Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 22:46, контрольная работа
Глобальные проблемы современной мировой экономики.
Проблема - это сложный теоретический вопрос или практическая ситуация, характеризующиеся невозможностью в данных условиях решить поставленную задачу и получить желательный результат. Путем принятия управленческого решения это несоответствие преодолевается.
Раздел 1:------------------------------------------------------------------------------------3
1. Глобальные проблемы современной мировой экономика---------------------3
2. Протекционизм по-белорусски------------------------------------------------------13
Раздел 2:-----------------------------------------------------------------------------------20
3. Тест 1--------------------------------------------------------------------------------------20
4. Тест 2--------------------------------------------------------------------------------------21
5. Тест 3--------------------------------------------------------------------------------------22
6. Список литературы---------------------------------------------------------------------23
Помимо отмеченных выше причин одной из проблем, влияющих на сужение продовольственного обеспечения населения, является проблема сохранения продукции, ее переработка, хранение, развитие современной инфраструктуры и т.д. Многие из этих задач аналогичны тем, которые существуют в развивающихся странах.
Социально-экономические стороны проблемы
Поскольку большая часть населения развивающихся
стран занята в сельском хозяйстве, главная
проблема здесь - это малоземелье подавляющей
части сельских тружеников. Остроту этой
проблемы усугубляют огромные различия
между земельными владениями - наследие
колониальных времен, тщательно оберегаемое
и в современных условиях. Мелкие хозяйства
(90% всех ферм) занимают 7-17% всей обрабатываемой
земли. Крупные имения (37-82% всей земли,
используемой для сельского хозяйства)
не превышает 7% общего числа хозяйств
этих стран. Крупные землевладельцы, например
в Латинской Америке, умышленно не обрабатывающие
часть земель, еще больше усугубляют проблему
избытка рабочей силы. При этом доля обрабатываемых
земель невелика: 10,7% - в зоне развивающихся
стран, 12,4% - в индустриально-
3. Проблемы войны и мира в современных условиях
Война как способ решения международных проблем, несущий с собой массовые разрушения и гибель людей, порождающей стремлению к насилию и дух агрессии, осуждалась мыслителями-гуманистами всех исторических эпох. Из четырех с лишним тысяч лет известной нам истории лишь около трехсот были полностью мирными. Все остальное время в том или ином месте Земли полыхали войны.
Молох войны становился все более и более прожорливым, множились людские и материальные потери. XX век вошел в историю, как эпоха, породившая две мировые войны, в которых участвовали десятки стран и миллионы людей. Так, в орбиту второй мировой войны было втянуто более 70 государств, а общие потери составили более 55 млн. человек.
По единодушной оценке многих ученых и политических деятелей, третья мировая война, если разразиться, станет трагическим финалом всей истории человеческой цивилизации. Расчеты, проведенные исследователями разных стран, в том числе и нашей, показывают, что наиболее вероятным и самым губительным для всего живого следствием ядерной войны станет наступление «ядерной зимы». В результате использования ядерного оружия над теми городами, которые станут главными объектами нападения, образуются черные, практически непроницаемые для света сажевые облака. Затем черное покрывало окутает всю Землю. Установится ночь, а вместе с ней придет и холод. Земля начнет быстро остывать. Резко изменятся климатические условия, возникнут необратимые процессы в биосфере. Таким образом, последствия ядерной войны станут катастрофическими не только для тех, кто будет участвовать в ней, - они коснуться всех.
Но война даже в меньшем масштабе несет за собой экономические проблемы, в одних случаях локальные, в других - глобальные. Так военные действия находят свое отражение в проблемах экологии, в продовольственной проблеме, в проблеме культурных и нравственных ценностей, в проблеме преступности, в проблеме здоровья населения и т.д., а все эти проблемы, несомненно, переплетаются и несут с собой проблемы на экономическом уровне. Но также военные действия, к примеру, двух стран друг против друга могут отразиться и в мировой экономики. К примеру, военные действия США против Ирака отразились не только на изменения курса доллара США, но и на сокращении (вплоть до мизерного) экспорта нефти на Мировой рынок. Так как у Америки сейчас колоссальный бюджетный дефицит, а также рекордно низкая процентная ставка, инвесторам невыгодно покупать американские ценные бумаги: зачем вкладывать деньги в Штатах под низкий процент, если в не менее надежной Европе можно заработать вдвое больше? Однако - парадокс - экономика США имеет свои преимущества при этом, так как продукция американских компаний становится привлекательнее, чем европейских. Например, купленный товар в Старом Свете на 1 евро у нас будет стоить 36 рублей. А то же самое, но из долларовой зоны, - 28,5-29,0 рублей. Выгода очевидна для покупателя. Но наблюдаются и неизбежные минусы для США, но плюсы для Европы: так уж исторически сложилось, что нефтью и сырьем во всем мире торгуют за доллары. А так как сейчас доллар падает, то странам европейской зоны «черное золото» обходится дешевле, чем американцам. И для штатов как крупнейшего потребителя нефти это может стать серьезным тормозом экономического роста.
4. Международная миграция рабочей силы
Мировой рынок труда формируется в результате двух связных процессов - миграция рабочей силы между национальными хозяйствами и международная миграция капитала. В первом случае рабочая сила движется к капиталу, во втором случае капитал движется навстречу рабочей силе.
Международная миграция рабочей силы представляет собой процесс перемещение трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения.
Миграция рабочей силы выражается в трех понятиях:
1. Эмиграция (выезд из страны на постоянное место жительства),
2. Иммиграция (въезд в страну на постоянное место жительства),
3. Репатриация (возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан).
Важным условием международной миграции рабочей силы является разница в уровнях оплаты труда и в уровнях жизни в отдельных странах и регионах. Как правило, потоки рабочей силы двигаются из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем (например, потоки из Мексики в США, из стран Восточной Европы в страны Западной Европы, из азиатских стран в Японию).
Как взаимодействуют между собой международные потоки рабочей силы и капитала? В XIX веке наблюдалась однонаправленное движение обоих потоков. Рабочая сила двигалась за капиталами. Результатом такого движения было появление колоний, заселенных белыми поселенцами.
Индустриальные страны предъявляют спрос и на неквалифицированный труд. Тяжелые, грязные, не престижные виды работ возлагаются на иммигрантов. На конвейерных линиях автосборочных заводов в Западной Европе, как правило, работают иммигранты, так как местные жители не хотят заниматься этим видом труда.
В современном мире разделение труда между индустриальными и менее развитыми странами постоянно изменяется. Трудоемкие операции, не требующие высокого уровня квалификации, могут перемещаться на периферию, для чего в менее развитые страны перемещается капитал. Вывоз капитала создает в принимающих странах дополнительные рабочие места и в некоторой мере противодействует иммиграции рабочей силы.
Возникает вопрос, какой метод решения
проблемы трудовых ресурсов предпочтительнее:
вывоз капитала или ввоз рабочей силы?
Практика показала, что вывоз капитала
к местам расположения рабочей силы предпочтительнее,
чем ее ввоз, так как в последнем случае
многие индустриальные страны сталкиваются
с резким обострением межнациональных
конфликтов на почве иммиграции (рабочие
из Северной Африки во Франции, турецкие
и югославские рабочие в Германии). Прием
иммигрантов требует дополнительных расходов
на жилищное строительство, социальную
сферу. Возможности приема иммигрантов
в любой стране ограничены.
Протекционизм по-белорусски.
В условиях жесткой борьбы за особые национальные интересы не все страны в каждый данный момент выигрывают от международной торговли. Средством такой конкурентной борьбы является торговая политика.
Торговая политика ( это политика воздействия государства на международную торговлю через налоги, субсидии, регулирование и
стимулирование внешнеэкономической деятельности. В торговой политике осуществляется постоянное взаимодействие двух противоположных тенденций: либерализации и протекционизма. Политика либерализации (свободной торговли) имеет целью усиление конкуренции, открытие внутреннего рынка для иностранных товаров и капиталов. Она базируется на теории сравнительных преимуществ и ведет, в конечном итоге, к более эффективному размещению мировых экономических ресурсов и, следовательно, более высокому уровню благосостояния мирового сообщества. Протекционизм ( политика, направленная на защиту (закрытие) внутреннего рынка от иностранных товаров и захват внешних рынков (защита от демпинга, создание благоприятных условий для развития сельского хозяйства и молодых отраслей, увеличение внутренней занятости и пр.).
Протекционизм связан с
1. Таможенный тариф ( акцизный налог, вводимый также с цель получения дохода.
2. Торговые квоты (импортные и экспортные) ( установленные предельные объемы товаров, которые могут быть импортированы или экспортированы в определенный период.
3. Нетарифные барьеры: система лицензирования, установление стандартов качества, бюрократические запреты в таможенных
процедурах.
4. Субсидирование и льготное кредитование внешней торговли.
Особенности внешнеторговой политики в Республике Беларусь
Осуществление мер протекционизма требует продуманного взвешенного подхода. Считается, что протекционизм необходим для защиты молодых отраслей промышленности. Им требуется время, чтобы окончательно сформироваться и укрепить свои позиции на рынке. По мере же их развития уровень протекционизма будет снижаться. Однако достаточно тяжело определить peaльно перспективные отрасли с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны. К тому же протекционизм снижает стимулы к повышению эффективности, в результате становление отрасли может длиться очень долго.
Протекционистская политика часто проводится для пополнения доходов государственного бюджета. Этот аргумент популярен в странах, где еще не сформировалась качественная налоговая система. Известно, что таможенную пошлину собрать проще, чем собрать налоги, но поступления в бюджет в этом случае будут зависеть от эластичности спроса на импорт по цене. Однако чем более эластичным будет спрос, тем сильнее возрастут доходы государства при ослаблении протекционизма. Есть еще один аргумент в пользу протекционизма отношению к отраслям, выпускающим стратегически важную для страны продукцию. Однако существуют некоторые проблемы, например, в определении этих отраслей, так как к ним можно отнести большую часть имеющихся вообще. Высокие таможенные барьеры и нетарифные ограничения ограждают национальных производителей от конкуренции. Они могут не заботиться о повышении качества своих товаров и снижении цены. Для страны, не завершившей проведение реформ, велика опасность консервации дореформенных структур, затягивания процесса реформирования и более болезненного его характера. В странах с переходной экономикой доля нетарифных ограничений велика, но с постепенным развитием экономических отношений доля тарифных мер увеличивается. Большинство из нетарифных методов, в отличие от таможенных тарифов, слабо поддаются количественной квалификации и поэтому плохо отражены в статистике, а также не накладывают дополнительное налоговое бремя на население.
Нетарифные ограничения воздействуют на экспорт и импорт товаров, объем, товарную структуру внешней торговли, цены и конкурентоспособность товаров, создавая более жесткие условия для перемещения через таможенную границу товаров иностранного происхождения по сравнению с условиями для товаров национального производства. Я считаю, что существующий в настоящее время комплекс мер нетарифного регулирования внешней торговли Республики Беларусь нуждается в значительном упрощении.
Так как внешнеторговая политика страны непосредственно связана и проводится для улучшения внешней торговлей, то я хотела бы освятить некоторые результаты торговли Беларуси за первое полугодие 2009г.
По итогам 1 половины 2009 года сальдо внешней торговли РБ сложилось отрицательным в размере 3,1 млн. долл. (в 1 полугодии 2008г. 672,7 млн. долл.). Дефицит в торговле со странами СНГ в целом увеличился в 2,5 раза и составил 420 млн. долл., в то время как в торговле с Россией отрицательное сальдо сократилось в 1,7 раза (на 361,2 млн. долл.).
Информация о работе Контрольная работа по "Международной экономике"