Контрольная работа по дисциплине «Микроэкономика»

Автор: p********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 00:01, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы: самостоятельное углублённое изучение материала по предложенным темам. Необходимо выяснить что такое ценовая эластичность спроса и коэффициент ценовой эластичности спроса; изучить взаимодействие спроса и предложения и механизм установления рыночного равновесия; дать понятие производства и производственной функции; и выяснить что такое чистая монополия и изучить правило максимизации прибыли монополистической фирмы, особенности ее продажной цены.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..
Вопрос 5 Ценовая эластичность спроса. Коэффициент ценовой эластичности спроса ……………………………………………………...
Вопрос 10 Взаимодействие спроса и предложения. Механизм установления рыночного равновесия …………………………………...
Вопрос 18 Понятие производства. Производственная функция ……....
Вопрос 29 Чистая монополия. Правило максимизации прибыли монополистической фирмы, особенности ее продажной цены ………...
Задача 3 …………………………………………………………………….
Задача 14 …………………………………………………………………...
Использованная литература ………………………………………………
3
4
9
15
20
26
27
28

Работа содержит 1 файл

Микроэк-ка контр.doc

— 297.00 Кб (Скачать)

3. Существенно  различаются коэффициенты эластичности  спроса на предметы первой  необходимости и предметы роскоши.  Спрос на предметы первой необходимости  обычно не эластичен. Тогда как спрос на предметы длительного пользования, как правило, эластичен. Спрос на соль, спички, хлеб картофель в обычных условиях не эластичен. Однако в условиях резких перемен это требует специфического анализа. Потребление энергии также укладывается большей частью в привычный режим жизни.

4. Реакция спроса  на изменение цен на взаимосвязанные  товары обычно бывает эластичной. Однако она может быть противоположна  на заменяемые товары, т.е. при  росте цен на один товар  и сокращение спроса на него спрос на заменяемый товар может возрасти. На дополнительные товары под воздействием изменения цен спрос смещается в одном направлении. Заметим, что эластичность спроса на продукт во многом зависит от того, насколько уже определена сфера его пользования.

5. Изменение  цен на продукцию предприятия  при сложившихся ценах на рынке  может сказаться на эластичности  спроса на эту продукцию. Значительное  завышение цен против рыночной  цены ведет к резкому сокращению  спроса на данную продукцию  и уменьшению ее удельного веса на рынке. Занижение цены по сравнению с установившейся рыночной ценой ведет к ускорению реализации и расширению доли данной продукции на рынке, т.е. расширению влияния предприятия-производителя на рынке.

При этом нужно  иметь в виду следующие обстоятельства:

  • существует порог чувствительности потребителя к ценам. Незначительное изменение цены может остаться незамеченным потребителем. И в этом случае, например, небольшое снижение цены не скажется на увеличении спроса, но вызовет потери в выручке предприятия. Между тем не замеченное потребителем повышение цен на продукцию предприятия может и не сказаться на уменьшении спроса. Тогда предприятие выиграет в выручке;
  • завышение цены предприятием может быть расценено потребителем как установление монопольной цены. В этом случае может последовать вытекающее из этого факта применение мер, предусмотренных антимонопольным законодательством;
  • наконец, значительное занижение цены предприятием против сложившейся на рынке может быть квалифицировано как установление демпинговой цены, что также относится к юрисдикции антимонопольного законодательства с вытекающими из этого последствиями. Так что от предприятия требуется выработка продуманной и взвешенной политики ценообразования на рынке.

   Под производством  понимается процесс воздействия человека на предметы и силы природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей1[2]. В нем взаимодействуют три компонента: рабочая сила человека, предметы труда и средства труда.

   Под рабочей  силой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм и которые реализуются в ходе трудового процесса. По мере развития общественного производства изменяются характер и содержание рабочей силы. На ранних этапах развития общества главную роль играли физические способности человека к труду. По мере развития производства, особенно в условиях современной научно-технической революции, все более высокие требования предъявляются к умственным способностям человека, к его интеллектуальному уровню, научно-техническому образованию, квалификации и другим качествам.

   Рабочая сила выступает личным фактором производства, а человек - как ее носитель, трудящийся - как главная производительная сила.

   Предмет труда - это все то, на что направлен  труд человека, что составляет материальную основу будущего продукта. Если на заре цивилизации предметом труда исключительно было вещество природы, то по мере развития производства, науки и техники среди предметов труда все большее место занимают продукты производства, которые называются сырьем.

   Средства  труда - это вещи или комплексы  вещей, с помощью которых человек  обрабатывает предметы труда, воздействует на них. К ним относятся разнообразные  орудия труда, механизмы, средства связи, пути сообщения, земля и др. По мере развития производства средств труда развиваются, совершенствуются, усложняются.

 

Вопрос 10  Взаимодействие спроса и предложения. Механизм установления рыночного равновесия

В условиях совершенного рынка неравновесные цены являются временными. Спустя то или иное время они меняются и устанавливаются на равновесном уровне.

Стремление рыночных цен к равновесию обусловлено  действием закона спроса и предложения. В отличие от закона спроса и закона предложения, указывающих на устойчивую зависимость спроса и предложения от цены, данный закон также отражает обратную зависимость цены от спроса и предложения.

Закон себя обнаруживает при возникновении неравновесного состояния на совершенном рынке. Это состояние можно представить  как в виде шкалы спроса и предложения, так и графически. Представим спрос и предложение на знакомые нам котлеты и соответствующие цены.

Таблица 7.1

Шкала спроса и  предложения товара

Ситуация Цена, р. Спрос, шт. Предложение, шт.



4



5
100 
200 
300 
400
500 
400 
300 
200

Данные таблицы  показывают, что рынок данного товара начал функционировать при установлении цены продавцами на уровне 8 рублей. При такой цене они готовы продать товар в объеме 500 штук. Однако спрос в этом случае оказывается в 5 раз меньше предложения. Данная ситуация приводит в действие закон спроса и предложения, предполагающий при превышении предложения над спросом понижение цены. Ситуация 2 в таблице показывает результат такого понижения - спрос повысился до 200 штук, тогда как предложение сократилось до 400 штук. Подобное поведение спроса и предложения отражает действие знакомых нам закона спроса и закона предложения. Поскольку и эта ситуация характеризует несоответствие спроса и предложения, то цена продолжает понижаться. При достижении ею уровня в 6 рублей спрос и предложение уравновешиваются. Если же цена по инерции пойдет на дальнейшее снижение, то уже спрос будет превышать предложение, и в этом случае под воздействием закона спроса и предложения цена устремится вверх.

Более наглядно взаимодействие спроса и предложения можно представить графически (рис. 7.5).

Рис. 7.5.

Рисунок с помощью  стрелок хорошо показывает тенденцию  рыночной цены к равновесию вследствие действия закона спроса и предложения. При неравновесной цене идет встречное  движение спроса и предложения и соответствующее движение цены. Движение прекращается при установлении равновесной цены. Это означает, что законы рынка себя проявляют и обнаруживают лишь при возникновении неравновесного состояния на рынке.

В том числе  взаимосвязь спроса и предложения  с ценой и их зависимость от условий потребления и производства обусловливает то, что изменение этих условий нарушает равновесие на рынке, приводя в действие закон спроса и предложения. Эти ситуации также удобно проиллюстрировать с помощью следующего графика.

Рис. 7.6.

Рис.7.6 показывает, что изменение спроса в сторону  увеличения привело к повышению  цены до уровня р2, так как новые  условия спроса позволяют при  прежней цене покупать товар в  количестве 0q2. Но поскольку предложение  не может сразу же отреагировать на это увеличением до величины 0q2, то некоторое время оно остается в объеме 0q1. В результате цена повышается до уровня 0р2.

В краткосрочном  плане цена 0р2 является равновесной, так как отражает равенство спроса и предложения. Но ее равновесие оказывается неустойчивым, так как цена не отражает возникшие изменения в условиях производства.

Спустя какое-то время производство и предложение  начинают реагировать на новый уровень  цены. При ней предложение способно увеличиться до величины 0q2. Но такое  увеличение осуществляется не сразу, и по мере роста предложения цена начинает снижаться, так как ее временное равновесие нарушается вследствие превышения предложения над спросом на величину q1q2. Понижение цены, в свою очередь, ведет к превышению спроса величины 0q1 и к предложению меньше величины q2. Вновь мы видим встречное движение спроса и предложения от величин q1 и q2 и установлению их равенства в объеме 0q3. Таким образом устанавливается новая цена, характеризующая, в отличие от цены 0р2, устойчивым равновесием.

Аналогичным образом  закон спроса и предложения действует  в случае изменения спроса в сторону  понижения.

Рис. 7.7.

Так, рис.7.7 показывает изменение спроса в сторону сокращения. Здесь можно видеть, что цена не сразу реагирует на изменение  спроса, она какое-то время остается на прежнем уровне, обусловливая возможность сокращения спроса до величины 0q2. В этом случае обнаруживается превышение предложения над спросом, что ведет к понижению цены. Это соответствующим образом влияет на спрос и предложение — величина первого увеличивается, величина второго уменьшается. То есть снова происходит встречное движение спроса и предложения, и в конеч ном итоге устанавливается новая равновесная цена 0р2.

Иной ход действия закона спроса и предложения в  случае изменения условий предложения. Допустим, изменения в производстве привели к увеличению предложения, что отражено сдвигом кривой предложения на новое положение (рис. 7.8).

Рис. 7.8.

Изменение в  условиях производства привело к  тому, что при прежней цене p1 предложение составлять величину 0q2, что больше спроса на величину q1q2. Под воздействием этого превышения цена идет вниз, готовая опуститься до уровня р2 в соответствии с возможностями спроса. Однако по мере понижения цены величина предложения начинает сократься, а спрос увеличиваться. Встречное движение спроса и предложения приводит к установлению новой равновесной цены ОрЗ.

Рис. 7.9.

На рис.7.9 показана ситуация с изменением предложения  в сторону уменьшения. При первоначальном уровне цены Opl предложение готово сократиться до величины 0q2. Подобное сокращение способно привести к повышению цены до уровня 0р2 в соответствии с возможностями спроса. Однако повышение цены стимулирует рост предложения, который начинает превышать спрос, что ведет к понижению цены и соответствующему росту спроса. Вновь происходит встречное движение предложения и спроса и установление новой цены с устойчивым равновесием ОрЗ.

Таким образом, взаимодействие спроса и предложения  на совершенном рынке осуществляется через действие трех рыночных законов: закона спроса, закона предложения и закона спроса и предложения. Причем эти законы проявляют себя при нарушении равновесного состояния на рынке и выступают как фактор восстановления нарушенного равновесия.

Следует при  этом отметить, что восстановление равновесия требует времени, которое в отношении разных товаров может быть разным по продолжительности. Например, сокращение производства и продажи мяса нередко происходит вследствие забоя скота, и в случае роста спроса на этот товар животноводам нужны годы для восстановления прежнего объема предложения.

Механизмы установления рыночного  равновесия

Динамическое  равновесие на рынках товаров с различным  типом предложения

а) Рынки  товаров, производимых с коротким производственным циклом и непрерывным циклом потребления (продажи).             

 

                     

          а)                                                                               б)

б) Рынок  товаров с длительным или периодическим производством или товаров с сезонным характером предложения (сельхозпродукты).            

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Микроэкономика»