Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:24, контрольная работа
Решение о создании новых предприятий принимает владелец капитала. При этом цели организации новых субъектов хозяйствования могут отличаться в зависимости от учредителей. Если в качестве учредителя выступает государство, то оно преследует следующие цели: производство социально значимых товаров и услуг; укрепление обороноспособности страны и повышение ее конкурентоспособности; вовлечение в производство незанятого трудоспособного населения и решение тем самым проблемы занятости; использование имеющихся природных ресурсов; изготовление принципиально новых видов промышленной продукции с использованием наукоемких технологий; удовлетворение экономических интересов членов трудового коллектива.
1. Создание, юридическое оформление и реорганизация предприятия. Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия
2. Нормативные сроки службы и сроки полезного использования объектов амортизации
3. Задача 1
4. Задача 2
5. Задача 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Создание, юридическое оформление и реорганизация предприятия. Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия
2. Нормативные сроки службы и сроки полезного использования объектов амортизации
3. Задача 1
4. Задача 2
5. Задача 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Решение о создании новых предприятий принимает владелец капитала. При этом цели организации новых субъектов хозяйствования могут отличаться в зависимости от учредителей. Если в качестве учредителя выступает государство, то оно преследует следующие цели: производство социально значимых товаров и услуг; укрепление обороноспособности страны и повышение ее конкурентоспособности; вовлечение в производство незанятого трудоспособного населения и решение тем самым проблемы занятости; использование имеющихся природных ресурсов; изготовление принципиально новых видов промышленной продукции с использованием наукоемких технологий; удовлетворение экономических интересов членов трудового коллектива.
Владелец частного предприятия имеет цель получение максимальной прибыли для удовлетворения личных интересов.
Создание предприятия начинается с поиска рыночной ниши (эффективной сферы организации бизнеса) и выбора партнеров. Следующий этап – это разработка бизнес – плана и подготовка учредительных документов (учредительного договора и устава).
В учредительном договоре должны содержаться следующие сведения: наименование предприятия, место его нахождения, порядок управления его деятельностью, сведения об учредителях, размер уставного капитала, доля каждого учредителя в уставном капитале, порядок и способ внесения вкладов учредителями в уставной капитал.
В уставе предприятия отражается организационно-правовая форма предприятия, наименование, место нахождения, размер уставного фонда, состав и порядок распределения прибыли, образование фондов предприятия, порядок и условия реорганизации и ликвидации предприятия.
Для отдельных организационно-правовых форм предприятий в учредительных документах (учредительном договоре и уставе), помимо перечисленных, содержатся и другие сведения.
Вновь созданные предприятия подлежат государственной регистрации. С момента государственной регистрации предприятие считается созданным и приобретает статус юридического лица.
Этап создания является обязательным для всех предприятий. В дальнейшем, одни предприятия могут развиваться и успешно функционировать бесконечно долго, другие в период адаптации к рыночным условиям хозяйствования осуществляют реорганизацию, реструктуризацию, санацию, которые могут не дать положительных результатов, что приведет к ликвидации субъекта хозяйствования[3, с. 42].
Создание предприятий регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. N 218-З
2. Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. N 1 О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования (в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 N 3, Указа Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450).
3. Указ Президента Республики Беларусь 1 сентября 2010 г. N 450 О лицензировании отдельных видов деятельности (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 06.06.2011 N 228)
4. Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. N 2020-XII О хозяйственных обществах (в ред. Законов Республики Беларусь от 10.01.2006 N 100-З, от 08.07.2008 N 372-З, от 15.07.2010 N 168-З).
5. Закон Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. N 423-З Об экономической несостоятельности (банкротстве) (в ред. Законов Республики Беларусь от 04.01.2003 N 183-З, от 29.06.2006 N 137-З, от 11.07.2007 N 251-З, от 26.12.2007 N 300-З, от 08.07.2008 N 372-З, от 14.07.2009 N 41-З, от 28.12.2009 N 96-З, от 31.12.2009 N 114-З).
6. Налоговый Кодекс Республики Беларусь (особенная часть) 29 декабря 2009 г. N 71-З и др.
Реорганизация - это создание новых производственных и функциональных подразделений, слияние или ликвидации низкоэффективных цехов, перепрофилирование и диверсификация производства. Особой формой реорганизации является реструктуризация предприятий. Направления реструктуризации: изменение производственной, организационной, социальной и финансовой сфер деятельности предприятий, в том числе преобразование государственных предприятий в акционерные общества[6, с.32].
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный регистр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом[9, с.41].
Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Эти документы утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляются вместе с учредительными документами для регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица, которые вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.
Коммерческая деятельность предприятия на любом этапе его функционирования влечет возникновение разнообразных кризисных ситуаций, результатом которых может быть несостоятельность и банкротство. Кризис предприятия вызывается несоответствием его производственно–финансовой деятельности требованиям внешней среды, что в свою очередь обусловлено неверной стратегией, неадекватной требованиям рынка. Характерным признаком кризисных ситуаций является: ухудшение финансового положения предприятия, сокращение источников и резервов развития; снижение прибыли и рентабельности; неплатежеспособность (недостаток собственного оборотного капитала, отсутствие средств для погашения долговых обязательств).
Основания признания судом юридического лица экономически несостоятельным (банкротом), порядок его санации или ликвидации устанавливаются законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве).
Дела об экономической несостоятельности (банкротстве) подведомственны хозяйственному суду (п. 15 ч. первой ст. 27 ХПК) и рассматриваются по месту нахождения должника (ст. 33 ХПК).
В соответствии со ст. 6 Закона от 18 июля 2000 г. "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) правом на подачу в хозяйственный суд заявления о банкротстве должника в связи с неисполнением денежных обязательств обладают должник, кредитор (в том числе представитель работников должника - по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений), прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, иные уполномоченные на то государственные органы, а также юридические и физические лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством (далее - уполномоченный орган). Правом на подачу в хозяйственный суд заявления о банкротстве должника в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей обладают должник, прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, налоговые и иные уполномоченные органы.
Основанием для подачи заявления должника о своем банкротстве (далее - заявление должника) является его неплатежеспособность, если она имеет устойчивый характер. Должник вправе подать в хозяйственный суд заявление должника при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии в установленный срок исполнить платежные обязательства и (или) обязательства, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, ввиду своей неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер (в предвидении банкротства). Должник - юридическое лицо подает в хозяйственный суд заявление должника на основании решения органа (лиц), уполномоченного (уполномоченных) в соответствии с учредительными документами должника - юридического лица на принятие решения о его ликвидации, или на основании решения органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия, если иное не предусмотрено Законом. Должник обязан в срок, не превышающий 10 дней со дня подачи заявления должника или получения соответствующего извещения, оповестить свой трудовой коллектив (коллектив работников организации) о подаче в хозяйственный суд заявления должника или об извещении его хозяйственным судом о подаче заявления о банкротстве этого должника другими лицами.
В силу предписаний ст. 8 Закона должник обязан подать заявление должника в хозяйственный суд в случаях, когда: удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами либо прекращению деятельности должника - юридического лица; органом (лицами), уполномоченным (уполномоченными) в соответствии с учредительными документами должника - юридического лица на принятие решения о его ликвидации, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника; органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника; выявлено обстоятельство, предусмотренное ч. первой ст. 247 Закона (см. Упрощенные процедуры банкротства) (ч. первая). Руководитель должника, ликвидационная комиссия (ликвидатор), а также иные уполномоченные органы обязаны подать в хозяйственный суд заявление должника, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме (ч. вторая). В случаях, предусмотренных ч. первой и второй указанной статьи, заявление должника должно быть подано в хозяйственный суд не позднее одного месяца с момента возникновения соответствующего основания (ч. третья). Неподача должником заявления должника в случаях и срок, указанные выше, влечет субсидиарную ответственность виновных в этом лиц, полномочных принимать или принимающих решение о подаче заявления должника по платежным обязательствам и (или) обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, возникшим по истечении срока, предусмотренного ч. третьей данной статьи.
Удостоверенная судом полная неплатежеспособность субъекта хозяйствования называется банкротством. В этом случае необходимы экстренные меры по восстановлению платежеспособности предприятия и поддержанию производственного процесса, т.е. санация.
Санация – это комплекс мероприятий, направленных на финансовое оздоровление предприятия, для предотвращения банкротства.
Санация может проводиться путем отстранения руководителя предприятия от принятия решений и назначения антикризисного управляющего, задачей которого является устранение последствий и причин кризиса, т.е. стабилизировать финансовое положение предприятия и осуществить его реструктуризацию.
Если санация не принесла ожидаемых результатов, проводится процедура банкротства. Банкротство рассматривается как экономическая и юридическая процедура ликвидации должника, продажи его имущества и расчета с кредиторами.
Прекращение деятельности предприятия может быть осуществлено также в следующих случаях: по решению учредителей; в связи с истечением срока, на которое создано предприятие; в связи с достижением цели, ради которой было создано предприятие; в случае признания судом недействительной регистрации предприятия, в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер; по решению суда, в случае: осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов; уменьшения стоимости чистых активов коммерческой организации по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда); признания предприятия несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Регистрирующего органа в случаях: нарушения сроков регистрации акций, установленных законодательством; нарушения сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда, предусмотренных законодательством.
Ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами (п. 1 ст. 57 ГК).
Пунктом 3 ст. 52 ГК определено, что учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами либо учредительными документами юридического лица.