Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 22:14, контрольная работа
История экономики — раздел науки, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с эволюционным развитием и взаимодействием хозяйственной деятельности человека. История экономики занимает пограничное, промежуточное положение между исторической и экономической науками, является одной из т. н. смежных наук. Имеется несколько терминов-синонимов, которыми также можно обозначать историю экономики — например, «экономическая история».
1. Как история экономики связана с историей экономических учений……….3
2. Каким образом страны, входившие в стерлинговый блок, помогли выйти Англии из кризиса в 1930 – е годы……………………………………………....4
3. Какие идеи физиократов (Франсуа Кэнэ, А. Р. Тюрго) вы бы поддержали?.............................................................................................................6
4. Как «невидимая рука» Адама Смита помогает решать общественные проблемы?..............................................................................................................11
5. Особенности кардиналистской теории маржинализма…………………….14
Список использованной литературы…………………………………………...19
Содержание:
1. Как
история экономики связана с
историей экономических учений…
2. Каким образом страны, входившие в стерлинговый блок, помогли выйти Англии из кризиса в 1930 – е годы……………………………………………....4
3. Какие
идеи физиократов (Франсуа
4. Как
«невидимая рука» Адама Смита
помогает решать общественные
проблемы?.....................
5. Особенности
кардиналистской теории
Список
использованной литературы…………………………………………...
1.
Как история экономики
связана с историей
экономических учений.
История экономики — раздел науки, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с эволюционным развитием и взаимодействием хозяйственной деятельности человека. История экономики занимает пограничное, промежуточное положение между исторической и экономической науками, является одной из т. н. смежных наук. Имеется несколько терминов-синонимов, которыми также можно обозначать историю экономики — например, «экономическая история». История экономических учений — экономическая наука, изучающая развитие экономической теории. История экономики и экономических учений является самостоятельной экономической дисциплиной. Ее предметом является изучение истории становления и развития общественного производства, а также исторического процесса возникновения, развития, борьбы и смены экономических концепций на определенных этапах развития человечества [3, 167]. Теоретической основой истории экономики и экономических учений является курс экономической теории (политической экономии). В то же время приобретение знаний об истории развития общественного производства и сопоставление трактовок основных экономических концепций, сформулированных выдающимися экономистами-теоретиками с мировым именем, позволяет глубже усвоить курс экономической теории. В учебных пособиях развитие экономики и экономических учений анализируется во взаимоувязанном виде. Даются основные элементы экономической теории, способствующие лучшему восприятию исторических аспектов. Использован нетрадиционный подход: делается попытка вести изложение системно, увязывая гуманитарную и аналитико-математическую стороны с исторической динамикой. Исторические процессы переплетаются с политическими версиями и политическими портретами, экономические реалии сопоставляются с различными теориями и концепциями.
2.
Каким образом
страны, входившие
в стерлинговый
блок, помогли выйти
Англии из кризиса в
1930 – е годы.
Мировой экономический кризис 1929-1933 годов затронул Англию на несколько месяцев позже, чем большинство промышленно развитых стран, поскольку английская экономика развивалась гораздо медленнее, чем, скажем, американская, не успев к 1929 году по многим показателям даже достигнуть довоенного уровня. Лишь в начале 1930 года в Англии обострились проблемы реализации, возникли трудности в получении кредитов, произошло затоваривание рынков и быстрое снижение цен, начались сокращение производства, закрытие предприятий, рост безработицы. И хотя общий спад хозяйственной активности в Англии к 1933 году был заметно меньше, чем в других странах - всего 18% (во всей западной экономике - 36%, в США - 46,2%), кризис очень тяжело отразился на английской экономике, даже несмотря на то что в 1920-е годы Англия не переживала предкризисного подъема. Наиболее тяжело кризис ударил по традиционным отраслям экономики. Так, если объем промышленного производства в целом сократился на 23%, то в отдельных отраслях спад был гораздо значительнее: за 1929-1933 годы производство чугуна уменьшилось на 53% и приблизилось к уровню 1860-х годов, производство стали - на 46%, добыча железной руды - на 45%. В наиболее тяжелом положении оказалось судостроение. Общий тоннаж построенных торговых судов за годы кризиса сократился более чем в 11 раз (с 1522 тыс. т до 133 тыс. т общей вместимости). Множество городов и поселков в Уэльсе, Нортумберленде, Ланкашире, на реке Клайд, где издавна располагались старые промышленные предприятия - текстильные, угледобывающие, судостроительные, металлургические, получили название "пораженных районов", в которых более половины трудоспособного населения оказались безработными, тогда как в целом по стране безработица в 1932 году составила примерно 3 млн чел., или 25,2% трудоспособного населения Англии. По всей стране прокатилась волна стачек, демонстраций, "голодных походов" с участием сотен тысяч человек. Но и в новых отраслях промышленности положение также было тяжелым, причем воздействие кризиса здесь проявлялось неравномерно: выработка электроэнергии снизилась всего на 2,3%, производство автомобилей - на 5,4%, в то время как объем продукции машиностроения - на 25%, химической промышленности - на 20%. От кризиса пострадало и английское сельское хозяйство. Поскольку Англия оказалась в числе тех стран, куда устремилось из-за рубежа продовольствие по демпинговым ценам, произошло снижение цен на продукцию отечественного сельского хозяйства в среднем на 34%. Это привело к сокращению посевных площадей, разорению многих фермеров. Весьма ощутимо кризис затронул внешнюю торговлю, где оборот сократился за эти годы в 2,5 раза. Торговый баланс имел хронический дефицит. Большие потери английской экономике принесло обесценение на 24% заграничных капиталовложений [10, 137]. Резко сократился объем "невидимого экспорта", поэтому в 1931 году впервые в новейшей истории платежный баланс страны был сведен с пассивом в 110 млн ф. ст. Укреплению позиций Англии на международном финансовом рынке способствовало создание в 1931 году "стерлингового блока", т.е. валютной группировки, внутри которой все международные расчеты привязывались к фунту стерлингов, а все страны - участницы блока должны были передавать свои валютные резервы в общий резервный фонд, находившийся в Лондоне. Кстати, участники блока девальвировали национальные валюты одновременно с фунтом стерлингов. В этот блок помимо стран Британской империи (за исключением Канады) входили скандинавские государства, Аргентина, Бразилия, Боливия, Парагвай, Голландия, Португалия, Греция, Турция и некоторые другие. Вступление в блок приводило к определенной зависимости этих стран от Англии, поскольку побуждало их увеличивать продажу сырья и продовольствия для ее нужд и одновременно закупать изделия английской промышленности.
3.
Какие идеи физиократов
(Франсуа Кэнэ, А.
Р. Тюрго) вы
бы поддержали?
Франсуа Кенэ (другие варианты написания — Кене, Кёне́ или Кёнэ́; фр. François Quesnay, 4 июня 1694, Мер, вблизи Парижа — 16 декабря 1774, Версаль) — знаменитый французский экономист, основоположник школы физиократов. По мнению Кенэ, в мире господствуют законы, установленные Божеством ко благу человека; но реальная жизнь находится в некотором противоречии с принципами естественного и благодетельного порядка. Это несоответствие Кенэ объясняет неразумным пользованием свободной волей и столкновением во всяком обществе двух интересов: чисто личного, который сводится к желанию испытывать наслаждение и избегать страданий, и разумно понимаемого, который учит человека, что, кроме обязанностей перед самим собой и кроме собственных желаний, существуют ещё обязанности перед другими людьми и Богом. При полной свободе действий разумно понимаемый интерес приобретает господство, и устанавливается всеобщее счастье. Положительное право должно признать прежде всего первейший и основной закон — право каждого на свободу и на возможность пользоваться без помех своей собственностью. Забывая об историческом происхождении неравенства в обладании различными вещами, Кенэ признает за человеком безграничное право распоряжаться своей собственностью как ему угодно, ибо она является результатом его труда. Всякий человек имеет право на существование и может требовать от общества обеспечения возможности трудиться; но общество обязано дать ему только минимально необходимое количество средств к существованию. Все остальное он может добывать где и как угодно; неравенство вытекает из природы вещей, установлено Творцом для поддержания общей гармонии и обусловливается различием в приобретательных способностях. Во главе государства Кенэ ставит незыблемую абсолютную власть, которая, по его мнению, одна может осуществить и охранить порядок, основанный на свободном преследовании разумного интереса; только абсолютный монарх не заражен личным интересом, только он один может дать народу познание естественных законов, быть его верховным жрецом. В основу общественной организации Кенэ кладет разделение общества на три класса: производительный класс, состоящий из земледельцев и создающий чистый доход, за счет которого содержатся все классы; класс бесплодный, не создающий ничего нового, а только перерабатывающий добытое первым классом в другую форму, более пригодную для удовлетворения потребностей; класс собственников, ничего не создающий и не перерабатывающий, а только пользующийся чистым доходом. Чистый доход от земли составляет основу всех рассуждений Кенэ. Он находил справедливым предоставить 4/7 его в пользу собственников, 1/7 в пользу духовенства и 2/7 взять в пользу государства. Существование класса собственников он обосновывал на необходимости свободных и не занятых сил для развития духовной культуры и управления государством. Система Кенэ оказала глубокое влияние на А. Смита и его последователей. В настоящее время идеи Франсуа Кенэ имеют только исторический интерес: все главнейшие положения его учения пали под ударами критики и воздействием жизненных фактов. Никто более не верит в существование раз навсегда установленных законов общественной организации, а оптимистические надежды на действие разумно понимаемого интереса оказались иллюзией. Все виды труда, согласно новым взглядам, создают ценности; земля не создает чистого дохода, и производство совершается здесь при таких же общих законах, как и во всякой переработке и фабрикации. Я поддержала бы одно только здравое начало системы Кенэ, сводящееся к тому, что обмен материальных благ совершается на началах их равноценности, зависящей от одинаковых затрат труда, и что только труд является основой материального благосостояния и культурного развития государств. Анн Робер Жак Тюрго (1727—1781) не считал себя ни учеником, ни последователем Ф.Кенэ, отрицая какую-либо свою причастность к «секте», как он выразился, физиократов. Тем не менее, творческое наследие и практические дела свидетельствуют о его приверженности основам физиократического учения и принципам экономического либерализма.
Например, подобно физиократам, А.Тюрго утверждал: «Земледелец является первой движущей силой в ходе (всех) работ; это он производит на своей земле заработок всех ремесленников... Труд земледельца — единственный труд, производящий больше того, что составляет оплату труда. Поэтому он единственный источник всякого богатства». Я поддерживаю некоторые идеи Жака Тюрго: теорию денег, теорию стоимости, теорию классов, теорию доходов. После смерти своего друга В.Гурнэ Тюрго опубликовал сочинение «Похвальное слово Венсану де Гурнэ», в котором раскрыл негативное значение протекционистской политики в экономике и выразил убеждение в том, что «общая свобода покупки и продажи является единственным средством обеспечить, с одной стороны, продавцу — цену, способную поощрить производство, с другой — покупателю — наилучший товар по наименьшей цене».
А.Тюрго предвосхитил количественной теории денег, «классически» изложенные спустя почти 30 лет самим А. Смитом. В частности, в «Письме» он вопрошал к Джону Ло словами: «Но позволительно ли было Ло не знать того, что золото, как и все остальное, теряет в цене, если его количество увеличивается». Кроме того, он с пониманием сути проблемы аргументировал и положение о неудобстве бумажных денег, когда их количество не соответствует количеству производимых товаров и услуг [11, 177]. Деньги из драгоценных металлов рассматриваются А.Тюрго по существу в качестве одного из товаров в товарном мире, подчеркивая, что «особенно золото и серебро более, чем всякий другой материал, пригодны служить монетой», ибо они «по самой природе вещей сделались монетой и притом всеобщей монетой независимо от всякого соглашения и всякого закона». По его убеждению, деньги, т.е. «золото и серебро, изменяются в цене не только по сравнению со всеми другими товарами, но и по отношению друг к другу, смотря по большему меньшему их изобилию». Наконец, критикуя меркантстов, к «богатству нации» А.Тюрго относит прежде всего земли и получаемый с них «чистый доход», поскольку, на его взгляд, «хотя деньги составляют непосредственный предмет сбережений и являются, так сказать, главным материалом капиталов при образовании их, но деньги, как таковые, составляют почти незаметную часть совокупной суммы капиталов», а «...роскошь непрерывно ведет к их уничтожению» [8, 167]. А.Тюрго, как и Ф.Кенэ, придерживался затратной концепции происхождения стоимости, сводя ее сущность к затратам живого и овеществленного (прошлого) труда. В то же время, обосновывая механизм формирования цен на рынке, А.Тюрго выделяет цены текущие и основные. Первые, как он полагает, устанавливаются соотношением спроса и предложения, вторые «в применении к товару есть то, чего данная вещь стоит работнику... это тот минимум, ниже которого она не может опуститься». При этом, по мнению А.Тюрго, редкость является «одним из элементов оценки» при приобретении товаров. А.Тюрго, разделяя взгляды Ф.Кенэ, выделяет в обществе три класса: производительный (люди, занятые в сельскохозяйственном производстве); бесплодный (люди, занятые в промышленности и других отраслях материального производства и сферы услуг); собственники земли. Однако первые два класса он называет «работающими занятыми классами», полагая, что каждый из них «распадается на два разряда людей: на предпринимателей, капиталистов, дающих авансы, и на простых рабочих, получающих заработную плату». Причем, как уточняет ученый, именно бесплодный класс включает в себя «членов общества, получающих заработную плату».
В определении сущности и величины заработной платы рабочих А. Тюрго не расходится ни с У.Петти, ни с Ф.Кенэ, как и они, считая ее результатом «от продажи своего труда другим» и полагая, что она «ограничена необходимым минимумом для его существования... тем, что ему безусловно необходимо для поддержания жизни». Но в отличие от своих предшественников А.Тюрго относил заработную плату к числу элементов, лежащих в основе выдвинутого им понятия об «общем экономическом равновесии». Последнее, по его словам, устанавливается «между ценностью всех произведений земли, потреблением различного рода товаров, различными видами изделий, числом занятых (их производством) людей и ценой их заработной платы».
Серьезное
внимание уделил А.Тюрго исследованию
природы происхождения и такого дохода,
как ссудный (денежный) процент, осуждая
при этом предрассудки моралистов, рассматривающих
«отдачу в рост как преступление» и прибегающих
к словам из Евангелия: «Взаймы давайте,
не ожидая ничего». Он утверждает, что
в течение времени займа заимодавец теряет
доход, который мог бы получить, потому
что рискует своим капиталом, а заемщик
может использовать деньги для выгодных
приобретений, которые могут принести
ему большую прибыль. Поэтому, заключает
А.Тюрго, заимодавец «...не наносит никакого
ущерба заемщику, ибо этот последний соглашается
на его условия и не имеет никаких прав
на занятую сумму. Прибыль, которую можно
получить, имея деньги, является, несомненно,
одним из наиболее частых побуждений,
склоняющих заемщиков брать в заем под
проценты; это один из источников, который
дает возможность выплачивать этот процент».
Что касается текущего процента, то он,
по мнению А. Тюрго, служит на рынке термометром,
по которому можно судить об избытке недостатке
капиталов, уточняя, в частности, что низкий
денежный процент — это и последствие
и показатель избытка капиталов.
4.
Как «невидимая
рука» Адама Смита
помогает решать
общественные проблемы?
Вся
социально-экономическая конструкция
Адама Смита теоретически и методологически
построена на идее о "естественном порядке".
Он основал категории, которые впоследствии
стали основой всей науки "социальной
экономики". Поэтому А. Смита по праву
можно считать научным предтечей этой
науки. Система Смита базируется на концепции
"экономического либерализма", в
основе которой находится идея "естественного
порядка". Под таким он понимал "экономику
свободного предпринимательства", которая
основывается на принципах "естественной
свободы" - свободной игры рыночных
сил и конкуренции. В "любом цивилизованном
обществе", доказывает Смит, действуют
всесильна и неотвратимо объективные
природные законы. Непременным условием
их действия является "свободная конкуренция".
В этом методологическая суть всей системы
Смита. Для обоснования своей "системы"
Адам Смит вводит понятие "невидимой
руки" и "человека экономического".
Моральный и социальный философ Смит рассматривает
Человека с трех сторон. Человек, прежде
всего, есть (должна быть!) существом морально-этической,
духовной, т.е. выполнять пожизненные "естественные",
Божьи правила поведения. Человек является
существом социальным, то есть живет в
социуме, взаимодействует с ним, должно
подчиняться определенным нормам и правилам
поведения в гражданском обществе. Человек
выполняет и подчиняется юридическим
законам и гражданским институтам, которые
приняты в данной стране, традициям и привычкам,
произведенным всем предшествующим развитием.
Последняя, по перечню, характеристика
человека как существа "чисто экономического".
Созданная Смитом представление о природе
человека и его взаимоотношения с обществом
легли в основу всей "классической системы".
Логика Смита такова: главный мотив деятельности
человека как существа "экономической"
- корыстный интерес. Получить выгоду из
собственного интереса "человек экономический"
может, только оказывая услуги другим
людям, предлагая предметы или услуги
своего труда. Так развивается общественное
разделение труда. Люди помогают друг
другу и одновременно способствуют развитию
общества, хотя каждый из них "эгоист"
и заботится лишь о собственных интересах.
"Природные" стремления людей
- улучшать свое материальное положение.
Это настолько мощный стимул к деятельности,
что, если этому не мешать, то он сам собой
приведет к улучшению благосостояния
каждого и всех вместе. Более того, как
говорят "гони природу в дверь - она
войдет в окно": этот стимул преодолевает
сотни и тысячи препятствий, которые затрудняет
любую деятельность. Здесь Смит резко
выступил против "меркантилистов",
которые ограничивали "естественную
свободу" человека - свободу продавать
и покупать, нанимать и наниматься, производить
и потреблять. Суть "человека экономического"
изложена Смитом в разделе II книги I "Богатства
наций". Напомнив вначале читателю,
что собаки друг с другом сознательно
костью не обмениваются, Смит прибегает
к образному объяснение, которое стало
"эталонным" в экономической литературе.
Не совсем четко, приведен в большинстве
публикаций комментарий относительно
соотношения "невидимой" и "видимой
руки". Под "невидимой рукой" Смит
понимает действия объективных, экономических
законов, которые независимо от воли и
желаний "людей экономических" направляют
их в нужное русло. Это общественные условия
и правила экономического поведения на
основе "свободной конкуренции",
позволяющие целесообразнее решать все
личные и общественные проблемы. Смит
обращает внимание читателя на то, что
"каждый отдельный человек ... заботится
о своей собственной выгоде, а вовсе не
о выгодах общества ... причем в этом случае,
как и во многих других, он невидимой рукой
направляются к цели, которая совсем не
входила в его намерения ... " и преследуя
свои собственные интересы, он часто более
действенным образом служит интересам
общества, чем тогда, когда сознательно
стремится сделать это ". Вся "система
естественного порядка" А. Смита базируется
на тесном взаимодействии "невидимой
и видимой руки", то есть государственного
управления. "Видимая рука", не противодейственные
объективным законам экономического развития,
не должна ограничивать экспорт и импорт,
выступать искусственной преградой "естественному"
рыночному механизму. Вместе с тем Смит
считает целесообразным закрепить за
государством "три весьма важные обязанности":
Во-первых, создавать и содержать определенные
общественные сооружения и общественные
учреждения ", обеспечивая вознаграждение
чиновникам, преподавателям, судьям, священникам
и всем тем, кто служит интересам" государя
и государства ", но не создает благ
собственным трудом; Во-вторых, "государство
должно обеспечивать внешнюю безопасность
страны"; В-третьих, "государство
должно обеспечивать и выполнять в экономике
роль ночного сторожа", который охраняет
частную собственность (т.е. на государство
он возлагает задачу правовой защиты граждан,
включая охрану прав собственности). Таким
образом, сущность «невидимой руки»: «каждый
отдельный человек... имеет в виду свою
собственную выгоду, а отнюдь не выгоды
общества... причем в этом случае, как и
во многих других, он невидимой рукой направляется
к цели, которая совсем не входила в его
намерения... преследуя свои собственные
интересы, он часто более действенным
образом служит интересам общества, чем
тогда, когда сознательно стремится сделать
это». Смысл «невидимой руки» заключается
в пропаганде таких общественных условий
и правил, при которых благодаря свободной
конкуренции предпринимателей и через
их частные интересы рыночная экономика
будет наилучшим образом решать общественные
задачи и приведет к гармонии личную и
коллективную волю с максимально возможной
выгодой для всех и каждого. Таким образом,
главным в методологии Смита является
«очевидная и простая система естественной
свободы», которая благодаря «невидимой
руке» всегда автоматически уравновешивается.