Контрольная работа по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:13, контрольная работа

Описание работы

Ценовой контроль более эффективен в олигополистической и монополистической структурах рынка, чем в чисто конкурентной. Ценовой контроль может побудить производителей увеличивать производство при условии, что они имеют огромные неиспользованные производственные мощности и получают сверхприбыли. В монополистических структурах государству легче контролировать немногочисленных крупных производителей. В то же время неизбежные ошибки сто стороны «контролеров» цен могут вести к образованию дефицита и диспропорциям в краткосрочном плане и неэффективности в долгосрочном. Если контроль уменьшает прибыльность, монополисты будут саботировать требования государства.

Содержание

1. Эластичность спроса по доходу. Виды товаров в зависимости от эластичности спроса по доходу
2. Сравнительный анализ совершенной конкуренции и монополии
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Эластичность спроса по доходу. Виды товаров в зависимости от эластичности спроса по доходу.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

Классификация структуры  ранка базируется на определении  количества продавцов и природы  продукта (табл. 1)

Таблица 1. Классификация рыночных структур

Природа продукта

Количество продавцов

один

несколько

много

Однородные продукты

Чистая монополия

Однородная олигополия

Чистая конкуренция

Дифференцированные продукты

 

Дифференцированная олигополия

Монополистическая конкуренция


Совершенная конкуренция характеризуется существованием множества продавцов, оперирующих однородными стандартными продуктами. Число фирм-продавцов так велико, а доля каждой на рынке столь ничтожна, что ни одна из них не способна влиять на цены путем изменения объема производства. Цена навязана фирме-производителю рынком. Доступ в отрасль новым фирмам широко открыт. Экономикс обычно в характеристику чистой конкуренции включает идеальное знание рынка. Однако вряд ли последнее можно считать обоснованным. Когда продавцов множество и объемы продаж незначительны, знать состояние рынка невозможно. В такой ситуации фирмы ничего не знают друг о друге и работают на неизвестный рынок.

Противоположностью чистой конкуренции выступает монополия. Продукт создается единственной фирмой (греческое слово «монополия»  означает один продавец), вхождение  в отрасль новых производителей исключается из-за непреодолимых барьеров (патентной монополии, монополии на источники сырья, транспортные средства, распределение, кредиты и т.д.). Таким образом фирма-производитель полностью контролирует производство и рынок. Однако чистая монополия в жизни встречается довольно редко.

Структуры совершенной  конкуренции и монополии достаточно условны и односторонни. Первая сводите  механизм регулирования экономики  к рынку, вторая – к административно-командным  методам. Но в реальной жизни эти механизмы переплетаются, взаимодействуют друг с другом. Реальные рыночные структуры находятся где-то между этими двумя крайностями.

Подобно монополиям, олигополисты и монополистические конкуренты имеют определенную степень контроля над ценой производимых ими продуктов. Но в отличие от монополистов они вынуждены делить рынок с другими производителями. Монополистически конкурентные отрасли состоят из огромного количества небольших фирм. На олигополистических рынках господствуют немногие крупные фирмы.

В марксистской политической экономии была тенденция к смешению крупного бизнеса (крупной корпорации) с монополией. Однако в конце 80-х – начале 90-х годов XX в. появились работы, в которых критиковалось отождествление этих явлений. Кроме того, подчеркивалась важность разграничения монополии и олигополии.

Монополия и олигополия представляют форму капитала, который, опираясь на крупные масштабы производства и дифференциация продукта, способен регулировать производство и обращение, контролировать движение производства и цен.

Различие между ними состоит в том, что монополия  единолично господствует на рынке и, не встречая противодействия конкурентов, стремится к сохранению статус-кво, взвинчиванию цен и произволу. Поэтому  монополия – нежелательное явление  явление, а если избежать ее невозможно, то требуется государственное регулирование деятельности фирм-монополистов. Олигополия хотя и предполагает конкуренцию, но существенно ограничивает ее. Однако олигополия не устраняет стимулов к развитию производства.

Отношения крупного бизнеса, с одной стороны, и монополии олигополии, с другой стороны, не простые. Абсолютные размеры фирмы (объем активов, продаж, прибылей, занятости, численность акционеров) могут быть большими, но по отношению к размерам рынка незначительными. Или другой вариант: фирма (предприятие) может быть ничтожно мала по абсолютным размерам, но крупной по отношению к рынку (локальная или региональная монополия). Во многих случаях абсолютная и относительная величины фирмы имеют одинаковую направленность.

Таким образом, структура рынка в значительной мере определяется производством, его масштабами и дифференциацией продукта. Тем не менее характер структуры выявляется главным образом на рынке.

Монополия означает существование  одного продавца на рынке. Продукт, который он продает, не имеет заменителей. В отличие от ситуации совершенной конкуренции отрасль «захвачена» одной-единственной фирмой.

На первые взгляд, монополию  довольно легко определить. В реальной жизни это сделать довольно сложно. Концентрация капитала и производства имеет два измерения – абсолютное и относительное. Какими бы впечатляющими на казались величины абсолютной концентрации экономической мощи, их необходимо соотносить с размерами рынка. «Бритиш Стил» - единственный поставщик стали в Великобритании. Но если принять во внимание мировой рынок стали, фирма перестанет быть монополистом, так как она должна конкурировать с зарубежными производителями. Величина капитала и стоимость продукции местного кирпичного завода или песчаного карьера невелики, но из-за высоких транспортных издержек они могут занимать монополистические позиции на местном рынке.

Действует ли на рынке  один производитель или их больше, зависит от того, как определяется рынок. Предположим, что перевозки  между городами А и Б осуществляет одна автомобильная компания. Является ли она монополистом? В узком смысле слова она может быть определена как монополия. Однако между городами А и Б могут быть и другие формы транспортного обслуживания пассажиров: воздушное, железнодорожное, водное. И уже в этой ситуации данную автомобильную компанию нельзя рассматривать как монополию.

Монополистическая ситуация существенным образом зависит от степени взаимозаменяемости товаров  и услуг. Отсюда определенное значение для идентификации монополии  имеет показатель перекрестной эластичности спроса. Положительная перекрестная эластичность спроса свидетельствует о том, что товары являются взаимозаменяемыми, а их производители не являются монополистами.

Для функционирования монополии  очень важно предотвращение проникновения  новых фирм в данную отрасль. Если производители вынуждены принимать  во внимание угрозу вхождения конкурентов, они не являются монополистами. Легкость, с которой новые фирмы могут вступать в отрасль .считается критическим свойством для структуры рынка. От этого зависит ее способность поддерживать высокие цены и сверхнормальные прибыли в долгосрочном периоде.

Количество фирм, функционирующих  в отрасли, существенным образом  зависит от минимально эффективного масштаба производства. Последний представляет объем выпуска продукции, при  котором кривая долгосрочных издержек перестает падать. Чем крупнее минимально эффективный масштаб производства по отношению к размерам рынка, тем меньше будет и число фирм в отрасли.

Для монополии характерны ограничение объема производства и  повышение цен. Она производит меньше продукции и назначает более высокие цены, чем совершенно конкурентная фирма. (рис. 1)

 

                 P


 

 

              P2

 

              P1

 

 

 

 

Рис. 1 Сравнение монополии и совершенно конкурентной фирмы

Как показывает рис. 1, при  совершенной конкуренции отрасль  производит Q1 продукции по цене P1. Монополист производит Q2 продукции по цене Р2. Таким образом, монополия ограничивает объем производства и повышает цены по сравнению с совершенно конкурентной фирмой.

Экономисты доказывают, что монополии замедляют внедрение  нововведений и, следовательно, экономический рост. Монопольные цены ослабляют экономические стимулы к внедрению новых технологий. В то же время монополия располагает значительными ресурсами для осуществления капиталовложений и способна устойчиво получать прибыли от нововведений.

Чистая монополия не получила широкого распространения  в западных странах. Не допуская господства монополий, ограничивая их функционирование разумными пределами, государство  способно использовать их во благо  общества. В некоторых сферах существуют экономические основания для организации монополистической структуры рынка. Речь идет о так называемой естественной монополии. Крупное производство дает большую экономию, следовательно, более низкие издержки и цены по сравнению с конкурирующими фирмами. Естественная монополия характерна для предприятий общественного пользования (электроэнергия, водоснабжение, газ, телефонная связь). Монополистическая структура предполагает государственное вмешательство в ее функционирование. Естественные монополии развиваются либо на базе публичной (государственной) собственности, либо на базе частной собственности, но в этом случае их деятельность обязательно регулируется государством.

                P


 

 

              P

              P1

              P2

 

 

 

                 O                           X            X          X2                Q

Рис. 2 Правительственный  контроль над ценами в монополистической структуре рынка

Обратимся к графику (рис. 2), на котором показан результат  вмешательства государства в  рыночный процесс. Предположим, что после установления монополией цен на уровне РО и объема производства OX правительство вводит контроль над ценами. Новая цена (OP1) ниже монопольной. Объем производства возрастает до OX1. Новая цена еще позволяет фирме получать нормальную прибыль в точке  G. Если же еще более понизить цену, до OP2 , то фирма превратится в убыточную, так как средние издержки превысят цену – отрезок NL. Расширение производства при новом уровне цен будет невыгодно. Возникнет дефицит  X1 – X2 , а вместе с ним «черный» ранок, очереди, возможно государственное рационирование потребления. В долгосрочном плане монополист расширит производство, если потолок цен будет повышен немного за пределы средних издержек.

Ценовой контроль более  эффективен в олигополистической и монополистической структурах рынка, чем в чисто конкурентной. Ценовой контроль может побудить производителей увеличивать производство при условии, что они имеют огромные неиспользованные производственные мощности и получают сверхприбыли. В монополистических структурах государству легче контролировать немногочисленных крупных производителей. В то же время неизбежные ошибки сто стороны «контролеров» цен могут вести к образованию дефицита и диспропорциям в краткосрочном плане и неэффективности в долгосрочном. Если контроль уменьшает прибыльность, монополисты будут саботировать требования государства.

Список использованных источников

  1. «Экономика». Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1998 г.
  2. «Экономическая теория». Учебник для вузов / Науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д. Камаева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 г.
  3. «Экономическая теория». Учебник для вузов. / Под. ред. М.А. Сажина – М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М., 1998 г.
  4. «Экономическая теория». Н.М. Зубко – Мн.: НТЦ «АПИ», 1999 г.
  5. «Ценообразование». Учебно-практической пособие – 2-е изд. П.Н. Шуляк – М.: Издательский Дом «Дашков и К», 1999 г.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"