Контрольная работа по "Конституционному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 10:06, контрольная работа

Описание работы

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Конституционный строй – это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции, обеспечивающий подчинение его праву и характеризующий его как конституционное государство. Под конституционным строем можно понимать сложившийся в государстве порядок (систему) взаимоотношений между гражданами, органами власти, государственными и общественными организациями, при котором их права и обязанности закреплены в конституции (основном законе) государства и непременно соблюдаются.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….

Вопрос 1. Основы конституционного строя Российской Федерации……..

Вопрос 2. Основы государственного устройства Российской Федерации….

Заключение…………………………………………………………………..

Список использованной литературы…………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Главная.docx

— 58.01 Кб (Скачать)

     В ст.13 Конституции РФ нашел свое закрепление  отказ государства от одной идеологии. Конституция устанавливает, что  в Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая  идеология не может устанавливаться  в качестве государственной или  обязательной.

     Для механизма реализации полновластия народа важное значение имеет местное  самоуправление. Согласно ст. 12 Конституции  РФ, «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в  систему органов государственной  власти».

     Впервые в конституционном законодательстве России в самом тексте Конституции  указывается на особую защиту системы  государственной власти. Как подчеркивается в ст.3 п.4 Конституции РФ, «никто не может присвоить власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

     Российская  Федерация определяется ее Конституцией как правовое государство. Для правового  государства характерно верховенство закона во всех сферах общественной и  государственной жизни; реальность прав и свобод личности, обеспечение  ее свободного развития; взаимная ответственность  государства и личности, обязательность закона не только для граждан, но и  для самого государства; строгое  исполнение требований закона, господство в государстве принципа законности; осуществление государством эффективного контроля за исполнением законодательства.

     Характерные признаки правового государства  нашли свое отражение в нормах Конституции, устанавливающих основы конституционного строя, а также в других главах Конституции РФ. В ст. 15 Конституции РФ определяется, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.

     В этой же статье непосредственно закреплен  и другой характерный признак правового государства. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения, подчеркивается в ст.45 п.2 Конституции РФ, обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

     Для того чтобы законы исполнялись, они  должны быть известны гражданам. В этой связи Конституция РФ 1993 года впервые  в нашем конституционном законодательстве устанавливает: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ст. 15 п.3 Конституции РФ).

     Стремление  придать правовой характер Российскому  государству привело к конституционной  новелле. Конституция РФ 1993 года закрепила, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ст. 15 п.4 Конституции РФ). В этой норме закреплен общий принцип примата международного права над национальным законодательством. Конституция пронизана ссылками на международное право. Так, п.1 ст.17 устанавливает, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Юрисдикция России на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне осуществляется в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (п.2 ст.67).

     Заключение  Российской Федерацией договоров с  другими государствами регулируется Федеральным законом «О международных  договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 года. Закон устанавливает, что положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующих издания внутригосударственных актов для применения, действуют в России непосредственно. Хотя Конституция РФ не конкретизирует, что речь идёт лишь о ратифицированном международном договоре, именно такой договор выступает в качестве источника российского права. Именно в момент ратификации международного договора Россия принимает на себя обязательства по нему. 1

     Для правового положения человека в  государстве важное значение имеет  институт гражданства. Наиболее принципиальные положения этого института законодатель включил в содержание основ конституционного строя. В частности, статья 6 Конституции  РФ устанавливает, что «гражданство Российской Федерации приобретается  и прекращается в соответствии с  федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований  приобретения». В статье последовательно  проводится принцип равноправия. Каждый гражданин Российской Федерации, подчеркивается в ст.8 п.2 Конституции РФ, обладает на ее территории всеми правами и  свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Защищая права человека, Конституция РФ устанавливает также, что «гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его» (ст.6 п.3 Конституции РФ).

     Данное  положение дополняется установленными в ст. 61, 62 Конституции РФ нормами, согласно которым гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или  выдан другому государству. Российская Федерация гарантирует своим  гражданам защиту и покровительство  за ее пределами. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство  иностранного государства (двойное  гражданство) в соответствии с федеральным  законом или международным договором  Российской Федерации. Эти нормы  не включены в содержание основ конституционного строя, но имеют принципиально важное значение для характера взаимоотношений  между гражданином и государством.

     Многонациональный, федеративный характер национально-государственного устройства России обусловил включение  в главу 1 Конституции РФ «Основы  конституционного строя» ряда положений, связанных с характером Федерации  и ее взаимоотношений с субъектами Российской Федерации. Прежде всего, это нормы, закрепляющие единство Федерации и верховенство ее законов на всей территории. В ст.4 Конституции РФ установлено: «1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. 2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. 3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».

     Российская  Федерация, согласно ст. 5 Конституции  РФ, состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации. Закрепление  равноправия всех субъектов Федерации  в качестве одной из основ конституционного строя имеет новый, принципиально  важный характер. По Федеративному  Договору от 31 марта 1992 года республики в составе Российской Федерации именовались суверенными государствами. Ликвидировав суверенитет субъектов Федерации, и установив их равноправие, новая Конституция РФ закрепила правовые гарантии сохранения целостности России.

     Особо важный характер для основ конституционного строя имеют закреплённые в Конституции  РФ принципы федеративного устройства России. Как установлено в ст. 5 п.3, «федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной  целостности, единстве системы государственной  власти, разграничении предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении  народов в Российской Федерации». «Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все  субъекты Российской Федерации между  собой равноправны» (ст. 5 п.4 Конституции  РФ).

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Экономической основой конституционного строя  России является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и  распределение товаров и благ осуществляется в основном посредством  рыночных отношений. Их участниками  выступают частные субъекты хозяйствования, конкурирующие между собой. Российская Федерация поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.

     В Конституции закреплены многообразие форм собственности, их равная защита. «В Российской Федерации, – установлено  в ст.8 п.2 Конституции РФ, – признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и  иные формы собственности». Данное положение дополняется нормами  ст.35 Конституции РФ, которое устанавливает, что право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведен только при условии предварительного и равноценного возмещения.

     Государственная собственность делится на федеральную  и собственность субъектов Российской Федерации. Муниципальная собственность  – это собственность города, района или другого муниципального образования, на территории которого осуществляется местное самоуправление. К иным формам собственности можно отнести  собственность общественных объединений, некоммерческих организаций.

     Право частной собственности, дополняется  также правом граждан на свободное  использование своих способностей и имущества для предпринимательской  и иной закрепленной законом экономической  деятельности (ст. 34 п.1 Конституции  РФ).

     В 2001 г. принят Земельный кодекс РФ, который  устанавливает правовой режим нескольких категорий земель (земли поселений, лесного фонда, земли специального назначения – обороны, транспорта и  др.), разрешает их свободный оборот (куплю-продажу земель населённых пунктов, земель под строениями, дачных, садовых  участков и др.). Из оборота исключаются  земли лесного фонда, водоохранные земли, особо охраняемых территорий и др. Оборот земель сельскохозяйственного  назначения регулируется федеральным  законом3. Сельскохозяйственные земли могут находиться только в российской собственности (государства, муниципальных образований, граждан РФ, юридических лиц РФ). Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также юридические лица, где доля неграждан РФ в уставном (складочном) капитале составляет более 50%, могут обладать участками земель сельскохозяйственного назначения только на правах аренды. Максимальные и минимальные размеры земельных участков устанавливаются субъектами Федерации. Так, в соответствии с п.2 ст.9 Закона «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Белгородской области» от 31 декабря 2003г. минимальный размер земельного участка не может быть менее 50гектаров.2 В случае ненадлежащего использования сельскохозяйственных земель участок может быть принудительно изъят через суд. Участок земли может быть реквизирован (за плату) в случае стихийных бедствий и других ситуаций, изъят по суду (за плату) или национализирован для государственных или муниципальных нужд (переход частной собственности в публичную), но только на возмездных началах и при справедливой оплате, которая не может устанавливаться принудительно государственными или муниципальными органами.

     Развитие  частной собственности в России связано с приватизацией государственных  и муниципальных предприятий, участков земли, а также жилья. В настоящее  время приватизация продолжается в  соответствии с Федеральным законом  от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ (ред. от 18.07.2005 г.) «О приватизации государственного и муниципального имущества»4 путём продажи на аукционах (публичных торгах). Правительство ежегодно устанавливает сроки и списки предприятий, подлежащих приватизации. Эти списки рассматриваются парламентом одновременно с утверждением бюджета. Конституция РФ разрешает и обратный процесс: принудительное отчуждение частной собственности (в том числе юридических лиц) в интересах общества и государства (ч.3 ст.35). Это может быть осуществлено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

     Учитывая  федеративный характер национально-государственного устройства России, Конституция РФ 1993 года определяет: «В Российской Федерации  гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение  товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности» (ст.8 п.1 Конституции РФ). Под конституционным термином «гарантируются» понимается требование ко всем органам государственной власти России и их должностным лицам не нарушать единства экономического пространства, не создавать каких-либо препятствий для перемещения внутри страны товаров, услуг, финансовых средств, не принимать решений не предпринимать каких-либо действий, направленных на ограничение конкуренции или  самостоятельной экономической деятельности граждан и других субъектов экономических отношений.

     Гарантия  свободного перемещения товаров, услуг  и финансовых средств состоит  в обеспечении режима с отсутствием  внутренних таможенных границ, одинаковым (равным) положением предпринимателей на всей территории России, независимо от места их регистрации и расположения. Кроме того, свободное перемещение  товаров, услуг и финансовых средств  должно обеспечиваться едиными стандартами  правового регулирования порядка  образования и деятельности предприятий, едиными стандартами сертификации товаров и услуг, едиными правилами  лицензирования различных видов  предпринимательской деятельности.

СОЦИАЛЬНЫЕ  И ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Согласно  ст.7 Конституции РФ Россия провозглашается  социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Главная задача социального государства – достижение такого общественного прогресса, который основывается на закреплённых правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование.

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционному праву"