Контрольная работа по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 05:01, контрольная работа

Описание работы

1.1 Признаки региональной интеграции
1.2 Предпосылки и цели интеграционных объединений
1.3 Экономические эффекты интеграционных объединений
2 ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ МИРА И ИХ ФОРМЫ
2.1 Основные формы региональной экономической интеграции

Работа содержит 1 файл

RegInt.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

5. Появление емкого рынка –  долгосрочный эффект региональной  интеграции, подразумевающий собой  рост ППИ, сопровождающийся организацией  импортозамещающей продукции. Создание  благоприятных возможностей для  дальнейшего роста концентрации и централизации производства и капитала, размещения предприятий на территории всего регионально блока. Примером может служить слияние автомобильных фирм «Пежо» и «Ситроен», совладельцем которых, в частности, является «Фиат». [15].

Таким образом, региональная интеграция – преференциальное соглашение, объединяющее несколько, как правило, географически близких стран с относительно одинаковым уровнем экономического развития. Интеграция ставит своими целью повышение благосостояния стран, входящих в нее, при этом создает для стран-участниц как выгоды, выражающиеся в повышении конкурентоспособности компаний, так и порождает издержки, связанные с ограничением пределами интеграционного блока долей рынка, а значит, и снижением объемов производства и потерей возможной прибыли.

2 ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ МИРА  И ИХ ФОРМЫ

2.1 Основные формы региональной  экономической интеграции

Процесс экономической интеграции часто рассматривается как поэтапный, заключающийся в движении от зоны преференциальной торговли в полной интеграции. Первоначально классификация форм интеграции была разработана и введена Б. Балашем, который доказал, что интеграцию необходимо рассматривать не только как некое достигнутое состояние, но и как динамический процесс. [13, с.30]   Полагается, что усилия рынков объединяющихся стран, проявившиеся на первом этапе, непременно приведут интеграционную группировку к следующему уровню интеграции. Но так происходит не всегда, к примеру, Европейский Союз проигнорировал так называемый первый этап зоны свободной торговли и был изначально заключен как таможенный союз.  Выделяют несколько форм региональной интеграции, представленных ниже.

Зона свободной торговли – преференциальное соглашение, подразумевающее сниженные  тарифы по отношению к странам-участницам, что не распространяется на страны, оставшиеся за пределами интеграционной группировки. Данная форма интеграционного соглашения устраняет внутренние барьеры и квоты, создавая благоприятные предпосылки для специализации стран, входящих в блок, на производстве тех товаров и услуг, в которых они имеют сравнительное преимущество, и облегчает ввоз тех товаров и услуг, в которых не имеют сравнительного преимущества. При этом каждая  страна сохраняет самостоятельность в торговой и других видах экономической политики. Примером может служить интеграционное соглашение НАФТА (Канада, США и Мексика), члены которого взяли на себя обязательство вести беспошлинную торговлю между собой.

Таможенный союз – интеграционное соглашение, предполагающее создание общей таможенной территории, что означает установление единого таможенного тарифа по отношению к странам, не входящим в блок, а также свободного передвижения товаров внутри блока. Для таможенного союза характерна общая торговая политика, функции управления которой переданы группе стран в целом. При этом товары и услуги третьих стран оказываются в неблагоприятном положении, теряют свою конкурентоспособность в силу существующих торговых барьеров в отношении стран, не входящих в интеграционный блок. Примерами таможенного союза являются объединения КАРИКОМ, состоящее из 15 стран Карибского бассейна [29], и АНКОМ, включающее 5 стран Латинской Америки [30], а также установление таможенного союза между ЕС и Турцией, вступившего в силу в 1996 году. [23]

Общий рынок – интеграционное соглашение, предполагающее свободное передвижение товаров, услуг, рабочей силы и капитала между странами, его подписавшими. Сохраняется самостоятельность стран в денежно-кредитной и бюджетно налоговой политике стран при осуществлении единой торговой политики. При установлении режима общего рынка используются программы либерализации торговли внутри блока, общий внешний тариф, координация макроэкономической политики, а также отраслевые соглашения. Основная выгода общего рынка в том, что он создает благоприятные предпосылки для мобильности труда, капитала и технологий, что являются реализующими сравнительное преимущество факторами производства. На сегодня примером такого интеграционного объединения является МЕРКОСУР, объединяющий 4 латиноамериканские страны.

Экономический союз – интеграционное соглашение, предполагающее объединение  экономик стран, имеющих единые внешние  таможенные тарифы, осуществляющие единую торговую, бюджетно-налоговую и денежно-кредитную  политику. Считается наиболее глубокой формой экономической интеграции, характеризующейся свободным движением товаров, услуг, капитала, рабочей силы, технологий между странами-участницами. Экономический союз предполагает введение единой валюты и/или гармонизацию и унификацию монетарной, фискальной и социальной политики, установление единых налоговых ставок и системы налогообложения. Подобное углубление экономической взаимосвязи приводит к снижению самостоятельности стран-членов, а также может вести к возникновению некоторых противоречий. Примером данной формы интеграции служит Экономический и Валютный Союз в рамках ЕС. [23].

Иногда выделяют дополнительную форму  региональной интеграции – полная интеграция. Она предполагает развитие и углубление взаимосвязей между  странами не только в области экономики, но и гражданского законодательства. Происходит формирование единого валютного, экономического и политического союза, в том числе проведение общей внешней политики и политики в сфере правосудия и внутренних дел, введение единого гражданства и т.п. [8, с.2]

Классификация интеграционных объединений по формам интеграции представлена в Приложении А.

2.1 Ведущие интеграционные группировки  мира

В настоящее время в мире функционируют 211 региональных торговых соглашения. [26] Но не все из них смогли перерасти  в полноценные региональные интеграционные объединения. Рассмотрим самые крупные из них, двигаясь от низших форм интеграции к высшим.

Североамериканская зона свободной  торговли, или НАФТА – региональное соглашение о создании зоны свободной  торговли между Канадой, США и Мексикой. Соглашение было подписано 17 декабря 1992 года, а вступила в силу 1 января 1994 г.

Создание зоны свободно торговли в  североамериканском регионе было обусловлено  рядом факторов: во-первых, географической близостью стран-участниц и элементами взаимодополняемости структур национальных экономик; во-вторых, тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным кооперированием; в-третьих, растущей сетью подконтрольных предприятий американских ТНК в Канаде и Мексике и Канадских ТНК в США и, наконец, усилением позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке. [12]

Основными целями НАФТА, официально заявленными  в соглашении об его образовании, являются:

– снятие барьеров в торговле и  содействие свободному движению между странами товаров и услуг;

– установление справедливых условий  конкуренции в рамках зоны свободной  торговли;

– значительное увеличение возможностей для инвестирования в странах-членах соглашения;

– обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран;

– урегулирование экономических споров;

– создание перспектив будущего многостороннего  регионального сотрудничества.

О масштабах экономической взаимосвязи  США, Канады и Мексики на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным. В США реализовывается около 75-80% канадского экспорта (20% ВВП Канады). Доля США в иностранных прямых инвестициях в Канаде – свыше 75% и Канады в США – 9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта. Доля США в общем притоке прямых иностранных инвестиций в Мексику превышает 60%. ВВП США в 14,5 раз превосходит ВВП Канады и в 19 раз – Мексики.

Южноамериканский общий рынок, или МЕРКОСУР – региональное соглашение о создании общего рынка между Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем на основе Асунсьонского договора, подписанного в 1991 году. Объединяет страны с населением более чем 250 млн. чел., на долю которых приходится более 75% совокупного ВВП региона.

Главной целью при создании МЕРКОСУР являлись либерализация взаимной торговли, открытие рынков как средства проведения структурных реформ и модернизации национальных экономик. Асунсьонский договор предусматривал отмену всех пошлин и нетарифных ограничений во взаимной торговле стран-членов, а также введение единого внешнего тарифа. Таможенный союз МЕРКОСУР, ставший практически первым таким союзом в Южной Америке, вступил в силу с 1 января 1995 г. (в соответствии с подписанным президентами четырех стран в декабре 1994 г. протоколом Оуру-Прету). Была утверждена таможенная номенклатура, единый внешний тариф, списки исключений, правила происхождения товаров. Темпы создания таможенного союза МЕРКОСУР – всего за 3-4 года – беспрецедентны в мировой практике. Вместе с тем, необходимо отметить, что ликвидация пошлин во взаимной торговле и единый внешний тариф охватывают не все товары, поэтому таможенный союз группировки является не полным. В то же время нельзя не отметить, что в результате либерализации внутризональная торговля активизировалась: ее объем увеличился в 1991-2008 гг. в 8 раз и превысил 30 млрд. долл. [19]

Комментарий к таблице и добавления: заметно  влияние мирового экономического кризиса  на экономику данного региона. Экспорт  товаров в 2009 году преобладает над  импортом (153,5 млрд. евро против 136,2 млрд. евро), но импорт коммерческий услуг превысил их экспорт на 12 млрд. евро (40,9 соответственно против 28,9 млрд. евро). [27]

Карибское общество и общий рынок, или КАРИКОМ  – интеграционный блок, созданный  в соответствие с договором, подписанным Барбадосом, Гайаной, Ямайкой, Тринидадом и Тобаго в 1973 г. И заменивший существовавшую с 1968 года Карибскую ассоциацию свободной торговли. Цели сообщества заключаются в «координировании экономической и политической деятельности карибских стран». В задачи организации входила совместная торговая и промышленная политика и программы технической и финансовой помощи ее отстающим членам. В рамках сообщества предусматривается развитие экономического сотрудничества стран-членов, осуществляется координация внешней политики, налажено сотрудничество в областях здравоохранения, образования, культуры, науки и техники, налогообложения. В рамках общего рынка предусмотрены введение общего внешнего тарифа, проведение единой протекционистской политики, усиление координации внешнеторговой политики, согласование программы налоговых стимулов для промышленности и другие мероприятия.

По состоянию  на 2005 год полноправными членами  КАРИКОМ являются 15 стран Карибского бассейна. [7]


Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"