Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 09:08, контрольная работа
Одним из направлений обеспечения устойчивости экономического роста, многократно подтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса – наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны. Почти треть населения России, так или иначе, связана с малым бизнесом. Это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства. За все годы реформ фактически именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики. Значение малого предприятия в рыночной экономике, очень велико. Без малого предприятия рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии Необходимо отметить, что в бывшем СССР не придавалось должного внимания развитию мелкого бизнеса, а приоритет отдавался крупным и средним предприятиям, что привело в конечном итоге к монополизации промышленного производства. С переходом на рыночные отношения это стало существенным тормозом для развития рыночных отношений в России.
Введение........................................................................................................3
1. Место малых предприятий в структуре экономики.................................5
1.1 Роль малых предприятий в экономике России....................................8
1.1.1 Социальная роль..................................................................................8
1.1.2 Политическая роль..............................................................................9
1.1.3 Экономическая роль...........................................................................9
2. Динамика развития малого предпринимательства.................................11
3. Государственная политика в области малого предпринимательства…13
4. Потенциал малого предпринимательства……………………………….15
Заключение...................................................................................................19
Литература....................................................................................................21
переспециализации деятельности. Приведенные данные — при их сопоставлении с относительной стабильностью общей численности малых предприятий и объёмами производства (табл.1.1)- указывают на высокую интенсивность внутренних реорганизационных процессов внутри МП, способствующую оптимизации использования их потенциала в условиях рыночной экономики.
Количество зарегистрированных малых предприятий
Таблица 1.1
Федеральные округа | единиц | Прирост/сокращение за период 01.04.2010-01.04.2011 | В % от среднего по РФ |
РФ | 161,6 | 6,9 | 100,0 |
Центральный ФО | 184,7 | 0,6 | 114,3 |
Северо-Западный ФО | 263,3 | 32,8 | 162,9 |
Южный ФО | 123,9 | -5,8 | 76,7 |
Северо-Кавказкий ФО | 64,6 | 2,1 | 40,0 |
Приволжский ФО | 158,3 | 0,8 | 98,0 |
Уральский ФО | 136,8 | 20,3 | 84,7 |
Сибирский ФО | 142,0 | 13,9 | 87,9 |
Дальневосточный ФО | 153,3 | -0,8 | 94,8 |
По состоянию на 1 апреля 2011 года в России было зарегистрировано 230,9 тыс. малых предприятий, что на 5,2% больше, чем годом ранее. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей выросло на 6,9 ед. и составило 161,6 ед.
В большинстве федеральных округов наблюдается рост количества малых предприятий как в абсолютном выражении, так и в расчете на 100 тыс. человек населения. Лидерами роста выступили Северо-Западный федеральный округ(прирост 15,6% или 32,8 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и Уральский федеральный округ (прирост более чем на 15,6% или 20,3 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа). В Сибирском федеральном округе прирост количества малых предприятий составил 9,1% или 13,9 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа.
Наиболее значительное сокращение количества малых предприятий зафиксировано в Южном федеральном округе – на 3,5% или около 5,8 малых предприятий на каждые 100 тыс. человек населения. В Дальневосточном федеральном округе количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей сократилось на 0,8 ед.
Распределение регионов по группам с различной динамикой
числа зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей
за период с 1 апреля 2010 года по 1 апреля 2011 года
Таблица 1.2
Изменение числа МП на 100 тыс. жителей | Количество регионов
|
Сильное сокращение (свыше 30 ед.) | 1 |
Среднее сокращение (от 10 до 30 ед.) | 12 |
Небольшое сокращение (от 0,1 до 10 ед.) | 21 |
Небольшое увеличение (от 0,1 до 10 ед.) | 23 |
Среднее увеличение (от 10 до 30 ед.) | 21 |
Сильное увеличение (свыше 30 ед.) | 5 |
Малый бизнес без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы. К определению целей и задач государственной политики в отношении предпринимательства преобладает чисто прикладной фискальный подход, который обусловлен таким же утилитарным пониманием места и значения предпринимательского сектора в экономике. Малый бизнес рассматривается лишь как один из возможных дополнительных факторов, влияющих на сокращение безработицы, активизацию инновационных процессов, развитие конкуренции, насыщение определенных сегментов рынка товарами и услугами и т.п., т.е. как инструмент решения тех или иных социально-экономических задач, использование, которого зависит от множества объективных факторов и не является обязательным.
3. Государственная политика в области малого предпринимательства
Наличие и значимость такого потенциально мощного и динамичного социально-экономического феномена, как малое частное предпринимательство, предполагает формирование и реализацию определённой государственной политики, обеспечивающей благоприятные условия для развития малого
предпринимательства и включающей правовое регулирование, налоговое и финансово-кредитное стимулирование, специальные государственные институты, обеспечивающие проведение в жизнь такой политики. В настоящее время государственная политика по отношению к малому бизнесу в Российской Федерации только формируется, определяются ее цели, направления, механизмы реализации. Сделаны лишь первые, не всегда верные и последовательные шаги на пути формирования целостной политики поддержки и развития малого предпринимательства и создания механизмов её реализации. Многие меры государственного регулирования деятельности малых предприятий носят противоречивый характер. Например, в области налогообложения продление льгот по налогу на прибыль сочеталось с общим повышением как федеральных, так и местных налогов, а введение упрощенной системы налогообложения для микро предприятий-с тенденцией к общей отмене налоговых льгот для малого предпринимательства.
Малый бизнес в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятия обычно строят свою деятельность, исходя из потребностей и возможностей насыщения местного рынка, объема и структуры локального спроса. Они предоставляют новые рабочие места местному населению. В условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов малый бизнес может рассматриваться как важное средство оптимизации структуры региональной экономики.
Государственная политика в отношении и предпринимательской деятельности в целом, и малого бизнеса в частности может быть эффективной только тогда, когда ее ориентация совпадает с внутренним вектором развития
самого предпринимательства. Поддержка со стороны государства не может быть ничем иным, как именно поддержкой процесса саморазвития бизнеса, направленной на смягчение или устранение препятствий для этого саморазвития, с использованием широкого набора инструментов и стимулов в достижении тех общих социально-экономических целей, которые каждый предприниматель в отдельности перед собой, как правило, не ставят.
С точки зрения предпринимателя государство должно создать условия, в которых он сможет эффективно достигатьсвоих целей, прежде всего экономических (максимизация прибыли, эффективность инвестиций, собственное благополучие, победа над конкурентами, минимизация риска).
С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка. Именно в области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика. Главным принципом государственной поддержки малого предпринимательства должно стать создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малых предприятий с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Важнейшие задачи государственной поддержки малого бизнеса заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями в конкурентном рыночном соревновании, создать равные возможности ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости.
Успешное развитие малого предпринимательства возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать благоприятные социальные, экономические, правовые, политические и другие условия, поддержание и укрепление которых, в свою очередь, обеспечивается широкомасштабным развитием малого бизнеса.
4. Потенциал малого предпринимательства
Потенциал малого бизнеса остается нереализованным. Существуют серьезные экономические и административные барьеры для выхода новых предприятий на рынок и развития их деятельности. Резервы развития малых предприятий, связанные с высвобождением имущества и мощностей крупных предприятий, их демонополизацией, разукрупнением, ликвидацией или перепрофилированием, не задействованы. Интересы малого предпринимательства практически не учитываются при распределении государственных инвестиционных ресурсов, организации поставок для государственных нужд, формировании налоговой системы, в таможенном и внешнеэкономическом регулировании. Ориентируясь преимущественно на макроэкономические реформы, государство, по существу, сняло с себя ответственность за судьбу экономически активных граждан, работающих в секторе малого бизнеса, полагая, что его развитие не является решающим фактором в проведении экономических реформ. Иначе говоря, мнение и позиция представителя малого предпринимательства, его групповые насущные потребности, проблемы и заботы учитываются государством в минимальной степени.
Рост занятости, объемов производства, инвестиционной активности малых предприятий в 2011 году (таблицы 1.3) позволяют сделать вывод о наступившей стабилизации в развитии малого предпринимательства
Объемы оборота МП по федеральным округам Российской Федерации
в январе-марте 2011 года
Таблица 1.3
Федеральные округа | Млн.руб. | На душу населения,руб.1 | В % к январю-марту 2010 г.2 |
РФ | 2477252,0 | 17333,8 | 112,0 |
Центральный ФО | 967392,1 | 25155,3 | 128,3 |
Северо-Западный ФО | 276492,5 | 20340,0 | 78,6 |
Южный ФО | 168916,9 | 12192,9 | 103,7 |
Северо-Кавказкий ФО | 48282,1 | 5078,6 | 121,1 |
Приволжский ФО | 445731,9 | 14917,2 | 106,6 |
Уральский ФО | 217496,8 | 17991,1 | 110,9 |
Сибирский ФО | 258828,9 | 13445,8 | 120,5 |
Дальневосточный ФО | 94110,6 | 14976,9 | 121,9 |