Контрольная работа По дисциплине «Международная экономика»

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 14:07, контрольная работа

Описание работы

Мировая торговля испытывала сильные затруднения без единого толкования понятия «поставки товаров базисных условий» и вытекающих из них обязательств договаривающихся сторон, без отлаженной системы достаточно точных оговорок (терминов и их толкований) относительно прав и обязанностей участников торговых сделок. Этим прежде всего и объясняется принятие в 1936 году Международной торговой палатой первого свода правил интерпретации коммерческих терминов, известного как «Инкотермс - 1936». Дополнения, которые вносились в него в 1953,1967,1976,1980,1990 и 2000 годах,

Работа содержит 1 файл

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА.docx

— 62.47 Кб (Скачать)

Особое место в ряду поставщиков нефти на мировой  рынок в долгосрочной перспективе  по-прежнему будут занимать страны ОПЕК и в первую очередь Саудовская Аравия, Кувейт, Ирак, Катар, Объединенные Эмираты, Нигерия и Ливия с их исключительно крупными разведанными запасами этого сырья. Вместе с тем неуклонный рост мирового спроса на нефть и нефтепродукты, объективная угроза истощения природных ее запасов в ряде регионов мира потребуют масштабных инвестиций в поиски и разведку новых месторождений, особенно в Западной Африке и Центральной Азии.

Китай, где при ежегодном  росте ВВП около 8 - 9% потребление  нефти увеличивается на 10 - 14%, стал вторым в мире ее импортером. Наиболее вероятно, что и эта тенденция  сохранится. Аналогичная ситуация складывается и в Индии. Правда, уже к 2030 - 2040гг. можно ожидать уменьшения темпов развития этих стран до 4 - 5%, что при  одновременном снижении нынешней крайне высокой энерго- и материалоемкости их экономик снизит темпы роста их спроса на нефть.

Пока по месту в общем  энергетическом балансе Природный  газ несколько уступает нефти  и углю, но уже к 2020г. ожидается, что  его доля возрастет до 28 - 30%, главным  образом за счет сокращения доли угля и атомной энергии. Газ является наиболее эффективным с экономической  точки зрения и, что особенно важно, экологически наиболее чистым энергоносителем. Основные факторы, способствующие росту  его потребления, - повсеместное увеличение числа работающих на нем электростанций, расширение использования в жилищном хозяйстве, а также явное снижение привлекательности ядерной энергетики и обострение экологических проблем.

В отличие от нефти, активная промышленная добыча которой ведется  уже более 100 лет, природный газ - относительно молодой энергоноситель. Мировая обеспеченность запасами природного газа по состоянию на 2004г. составляет примерно 60 лет, что существенно  выше обеспеченности нефтью. Несомненным  мировым лидером по его разведанным  геологическим запасам является Россия (30,5% общемировых запасов), на втором месте стоит Иран (14,8%). В  России обеспеченность разведанными природными запасами составляет около 85 лет, в  странах Ближнего Востока в целом - почти 240 лет, в Нигерии - порядка 200 лет. В США, Канаде, Норвегии, Голландии  и других промышленно развитых странах  эти запасы относительно невелики и  скорее всего будут исчерпаны  уже в ближайшие 20 - 30 лет.

Среднегодовые темпы прироста мировой добычи природного газа в  последние десятилетия составляют около 2,7% и в среднем близки к  многолетним темпам развития всей мировой  экономики. Первое место по добыче занимает Россия (около 22% мирового объема), за ней  с небольшим отрывом следуют  США, однако там вследствие постепенного истощения природных запасов  газа его добыча снижается. Значительный уровень добычи сохраняется в  Великобритании, Норвегии и Алжире, но их доля в мировой добыче не превышает 5%.

Использование природного газа требует создания дорогостоящей  инфраструктуры. Вследствие географической удаленности основных газовых месторождений  от крупнейших потребителей чрезвычайно  высоки расходы на его транспортировку: необходимы протяженные газопроводы, заводы по сжижению газа, специализированные суда для транспортировки и т.п. К основным направлениям поставок газа следует отнести экспорт из Северной Африки, России, Туркмении и Казахстана в Западную Европу, а также из Канады в США.

По мнению Р. Приддла, исполнительного  директора Мирового энергетического  агентства (МЭА), для долгосрочных перспектив мировой энергетики характерны: более  чем полуторакратное увеличение потребления энергии до 2030г., причем почти 2/3 ожидаемого прироста придется на развивающиеся страны; преобладание жидкого топлива в структуре  энергопотребления; повышение роли государственной политики при выборе приоритетных для финансирования проектов в энергосфере; резкий рост масштабов  торговли энерготоварами; наиболее высокие  темпы роста потребности в  природном газе по сравнению с  другими видами углеводородного  сырья; интенсификация использования  возобновляемых источников энергии; доминирующая доля транспорта в приросте нефтепотребления; наиболее высокие темпы роста  потребления электроэнергии по сравнению  с другими энергоносителями, обеспечивающими  конечное потребление; быстрый рост выбросов углекислоты в результате энергоиспользования (если не изменится  соответствующая государственная  политика); появление новых энерготехнологий, которые смогут оказать свое доминирующее влияние на процессы энергообеспечения  лишь в отдаленной перспективе.

В начале XXI в. научно-техническая  революция создала возможности  обеспечения высоких темпов экономического роста и развития, масштабного  увеличения добычи и использования  природных, в том числе топливно-энергетических ресурсов, необходимых для быстрорастущего  населения. Технологические достижения в отраслях топливно-энергетического  комплекса (ТЭК) снижают также и  затраты на добычу и транспортировку  энергосырья. Однако переход к эксплуатации месторождений в более сложных  горно-геологических и природно-климатических  условиях, доставка энерготоваров из новых, отдаленных источников практически  всегда высокозатратны, что в итоге  приводит к росту цен на энерготовары.

Рост ВВП любой страны на 1% нуждается в росте энергетических мощностей на 0,5%. С этим же теснейшим  образом связана и проблема энергетической безопасности как отдельных стран (особенно лидеров мирового и регионального  масштаба), так и межгосударственных объединений, например ЕС. Ситуация с  этим, видимо, в дальнейшем будет  еще более обостряться, что связано, во-первых, с очагами существующей (и потенциальной) нестабильности в ряде стран - экспортеров углеводородов; во-вторых, со стремлением США поставить под свой контроль основные нефтедобывающие регионы; в-третьих, со стремительным ростом экономических гигантов XXI в., таких, как Китай, Индия, Бразилия.

Исследования показали, что  сейчас вырисовываются два пути решения  кризиса поставок энергоресурсов на мировой рынок: поиск альтернативных источников энергии, избранный практически  всем миром, и метод силового контроля, который США наглядно продемонстрировали в ходе агрессии против Ирака. Однако для мобильных транспортных средств (авиация, автотранспорт, корабли и суда) реальной альтернативы жидкому, основанному на нефтепродуктах топливу пока не существует. Положительные моменты разработки - это восстанавливаемость ресурсного потенциала, его масштабность, а также отработанность технологий. К сожалению, насколько рентабельным и экологичным окажется это топливо в XXI в., пока не известно.

Таким образом, для мирового энергопотребления XXI в. можно отметить четыре качественные тенденции: продолжающийся его рост, опережающий возможности  экономии энергии; сохраняющаяся высокая  доля углеводородного сырья в  балансах потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР); более высокие, чем  для нефти, темпы роста производства и потребления газа; опережающее  увеличение потребления как ТЭР  в целом, так и углеводородов  в частности, вне зоны Организации  экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), особенно в странах Азии.

К этому добавляется нестабильность темпов роста мировой экономики, сложная политическая ситуация на Ближнем  Востоке, ухудшение природно-климатических  и погодных условий в Северном полушарии, неопределенность с ценами на природный газ и внутренней политикой стран ОПЕК. Высокая  цена на нефть активизирует ее независимых  производителей, стимулирует использование  альтернативных энергоносителей, в  том числе получаемых из природного газа жидких углеводородов.

 

 

 

 

 

 

 

Термины

ЕВРО- (знак валюты — €, банковский код: EUR) — официальная валюта 17 стран «еврозоны» (Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Ирландии, Испании, Италии, Кипра, Люксембурга, Мальты, Нидерландов, Португалии, Словакии, Словении, Финляндии, Франции, Эстонии). Также валюта используется ещё в 9 государствах, 7 из которых — европейские. Таким образом, евро — это единая валюта для более чем 320 миллионов европейцев. В декабре 2006 года в наличном обращении было 610 млрд евро, что делало эту валюту обладателем самой высокой суммарной стоимости наличных, циркулирующих во всем мире, опережая по этому показателю доллар США. Евро был представлен мировым финансовым рынкам в качестве расчётной валюты в 1999 году, а 1 января 2002 года были введены в наличное обращение банкноты и монеты. Евро заменил европейскую валютную единицу (ЭКЮ), которая использовалась в европейской валютной системе с 1979 по 1998 год, в соотношении 1:1.

Евро  управляется и администрируется Европейским центральным банком (ЕЦБ), находящимся во Франкфурте, и Европейской системой центральных банков (ЕСЦБ), которая состоит из центральных банков стран-членов еврозоны. ЕЦБ является независимым центральным банком, и ему принадлежит исключительное право определять монетарную политику в еврозоне. ЕСЦБ занимается печатанием банкнот и чеканкой монет, распределением наличных денег по странам еврозоны, а также обеспечивает функционирование платежных систем в еврозоне.

Все члены Европейского союза имеют  право войти в еврозону, если они  удовлетворяют определённым требованиям  к кредитно-денежной политике, а  для всех новых членов Европейского союза обязательство рано или  поздно перейти на евро является непременным  условием вступления в союз.

 

НАФТА-   Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА, англ. North American Free Trade Agreement, NAFTA; фр. Accord de libre-échange nord-américain, ALENA; исп. Tratado de Libre Comercio de América del Norte, TLCAN) — соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающееся на модели Европейского Сообщества (Европейского союза). Соглашение НАФТА было подписано 17 декабря 1992 и вступило в силу 1 января 1994.

Цели

Основной  целью НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами  и барьеров на привлечение инвестиций. В то время как Европейский  союз базируется на концепции федеральной  политики с распределением власти между  его органами - Советом, Комиссией, Парламентом  и Судом Правосудия, с одной  стороны и членами-государствами  с другой, НАФТА строит интеграцию на основе конфедеративных связей между  независимыми суверенными государствами. Взаимодействие в сфере торгового  оборота в каждом из этих государств поддерживается автономными директивными органами в рамках, установленных  НАФТА. Цели НАФТА:

- устранение таможенных и паспортных  барьеров и стимулирование движения  товаров и услуг между странами-участницами  соглашения;

- создание и поддержание условия  для справедливой конкуренции  в зоне свободной торговли;

- привлечение инвестиций в страны-члены  соглашения;

- обеспечение должной и эффективной  защиты и охраны прав интеллектуальной  собственности;

- создание действенных механизмов  внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и  управления;

- создание базы для будущей  трёхсторонней, региональной и  международной кооперации в целях  расширения и улучшения Соглашения;

- создание единого континентального  рынка.

Основные характеристики НАФТА.

Как и другие региональные интеграционные блоки, НАФТА организовано с целью  расширения экономических связей (прежде всего, взаимной торговли) между странами-участницами. Запрещая государствам-членам дискриминацию  в отношении взаимных товаропоставок и инвестиций, НАФТА устанавливает  протекционистские правила против внешних производителей (в частности, в текстильной промышленности и  автомобилестроении).

Экономическая интеграция в Северной Америке отличается от интеграции в Западной Европе и  Азии, основанных на согласованной  регулирующей деятельности многих высокоразвитых государств.

В других регионах интеграция осуществлялась «сверху вниз», когда межправительственные соглашения стимулировали контакты предпринимателей разных стран. В НАФТА, наоборот, процесс интеграции шел «снизу вверх»: сначала высокого уровня достигли межкорпоративные связи, а затем на их основе принимались межгосударственные соглашения.

Внутри  НАФТА, в отличие от ЕС и АТЭС, есть только один центр экономической  силы – США, чья экономика в  несколько раз превосходит Канаду и Мексику вместе взятые. Эта моноцентричность облегчает управление (страна-лидер  легко может навязать свои решения  более слабым партнерам), но одновременно создает среду потенциальных  конфликтов (партнеры США могут оказаться  недовольными своим подчиненным  положением). Кроме того, интеграция оказывается однобокой: Канада и  Мексика тесно интегрированы  с США, но не друг с другом.

Центральным организационным институтом НАФТА  является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли, которая  следит за выполнением соглашения и  оказывает содействие разрешению споров, возникающих при его интерпретации. Она контролирует деятельность 30 комитетов  и рабочих групп. При формировании объема компетенции комиссии использован  следующий принцип: в пределы  компетенции этой комиссии включены полномочия, которыми страны обычно наделяют министров торговли.

Участники НАФТА не намерены трансформировать его, как это было в ЕС, в таможенный союз. Это объясняется тем, что 70% внешней торговли США приходится на страны за пределами НАФТА, поэтому  Соединенные Штаты хотят сохранить  свободу своей внешнеэкономической  политики.

США как лидер американской экономической интеграции.

В 20 в. США отстаивали принципы либерализации  мировой торговли. НАФТА создает  прецедент либерального урегулирования новых сфер, пока еще не регулируемых в рамках ГАТТ, – таких, например, как инвестиции, права на интеллектуальную собственность, торговля услугами. Поэтому  именно США выступили инициаторами заключения Североамериканского соглашения о свободе торговли (НАФТА) с Канадой  и Мексикой. Поскольку НАФТА демонстрирует эффективность региональных кооперационных связей, другие страны Латинской Америки и существующие здесь региональные объединения (МЕРКОСУР, Андский пакт и др.) ведут переговоры о создании общеамериканского интеграционного союза ФТАА (Free Trade Agreement of the Americas - FTAA) на основе НАФТА. Эта идея также поддерживается США, стремящихся укрепить общеамериканскую экономическую интеграцию для экономической конкуренции с Западной Европой (блоком ЕС) и восточно-азиатскими странами (блоком АТЭС).

Информация о работе Контрольная работа По дисциплине «Международная экономика»