура в самом первом приближении может быть отождествлена с транспортной инфраструктурой. Поэтому для нее в большей степени, чем для любой другой отрасли, характерна территориальная, региональная специфика. Важнейшей особенностью является пространственно-сетевой характер расположения ее объектов, обусловливающий тесную взаимосвязь с территорией, размещением производства и системой расселения. Плотность сети и мощность транспортных потоков характеризует в определенной степени уровень концентрации производства, степень освоенности территории, ее потенциал, а также уровень экономического и социального развития региона.

  1. В чем заключается особое значение домашнего хозяйства в условиях рыночно ориентированной экономической системы?

     В теории рыночно ориентированной  экономической системы исключительно  большое значение отводится экономической  категории «домашнее хозяйство», которое трактуется как хозяйственная единица, состоящая их одного или более лиц, объединяемых общим бюджетом и местом проживания, которая снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности человека. Домашнее хозяйство охватывает все виды трудовой, производственной, экономической и социальной активности, объединяя потребителей, наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств производства, лиц, занятых и не занятых в общественном производстве. Необходимо указать, что если в социально-демографической теории домашнее хозяйство – это, прежде всего, универсальная учетно-статистическая единица (семья), то в экономических исследованиях – это особый тип хозяйства, первичная экономическая система, деятельность которой имеет большое значение для экономики в целом.

     Доход домашнего хозяйства может быть рассмотрен в следующих аспектах:

     - доход, получаемый собственно домашним хозяйством за счет производимых его членами продуктов и услуг;

     - внешний доход, представляющий собой все внешние заработки и денежные поступления;

     - совокупный доход, объединяющий два предыдущих его вида.

  1. Какие направления совершенствования государственной региональной политики связаны с децентрализацией и предоставлением регионам дополнительных полномочий в принятии управленческих решений?

     В рамках тенденции сокращения прямого  вмешательства государства в  социально-экономическую практику регионов и их развитие целесообразно  рассмотреть следующие направления  совершенствования государственной  региональной политики:

     - смещение приоритетов от практики централизованного перераспределения государственных ресурсов между административно-территориальными единицами на стимулирование структурных преобразований в самих регионах, обеспечение максимально эффективного использования внутренних материальных, финансовых и трудовых ресурсов областей, городов и т. д., роста экономической активности населения проблемных регионов. Кроме того, важно обеспечить относительную финансовую самостоятельность регионов путем укрепления системы региональных финансов, местных бюджетов и совершенствования межбюджетных отношений;

     - продолжение реформы в области местного управления и самоуправления, нацеленной на повышение роли местных органов управления и самоуправления в решении региональных проблем. Необходимость этой реформы обусловлена тем, что население конкретных областей, районов, городов и представляющие их интересы местные органы не могут быть пассивными наблюдателями происходящих в стране и регионах процессов. Они должны иметь широкие возможности выбора путей своего собственного развития, участия в принятии решений по всем социальным, экономическим, политическим и культурным вопросам местного значения. В связи с этим совершенствование системы местного управления и самоуправления одновременно является как одним из новых направлений государственной региональной политики, так и необходимым условием повышения эффективности всего государственного управления в перспективе;

     - повышение роли регионального уровня управления как в разработке и реализации внешнеэкономической политики государства в целом, так и при осуществлении относительно самостоятельного выхода регионов на международные рынки (при соблюдении фундаментального принципа безусловного приоритета центра в области регулирования международных экономических отношений). С учетом последнего замечания проблема выхода регионов на международные рынки сводится к поиску оптимального разграничения полномочий в области внешнеэкономического регулирования между национальным и региональным уровнями управления;

     - стимулирование создания в регионах и совершенствование условий функционирования свободных экономических зон (СЭЗ) в качестве специальных территорий, где благодаря наличию льготных, более либеральных экономических условий практически реализуется принцип децентрализации управления конкретных субъектов хозяйствования – резидентов СЭЗ.

     Все вышеперечисленные меры по децентрализации  управления регионами, несомненно, могут  быть причислены и к комплексу  важнейших направлений по повышению  эффективности государственной  региональной политики. В то же время  увеличение качества государственного управления развитием регионов может  быть обеспечено посредством реализации и ряда других специальных мероприятий, в числе которых:

     - сокращение затрат республиканского бюджета на реализацию регионально ориентируемых, зачастую дублирующих, а порой вообще противоречащих друг другу мер, реализуемых в рамках отраслевых и межотраслевых программ практически всеми республиканскими органами. Соответствующие средства целесообразно в целевом порядке направлять на разработку и реализацию небольшого количества, но финансируемым в достаточном объеме, региональных программ, имеющих государственное значение. Иными словами, необходимо произвести экспертизу косвенной, пассивной, рассредоточенной по министерствам и ведомствам государственной региональной политики, а затем дополнить и скоординировать ее с активной политикой с четко выраженными целями и задачами, объектами и субъектами, гибким механизмом реализации;

Информация о работе Контрольная работа по "Региональной экономике"