Контрольная работа по "Экономике труда"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 23:11, контрольная работа

Описание работы

Контрольная работа по дисциплине "Экономика труда"

Содержание

Теоретическая часть:
Введение…………………………………………………………………………...3
Политика на рынке труда по улучшению занятости и снижению
безработицы……………………………………………………………………….6
Эффективность труда и её показатели…………………………………………11
Основные направления организации труда……………………………………13
Цели и задачи нормирования труда…………………………………………….16
Мотивация трудовой деятельности в современных условиях………………..19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………24
Практическая часть:
Вопросы…………………………………………………………………………..25
Задачи…………………………………………………………………………….26

Работа содержит 1 файл

К.р..doc

— 116.00 Кб (Скачать)

Содержание 

     Теоретическая часть:

Введение…………………………………………………………………………...3

Политика на рынке труда по улучшению занятости и снижению

безработицы……………………………………………………………………….6

Эффективность труда и её показатели…………………………………………11

Основные  направления организации труда……………………………………13

Цели  и задачи нормирования труда…………………………………………….16

Мотивация трудовой деятельности в современных  условиях………………..19

Заключение……………………………………………………………………….23

Список  литературы………………………………………………………………24

     Практическая  часть:

Вопросы…………………………………………………………………………..25

Задачи…………………………………………………………………………….26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Теоретическая часть. 

Введение. 

     Объектом  изучения экономики труда является труд, т.е. целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ и оказание услуг.

     В реальной жизни проблемы экономики  труда глубоко социализированы. Например, чтобы добиться высокого уровня организации труда, следует  использовать не только экономические, но и социальные критерии. Нормы  труда должны быть обоснованы не только технически и экономически, но и социально. Такие категории, как условия труда, организация труда, материальное стимулирование, имеют как экономический, так и социальный аспекты.

     Поэтому предметом изучения экономики труда  являются не только чисто трудовые экономические, но и социально-экономические отношения, возникающие в обществе, регионах, на конкретных предприятиях по поводу использования труда. Следовательно, правомерно говорить о социально-трудовых отношениях как о предмете экономики труда.

Теоретическое и методологическое развитие экономики труда как науки шло практически параллельно в странах Запада и в России. Однако предмет исследования существенно различался: в странах Запада он сводился к исследованию рынка труда , кривых спроса и предложения , состояния занятости и безработицы, оказавших влияние на заработную плату ; в Росси многолетние исследования, проводившиеся институтом труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации (НИИ труда), охватили широкий круг проблем трудовых отношений непосредственно на самом производстве: организация труда, нормирование труда, улучшение условий и охраны труда, заработная плата как стимулятор роста производительности труда. При этом в отсутствие классического понимания рынка труда заработная плата не рассматривалась как рыночная категория. 

     С развитием рыночных отношений в  экономике России возник вопрос об объединении зарубежных и отечественных  направлений исследований и достижений практики, учитывающий специфические  особенности развития российской экономики.

Потребность в расширении знаний о труде как  источнике развития человека и общества объективно служит движущим мотивом  раскрытия новых граней и возможностей в определении предмета науки  «Экономика труда». Это обусловлено  как развитием в целом экономической теории, так и развитием арсенала средств научно - технического прогресса, способствующих росту эффективности труда, созданию достойных условий жизни людей в обществе.

     При становлении и развитии рыночных отношений в экономике можно  полагать, что развитие экономики труда будет исходить из основополагающей категории «эффективность труда», т.е. соотношения между его затратами и результатом, затрагивая следующие направления:

- исследование  содержания социально-трудовых отношений,  рынка труда, занятости, механизма, регулирующего и обеспечивающего эффективное функционирование трудовых ресурсов и трудового потенциала общества;

-формирование  экономических условий для роста  производительности и эффективности  труда в ходе осуществления  экономических реформ;

-изучение  трудовой мотивации и стимулов, обеспечивающих плодотворную и  эффективную трудовую деятельность  в процессе развития рыночных  отношений;

-определение  принципов управления воспроизводством  и использованием ресурсов для  трудовой деятельности применительно к различным уровня хозяйствования с выделением микро-, мезо- и макроэкономики труда: на микроуровне предмет экономики труда - изучение развития и использования трудового и творческого потенциала работников, повышения эффективности и доходности труда, уровня его оплаты на основе применения рациональных форм организации нормирования и стимулирования персонала; на мезоуровне предметом экономики труда является исследование и решение проблем занятости, рынков труда, социальной реабилитации и социальной защиты работников на территориальном уровне, формирование эффективной системы управления социально - трудовыми отношениями в конкретном регионе; на макроуровне предмет экономики труда - выработка стратегии развития социально-трудовой сферы, прогнозирование социально-трудовых показателей развития национальной экономики, формирование и развитие эффективного экономико-правового механизма регулирования трудовых отношений в обществе в интересах повышения эффективности национальной экономики для целей жизнеобеспечения человека и общества в целом.

     Таким образом, можно определить, что в  современных условиях предметом  экономики труда является изучение социально - трудовых отношений в  вопросах трудового потенциала общества, путей его формирования и рационального использования в целях повышения эффективности национальной экономики, непосредственно обусловливающей жизнеобеспечение человека и общества в целом.

    В задачи данной работы входит рассмотреть следующие темы экономики труда:

  1. Политика на рынке труда по улучшению занятости и снижению безработицы
  2. Эффективность труда и её показатели
  3. Основные направления организации труда
  4. Цели и задачи нормирования труда
  5. Мотивация трудовой деятельности в современных условиях.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Политика  на рынке труда  по улучшению занятости и снижению безработицы. 

    Рынок труда - сфера формирования спроса и  предложения на рабочую силу.

    Вследствие  многообразия внутренних регуляторов  рынка рабочей силы, а также  в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в России реформ.

    Большую роль в обеспечении занятости  играет государство. Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда:

  1. программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе.
  2. программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.
  3. программы содействия найму рабочей силы.
  4. правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице

   Цели  государственного регулирования рынка  труда:

обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм; создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

   Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

  • активной — создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;
  • пассивной — поддержка безработных путем выплаты пособий.

   Проведение  активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:

  1. стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;
  2. организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;
  3. развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах с целью снижения фрикционной и структурной безработицы;
  4. содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важнейшим методом обеспечения занятости населения;
  5. государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения — молодежи, инвалидам;
  6. содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;
  7. международное сотрудничество в решении проблем занятости; решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;
  8. создание рабочих мест в государственном секторе — в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;
  9. организация общественных работ.

    Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относятся к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:

  1. обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;
  2. бесплатное медицинское обслуживание.

   Важной  основой регулирования рынка  труда в стране с рыночной экономикой является зависимость между безработицей и заработной платой. Речь идет о  так называемой кривой Филлипса, графически отражающей нелинейную зависимость между этими двумя явлениями.

   Если  допустить, что существует одинаковое соотношение между темпами изменения  заработной платы и цен, то модель Филлипса может быть преобразована  в соотношение между безработицей и темпами изменения уровня цен. Кривая Филлипса дает варианты выбора: или достаточная высокая занятость с максимально экономическим ростом, но при быстром повышении цен, или достаточно стабильные цены, но при значительной безработице.

   Особое  место в системе государственного регулирования рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействия найму), являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма.

   Биржа труда — специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции  на рынке рабочей силы. Основные направлениями деятельности бирж труда:

  • регистрация безработных;
  • регистрация вакантных мест;
  • трудоустройство безработных и других лиц;
  • изучение конъюнктуры рынка труда и представление информации о ней;
  • тестирование лиц, желающих получить работу;
  • профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;
  • выплата пособий.

   Большинство экономистов полагает, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.

   Борьба  с безработицей — один из элементов  системы общественного (социального) страхования. По Закону о занятости, был создан Государственный фонд занятости населения РФ, который является внебюджетным федеральным фондом. Средства фонда — федеральная собственность и управляются Государственной службой занятости населения. Средства фонда формируются за счет обязательных взносов работодателей и работающих граждан, ассигнований из бюджетов различных уровней, доходов от размещения средств на депозитах Центрального банка и др. и направляются на социальную защиту населения от безработицы.

Действия  государства, направленные на снижение уровня безработицы, могут иметь неоднозначные последствия.

     Программы переобучения и повышения квалификации, а также повышение эффективности  информационной службы о наличии  вакансий позволяют увеличить уровень  трудоустройства и снизить безработицу.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике труда"