Контрольная работа по микроэкономике на тему: "Малые предприятия и их роль в экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 09:08, контрольная работа

Описание работы

Одним из направлений обеспечения устойчивости экономического роста, многократно подтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса – наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны. Почти треть населения России, так или иначе, связана с малым бизнесом. Это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства. За все годы реформ фактически именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики. Значение малого предприятия в рыночной экономике, очень велико. Без малого предприятия рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии Необходимо отметить, что в бывшем СССР не придавалось должного внимания развитию мелкого бизнеса, а приоритет отдавался крупным и средним предприятиям, что привело в конечном итоге к монополизации промышленного производства. С переходом на рыночные отношения это стало существенным тормозом для развития рыночных отношений в России.

Содержание

Введение........................................................................................................3
1. Место малых предприятий в структуре экономики.................................5
1.1 Роль малых предприятий в экономике России....................................8
1.1.1 Социальная роль..................................................................................8
1.1.2 Политическая роль..............................................................................9
1.1.3 Экономическая роль...........................................................................9
2. Динамика развития малого предпринимательства.................................11
3. Государственная политика в области малого предпринимательства…13
4. Потенциал малого предпринимательства……………………………….15
Заключение...................................................................................................19
Литература....................................................................................................21

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

 

 

 

Общий объем оборота малых предприятий в Российской Федерации за 1 квартал 2011 года составил  2 477,3 млрд. рублей, что на 22,6% превышает показатель за аналогичный период прошлого года. С учетом индекса потребительских цен рост показателя составил 12,0%.

Наибольший рост оборота малых предприятий с учетом ИПЦ отмечен в Центральном федеральном округе (показатель вырос на 28,3%),

Дальневосточном федеральном округе (на 21,9%), Северо-Кавказском федеральном округе (на 21,1%) и Сибирском федеральном округе (на 20,5%).

Снижение показателя отмечено только в одном федеральном округе – Северо-Западном, где оборот малых предприятий снизился на 13,6%. С учетом индекса потребительских цен сокращение показателя в округе составило 21,4%.

В январе-марте 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года оборот малых предприятий с учетом ИПЦ вырос в 67 регионах.

Наибольший рост показателя отмечен в Амурской области (на 124,8%), Республике Северная Осетия-Алания (на 63,9%), г. Москве (на 61,9%) и Ненецком АО (на 54,4%).

Среднее увеличение показателя (30-50%) наблюдается в Воронежской области (на 49,0%), Республике Адыгея (на 37,8%), Красноярском крае (на 33,6%), Алтайском крае (на 32,7%). Рост оборота малых предприятий более чем на 20% (с учетом ИПЦ) характерен также для Республики Ингушетия (на 27,4%), Удмуртской Республики (на 26,5%), Новосибирской области (на 26,0%), Орловской области (на 24,9%), Саратовской области (на 24,4%), Ставропольского края (на 23,8%), Пермского края (на 23,6%), Ханты-Мансийского автономного округа (на 21,5%), Брянской области (на 21,2%) и Иркутской области (на 21,1%).

Распределение регионов по группам с различной динамикой оборота МП
в январе-марте 2011 года относительно января-марта 2010 года (с учетом ИПЦ )    

 

 

 

Таблица 1.4

 

Изменение объемов оборота

Количество регионов

Очень сильное сокращение (свыше 50%)

0

Сильное сокращение (30-50%)

1

Среднее сокращение (10-30%)

4

Небольшое сокращение (до 10%)

11

Небольшое увеличение (до 10%)

25

Среднее увеличение (10-30%)

34

Сильное увеличение (30-50%)

4

Очень сильное увеличение (свыше 50%)

4

 

Наихудшая динамика показателя наблюдается в г. Санкт-Петербурге, где объем оборота малых предприятий с учетом ИПЦ сократился на 37,3%. Сильное сокращение показателя (30-50%) зафиксировано в Республике Тыва (на 23,0%), Чукотском автономном округе (на 22,1%), Калужской области (на 17,7%) и Республике Калмыкия (на 17,2%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Отношения представителей малого бизнеса с местной властью являются сложными и противоречивыми. С одной стороны, малые предприятия стали естественной, объективной и надежной опорой власти в решении экономических проблем на местном  уровне, что обеспечивает данному сектору некоторую поддержку. С другой стороны, малый бизнес на местном  уровне оказывается в полной зависимости от бюрократического  аппарата в лице чиновничества. Неурегулированность  правового положения государственного служащего позволяет  чиновнику использовать свое служебное место для изъятия значительных финансовых и материальных средств у представителей малого бизнеса в обмен на выдачу тех или иных разрешительных документов, которые он обязан выдавать в рабочем режиме.

Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент  рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Мелкие предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в  силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны.   Мелкие предприниматели обеспечивают укрепление рыночных  отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению и  условиям жизни они близки к большей части населения и  составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.

В условиях России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и энергичное   развитие сектора малого предпринимательства должно стать   основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики.

Меры, которые до настоящего времени были предприняты  государством в сфере малого бизнеса, носят противоречивый  и непоследовательный характер. Предоставление некоторых льгот неизбежно сопровождается ужесточением других мер, противодействующих развитию этого сектора экономики.  Пренебрежение государства к интересам малого бизнеса   отрицательно сказывается на политических предпочтениях предпринимателей.

Учитывая сложность происходящих в России преобразований, следует иметь в виду, что базисом этих реформ и гарантом их необратимости может служить только многочисленный средний класс общества. Основу формирования  среднего класса составляют именно мелкие предприниматели, которые представляют собой одну из реальных сил, обеспечивающих социально-экономическое возрождение России, укрепление ее государственности, сохранение и развитие демократии.

Таким образом, в силу объективных причин и факторов  на современном этапе социально-экономических преобразований в России вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Анализ ситуации свидетельствует о том, что малое предпринимательство играет все более весомую роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе.  Фактически за все годы реформ именно малый бизнес был  единственным растущим сектором экономики, обеспечивающим отдачу вложенных средств и эффективное использование ресурсов.

 

 

 

 

 

Литература

1. И.В.Сергеев, И.И. Веретенникова «Экономика организаций (предприятий)» 2010 г.

2. Ф.С.Сайдуллаев, А.М.Шестоперов Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2011 года. Ежеквартальный информационно-аналитический доклад. 2001-2011 АНО «НИСИПП»

     3.  Воронов А.А. Малый бизнес – стратегический приоритет

национальной конкурентоспособности России /«Малое

предприятие» №11, 2002 г.

        4. 13 Рыбак О. Малый бизнес в большой статистике

/"Экономическая газета"  № 20, 2003.

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

2

 



Информация о работе Контрольная работа по микроэкономике на тему: "Малые предприятия и их роль в экономике"