Контрольная работа по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 05:01, контрольная работа

Описание работы

1.1 Признаки региональной интеграции
1.2 Предпосылки и цели интеграционных объединений
1.3 Экономические эффекты интеграционных объединений
2 ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ МИРА И ИХ ФОРМЫ
2.1 Основные формы региональной экономической интеграции

Работа содержит 1 файл

RegInt.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

1.1 Признаки региональной интеграции

Экономической региональной интеграцией  считается процесс хозяйственного и политического объединения  стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. [10, с.297]

Слово «интеграция» происходит от латинского «Integer» - «целый». То есть, интеграция предполагает образование некой новой общности или новой совокупности отдельных  частей, которые начинают проявлять себя как самостоятельное целое. Можно выделить пять основных признаков интеграции.

Первый признак вытекает из наиболее общего понятия интеграции. По умолчанию  предполагается, что объединение  государств в интеграционную группировку  рождает новое качество, которое было бы невозможно (или неизмеримо труднее) получить на индивидуальной основе. Интеграция представляется игрой с положительной суммой, что делает ее выгодной как для каждого участника, так и для группировки в целом. Условием нормальной интеграции считается синергетический эффект, то есть получение такой силы, которая превышает сумму индивидуальных сил. Яркий пример подобного явления – единая европейская валюта. Сегодня она обладает большей устойчивостью и весом на международной арене, чем прежние национальные валюты вместе взятые. Колониальные империи не могу считаться интеграцией, поскольку их целью является извлечение выгоды только одной стороной – метрополией.

Второе отличие – новое объединение  государств выделяется из остального мира и тем или иным образом обособляется от него. Так, создание таможенного союза предполагает устранение таможенных барьеров между странами-участницами и введение единого таможенного барьера по отношению к третьим государствам. Иными словами, либерализация торговли внутри региона сопровождается намеренной или невольной дискриминацией аутсайдеров. Так, внутри Евросоюза торговля, например, пшеницей, происходит без каких-либо ограничений, тогда как импорт зерна в ЕС из Канады ил России облагается высоким налогом, а в отдельных случаях – запретительной антидемпинговой пошлиной. Обособление происходит и в ряде других сфер жизни.

Третья характерная черта интеграции – добровольный и партнерский  характер. Стихийное усиление взаимозависимости  государств (например, вследствие активной внешней торговли, деятельности ТНК и финансовых групп) нельзя считать интеграцией. Интегрирование может быть как предпосылкой, так и следствием интеграции. Более того, интеграция происходит на добровольной основе, участники этого процесса идут к нему сознательно. Поэтому силовой объединение территорий – захват колоний, учреждение протекторатов, создание империй – не может считаться интеграцией.

Четвертый признак – интеграция распространяется на различные области  как внешней, так и внутренней политики стран-участниц. Этим она отличается от международных организаций и других форм сотрудничества. Последнее регулирует в основном те действия государств (или иных акторов), которые затрагивают интересы других членов мирового сообщества. Деятельность международных организаций ведет к возникновению международных режимов. Региональные объединения создают такие режимы и в сферах, традиционно входящих в национальную компетенцию. Кроме того, международные организации, как правило, занимаются одной сферой общественной деятельности: МВФ – валютными отношениями, МАГАТЭ – ядерной энергетикой, ОПЕК – нефтью и т.п. Региональные же объединения всегда имеют политическую и экономическую составляющую, а также распространяют свою деятельность на другие области – право, экологию, миграцию населения, науку и технику, образование.

Пятая характеристика интеграции вытекает из четырех предыдущих (особенно из первой и второй) и имеет ключевое значение для понимания сути этого  явления. Как показывает мировой  опыт, региональная интеграция строится на осознании ее участниками общности их будущей исторической судьбы. В региональной интеграции чувство политической общности направлено не на прошлое, а исключительно в будущее. Общие черты исторического развития важны для интеграции только с точки зрения их современных результатов. В остальном же они обычно берутся на вооружение политическими элитами как хорошо работающий агитационный прием. Конечно, для выработки регионального самосознания важно, чтобы объединяющиеся народы имели схожие политические и экономические модели, а так же непротиворечивое течение религиозной и светской мысли. Однако этого явно недостаточно для возникновения региональной интеграции. Нужен еще один, стержневой элемент – общее представление о настоящей и будущей глобальной идентичности. [3, с.136-139]

1.2 Предпосылки и цели интеграционных  объединений

По содержанию интеграция представляет собой переплетение, взаимопроникновение  и сращивание воспроизводственных  процессов стран региона. С 1947 г. в мире было создано более 60 интеграционных группировок, что определялось целым рядом предпосылок. Выделяют следующие основные предпосылки:

1. Близость уровней экономического  развития и степени рыночной  зрелости интегрирующихся стран.  За редким исключением (НАФТА)  межгосударственная интеграция развивается либо между промышленно развитыми, либо между развивающимися странами;

2. Географическая близость интегрирующихся  стран, наличие в большинстве  случаев общей границы и исторически  сложившихся экономических связей;

3. Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т. д. Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами;

4. Демонстрационный эффект. В странах,  создавших интеграционные объединения,  обычно происходят положительные  сдвиги (ускорение темпов экономического  роста, снижение инфляции, рост  занятости и т. д.), что оказывает  определенное психологическое воздействие на другие страны. Демонстрационный эффект проявился, например, в желании стран бывшего СССР как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого макроэкономических предпосылок;

5. «Эффект домино». После того, как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оставшихся за пределами интеграции. В результате они также вынуждены вступить в интеграционное объединение. Например, после вступления Мексики в НАФТА, многие латиноамериканские страны поспешили заключить с ней соглашения о торговле. [11]

Опираясь на указанные предпосылки, страны образуют интеграционные объединения, которые, несмотря на многочисленность в современной мировой экономике  и разные уровни развития, преследуют примерно одинаковые цели. Основными  целями интеграции могут быть следующие:

1. Использование преимуществ экономики  масштабов, которое обеспечивает  расширение размеров рынка, сокращение  трансакционных издержек, прилив  прямых иностранных инвестиций. Цели увеличения национальных  масштабов особенно четко выражены у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки.

2. Создание благоприятной внешнеполитической  среды. Такая цель особенно  характерна для стран ЮВА и  Ближнего Востока. Здесь важно  укрепление взаимопонимания и  сотрудничества в политической, военной, социальной и других неэкономических областях.

3. Решение задач торговой политики. Региональная интеграция рассматривается  как способ укрепления переговорных  позиций участвующих стран в  рамках многосторонние переговоров  в ВТО. Кроме того, региональные объединения позволяют создать более стабильную основу для взаимной торговли, о чем уже говорилось ранее.

4. Содействие структурной перестройке  экономики. Подключение стран,  создающих рыночную экономику  или осуществляющих глубокие  экономические реформы, к  региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем рыночного развития рассматривается как важнейший канал передачи рыночного опыта. Более развитые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции, также заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных емких рынков.

5. Поддержка молодых отраслей  национальной промышленности, так  как для них возникает более  широкий региональный рынок. Эта  цель была ведущей для интеграционных  объединений стран Латинской  Америки и Африки, расположенных к югу от Сахары.

6. Объективное содержание интеграции  составляет переплетение, взаимопроникновение  и сращивание воспроизводственных  процессов, что обеспечивает более  эффективное взаимодействие между  странами. Таким образом, экономическая  интеграция имеет ряд благоприятных условий для взаимодействующих сторон.

Интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим субъектам (товаропроизводителям) более широкий доступ к разного  рода ресурсам: финансовым, трудовым, материальным, к новейшим технологиям, а также позволяет производить продукцию в расчете на более емкий рынок.

Экономическое сближение стран  в региональных рамках создает привилегированные  условия для фирм стран-участниц экономической интеграции, защищая  их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран.

1.3 Экономические эффекты интеграционных  объединений

Экономический результат региональной интеграции неоднозначен. Одни секторы  экономики в результате объединения  рынков могут расшириться, другие –  наоборот, уменьшиться, либо улучшение положения одних стран может произойти за счет других. К краткосрочным экономическим выгодам и издержкам региональных интеграционных соглашений относят эффект масштаба, эффект конкуренции, эффект торговли и аллокации, к долгосрочным – появление емкого рынка. [15]

1. Эффект масштаба – это снижение  в долгосрочном плане средних  издержек производства (себестоимости  продукции) в результате увеличения  объемов выпускаемой продукции.  Члены интеграционного объединения  могут получить как внутреннюю, так и внешнюю экономию от масштаба. Внутреннюю экономию компании получают за счет снижения затрат на единицу продукции в связи с увеличением объемов производства. За счет снятия тарифов и других торговых барьеров страны могут получить внешнюю экономию в связи с облегчением доступа к более дешевому капиталу, рабочей силе и прогрессивным технологиям. Особенно важен эффект масштаба, получаемый в результате интеграционного объединения, для малых стран, так как на небольших внутренних рынках трудно обеспечить производство рентабельной продукции, добиваясь снижения себестоимости путем наращивания производства и получения положительной отдачи от масштаба деятельности.

2. Эффект конкуренции. Те отрасли  стран, где существуют крупные  рентабельные предприятия, оказываются монополизированными, так как в результате конкуренции в отрасли остается всего один-два производителя. Монополизм ведет к высоким ценам, снижению объемов производства и более высоким издержкам. Региональная интеграция, объединяя рынки, позволяет сократить монополистическую власть, так как фирмы разных стран оказываются в условиях более интенсивной конкуренции. Это может вести к целому ряду положительных последствий:

- выигрыш от роста конкуренции,  выражающийся в снижении цен  и росте продаж;

- возможность в условиях расширения рынка более эффективно использовать экономию на масштабе производства. На рынке с ограниченными размерами существует противоречивый выбор между эффектом масштаба и конкуренцией. Расширение рынка позволяет преодолеть это противоречие и одновременно увеличивать и экономию на масштабе производства, и конкуренцию;

- интеграция  заставляет производителей сокращать  внутреннюю неэффективность (X-неэффективность). Она выражается в разрыве между  фактическими и минимальными  эффективными средними затратами на производство единицы продукции. Теоретически, каждая фирма способна добиться минимального уровня себестоимости, но фактически фирмы действуют с более высокими издержками. X-неэффективность характерна для больших организаций (особенно монополий), не испытывающих давления эффективной конкуренции, которая могла бы держать их «в тонусе».

3. Эффект  торговли и аллокации связан  с изменением товарной и географической  структуры торговли в результате  интеграции. Географическая структура  торговли может измениться вследствие того, что при устранении торговых барьеров импорт из стран-партнеров становится дешевле, что способствует замещению этими продуктами товаров местного производства и импортных товаров из третьих стран. Происходит одновременно и создание, и отклонение торговли.

Создание торговли означает рост международной  торговли и экономического благосостояния в результате сокращения или устранения торговых барьеров (импортных пошлин, льгот и т.п.) посредством многосторонних переговоров, а также создания интеграционных соглашений. Все члены интеграционной группировки направляют свои усилия на производство тех благ и услуг, в которых они располагают сравнительными преимуществами, и начинают более интенсивно торговать друг с другом. При этом более эффективные производители, имеющие меньшие издержки среди стран-участниц, отвоевывают рыночные доли у стран-производителей с высокими издержками и увеличивают экспорт. Более эффективные региональные производители могут обеспечить низкие цены и больший объем производства по сравнению с конкурентами внутри интеграционного блока и за его пределами. Например, Мексика – производитель, имеющий низкие издержки в НАФТА, в настоящее время производит больше автомобилей и для США, и для Латинской Америки, чем до вступления в НАФТА.

Отклонение торговли – это изменение  географической структуры международной торговли, происходящее в результате образования таможенного союза или зоны свободной торговли. Устранение или сокращение торговых барьеров между членами интеграционных соглашений ведет к росту торговли между ними часто за счет третьих стран. Объединение в интеграционную группировку сопровождается установлением более высоких торговых ограничений по отношению к третьим странам, в результате чего их импорт вытесняется с территории таможенного союза или зоны свободной торговли. Отклонение торговли может вести к потерям в объемах производства и сокращению экспорта для более эффективных стран за пределами интеграционного блока. В этом случае с точки зрения благосостояния всего мира региональная интеграция может оказаться менее выгодной, чем либерализация торговли в мире в целом. [4, с.103-104].

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"