Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 10:06, контрольная работа
Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Конституционный строй – это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции, обеспечивающий подчинение его праву и характеризующий его как конституционное государство. Под конституционным строем можно понимать сложившийся в государстве порядок (систему) взаимоотношений между гражданами, органами власти, государственными и общественными организациями, при котором их права и обязанности закреплены в конституции (основном законе) государства и непременно соблюдаются.
Введение……………………………………………………………………….
Вопрос 1. Основы конституционного строя Российской Федерации……..
Вопрос 2. Основы государственного устройства Российской Федерации….
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………………..
Возможность человека зарабатывать предполагает, прежде всего, наличие работы. В социальном государстве, как правило, закрепляется в связи с этим право на труд. В Конституции РФ содержится лишь право (ст. 37) «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».
Личная ответственность каждого за его собственное благополучие неразрывно связано с семьей. Семья важнейший компонент общества, связывающий его с государством. Повышение социального потенциала семьи, ее активности во всех сферах жизни общества, укрепление брачно-семейных отношений – все это имеет непосредственное отношение к социальному развитию страны, к полному использованию ее возможностей.
Одной
из важнейших целей социального
государства является сглаживание
социального неравенства, преодоление
его крайних форм. Разновидностью
социального неравенства
Наиболее характерные черты социального государства отражаются в его социальной политике, которая в соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.
В
п.2 ст. 7 указываются основные направления
социальной политики государства. «В Российской
Федерации охраняются труд и здоровье
людей, устанавливается
К сфере установления социальных основ общественного устройства следует отнести и уже упоминавшуюся ст.2 Конституции РФ, которая провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина признает обязанностью государства. Социальная направленность Конституции РФ 1993 года проявляется также в положениях главы 2 «Права и свободы человека и гражданина», содержание которых будет рассмотрено в следующей теме.
Статья 14 Конституции устанавливает, что Российская Федерация – светское государство.
Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви)
Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Эти конституционные положения нашли своё развитие в Федеральном законе от 26 сентября 1997г. № 125-ФЗ (ред. 29.06.2004 г.) «О свободе совести и религиозных объединениях»5.
По закону религиозные объединения не выполняют функций органов государственной власти и органов местного самоуправления; не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления; не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную помощь. Но это вовсе не означает, что священнослужители не могут избираться в органы государственной власти и местного самоуправления. Могут, но их кандидаты выдвигаются не от религиозных объединений и не в качестве представителей соответствующей церкви.
Религиозные группы – это религиозные объединения, осуществляющие деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица, т.е. организационно-правовые формы малых религиозных общин. Помещение и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляется в пользование группы её участниками. В отличие от них религиозные организации – религиозные объединения, зарегистрированные в качестве юридических лиц.
Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан, в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Командование воинских частей с учётом требований воинских уставов не вправе препятствовать участию военнослужащих в богослужениях и других религиозных обрядах и церемониях. Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации, а также по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям её создания.
Вопрос 2. Основные государственные устройства Российской Федерации.
Россия – крупнейшее по площади, населению и экономической мощи государство Евразийского континента. Она раскинулась на площади свыше 17 миллионов квадратных километров и занимает большую часть Восточной Европы и Северную Азию.
Протяженность
территории России в меридиональном направлении
– 4 тыс. км, в широтном – 9 тыс. км. Россия
граничит с 16 государствами трех континентов,
омывается 12 морями 3 океанов. Общая протяженность
ее границ составляет 60 933 км, из них 14 510
км – сухопутных, 7 141 км – речных, 475 км
– озерных и 38 807 км морских.На территории
России проживает более 120 национальностей
и народностей. Административно-
Государственное устройство Российской Федерации
Основы государственного, территориального устройства России определены в статье 5 Конституции РФ и основаны на принципе федерализма.
Российский федерализм – это не только форма разрешения национального вопроса в многонациональной стране, но и форма демократизации управления государством. Децентрализация государственной власти и распределение ее по регионам является важной гарантией демократии. Базирующаяся на принципе федерализма, децентрализация единой государственной власти обеспечивается разграничением предметов ведения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами и органами местного самоуправления. В соответствии с Конституцией России, равноправными субъектами Федерации впервые стали обычные (именовавшиеся ранее административными) края и области (например, Ставропольский, Красноярский края, Смоленская, Рязанская, Псковская и другие области). Повышение их статуса до уровня республик и автономных образований в составе России отражает как исторические особенности образования самой Российской Федерации, так и правовое признание роли русского народа в укреплении государственности. Государственная целостность Российской Федерации гарантируется тем, что суверенитет России распространяется на всю ее территорию, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Эту свою обязанность она, как суверенное государство, вправе осуществлять и с применением пограничных войск, Вооруженных сил и других государственных военных организаций.
Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. «Народ, - подчеркивается в пункте 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации, - осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (схема 1). Классический принцип разделения властей на современном этапе развития России осуществляется с особенностями, которые заключаются в выведении Президента из системы исполнительной власти на самостоятельное место в системе высших органов государственной власти.
Органы
государственной власти Российской
Федерации строят свою деятельность
на следующих конституционных
-
формирование государственных
-
территориальная организация
-
законность в деятельности
-
употребление в органах
-
самостоятельность органов
-
разграничение предметов
-
осуществление своих
Российская
Федерация осуществляет свои многообразные
функции через государственные
органы. Государственный орган (орган
государства) – это составная
часть государственного аппарата, образуемая
в установленном законом
Государственные органы в Российской Федерации составляют единую систему государственной власти. Такое единство определяется федеративным устройством России, ее государственной целостностью (статья 5 пункт 3 Конституции РФ) и производно от полновластия многонационального народа Российской Федерации и его возможности формировать государственные органы (статьи 3, 32 Конституции РФ).
Под структурой
государственных органов
Органы законодательной власти (представительные органы государственной власти) состоят из парламента Российской Федерации, парламентов республик в составе России, представительных (законодательных) органов государственной власти других субъектов Федерации и местных представительных органов государственной власти – собраний депутатов, муниципальных Советов, органов на уровне сельских и городских районов (схема
В
систему органов исполнительной
власти входят: правительства, министерства
и иные органы исполнительной власти субъектов
Федерации, главы администраций городов,
сельских и городских районов. Главной
задачей органов исполнительной власти
является реализация (претворение в жизнь)
положений Конституции Российской Федерации,
федеральных законов, нормативных указов
Президента России, а также решений соответствующих
вышестоящих (федеральных, республиканских,
областных и т.д.) органов исполнительной
власти. В силу того, что эти органы обладают
не только исполнительной, но и распорядительной
властью, их именуют также исполнительно-
Схема 2
Система исполнительной власти включает в себя министерства, службы, агентства. Правительство РФ состоит из Председателя, его заместителя (-ей), федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств (схемы 3,4).
Схема 3
Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам | |
·
Министерство здравоохранения и социального
развития Российской Федерации:
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; - Федеральная служба
по надзору в сфере - Федеральная служба по труду и занятости; - Федеральное агентство
по здравоохранению и - Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму |
·
Министерство культуры и массовых коммуникаций
Российской Федерации:
- Федеральная служба
по надзору за соблюдением
законодательства в сфере - Федеральное архивное агентство; - Федеральное агентство по культуре и кинематографии; - Федеральное агентство
по печати и массовым |
·
Министерство образования и науки Российской
Федерации:
- Федеральная служба
по интеллектуальной - Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; - Федеральное агентство по науке и инновациям; - Федеральное агентство по образованию |
·
Министерство природных ресурсов Российской
Федерации:
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; - Федеральное агентство водных ресурсов; - Федеральное агентство лесного хозяйства; - Федеральное агентство по недропользованию |
·
Министерство промышленности и энергетики
Российской Федерации:
- Федеральное агентство по промышленности; - Федеральное агентство
по строительству и жилищно- - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии; - Федеральное агентство по энергетике |
·
Министерство экономического развития
и торговли Российской Федерации:
- Федеральная таможенная служба; - Федеральное агентство по государственным резервам; - Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости; - Федеральное агентство
по управлению федеральным |
·
Министерство транспорта Российской Федерации:
- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта; - Федеральное
агентство воздушного - Федеральное дорожное агентство; - Федеральное
агентство железнодорожного - Федеральное агентство морского и речного транспорта; - Федеральное
агентство геодезии и |
·
Министерство сельского хозяйства Российской
Федерации:
- Федеральная служба
по ветеринарному и - Федеральное агентство по рыболовству; - Федеральное агентство по сельскому хозяйству |
·
Министерство финансов Российской Федерации:
- Федеральная налоговая служба; - Федеральная служба страхового надзора; - Федеральная
служба финансово-бюджетного - Федеральная
служба по финансовому - Федеральное казначейство (федеральная служба) |
·
Министерство информационных технологий
и связи Российской Федерации:
- Федеральная служба по надзору в сфере связи; - Федеральное агентство по информационным технологиям; - Федеральное агентство связи |
Информация о работе Контрольная работа по "Конституционному праву"