Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 23:25, контрольная работа
Какие методы прогнозирования и планирования развития регионов вам известны?
Какое позитивное и негативное воздействие могут оказывать на переходные к рынку страны иностранные инвестиции?
Что представляет собой логистическая система страны (региона) и каково ее значение в экономике современного государства?
В чем заключается особое значение домашнего хозяйства в условиях рыночно ориентированной экономической системы?
Какие направления совершенствования государственной региональной политики связаны с децентрализацией и предоставлением регионам дополнительных полномочий в принятии управленческих решений?
Почему Республика Беларусь, в отличие от ряда других стран с переходными к рынку экономиками, смогла выйти из трансформационного кризиса и сегодня демонстрирует устойчивое социально-экономическое развитие?
Как соотносятся между собой такие понятия, как «районирование», «административно-территориальное деление», «экономический район» и «экономическое районирование»?
Каковы особенности региональной политики в Германии?
Какие особенности имеет региональная политика Европейского союза в прошедшем (2001-2005) и в текущем (2007-2013) программном периоде?
Как определяется инновационный индекс региона по методике, разработанной под руководством профессора М. Ковалева?
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
« ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ.
Я.КУПАЛЫ »
ФАКУЛЬТЕТ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
К
о н т р о л ь н а я р а б о т а
по Региональной экономике
студентки 4 курса группы № 2
специальности «экономика и управление
на предприятии»
заочной сокращенной формы обучения
Ярошук
Натальи Ивановны
Преподаватель:
Тежик А.И.
Гродно 2011
Вариант 27.
В методологии прогнозирования и планирования развития регионов применяются:
а)
программно-целевой метод, предусматривающий
возможность составления и
б)
балансовый метод планирования, основанный
на системе территориальных
в) нормативный метод, основанный на активном применении в качестве целеориентирующих факторов дифференцированных норм и нормативов;
г) метод экстраполяции, учитывающий динамику прогнозируемых и планируемых индикаторов, а также возможные тенденции их вариации;
д) метод экспертных оценок, связанный с опросами специалистов, имеющих значительный опыт работы в данной сфере;
е) методы экономико-математического моделирования, предусматривающие разработку формализованных моделей, подстановка в которые числовых значений, характерных для будущих периодов, дает возможность вычислить другие параметры для этих же периодов.
Приоритетными
направлениями привлечения
- реализация крупных инвестиционных проектов;
- развитие и модернизация традиционной промышленной базы;
- организация новых производств, которые основываются на нетрадиционных для региона технологиях, способствуют разрешению структурных проблем экономики (развитие отсталых в экономическом или социальном плане территорий, способствуют повышению занятости населения, улучшению экологической ситуации и т. д.) или насыщают рынок качественно новыми товарами или услугами.
Реализация
каждого из направлений использования
иностранных инвестиций нуждается
в разграничении степени
К позитивным последствиям иностранных инвестиций можно отнести приток достижений мирового научно-технического прогресса в национальную экономику. Вместе с тем имеются и негативные последствия. К их числу относится, например, увеличение структурной безработицы, усугубление диспропорции в развитии добывающего и производящего секторов экономики, ухудшение экологической обстановки, рост социального неравенства и т. д.
Важной составной частью инфраструктуры регионов является логистический комплекс. От его эффективного функционирования зависит ритмичность и эффективность работы всех предприятий региона, а также состояние его социальной сферы. В самом общем смысле, логистика – это наука об эффективном перемещении и распределении материальных, информационных, людских, финансовых и т. п. потоков. Таким образом, логистическая система государства (региона) – это совокупность элементов и факторов, обеспечивающих рациональную организацию движения по его территории и распределения внутри нее грузов, информации и др. видов ресурсов. В современных условиях логистический комплекс является также основой экономической интеграции регионов и целых стран, включения их в международное разделение труда и формирования новых внешнеэкономических отношений.
Функциональное назначение логистического комплекса для такой страны как Республика Беларусь, прежде всего, состоит в обеспечении перемещения грузов и пассажиров в пространстве и во времени и сводится к эффективному управлению грузо- и пассажиропотоками на территории страны и ее регионов, в связи с чем логистическая инфраструктура в самом первом приближении может быть отождествлена с транспортной инфраструктурой. Поэтому для нее в большей степени, чем для любой другой отрасли, характерна территориальная, региональная специфика. Важнейшей особенностью является пространственно-сетевой характер расположения ее объектов, обусловливающий тесную взаимосвязь с территорией, размещением производства и системой расселения. Плотность сети и мощность транспортных потоков характеризует в определенной степени уровень концентрации производства, степень освоенности территории, ее потенциал, а также уровень экономического и социального развития региона.
В
теории рыночно ориентированной
экономической системы
Доход домашнего хозяйства может быть рассмотрен в следующих аспектах:
- доход, получаемый собственно домашним хозяйством за счет производимых его членами продуктов и услуг;
- внешний доход, представляющий собой все внешние заработки и денежные поступления;
- совокупный доход, объединяющий два предыдущих его вида.
В
рамках тенденции сокращения прямого
вмешательства государства в
социально-экономическую
- смещение
приоритетов от практики централизованного
перераспределения государственных ресурсов
между административно-
- продолжение реформы в области местного управления и самоуправления, нацеленной на повышение роли местных органов управления и самоуправления в решении региональных проблем. Необходимость этой реформы обусловлена тем, что население конкретных областей, районов, городов и представляющие их интересы местные органы не могут быть пассивными наблюдателями происходящих в стране и регионах процессов. Они должны иметь широкие возможности выбора путей своего собственного развития, участия в принятии решений по всем социальным, экономическим, политическим и культурным вопросам местного значения. В связи с этим совершенствование системы местного управления и самоуправления одновременно является как одним из новых направлений государственной региональной политики, так и необходимым условием повышения эффективности всего государственного управления в перспективе;
- повышение роли регионального уровня управления как в разработке и реализации внешнеэкономической политики государства в целом, так и при осуществлении относительно самостоятельного выхода регионов на международные рынки (при соблюдении фундаментального принципа безусловного приоритета центра в области регулирования международных экономических отношений). С учетом последнего замечания проблема выхода регионов на международные рынки сводится к поиску оптимального разграничения полномочий в области внешнеэкономического регулирования между национальным и региональным уровнями управления;
- стимулирование создания в регионах и совершенствование условий функционирования свободных экономических зон (СЭЗ) в качестве специальных территорий, где благодаря наличию льготных, более либеральных экономических условий практически реализуется принцип децентрализации управления конкретных субъектов хозяйствования – резидентов СЭЗ.
Все вышеперечисленные меры по децентрализации управления регионами, несомненно, могут быть причислены и к комплексу важнейших направлений по повышению эффективности государственной региональной политики. В то же время увеличение качества государственного управления развитием регионов может быть обеспечено посредством реализации и ряда других специальных мероприятий, в числе которых:
- сокращение затрат республиканского бюджета на реализацию регионально ориентируемых, зачастую дублирующих, а порой вообще противоречащих друг другу мер, реализуемых в рамках отраслевых и межотраслевых программ практически всеми республиканскими органами. Соответствующие средства целесообразно в целевом порядке направлять на разработку и реализацию небольшого количества, но финансируемым в достаточном объеме, региональных программ, имеющих государственное значение. Иными словами, необходимо произвести экспертизу косвенной, пассивной, рассредоточенной по министерствам и ведомствам государственной региональной политики, а затем дополнить и скоординировать ее с активной политикой с четко выраженными целями и задачами, объектами и субъектами, гибким механизмом реализации;
Информация о работе Контрольная работа по "Региональной экономике"