Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:13, контрольная работа
Ценовой контроль более эффективен в олигополистической и монополистической структурах рынка, чем в чисто конкурентной. Ценовой контроль может побудить производителей увеличивать производство при условии, что они имеют огромные неиспользованные производственные мощности и получают сверхприбыли. В монополистических структурах государству легче контролировать немногочисленных крупных производителей. В то же время неизбежные ошибки сто стороны «контролеров» цен могут вести к образованию дефицита и диспропорциям в краткосрочном плане и неэффективности в долгосрочном. Если контроль уменьшает прибыльность, монополисты будут саботировать требования государства.
1. Эластичность спроса по доходу. Виды товаров в зависимости от эластичности спроса по доходу
2. Сравнительный анализ совершенной конкуренции и монополии
Список использованных источников
Если доход такого
потребителя равен нулю, то и объема
платежеспособного спроса как такового
не существует. При этом кривая спроса
графика рисунка 1.1.3 превратится
в точку, совпадающую с началом
координат графика этого
При появлении минимальной величины дохода покупатель оказывается в состоянии более активно вступать в товарно-денежные отношения. При этом стремления покупателя взять необходимый товар бесплатно велики и ограничиваются только способностью покупателя это сделать - возможностью унести товар и где-то его хранить.
Чем выше становится доход у покупателя, тем в большем размере у покупателя появляется возможность взять товар впрок - он может уже использовать для переноса товара в зависимости от собственных доходов сетку, сумку, тележку, велосипед, автомобиль и т.п.
Хранить товар в этом случае в зависимости от собственных доходов (и соответственно от особенностей своего имущества) он может: в помещении на полу, в ящике, на полке, в шкафу, в комнате, в гараже и т.д. Значит, точка 1 имеет тенденцию к увеличению с увеличением дохода у потребителя.
В то же время доход
характеризует степень
Таким образом, при незначительных доходах потребителя объемы потребления бесплатного товара ограничиваются способностью к сохранению этого товара потребителем, и этот участок функции может характеризоваться нелинейной возрастающей зависимостью граничного объема от дохода, причем вторая производная этой зависимости положительна.
При последующем увеличении дохода потребителя, несмотря на то, что способности к транспортировке и хранению бесплатного товара увеличиваются, потребитель перестает наращивать объемы потребления в такой же степени, как и при низких доходах - причиняемые при этом неудобства начинают уменьшать полезность больших объемов бесплатного продукта. В этой части зависимости она также имеет нелинейный характер, причем ее вторая производная становится отрицательной - интересы потребителя "переключаются" на удовлетворение других по иерархии потребностей.
При достижении определенного уровня дохода его дальнейшее увеличение не приводит к увеличению граничного объема потребления - интерес потребителя к данному товару не увеличивается. Бесплатного товара хватает с избытком, и потребитель начинает понимать, что такой объем бесплатного товара становится ему в тягость. Наступает насыщение - потребляется максимальный объем товара. Обозначу этот максимальный объем через Qmax. Это означает, что при достижении этого предела точка 1 перестает двигаться вдоль оси объемов в сторону увеличения с ростом дохода потребителя.
Что происходит, если доходы потребителя увеличиваются дальше? Потребности потребителя в данном товаре удовлетворены полностью и с большим запасом, а его все возрастающий доход начинает ориентировать его на новый товар или, по крайней мере, дает ему гарантию, что при появлении у данного, пока еще бесплатного товара, некоторой ненулевой цены, он без особых проблем сможет удовлетворить свою потребность в нем - доходы потребителя позволяют ему быть уверенным в этом. Большие запасы товара становятся потребителю в тягость, тем более, что появляется возможность удовлетворения потребностей более высокого уровня или, в предельном случае, получения бесплатно более интересного покупателю товара. Тогда объемы потребляемого бесплатно товара начинают уменьшаться. Сначала они уменьшаются постепенно, с ростом дохода (жаль ведь не брать бесплатный товар!), а затем - во все убывающих масштабах.
Таким образом, при достижении некоторого значения дохода Сtr происходит "переключение" интереса покупателя на новый товар и объемы бесплатного потребления данного товара начнут уменьшаться при доходе, который становится больше данного Сtr. Предел этого уменьшения может быть различным - это определяется характером товара, тем, является ли он предметом повседневного спроса или нет.
Так, если товар имеет альтернативу (например, ламповый радиоприемник имел альтернативу в виде транзисторного приемника), то объемы потребления этого товара падают до нуля - происходит полное переключение спроса на альтернативный товар с подобными же потребительскими свойствами.
Если же товар не имеет альтернативы, по крайней мере, в обозримой перспективе, например, картофель для большинства белорусов, то объемы его потребления при дальнейшем увеличении дохода потребителя уменьшаются до некоторой степени и стабилизируются около отметки, которую следует назвать рациональной нормой потребления Qrat.
Естественно, что описанное выше поведение характерно для среднего потребителя, а не для каждого в отдельности. Вкусы каждого потребителя очень своеобразны - мы знаем, что порой достаточно обеспеченные люди обладают удивительными наклонностями к потреблению совершенно нехарактерных объемов продуктов для этого уровня обеспеченности.
На графике рисунка 1.2.1 изображена схематически описанная выше нелинейная зависимость граничного объема потребления Q на некоторый товар от величины дохода С покупателя при нулевой цене на этот товар. На графике каждая точка, лежащая на кривой граничного объема, соответствует точкам, подобным точке 1 графика кривых спроса рисунка 1.1.3, то есть лежащим на оси ординат, для которых абсцисса (цена) является величиной постоянной и равной нулю.
Приведенные выше соображения, как уже говорилось, являются весьма абстрактными - трудно представить себе, чтобы какой-либо товар раздавался бесплатно, да еще в неограниченных количествах.
Рисунок 1.2.1. Кривая зависимости граничного объема потребления Q от величины дохода С
Поэтому все приведенные выше соображения могут показаться придирчивому читателю недостаточно обоснованными и лишенными какого-либо экономического смысла. Этот недостаток вполне может быть устранен. Обоснованными покажутся такому читателю подобные же рассуждения, если их провести при условии задания некоторой фиксированной, достаточно малой цены, не равной нулю. Но на самом деле и эта процедура легко может быть формализована в той же графической постановке, которая была только что использована. При этом будет получена та же самая зависимость.
Рисунок 1.2.2. Исходный график кривых спроса и предложения при условии задания фиксированной цены P0
Действительно, графически на плоскости объем-цена переход к ненулевым ценам означает перенос оси ординат (объема) вправо на величину, равную некоторой фиксированной цене P0. Эта процедура изображена на графике рисунка 1.2.2, где изображены кривые спроса. Точка 1 при этом перемещении оси ординат передвигается вправо вниз и обозначается на рисунке через 1'. Рассуждения, приведенные выше для случая бесплатного товара, полностью подтвердятся и в этом случае. Изменятся лишь некоторые пропорции. Например, как это со всей очевидностью следует из рисунка 1.2.2, для каждой величины дохода объемы потребления товара уменьшатся по сравнению с вариантом его бесплатной раздачи.
Принципиальным отличием поведения объема потребления товара при фиксированной ненулевой цене в зависимости от поведения граничного объема потребления товара при нулевой цене заключается в том, что для некоторых товаров, не являющихся предметами повседневного спроса, зависимость объема потребления от дохода потребителя начинается не из точки начала координат (рисунок 1.2.3).
Действительно, если рассматриваемый товар не является товаром повседневного спроса, то он приобретается только после того, как будут удовлетворены потребности повседневного спроса и у покупателя появляется возможность реализовать при увеличении собственного дохода потребность в данном товаре. Поэтому кривая зависимости объема потребления товара от дохода потребителя в данном случае будет исходить из точки, для координат которой характерно следующее:
- доход потребителя
положителен и не ниже
- объем приобретаемого товара равен нулю (Q0 = 0).
Рисунок 1.2.3. Кривая зависимости объема потребления Q от величины дохода С при цене товара, не равной нулю
Из графиков рисунков 1.2.1 и 1.2.3, которые изображают один тип и характер зависимости, следует ряд вполне очевидных вопросов на которые следует найти ответы:
- насколько два указанные
графика похожи друг на друга
и каковы их принципиальные
отличия, как они
- как поведет себя
кривая зависимости объема
- как поведет себя величина максимального объема потребления Qmax и объем рационального потребления Qrat при увеличении цены на товар?
Возможны различные варианты ответов на поставленные вопросы в зависимости от того, какой товар предложен покупателю. Есть утверждения вполне очевидные, не требующие каких-либо особых доказательств. С увеличением цены на товар сама кривая, очевидно, будет сдвигаться вправо - нужны все большие доходы для того, чтобы приобрести данный объем товара по повышенной цене.
Что касается рациональной нормы потребления Qrat, то и здесь все достаточно очевидно. Эта величина не будет меняться, так как она характеризует отнюдь не покупательскую способность, а рациональные потребности, когда доход покупателя так велик, что он может не обращать особого внимания на цену данного товара, она с позиций его доходов почти равна нулю.
Сама кривая с увеличением цены товара, как уже говорилось, будет сдвигаться вправо. Этот сдвиг может являться параллельным, а может и не быть таковым.
Первый случай достаточно прост (рисунок 1.2.4) и, по-видимому, характеризует тот товар, который называют "предметом повседневного спроса". Для такого товара сложно предполагать что-либо другое - все характерные ординаты кривой остаются неизменными.
Рисунок 1.2.4. Движение кривой зависимости объема потребления Q от величины дохода С при увеличении цены товара повседневного спроса
Так, например, максимальный объем потребления, который характеризует некоторое ажиотажное потребление, также остается неизменным. Действительно, этот объем вполне определяется двумя факторами - данной ценой товара и доходом Сtr при котором происходит "переключение" интереса покупателя на новый товар. С увеличением цены на товар этот доход, характеризующий "переключение", также увеличивается на величину этого товара.
Но если товар не является предметом повседневного спроса (рисунок 1.2.5), то его цена начинает влиять на поведение потребителя. Так, например, если мне предложить бесплатно гаванские сигары лучших сортов, то я, человек не курящий, наверняка все же возьму их некоторое количество - угостить своих курящих друзей или для целей получения водяного настоя, уничтожающего садовых вредителей на даче.
Если же этот товар будет предложен мне за деньги, то при небольшой цене этих сигар, я, пожалуй, все-таки приобрету их некоторое количество, но уже в меньшем объеме.
Если цену на сигары повысить еще больше, то я ни при каких собственных доходах, какими бы высокими они ни были, их не приобрету - у меня есть куда потратить деньги, есть интересы и потребности, которые следует удовлетворить.
Графически такое поведение означает, что с ростом цены на товар максимальный объем его потребления будет уменьшаться (рисунок 1.2.5). Также будут меняться и некоторые пропорции самой кривой.
Рисунок 1.2.5. Движение кривой зависимости объема потребления Q от величины дохода С при увеличении цены товара, не являющимся предметом первой необходимости
При увеличении цены до определенного предела, кривая превратится в точку, лежащую на оси абсцисс. Таким образом, возможны два типа кривых зависимости объема потребления от дохода потребителя при изменяющейся цене - для товара повседневного спроса и для товара, таковым не являющимся. Это обстоятельство следует рассмотреть более подробно, и я в последующих параграфах работы остановлюсь именно на этих двух товарах. С сожалением могу констатировать, что четкого определения понятия (товар повседневного спроса) в научной литературе я не встречал. По-видимому, предполагается, что оно аксиоматично. Это досадное обстоятельство во многом помешает получить конкретные рекомендации в последних частях книги. Пока что приходится разделять товар на эти две группы, только основываясь на собственных представлениях о товаре.
Рыночная структура – сложное понятие, имеющее множество аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производства (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и недлительного (до года) пользования и т.д. Структура рынков рассматривается с точки зрения характера конкурентных отношений, степени их развитости. От них зависят поведение производителей в определении объемов производства, цен, развитие научно-технического прогресса, а в конечном счете эффективность производства и занятость населения.