Контрольная работа по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 08:25, контрольная работа

Описание работы

1.Отличительные черты развивающихся стран. Причины неравномерности их развития.
2)Понятие инвестиционного климата, критерии его оценки.
3. Страна, производящая исключительно промышленные товары, намеревается создать таможенный союз со страной, производящей исключительно сельскохозяйственные и сырьевые товары. Приведет ли такой таможенный союз к повышению уровню благосостояния в каждой из стран? Обоснуйте ответ.

Работа содержит 1 файл

мировая экономика.готовоdocx.docx

— 34.88 Кб (Скачать)

1.Отличительные черты развивающихся стран. Причины неравномерности их развития.

     Индустриальные  страны или развитые страны Запада, – 24 промышленно развитых страны Северной Америки, Европы и Тихоокеанского бассейна с высоким уровнем доходов. Ведущую роль в группе индустриальных стран играют государства так называемой «большой восьмерки» (или группы G-8) – США, Канада, Япония, ФРГ, Франция, Италия, Великобритания и российская Федерация. Пять из указанных государств образуют ядро НАТО, четыре из шести составляют костяк ЕС. На их основе сформировались три конкурирующих «центра силы» мирового хозяйства – североамериканский, японский и западноевропейский, которые вовлекают в свои орбиты и другие государства мира.

     Индустриальные  страны, в которых проживает только 16% населения мира, производят 53% мирового ВВП и 47% мировой промышленной продукции (1997 г.). Они обеспечивают более 70% мирового экспорта. Им принадлежит более 90% накопленной стоимости прямых иностранных инвестиций, здесь расположены штаб-квартиры крупнейших транснациональных корпораций (ТНК) мира. Уровень жизни в развитых капиталистических странах намного выше, чем в среднем по миру, а их превосходство по этому показателю над наименее развитыми странами мира составляет гигантскую величину (более чем в 60 раз по рыночному обменному курсу валют и более чем в 15 раз по ППС).

     Индустриальные  страны Запада (их также называют промышленными, развитыми странами Запада и т.д.) объединяет помимо прочего то, что  в отличие от остальных государств мира они уже вступили в новый  этап технико-экономического развития – постиндустриальный (информационный).

     Термин  «постиндустриальное общество» был предложен американским социологом Дэниeлом Беллом еще в 1965 г. По его мнению, термин «постиндустриальное общество» соотносится с «доиндустриальным» и «индустриальным». Доиндустриальное общество в основном добывающее, его экономика основана на сельском хозяйстве, добыче угля, энергии, газа, рыболовстве, лесной промышленности. Индустриальное общество – в первую очередь обрабатывающее, в котором энергия и машинная технология используются для производства товаров. Постиндустриальное общество – это организм, в котором телекоммуникации и компьютеры выполняют основную роль в производстве и обмене информацией и знаниями.

     Если  индустриальное общество основано на машинном производстве, то постиндустриальное характеризуется интеллектуальным производством. И если капитал и труд являются основными структурными чертами индустриального общества, то информация и знания являются таковыми для постиндустриального общества.

     По  некоторым оценкам, совокупное общественное время, затрачиваемое в развитых странах на производство и обмен  информацией, уже значительно превышает  расходуемое на производство и обмен  материальной продукцией. В США, идущих в авангарде информационной революции, с 1991 г. расходы на приобретение информации и информационных технологий превышают затраты на приобретение производственных технологий и основных фондов. В 70–80-х гг. в развитых странах Запада произошла коренная структурная перестройка экономики, выразившаяся в переходе от ресурсорасточительных к ресурсосберегающим технологиям, освобождении предприятий от массы накопленных устаревших основных средств, стремительной компьютеризации хозяйства и почти всех сфер общественной и частной жизни.

     Новая экономика не сдала полностью  на слом старую, индустриальную – так или иначе она опирается на ее аппарат. Однако в целом в экономиках развитых стран Запада сейчас доминирующую роль играет сфера услуг (включая информационные услуги). К середине 90-х гг. в ведущих странах Запада в сфере услуг было сосредоточено 63–75% всех занятых, там создавалось 62–74% ВВП. Что касается промышленности, то страны Запада сохраняют и развивают прежде всего ее высокотехнологичные наукоемкие отрасли. А материало и трудоемкие производства переместились на полупериферию и периферию мирового хозяйства – в развивающиеся государства, а в последнее время и в страны с переходной экономикой, ближе к источникам сырья и дешевой рабочей силы. За пределы развитых стран выносятся и экологически вредные, «грязные» производства – металлургические, нефтеперерабатывающие, нефтехимические, целлюлозно-бумажные и т.п.

     Переход индустриальных стран к информационной стадии развития привел к тому, что  они все более замыкаются на взаимных связях. Так, на взаимную торговлю этой группы стран приходится примерно половина мирового экспорта товаров, основная часть  мирового экспорта и импорта услуг (в том числе мировой торговли НТ знаниями); взаимные инвестиции РКС  составляют большую часть ежегодного мирового потока прямых зарубежных инвестиций.

2)Понятие  инвестиционного  климата, критерии  его оценки.

      Понятие инвестиционного климата по-разному  трактуется в научной и учебной  литературе. Так, например, в учебнике "Международное движение капитала" инвестиционный климат рассматривается  как "совокупность правовых, экономических, политических и социальных факторов, определяющих привлекательность государства  для зарубежных инвестиций". При  таком подходе понятие "инвестиционный климат" сводится к инвестиционной привлекательности, что вряд ли справедливо, так как в этом случае игнорируются инвестиционные риски, которые во многом и предопределяют инвестиционный климат.

      Более корректно понятие "инвестиционный климат" определяют авторы финансово-кредитного энциклопедического словаря. Они рассматривают инвестиционный климат как "совокупность сложившихся в какой-либо стране политических, социально-культурных, финансово-экономических и правовых условий, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала". При таком подходе характеристика инвестиционного климата должна состоять их двух составляющих: оценки тех факторов, которые притягивают инвестиции в страну, и оценки рисков инвестирования.

      Другими словами, баланс инвестиционной привлекательности  и инвестиционного риска и  определяют инвестиционный климат в  той или иной стране, регионе, территории. Основой же инвестиционной привлекательности  является эффективность вложений. Инвестиции направляются в первую очередь в  те регионы, где они обеспечивают наибольшую отдачу для инвесторов. Поэтому оценку положительной составляющей инвестиционного климата целесообразно  осуществлять на основе оценки потенциальной  эффективности инвестиций. Оценку отрицательной  составляющей инвестиционного климата  следует проводить по оценке инвестиционных рисков.

      К факторам, благоприятствующим притоку  инвестиций в ту или иную страну, относят:

      высокий потенциал внутреннего рынка;

      высокую норму прибыли;

      низкий  уровень конкуренции;

      стабильную  налоговую систему;

      низкую  стоимость ресурсов (сырьевых, трудовых, финансовых);

      эффективную поддержку государства.

      К факторам, препятствующим развитию инвестиционных процессов и, тем самым, ухудшающим инвестиционный климат в стране относятся политическая нестабильность в стране;

      социальная  напряженность (забастовки, войны мафиозных  структур, этнические и религиозные  распри и т.д.);

      высокий уровень инфляции;

      высокие ставки рефинансирования;

      высокий уровень внешнего и внутреннего  долга;

      дефицит бюджета;

      пассивное сальдо платежного баланса;

      неразвитость  законодательства, в том числе  неисполнение законов, регулирующих инвестиционную сферу;

      высокие трансакционные издержки.

      Анализ  инвестиционного климата для  реципиента инвестиций является важным элементом выработки государственной  и региональной политики привлечения  и использования капитала, поскольку, он, во-первых, дает системное представление  о факторах, воздействующих на инвестора, во-вторых, предоставляет возможность  глубже оценить ситуацию в стране или в отдельном регионе, в-третьих, позволяет осознать мотивацию поведения  партнера.

      В экономической литературе существуют различные подходы к оценке инвестиционного  климата национальной экономики, различающиеся, в зависимости от целей исследования, по количеству анализируемых показателей и их качественным характеристикам, по выбору самих показателей.

      1. Универсальная методика оценки  инвестиционного климата, охватывающая  максимальное количество экономических  характеристик, показателей торговли, характеристик политического климата,  законодательной среды для инвестиций  позволяет глубоко и всесторонне  оценить ситуацию в стране  на настоящий момент и судить  о возможностях ее развития.

      2. Для сравнительного анализа инвестиционного  климата в государствах с переходной  экономикой используются специализированные  методики, делающие акцент на  темпах и перспективах реформ. Важность такой оценки определяется  тем, что новые возможности  для иностранных компаний в  этих странах прямо зависят  от того, насколько решительно  реформы будут проводиться в  жизнь.

      Эти методики включают опрос экспертов, представляющих крупные банки развитых стран и учитывают статистическую информацию о состоянии того или  иного фактора. Среди характеристик  этих факторов: прогнозы макроэкономических показателей; риск неплатежей за товары; риск невозврата кредитов; риск по выплате  дивидендов; риск национализации, конфискации  и экспроприации имущества; показатели долгов; оценки кредитоспособности стран; политика в области банковских активов, международных облигаций; политика в отношении скидок и штрафов. Россия занимает в рейтингах, проведенных  на основе этих методик, одно из последних  мест и уступает по инвестиционной привлекательности Чехии, Китаю, Венгрии, Польше, Литве, Румынии, Эстонии, Латвии. Данный рейтинг в определенной мере соответствует объемам иностранных  инвестиций, поступающих в Россию, по сравнению с другими странами. Вместе с тем эти методы не лишены недостатков. Во-первых, они не делают различий между прямыми и портфельными инвестициями. Во-вторых, вряд ли правомерно оценивать одной совокупностью показателей инвестиционный климат в России (учитывая разнообразие условий, складывающихся в субъектах Федерации), США, Китае, Германии, с одной стороны, и Люксембурге, Эстонии, Албании и других малых странах - с другой. В-третьих, в числе показателей отсутствует инновационная составляющая, играющая все большую роль в макроэкономической динамике многих стран.

      Оценка  состояния и перспектив развития инвестиционного климата в странах  Восточной и Центральной Европы, а также СНГ, в том числе  в России. Оценка проводилась по 10-балльной шкале (0 - худшая оценка, 10 - лучшая), по 10 наиболее важным экономическим и политическим показателям (экономический рост, стабильность цен, производительность труда, стабильность волюты, приватизация, инфраструктура, перспективы торговли, природные ресурсы, политическая стабильность, основы законодательства) показала, что Россия занимает высокое место по показателю природных ресурсов и перспектив торговли - 9,3 балла, в области инфраструктуры - 4,9, политической стабильности - 5, но отстает от большинства стран Восточной Европы и Балтии.

      Достоинством  такой рейтинговой методики является ее сравнительная дешевизна исследования и наглядность результатов. Такие  рейтинговые исследования более  приемлемы для политических процессов, нежели для конкретных экономических  изысканий.

      3. Методики балльной оценки позволяют  количественно сопоставить основные  характеристики инвестиционного  климата стран и определить  показатели, учитывающие величины  всех составляющих и служащие  критерием ранжирования стран  по их инвестиционной привлекательности.

      Эти методики универсальны и могут применяться  для разных стран. Они эффективны при проведении исследований, на макроэкономическом уровне, особенно при сопоставлении уровней экономического развития нескольких государств.

      По  этим методикам отбираются 15 критериев, имеющих определенный удельный вес. Экспертным путем эти критерии оцениваются  по шкале от "О" до "4". Установочными критериями являются: политическая стабильность (удельный вес - 12), состояние экономического роста (10), конвертируемость валюты (10), уровень зарплаты и производительность труда (8), отношение к иностранным инвестициям (6), возможность национализации (6), влияние девальвации (6), состояние платежного баланса (6), уровень государственного регулирования инвестиций (4), состояние инфраструктуры (4), возможность кооперирования в сфере производства (4), получение консультационных услуг (2), реализация проекта (6).

      Каждому из критериев дается оценочный индекс, присваиваемый группой экспертов; затем эти индексы суммируются  с учетом удельного веса каждого. Достоинством таких методик является то, что она несложна в пользовании  и универсальна, что позволяет  применять ее для разных стран, а  также достаточно наглядна и понятна - все это позволяет работать с  ней специалистам из разных областей науки. Результатом исследований по таким методикам является числовой показатель. Данные методики удобны при  проведении исследований на макроэкономическом уровне, особенно при сопоставлении  развития тех или иных государств или содружеств государств в целом.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"