Контрольная работа по "Конституционному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 10:06, контрольная работа

Описание работы

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Конституционный строй – это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции, обеспечивающий подчинение его праву и характеризующий его как конституционное государство. Под конституционным строем можно понимать сложившийся в государстве порядок (систему) взаимоотношений между гражданами, органами власти, государственными и общественными организациями, при котором их права и обязанности закреплены в конституции (основном законе) государства и непременно соблюдаются.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….

Вопрос 1. Основы конституционного строя Российской Федерации……..

Вопрос 2. Основы государственного устройства Российской Федерации….

Заключение…………………………………………………………………..

Список использованной литературы…………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Главная.docx

— 58.01 Кб (Скачать)

     Возможность человека зарабатывать предполагает, прежде всего, наличие работы. В социальном государстве, как правило, закрепляется в связи с этим право на труд. В Конституции РФ содержится лишь право (ст. 37) «свободно распоряжаться  своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».

     Личная  ответственность каждого за его  собственное благополучие неразрывно связано с семьей. Семья важнейший  компонент общества, связывающий  его с государством. Повышение  социального потенциала семьи, ее активности во всех сферах жизни общества, укрепление брачно-семейных отношений – все  это имеет непосредственное отношение  к социальному развитию страны, к  полному использованию ее возможностей.

     Одной из важнейших целей социального  государства является сглаживание  социального неравенства, преодоление  его крайних форм. Разновидностью социального неравенства является неравенство, связанное  с утратой  дохода или средств к существованию  из-за болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы и  т.п. Средством, которое использует социальное государство, чтобы противостоять  этому, является социальное обеспечение.

     Наиболее  характерные черты социального  государства отражаются в его  социальной политике, которая в соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

     Социальная  политика представляет собой часть  общей политики государства, которая  касается отношений между социальными  группами, между обществом в целом  и его членами, связанных с  изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.

     В п.2 ст. 7 указываются основные направления  социальной политики государства. «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный  минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные  пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

     К сфере установления социальных основ  общественного устройства следует  отнести и уже упоминавшуюся  ст.2 Конституции РФ, которая провозглашает  человека, его права и свободы  высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина признает обязанностью государства. Социальная направленность Конституции РФ 1993 года проявляется  также в положениях главы 2 «Права и свободы человека и гражданина», содержание которых будет рассмотрено  в следующей теме.

     Статья 14 Конституции устанавливает, что  Российская Федерация – светское государство.

     Светским  государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком  государстве религия, ее каноны и  догматы, а также религиозные  объединения, действующие в нем не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви)

     Никакая религия не может устанавливаться  в качестве государственной или  обязательной. Религиозные объединения  отделены от государства и равны  перед законом. Эти конституционные  положения нашли своё развитие в  Федеральном законе от 26 сентября 1997г. № 125-ФЗ (ред. 29.06.2004 г.) «О свободе совести  и религиозных объединениях»5.

     По  закону религиозные объединения  не выполняют функций органов  государственной власти и органов  местного самоуправления; не участвуют  в выборах в органы государственной  власти и в органы местного самоуправления; не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную помощь. Но это вовсе не означает, что  священнослужители не могут избираться в органы государственной власти и местного самоуправления. Могут, но их кандидаты выдвигаются не от религиозных  объединений и не в качестве представителей соответствующей церкви.

     Религиозные группы – это религиозные объединения, осуществляющие деятельность без государственной  регистрации и приобретения правоспособности юридического лица, т.е. организационно-правовые формы малых религиозных общин. Помещение и необходимое для  деятельности религиозной группы имущество  предоставляется  в пользование  группы её участниками. В отличие  от них религиозные организации  – религиозные объединения, зарегистрированные в качестве юридических лиц.

     Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей  деятельности подразделяются на местные  и централизованные. Религиозные  организации вправе проводить религиозные  обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских  домах, домах-интернатах для престарелых  и инвалидов, в учреждениях, исполняющих  уголовные наказания в виде лишения  свободы, по просьбам находящихся в  них граждан, в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Командование воинских частей с  учётом требований воинских уставов  не вправе препятствовать участию военнослужащих в богослужениях и других религиозных  обрядах и церемониях. Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации, а также по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, федеральных законов либо в случае  систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям её создания.

     Вопрос 2. Основные государственные  устройства Российской Федерации.

     Россия  – крупнейшее по площади, населению  и экономической мощи государство  Евразийского континента. Она раскинулась  на площади свыше 17 миллионов квадратных километров и занимает большую часть  Восточной Европы и Северную Азию.

     Протяженность территории России в меридиональном направлении – 4 тыс. км, в широтном – 9 тыс. км. Россия граничит с 16 государствами трех континентов, омывается 12 морями 3 океанов. Общая протяженность ее границ составляет 60 933 км, из них 14 510 км – сухопутных, 7 141 км – речных, 475 км – озерных и 38 807 км морских.На территории России проживает более 120 национальностей и народностей. Административно-территориальное деление Российской Федерации включает в себя: 21 республику, 8 краев, 47 областей, 2 города федерального значения, 1 автономную область, 6 автономных округов, 1 866 районов, 1 097 городов, в т.ч. 13 – с числом жителей свыше 1 млн. человек, 330 городских районов и округов, 1 794 поселка городского типа, 24 428 сельских администраций.

  Государственное  устройство Российской  Федерации

     Основы  государственного, территориального устройства России определены в статье 5 Конституции  РФ и основаны на принципе федерализма.

     Российский  федерализм – это не только форма  разрешения национального вопроса  в многонациональной стране, но и  форма демократизации управления государством. Децентрализация государственной власти и распределение ее по регионам является важной гарантией демократии. Базирующаяся на принципе федерализма, децентрализация единой государственной власти обеспечивается разграничением предметов ведения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами и органами местного самоуправления. В соответствии с Конституцией России, равноправными субъектами Федерации впервые стали обычные (именовавшиеся ранее административными) края и области (например, Ставропольский, Красноярский края, Смоленская, Рязанская, Псковская и другие области). Повышение их статуса до уровня республик и автономных образований в составе России отражает как исторические особенности образования самой Российской Федерации, так и правовое признание роли русского народа в укреплении государственности. Государственная целостность Российской Федерации гарантируется тем, что суверенитет России распространяется на всю ее территорию, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Эту свою обязанность она, как суверенное государство, вправе осуществлять и с применением пограничных войск, Вооруженных сил и других государственных военных организаций.

     Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. «Народ, - подчеркивается в пункте 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации, - осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной  власти и органы местного самоуправления».

     В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Конституции  Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (схема 1). Классический принцип разделения властей на современном этапе развития России осуществляется с особенностями, которые заключаются в выведении Президента из системы исполнительной власти на самостоятельное место в системе высших органов государственной власти.

Схема 1

       
 
 
 
 
 

     Органы  государственной власти Российской Федерации строят свою деятельность на следующих конституционных принципах:

     - формирование государственных органов  народом или по его поручению соответствующим органом власти;

     - территориальная организация властных  структур;

     - законность в деятельности органов  государственной власти;

     - употребление в органах государственной  власти национальных языков наряду с русским;

     - самостоятельность органов законодательной,  исполнительной и судебной власти;

     - разграничение предметов ведения  и полномочий между органами  государственной власти РФ и  органами государственной власти  субъектов РФ;

     - осуществление своих полномочий  в интересах реализации прав  и свобод человека и гражданина.

     Российская  Федерация осуществляет свои многообразные  функции через государственные  органы. Государственный орган (орган  государства) – это составная  часть государственного аппарата, образуемая в установленном законом порядке  и наделенная государственно-властными  полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной власти.

Государственные органы в Российской Федерации составляют единую систему государственной  власти. Такое единство определяется федеративным устройством России, ее государственной целостностью (статья 5 пункт 3 Конституции РФ) и производно от полновластия многонационального народа Российской Федерации и его возможности формировать государственные органы (статьи 3, 32 Конституции РФ).

Под структурой государственных органов Российской Федерации понимается способность  высших и местных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществлять в присущих им организационно-правовых формах функции единой государственной власти. Таким образом, система государственных органов состоит из следующих основных видов: органов законодательной власти (представительных органов государственной власти); органов исполнительной власти и органов судебной власти.

     Органы  законодательной власти (представительные органы государственной власти) состоят из парламента Российской Федерации, парламентов республик в составе России, представительных (законодательных) органов государственной власти других субъектов Федерации и местных представительных органов государственной власти – собраний депутатов, муниципальных Советов, органов на уровне сельских и городских районов (схема

     В систему органов исполнительной власти входят: правительства, министерства и иные органы исполнительной власти субъектов Федерации, главы администраций городов, сельских и городских районов. Главной задачей органов исполнительной власти является реализация (претворение в жизнь) положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента России, а также решений соответствующих вышестоящих (федеральных, республиканских, областных и т.д.) органов исполнительной власти. В силу того, что эти органы обладают не только исполнительной, но и распорядительной властью, их именуют также исполнительно-распорядительными органами (схема 2).

     Схема 2

       
 
 
 
 

     Система исполнительной власти включает в себя министерства, службы, агентства. Правительство РФ состоит из Председателя, его заместителя (-ей), федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств (схемы 3,4).

     Схема 3

Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и  федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам
· Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

- Федеральная служба  по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

- Федеральная служба  по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;

- Федеральная служба  по труду и занятости;

- Федеральное агентство  по здравоохранению и социальному  развитию;

- Федеральное агентство  по физической культуре, спорту и туризму

· Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации:

- Федеральная служба  по надзору за соблюдением  законодательства в сфере массовых  коммуникаций и охраны культурного  наследия;

- Федеральное архивное  агентство;

- Федеральное агентство  по культуре и кинематографии;

- Федеральное агентство  по печати и массовым коммуникациям

· Министерство образования и науки Российской Федерации:

- Федеральная служба  по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;

- Федеральная служба  по надзору в сфере образования и науки;

- Федеральное агентство  по науке и инновациям;

- Федеральное агентство  по образованию

· Министерство природных ресурсов Российской Федерации:

- Федеральная служба  по надзору в сфере природопользования;

- Федеральное агентство  водных ресурсов;

- Федеральное агентство  лесного хозяйства;

- Федеральное агентство  по недропользованию

· Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации:

- Федеральное агентство  по промышленности;

- Федеральное агентство  по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;

- Федеральное агентство  по техническому регулированию и метрологии;

- Федеральное агентство  по энергетике

· Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации:

- Федеральная  таможенная служба;

- Федеральное  агентство по государственным резервам;

- Федеральное  агентство кадастра объектов недвижимости;

- Федеральное агентство  по управлению федеральным имуществом

· Министерство транспорта Российской Федерации:

- Федеральная  служба по надзору в сфере  транспорта;

- Федеральное  агентство воздушного транспорта;

- Федеральное  дорожное агентство;

- Федеральное  агентство железнодорожного транспорта;

- Федеральное  агентство морского и речного  транспорта;

- Федеральное  агентство геодезии и картографии

· Министерство сельского хозяйства Российской Федерации:

- Федеральная служба  по ветеринарному и фитосанитарному  надзору;

- Федеральное агентство  по рыболовству;

- Федеральное агентство  по сельскому хозяйству

· Министерство финансов Российской Федерации:

- Федеральная  налоговая служба;

- Федеральная  служба страхового надзора;

- Федеральная  служба финансово-бюджетного надзора;

- Федеральная  служба по финансовому мониторингу;

- Федеральное  казначейство (федеральная служба)

· Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации:

- Федеральная  служба по надзору в сфере связи;

- Федеральное  агентство по информационным технологиям;

- Федеральное агентство  связи

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционному праву"