Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 22:14, контрольная работа
История экономики — раздел науки, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с эволюционным развитием и взаимодействием хозяйственной деятельности человека. История экономики занимает пограничное, промежуточное положение между исторической и экономической науками, является одной из т. н. смежных наук. Имеется несколько терминов-синонимов, которыми также можно обозначать историю экономики — например, «экономическая история».
1. Как история экономики связана с историей экономических учений……….3
2. Каким образом страны, входившие в стерлинговый блок, помогли выйти Англии из кризиса в 1930 – е годы……………………………………………....4
3. Какие идеи физиократов (Франсуа Кэнэ, А. Р. Тюрго) вы бы поддержали?.............................................................................................................6
4. Как «невидимая рука» Адама Смита помогает решать общественные проблемы?..............................................................................................................11
5. Особенности кардиналистской теории маржинализма…………………….14
Список использованной литературы…………………………………………...19
5.
Особенности кардиналистской
теории маржинализма.
Маржинализм (фр. marginalisme, от лат. margo (marginis) — край) — направление в экономической науке, признающее принцип снижающейся предельной полезности фундаментальным элементом теории стоимости; возникло в 70-е гг. XIX века в форме т. н. «маржинальной революции». Основателями школы (The Revolutionaries) являются К. Менгер, У. С. Джевонс и Л. Вальрас. Основными предшественниками данного направления (Main Proto-Marginalists) считаются французские ученые О. Курно и Ж. Дюпюи, а также немцы И. фон Тюнен и Г. Госсен. Основной причиной возникновения маржинализма считается необходимость поиска условий, при которых данные производительные услуги распределялись бы с оптимальным результатом между конкурирующими направлениями использования. Подобная смена парадигмы экономической теории, в свою очередь, была обусловлена бурным развитием промышленности и прикладных наук. Важнейшие элементы маржинализма как направления финансовой науки:
1)
Использование предельных
2) Субъективизм, т.е. подход, при котором все экономические явления исследуются и оцениваются с точки зрения отдельного хозяйствующего субъекта.
3)
Гедонизм хозяйствующих
4) Статичность. Изучение использования редких ресурсов для удовлетворения потребностей людей в данный момент времени.
5)
Ликвидация приоритета сферы
производства, характерного для
экономического анализа
6) Восприятие рыночной экономики как равновесной системы.[1, 123]
Однако осознание экономистами принципа полезности и её предельного характера произошло значительно ранее XIX века. Анализ субъективного начала в экономической мысли был начат еще Аристотелем. Средневековые схоласты также развивали теорию полезности, подражая Аристотелю. В эпоху Просвещения многие авторы также разрабатывали данную концепцию. Среди них французские экономисты аббат Кондильяк и А. Тюрго, итальянцы аббат Ф. Галиани граф Пьетро Верри (1728—1797), маркиз Чезаре Бонезана де Беккариа (1738—1794), швейцарский математик Д. Бернулли, английский экономист и финансист Д. Ло. Среди французских прото-маржиналистов XIX века можно также выделить Ашилля-Николя Изнара (1749—1803), Николя-Франсуа Канара (1750—1833), Антуана-Луи-Клода Дестюд де Траси (1754—1836) и отца «революционера» Л. Вальраса — А. Вальраса. Список немецких предшественников маржинализма можно расширить за счет К. Г. Рау, Ф. фон Германна, Х. фон Мангольдта. Английские прото-маржиналисты представлены Оксфордско-Дублинской школой (The Oxford-Dublin Proto-Marginalists) С. М. Лонгфилдом и Уильямом Форстером Ллойдом (1795—1852), Н. Сениором, а также Дж. Ре, Г. Маклеодом, Генри Чарльзом Флимингом Дженкином (1833—1885). Дальнейшее развитие маржинализма протекало в рамках национальных школ: австрийской, лозаннской, английской, американской. Полезность благ — это их потребительский эффект, наличие таких свойств и качеств, которые удовлетворяют конкретным субъективным запросам людей. Полезность свойственна любым благам: экономическим и неэкономическим, если они выступают объектом производительного или индивидуального потребления людей. Именно в силу их неограниченности и общей доступности подобные блага не являются экономическими. Полезные свойства имеют даже антиблага, то есть товары, которые потребителю просто не нравятся. Экономические блага — это ограниченные блага, которые становятся пригодными к потреблению лишь вследствие предварительной технологической обработки для придания им таких потребительских свойств, которые удовлетворяли бы потребностям человека. По этой причине любые экономические блага не могут быть бесплатными и не могут предоставляться в производственное и индивидуальное пользование человека безвозмездно, свободно, общедоступно. Экономические блага — это ресурсы земли, капитала, труда и произведенные с их помощью потребительские блага индивидуального назначения. Приобретение потребителем любого экономического блага требует решения множества вопросов, которые далеко не всегда содержат лишь экономические подходы, оценки и критерии. Как измерить ценность благ, чем определить степень их полезности, в особенности если речь идет об экономических благах индивидуального потребления? В поиске подходов к решению этих сложных проблем сформировались два важнейших направления. Одно из них — кардиналистский (количественный) подход, основан на использовании гипотетических количественных измерителей полезности благ.
Кардинализм: предельная полезность благ и законы Госсена. Последовательно покупая все большее количество экономических благ, считают кардиналисты, потребитель стремится увеличить для себя их суммарную, совокупную полезность. Сумма полезностей от последовательно приобретенных единиц блага, называется суммарной, общей, совокупной полезностью — ТТЛ. По мере достижения некоего максимума насыщения потребности данным благом его полезность для покупателя начинает снижаться. Это происходит потому, что каждая дополнительная единица последующих покупок данного блага приносит потребителю относительно меньшее удовлетворение, чем предыдущие. Предельная полезность — MU (от англ. — marginal utility), это полезность, которую приносит потребителю использование дополнительной единицы данного блага.
Второй
закон Госсена — это
Функция полезности - функция, которая выражает полезность, получаемую потребителем в зависимости от количества потребляемых им товаров и услуг. Функция полезности находит свое выражение в величине общей полезности. В формализованном виде ее можно записать как: u = f(x), где u -полезность, получаемая потребителем от потребления некоторого количества товара; х -количество потребляемых единиц данного товара.
Математический аппарат количественного
подхода. В соответствии с количественным
подходом базой цены выступает предельная
полезность, означающая соотношение приростных
величин: MU = ДU / ДQ, где MU -предельная полезность;
ДU -прирост величины полезности; ДQ -прирост
объема производства (товарного предложения).
В рамках кардиналистской концепции была
сформулирована зависимость для двух
(и больше) товаров -х и у: MUx / Px = MUx / Рy, где
MUx, MUy-соответственно, предельные полезности
товаров х и у; Рх и Ру -рыночные цены товаров
х и у. h -некий коэффициент, характеризующий
предельную полезность денег. После преобразований
зависимость приобретает виды (формула
Клейна): MUх / MUу = Рх / Ру. С помощью этой
функции описываются некоторые покупательские
ценовоспроятия в реальной практике. С
одной стороны, субъективно оцениваемые
полезности сопоставляемых товаров соотносятся
в сознании как их цены. Но, с другой стороны,
на основе соотношения цен происходит
сравнение качества, технического уровня,
потребительских свойств, полезности
разных товаров. Данное обстоятельство
используется, в частности, в ценовой политике
фирм посредством сигнализирования ценами:
высокая цена для недостаточно компетентного
покупателя обычно говорит о высоком качестве
предлагаемого товара, и наоборот.
Список
использованной литературы:
1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М. 2009.
2. Введение в рыночную экономику / под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулина - М. 2009.
3. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р., Микроэкономика. - СПб: Питер, 2009.
4. Дроздов В.В. Франсуа Кенэ. М. 2007.
5. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М.: Экономика, 1995.
6. История экономических учений. // Под ред. А.Г. Худокормова, М. 2010.
7. История экономической мысли в России. // Под ред. А.Н. Марковой. М. 2009.
8. История экономических учений. // Под ред. В.С. Адвадзе, А.С. Квасова, М. 2008.
9. Кенэ Ф. Избранные экономические произведения. М. 2009.
10. Современные экономические теории Запада. // Под ред. А.Н. Марковой. М. 2005.
11. Тюрго А.Р. Избранные экономические произведения. М. 2010.
12. Шумпетер И. Теория экономического развития. М. 2009.
13. Экономическая теория: Учебное пособие.
Ч.1 / Под ред. Е.Г. Ефимовой. - М.: МГИУ. 2009.